Администрация муниципального округа Верхний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Принята на заседании
педагогического совета
от «27» августа 2025 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
_____________ Е. А. Нехай
«27» августа 2025 г.
Приказ № 105
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начальная военная подготовка»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 года
В разработке программы участвовал:
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ СОШ №4 (Бибиков Олег Николаевич – педагог дополнительного
образования)
г. Верхний Тагил
2025 год
Содержание программы
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
8
Содержание программы: учебный план, содержание учебного
9
плана
Планируемые результаты
12
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
14
Условия реализации программы
18
Методические материалы
19
Оценочные материалы
22
Программа воспитания
26
Календарный план воспитательной работы
33
Список литературы
38
2
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Начальная
военная
подготовка»
имеет
социально-гуманитарную
направленность базового уровня и способствует формированию у подростков
и молодёжи готовности и практической способности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа «Начальная военная подготовка» разработана на основе
НПА:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);
2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от
11.06.2021);
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об
утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках
Десятилетия детства, на период до 2027 года»;
7. Постановление главного государственного врача Российской
Федерации об утверждении
санитарных правил
С.П.2.4.3648-20
8. «Санитарно эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09.2020 №28;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций
3
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
10. Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
11. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному
проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
22.09.21 №
652-н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых»;
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Приказ №196)
(редакция 30.09.2020);
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019
№
114
«Об
утверждении
показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность и новизна программы обусловлена рядом факторов:
− нацеленностью на развитие патриотизма;
− целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе
в ВС РФ;
− формированием здорового образа жизни;
− необходимостью развития духовно-нравственных ценностей
4
обучающихся.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и
родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей
формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые
для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует
личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья,
профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в
обществе.
Программа обладает отличительными чертами по форме организации
учебного процесса. Особенность, которая касается участников:
− Участниками юнармейских отрядов могут быть обучающиеся от 12 до 17
лет;
− Участие в мероприятиях, проводимых юнармейским отрядом, и выход из
объединения является добровольным.
Особенность, которая касается принципов реализации программы:
содержание и материал программы спланированы по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также
требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 и могут быть усложнены
или упрощены.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и
тактические учения. Основными методами выступают показ и упражнение
(тренировка).
Адресат программы. Данная программа предназначена для
подростков 12-17 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою
принадлежность и причастность к определённой социальной группе. Он уже
не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает
историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того
общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у
подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются
нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте
возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается
самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в
5
этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной
деятельности: увеличивается объём внимания, памяти, происходит развитие
наблюдательности.
Подростки
отличаются
неустойчивостью
в
психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому
предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности.
Индивидуальный подход предполагает учёт особенностей возраста, типа
нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту
психологическую установку в обучении, которая даёт возможность
преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на
жизненном пути.
Срок освоения, уровни и объем программы. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная военная
подготовка» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность составляет
108 часов (3 часа в неделю) в разновозрастной группе.
Формы обучения и виды занятий. Форма обучения - очная. Формы
занятий: фронтальная, групповая. В учебном классе:
6
−
−
−
−
−
теоретические занятия и исследовательские работы;
семинары, практикумы, конференции;
просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
изучение биографической и специальной литературы;
инструктаж;
В спортзале:
− практические занятия по строевой подготовке, физической
подготовке и военно-спортивным дисциплинам, подготовка к
сдаче норм ГТО,
Выездные мероприятия:
− встречи с участниками событий локальных конфликтов и
экспертами в области военно-патриотического воспитания;
− тренинги по подготовке к военно-спортивным играм;
− туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
− участие в школьных и городских военно-спортивных
соревнованиях;
− участие в вахтах памяти, уход за памятными местами.
Основной формой организации образовательного процесса
являются теоретические и практические занятия, комплексные
тренировки, стрельбы и тактические учения. Основные методы – показ и
упражнение (тренировка).
Режим занятий. Занятия проводятся в разновозрастной группе.
Продолжительность учебного часа – 40 минут. Реализация спортивных
мероприятий, запланированных в рамках реализации программы,
проводится в рамках школьного спортивного клуба.
Цель и задачи программы. Цель – совершенствование системы
военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего
поколения.
Основные задачи:
− реализация государственной молодежной политики Российской
Федерации;
7
− воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности
идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества,
противодействия идеологии экстремизма;
− воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам
России,
формирование
положительной
мотивации
к
прохождению военной службы и всесторонняя подготовка
юношей к исполнению воинского долга;
− изучение истории страны и военно-исторического наследия
Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории
и выдающихся людях «малой» Родины; пропаганда здорового
образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости,
организация здорового досуга учащихся;
− активное приобщение подростков и молодежи к военнотехническим знаниям и техническому творчеству;
− развитие в подростковой и молодежной среде ответственности,
принципов коллективизма, системы нравственных установок
личности на основе присущей российскому обществу системы
ценностей;
Учебный план
Темы модуля
Кол-во часов
Теория Прак
тика
Раздел: I. Подготовка по основам военной
службы
1. Модуль. Строевая подготовка
2. Модуль. Огневая подготовка
2
4
5
Форма
аттестации
Всего
6
6
стрельбище
1
3. Модуль. Уставы Вооруженных Сил
4. Топография и ориентирование
5. Действия в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях
8
Зачет
Зачет,
3
3
3
3
6
6
Тест
Зачет
3
6
9
тест
Раздел II. Военно-спортивная
подготовка
1.Физическая подготовка
2. Военно-спортивные игры
3
9
3
9
12
зачет
Соревнование
15
Соревнование
12
3. Туристическая подготовка
3
12
Раздел III. Интеллектуальное развитие в игровой
деятельности
1. Интеллектуальные игры
3
12
2. Подготовка к исследовательской
2
1
работе
Раздел IV. Духовно-нравственное
воспитание
1. Исследовательская деятельность
3
9
Конкурс
15
Проект
работы
3
12
проект
2. Краеведение
2
2
4
зачет
Итоговое занятие
0
2
2
Итоговая
аттестация
Итого
32
76
108
Содержание учебного плана
I Раздел. «Подготовка по основам военной службы»
1. Модуль «Строевая подготовка»
Теория. Строевые приемы и движение без оружия. Общие положения о
выполнении строевых приемов. Общие положения о строях и управлении
ими: строй, шеренга, фланг, тыл, интервал, дистанция, двухшереножный
строй, колонна, походный строй.
Практика.
Команды, подаваемые на строевой подготовке.
Предварительные и исполнительные команды. Тренировки строевых
приемов. Строевая стойка, строевой шаг, перестроение, повороты на месте и
в движении, приветствие, подход и отход от начальника.
2. Модуль «Огневая подготовка»
Теория. История создания стрелкового оружия.
Практика. Устройство и назначение автомата Калашникова АК-74 М.
Назначение, устройство пневматического оружия. Принцип действия.
Хранение. Техника стрельбы из пневматического оружия. Основные
9
упражнения по стрельбе из пистолета, винтовки М-512. Соревнования по
стрельбе из пневматической винтовки.
3. Модуль. «Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Теория. История создания в России воинских уставов. Виды уставов
их назначение.
Практика. Военная форма одежды и знаки различия. Воинские звания.
Ритуал приведения военнослужащих к военной присяге, клятва юнармейца.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России. Размещение и
быт военнослужащих.
4. Модуль. «Топография и ориентирование»
Теория. Определение сторон горизонта по местным предметам и с
помощью компаса.
Практика.
− топографические карты и уставные обозначения на картах,
масштаб карт;
− ориентирование по топографическим картам, схемам, планамлегендам;
− ориентирование без карты.
5. Модуль «Действия в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях»
Теория. Как обезопасить себя:
− от грабежа, разбоя, уличных краж;
− при угрозе насилия, нападения;
− защита от мошенничества (кибермошенничества);
Практика. Алгоритм вызова скорой помощи, порядок осмотра
пострадавшего, оказания первой доврачебной медицинской помощи при:
травмах в ДТП, поражении электрическим током, вывихах, ушибах,
переломах, остановке кровотечения повязки, наложение жгута),
иммобилизация и транспортировка пострадавших, при остановке дыхания и
сердца, асфиксии (удушении), травматическом шоке.
II Раздел.
«Военно-спортивная подготовка». Физическая
подготовка к военной службе.
1. Модуль «Общая физическая подготовка»
Теория. Общеразвивающие упражнения.
Практика:
− Упражнения для рук и плечевого пояса.
− Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой,
гантелями.
− Элементы
акробатики.
Подвижные
игры,
эстафеты.
Гимнастические упражнения. Лыжный спорт. Спортивные игры:
баскетбол, футбол.
10
− Упражнения для развития выносливости и быстроты, силы.Бег на
60, 100 м.
− Подтягивание на перекладине.
− Обучение приёмам самостраховки, приёмам самообороны.
− Знакомство с комплексом упражнений ГТО.
2. Модуль «Военно-спортивные игры»
Теория. Основные понятия.
Практика. Смотр-конкурс Песни и строя. Военно-спортивная игра
«Защитник Отечества». Поэтапное выполнение маршрута на пересеченной
местности, которое включает в себя следующие этапы: командный Пейнтбол,
Помощь пострадавшему в зоне ЧС, Пожарный, Метание гранаты, Переправа,
Минное поле, Строевая, Рукопашный бой, Сборка/разборка АК -74,
Стрельба, Интеллектуальный. Военно-спортивная игра «Победа» состоит из
следующих этапов: «Готов к строевой!», «Ратные страницы истории»,
«Медицинская подготовка», физическая подготовка (подтягивание на
перекладине, рукопашный бой), огневая подготовка (стрельба из
пневматической винтовки, сборка-разборка автомата
Калашникова),
творческий конкурс.
3. Модуль «Туристическая подготовка»
Теория.
Техника
пешеходного
туризма
без
специального
туристического снаряжения.
Практика.
− передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция,
преодоление подъемов, склонов, спусков, переправа через водные
преграды и болотистую местность
− определение расстояния и высоты объекта на местности, на
карте. Понятие топографии;
− ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте;
− практические занятия: разведение костра, установка палатки,
снаряжение рюкзака в поход, вязание узлов;
III Раздел. «Интеллектуальное развитие в игровой деятельности»
Теория. Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом
возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием
всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и
обучения.
Практика. Медиавикторина «Я, патриот!». Командная игра «Я,
патриот!» проводится на знание истории ратных страниц Отечества, Великой
Отечественной войны, памятных событий из истории родного края.
Представляет собой интерактивную медиавикторину из 20 вопросов, разных
11
уровней сложности, составленных по определенным правилам и требующие
точных знаний. Рекомендуются участие юнармейцев в различных
интеллектуальных играх, проводимых на различных мероприятиях в городе и
организациями: музеями, библиотеками, центрами досуга и творчества,
дистанционные
олимпиады,
творческие
интернет
конкурсы.
Интеллектуальный тренинг. Проводится с целью научить юнармейцев
разгадывать различные интеллектуальные задачи, шарады, кроссворды,
логические головоломки, ребусы, учить работать в команде, использовать
коллективное мышление.
IV Раздел. «Духовно-нравственное воспитание»
1. Модуль «Исследовательская деятельность».
Теория. Методы исследования информации.
Практика. Темы исследовательских работ «Память поколений – дни
воинской славы России»: Великие полководцы, маршалы Победы,
конструкторы – оружейники, спортсмены. После завершения исследования
юнармейцы защищают свою тему и представляют свой проект защиты:
тематический плакат, боевой листок, презентация, видеоролик.
2. Модуль «Краеведение»
Теория. Родной край. Его природные особенности, история, известные
люди.
Практика. Амурцы – герои Великой Отечественной войны, Герои
Труда, известные ученые, писатели, поэты, труженики. Административно
деление области. Промышленность. Памятник истории и культуры.
Экскурсия в краеведческий музей.
Планируемые результаты программы:
− умение творчески использовать средства физической культуры в
организации здорового образа жизни; оздоровление организма
ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости
обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни;
− развитие интереса к воинским специальностям и формирование
желания получить соответствующую подготовку; выработку у
детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения
правильно и быстро выполнять воинское приветствие;
− умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в
движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и
становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него;
− умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем
порядке;
− умение выполнять обязанности командиров перед построением и
12
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
в строю, правильно управлять строем вербальными средствами;
знания об особенностях воинского коллектива;
знание истории, видов и типов российского стрелкового и
спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при
обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание
основных правил стрельбы;
знание материальной части пневматического и малокалиберного
оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и
стрельбе;
знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при
проведении стрельб и их выполнение; знание боевых
возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения;
умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
пневматическую винтовку и АК;
умение стрелять по мишеням из различных положений,
корректировать стрельбу; умение анализировать результаты
своей стрельбы;
знания о сущности тактики, характеристике современного боя,
видах боевых действий; знание принципов взаимодействия
членов подразделения;
знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи;
умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и
делать обоснованные выводы из ее оценки;
знание характера поражений здоровья, особенностей оказания
медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать
медицинскую помощь пораженным;
знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при
оказании первой помощи пострадавшим;
знание и умение применять правила эвакуации и
транспортировки раненых и пораженных;
высокие показатели по уровню медицинской подготовки во
время соревнований разного уровня: от внутришкольных до
региональных и всероссийских;
знание анатомических особенностей подростка и юноши,
соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными
привычками;
самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
13
при ожогах, удушье, утоплении, отравлении;
− знать и правильно выполнять все способы остановки
кровотечений (капиллярного, венозного, артериального);
− уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела;
− сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент
при переломах конечностей; уметь оказать помощь при
переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях,
проводить реанимационный комплекс.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
определяется
календарным учебном графиком и соответствует нормам Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
утвержденным к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
№
п/п
Дата
проведе
ния
(месяц и
число)
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма
контроля
Строевая подготовка
1
беседа
1
2
беседа
1
Строевые приемы и опрос
движение без
оружия.
Общие
положения о
выполнении
строевых
приемов
Команды,
Наблюдение
подаваемые на
строевой
подготовке
14
3
практикум
4
практикум
Тренировки
строевых приемов
2
Наблюдение
Зачет
Строевая стойка,
строевой шаг,
перестроение,
повороты на месте
и в движении,
приветствие,
подход и отход от
начальника
Огневая подготовка
2
5
беседа
1
История создания
стрелкового
оружия
6
практикум
1
Устройство и
Наблюдение
назначение
автомата
Калашникова АК47М.
Принцип действия.
Хранение
7
практикум
1
8
практикум
1
9
практикум
2
Техника стрельбы
из
пневматического
оружия
Основные
упражнения по
стрельбе из
пистолета,
винтовки М512
Соревнование по
стрельбе из
пневматической
винтовки
Уставы Вооруженных сил
15
опрос
Наблюдение
Наблюдение
соревнование
10
Беседа
1
История создания в Наблюдение
России
воинских уставов
11
Беседа
1
История создания в
России
воинских уставов
опрос
12
беседа
1
Виды уставов и их
назначение
Наблюдение
13
практикум
1
Военная форма
Тестироваодежды и знаки
ние
отличия. Воинские
звания
2
Военная присяга –
клятва воина на
верность Родине.
14
15
16
Праздник
Топография и ориентирование
беседа
2
Определение
сторон горизонта
по местным
предметам и
с помощью
компаса
беседа
Определение
сторон горизонта
по местным
предметам и с
помощью компаса
1
16
Наблюдение
Наблюдение
опрос
17
практикум
1
Топографические
карты и уставные
обозначения на
картах,
масштаб карт
опрос
18
практикум
1
Ориентирование по
топографическим
картам, схемам,
планам- легендам
опрос
19
практикум
1
Ориентирование
без карты
опрос
Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
20
беседа
2
Как
обезопасить себя
Наблюдение
21
беседа
1
Как
обезопасить себя
опрос
22
практикум
1
Алгоритм вызова
скорой
помощи, порядок
осмотра
пострадавшего
опрос
23
практикум
2
Оказание первой
доврачебной
помощи при
травмах ДТП,
поражении
электрически током
опрос
17
24
практикум
Оказание первой
доврачебной
помощи при
вывихах, ушибах,
переломах
3
опрос
Физическая подготовка
25
беседа
3
Общеразвивающие
упражнения.
Основы и правила
26
практикум
1
27
практикум
1
Упражнения для
рук и
плечевого пояса,
мышц
шеи
Элементы
акробатики.
28
практикум
2
29
практикум
1
30
практикум
1
Подтягивание на
перекладине
31
практикум
1
32
соревнование
2
Обучение приемам
самостраховки,
самообороны
Соревнование по
волейболу
33
34
Упражнения для
развития
выносливости и
быстроты, силы
Бег на 60, 100
метров
Военно-спортивные игры
Беседа
2
Основные понятия
военноспортивных игр
1
Беседа
Подготовка к
смотру
«Песни и строя»
18
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
35
практикум
3
36
конкурс
3
37
практикум
1
38
39
40
Подготовка к
смотру
«Песни и строя»
Смотр
«Песни и строя»
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Подготовка к
военноспортивной игре
«Победа»
1
практикум
Подготовка к
Анализ
военновыполнения
спортивной игре
упражнений
«Победа»
игра
1
Военно-спортивная
Анализ
игра «Победа»
выполнения
упражнений
Туристическая подготовка
Беседа
41
практикум
42
практикум
43
практикум
Техника
пешеходного
туризма без
специального
туристического
снаряжения
Передвижение и
преодоление
препятствий:
скорость,
дистанция,
преодоление
подъемов
Передвижение и
преодоление
препятствий:
скорость,
дистанция,
преодоление
подъемов
Определение
расстояния и
высоты
объекта на
местности.
3
1
1
2
19
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
44
практикум
2
45
практикум
2
46
практикум
2
47
практикум
2
48
Беседа
1
50
беседа
1
51
практикум
6
52
практикум
1
53
беседа
1
54
практикум
1
55
практикум
1
56
практикум
3
Ориентирование по
местным
предметам,
по компасу, по
карте
Ориентирование по
местным
предметам, по
компасу, по карте
Установка палатки
Снаряжение
рюкзака в поход,
вязание узлов
Интеллектуальные игры
Игра –
основной вид
деятельности
подростков и
детей
Виды игр. Что
такое интеллект?
Подготовка к
командной игре
«Патриот»
Командная игра
«Патриот»
Подготовка к
интеллектуальному
тренингу
Подготовка к
интеллектуальному
тренингу
Подготовка к
интеллектуальному
тренингу
Интеллектуальный
тренинг
Подготовка к исследовательской работе
20
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Опрос
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Наблюдение
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
тестирование
57
58
59
беседа
Методы
исследования
информации
беседа
1
Методы
исследования
информации
1
практикум
Выбор тем
исследовательских
работ
Исследовательская деятельность
1
60
беседа
3
61
практикум
3
62
практикум
3
63
Защита
проектов
3
Подготовка
исследовательских
работ
Оформление
первой части
исследовательской
работы
Заключительное
оформление
исследовательской
работы
Защита проектов
Опрос
опрос
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений
Краеведение
64
Беседа
1
65
Беседа
1
66
практикум
1
67
практикум
1
Промышленность
опрос
68
практикум
2
Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация
опрос
Родной край.
Его природные
особенности,
история, известные
люди
Родной край.
Его природные
особенности,
история, известные
люди
Административное
деление области
21
опрос
опрос
опрос
Итого
108
Условия реализации программы Материально-технические.
Занятия проводятся в кабинете ЦОС, оборудованный интерактивной панелью
с выходом в интернет, ноутбуком, нетбуками, МФУ, принтером 3D,
видеокамерой. Также для проведения строевой и физической подготовки
предусмотрены занятия в спортивном зале и на полосе препятствий на
пришкольной площадке.
Кадровое обеспечение. Бибиков Олег Николаевич, педагог
дополнительного образования, 1 квалификационная категория. Стаж работы
– 3 года. Педагог обладает знаниями различных методов, форм, приемов и
средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных
общеобразовательных
программ
соответствующей
направленности,
проходил службу в рядах Российской армии. Знает методы, приемы и
способы формирования благоприятного психологического климата и
обеспечения условий для сотрудничества учащихся. Понимает мотивы
поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы.
Информационное обеспечение
Электронный адрес
Название сайта
http://www.scrf.gov.ru
Совет безопасности РФ
http://www.mvd.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.emercom.gov.ru
МЧС России
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство здравоохранения и
соцразвития РФ
http://www.mil.ru
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных http://www.fsgv.ru
войск РФ
Федеральная
служба
России
по http://www.mecom.ru/roshydro/pub/r
гидрометеорологии и
us/index.htm
мониторингу
окружающей среды
Федеральный надзор России по ядерной http://www.gan.ru
и радиационной безопасности
http://www.gov.ed.ru
Русский образовательный портал
http://www.opasno.net
Энциклопедия безопасности
http://personal-safety.redut-7.ru
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета- http://www.alleng.ru
Безопасность жизнедеятельности
22
http://moikompas.ru/compas/bezopas
nost_det
Информационно-методическое издание http://www.schoolдля преподавателей ОБЖ-МЧС России obz.org/topics/bzd/bzd.html
Безопасность. Образование. Человек. http://www.bezopasnost.edu66.ru
Информационный портал ОБЖ и БЖД:
всё о безопасности жизнедеятельности
http://www.hardtime.ru
Безопасность и выживание в
экстремальных ситуациях
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Методические материалы
Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью
закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных
навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения
коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай,
как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, самый короткий путь овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим
занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники
выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в
определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут
отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного
вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и
23
способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для
каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы
боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно
командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы
отрабатываются
в
единой
тактической
обстановке,
строгой
последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого
вида боевых действий.
При
организации
образовательного
процесса
программа
предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов
проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие
виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение
изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение
(тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с
использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при
ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других
документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и
военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий
подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде
объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления,
закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на
занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед,
классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами
путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения
логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую
беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём
более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на
вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и
выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности
состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на
развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые
активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на
занятиях обстановку соревнования и состязательности.
24
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения
юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой
совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых
создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные
представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ
применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений,
действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается
многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых
приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев
навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают
практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и
военной техники, способами решения тактических, огневых задач,
выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как
будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы
усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется.
Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому
играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим
методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала –
это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без
непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые
знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами
самостоятельной работы являются работа с печатными источниками,
самостоятельные
тренировки,
коллективный
просмотр
учебных
видеофильмов.
Методы воспитания. Методы формирования сознания, организации
деятельности и формирования опыта поведения, методы стимулирования
(награждение) реализуются педагогом через организацию конкурсов и
викторин и возможность обучающихся принять участие в агитационных
акциях.
Педагогические технологии. В своей работе педагог использует
технологию коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.КДьяченко),
которая способствует не только сплочению коллектива и взаимодействию в
командной работе, но личностному развитию каждого обучающегося. А
также игровую технологию (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), которая
обладает
средствами,
активизирующими и
интенсифицирующими
деятельность учащихся. В их основу данной технологии положена
25
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на
усвоение общественного опыта.
Здоровьесберегающие технологии. Использование разнообразных
видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на
сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности,
способствуют формированию следующих принципов:
1. Принцип «Не навреди!»
2. Принцип сознательности и активности.
3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего
образовательного процесса.
4. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
6. Всестороннего и гармоничного развития личности.
7. Системного чередования нагрузок и отдыха.
8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.
9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего
воспитательно- образовательного процесса
Формы учебных занятий. Беседа, опрос, конкурс, викторина,
фестиваль.
Описание алгоритма учебного занятия. На первоначальном этапе
занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат,
настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной
деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные
детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с
выбранными формами организации учебной деятельности: групповой,
индивидуальной и т. д. К занятию подготавливается учебно-методический
комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу
необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования
применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные
задания для детей с опережением в развитии, объем и форма
самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект
настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все
государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия
для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей
педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Оценочные материалы
26
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы
подведения итогов:
• наблюдение за учащимися на занятиях;
• текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или
групповой работы;
• индивидуальная и групповая беседа с учащимися;
• опрос;
• тестирование;
• викторина;
• демонстрация знаний и умений на открытых занятиях;
• выполнение нормативов на оценку.
Уровень достижений учащегося оценивается по результатам участия в
соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, участии в конкурсах,
играх, проектах и других мероприятиях, наградные материалы указываются в
портфолио. Форма промежуточной и итоговой аттестации фиксируется в
зачётный лист в Журнале Руководителя.
Темы тестовых заданий
Тест №1 по теме: «Строевая
подготовка». Тест № 2 по
теме: «Огневая подготовка».
Тест
№
3
по
теме:
«Ориентирование»
Тест № 4 по теме: «Первая помощь
пострадавшим» Тест № 5 по теме:
«Техника пешеходного туризма». Тест №
6 «Контрольный тест по итогам года».
Нормативы ОФП и нормы ГТО
Нормы ГТО - https://www.gto.ru/norms (возраст 12 - 17 лет), не
являются
обязательным условием зачета, выполняются по желанию и
после допуска врачебной комиссии и инструктора по ОФП.
Комплексное силовое упражнение
КСУ
(комплексное
силовое
упражнение)
—
это
последовательность упражнений,
которая
выполняются
в
круговой
манере в КСУ входят такие упражнения, как:
отжимания, в упоре лежа (10 раз) — упор присев выпады или
перепрыгивания в выпадах приседания, приседания с
выпрыгиваниями (10 раз) и упражнения на пресс (10 раз).
Норматив не устанавливается, учитывается индивидуальные
27
возможности учащегося, направлено на развитие выносливости.
Комбинированное силовое упражнение на перекладине
Соревнование лично - командное. Комбинированное силовое
упражнение на перекладине выполняется непрерывно с
фиксацией виса и упора не более 3 секунд; при подтягивании
подбородок - выше перекладины; при поднимании ног касание грифа снаряда. Разрешается сгибание и разведение
ног, отклонение тела от неподвижного положения, выполнение
движений махом и рывком.
Вис хватом сверху; выполнить в последовательности:
подтягивание, поднимание ног, подъем переворотом и подъем
силой. Оценка производится по количеству циклов.
Победителем считается команда, по сумме циклов всех
участников. В случае равенства учитывается время
выполнения всех участников. В определении победителей и
призеров в личном
учитывается
Сколькопервенстве,
раз необходимо
выполнить навремя
оценку
выполнения.
28
«3»
«4»
«5»
Мальчики 12-14 лет
1
2
3
Юноши 15-17 лет
2
3
4
Контрольные испытания с целью определения уровня гибкости
Контрольные
испытания
Качество выполнения
Оценка
Наклон вперед,
ноги врозь на полу,
голова поднята,
спина прямая
1. Грудь и живот касаются
пола, голова поднята, ноги
прямые, носки оттянуты.
Отлично
2. Наклон вперед прямой
спиной на ¾ (78 )
3. Наклон вперед прямой
спиной до половины (45 )
4.
Мост
гимнастический
Наклон вперед согнутой
спиной менее 45
1. Ноги прямые, плечи
перпендикулярно к полу
2. Слегка согнутые ноги, плечи
незначительно отклонены от
вертикали
3.
4.
Согнутые ноги, плечи под
углом 45
Сильно согнутые ноги, плечи
под углом 30
29
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Шпагат
Отлично
1. Ноги полностью касаются
пола, руки в стороны
2. Ноги до колен касаются пола,
руки в стороны
3. Ноги лодыжками касаются
пола, руки в стороны
Хорошо
Удовлетворительно
Разборка и сборка автомата Калашникова на скорость на оценку
Разборка
Старшая группа
Младшая группа
15 сек.
Отлично
18 сек.
Хорошо
21 сек.
Удовлетворительно
18 сек.
Отлично
21 сек.
Хорошо
24 сек.
Удовлетворительно
Сборка
Старшая группа
Младшая группа
27 сек.
Отлично
30 сек.
Хорошо
33 сек.
Удовлетворительно
30 сек.
Отлично
33 сек.
Хорошо
36 сек.
Удовлетворительно
Оценка за выполнение строевого приема, определяется:
«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава, четко и уверенно;
«хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
30
«удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требованиями
Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки;
«неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в
соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении
допущено три ошибки и более
Условия (порядок) выполнения норматива № 1(противогаз)
Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, отдыхают на
привале и т. п. Противогазы и респираторы в походном положении.
Неожиданно подается команда: «Газы» или «Респираторы надеть».
Обучаемые надевают противогазы или респираторы. Время отсчитывается от
подачи команды до надевания головного убора.
Оценка по времени норматива № 1
Категория обучаемых
(подразделения)
Отлично
Хорошо
Удовлетв.
Учащийся
Расчет, отделение
7 с\11с
8 с\12 с
8 с\12 с
9 с\13 с
10 с\14 с
11 с\15 с
Взвод
9 с\13 с
10 с\14 с
12 с\17 с
ПРИМЕЧАНИЕ: В числителе указано время надевания противогаза, в
знаменателе — респиратора.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
1. При надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил
дыхание или после надевания не сделал полный выдох.
2. Шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительная
трубка.
3. Концы носового зажима респиратора не прижаты к носу.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
1. Допущено образование таких складок или перекосов, при которых
наружный воздух может проникать под шлем-маску.
2. Не полностью навинчена (ввернута) гайка соединительной трубки
Надевание ОЗК не оценивается, носит ознакомительный характер
Рабочая программа воспитания
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся». В соответствии с данным Федеральным законом в
образовательных организациях всех уровней предлагается ввести механизм
31
организации воспитательной работы, которая войдет в состав
образовательных программ. В такие программы планируется включить
рабочую программу воспитания и календарный план.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". (Ст. 2, п.9). В
соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предложено ввести
механизм организации воспитательной работы, который входит в состав
образовательных/общеобразовательных программ (рабочая программа
воспитания и календарный план).
Актуальность программы. Воспитание представляет собой
многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под
влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных
организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др. К тому же воспитание является
долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят
очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех
факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Роль
дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей,
это особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные
направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Педагогическая целесообразность. Разработка и реализация плана
мероприятий воспитательной программы решает основную идею
комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения,
предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми,
т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного
образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с
каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Воспитывающая деятельность детского объединения (кружка, студии)
дополнительного образования имеет две важные составляющие –
32
индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского
коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей
работы;
– создает условия для развития творческих способностей.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в
объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в
которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя
себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении (кружке, студии) органов детского
самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Формы воспитательной работы.
33
Формы воспитывающей деятельности - это варианты организации
конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются
цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим
процессом, строить его на основе уважения личности, признания его
индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на
потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на
внутреннюю активность детей.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Из
всего многообразия форм, используемых педагогами Центра, можно
выделить несколько типов, которые различаются между собой по
определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды
форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных
вариаций конкретных форм.
Это три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по
следующим признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса; - по
объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые педагогами или кем-либо для обучающихся с целью
непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные
признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская
роль взрослых или старших обучающихся. Виды форм: беседы, лекции,
диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, посиделки, чаепития,
конкурсы, развлекательные программы, соревнования, деловая, ролевая игра,
тренинг и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие выбирают:
- когда нужно решить просветительские задачи;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы,
требующей высокой компетентности;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей;
- когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
- когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их
физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию
дисциплины и порядка.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и
организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том
числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная
позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно
значимая направленность содержания; самодеятельный характер и
опосредованное педагогическое руководство.
Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали,
самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие
формы коллективных творческих дел.
34
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
-дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо
орган или даже кто-то персонально;
-творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским
творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и
организует их подготовку и проведение;
-коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и
творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают
участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными
наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
-предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный
вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
-обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и
коллективного опыта;
-способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют
разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
-эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на
значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых
разных ситуациях воспитательного процесса.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно
организуемая в коллективе обучающихся с целью отдыха, развлечения,
обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно
полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их
участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие,
скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры
на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести
следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с
целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет
место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно
и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы
позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать
соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
Методы воспитывающей деятельности - способы взаимодействия
педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых
потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
При осуществлении воспитательной работы, педагогами Центра
дополнительного образования используются три группы методов по их месту
в процессе воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
35
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Формы работы направлены на:
1. работу с коллективом обучающихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работу с родителями:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями
(тематические
беседы,
собрания,
индивидуальные
консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения, клуба (организация и проведение открытых
занятий для родителей, тематических и концертных мероприятий, походов в
течение года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному
процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение
воспитательной работы. В воспитательной практике педагоги МБУ ДО
«ЦДО» опираются на следующие принципы воспитания:
• принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В
соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в
соответствии с требованиями общества, перспективами его развития,
отвечать его потребностям;
• принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов
воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в
воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и
задачи, содержание и средства;
• принцип педагогического руководства и самостоятельной
деятельности (активности) обучающихся. В соответствии с этим принципом
36
педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те
виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их
творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции;
• принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с
требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом
воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении,
авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
• принцип опоры на положительное в личности ребенка. В
соответствии с этим принципом воспитания при организации
воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося
быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать
это стремление;
• принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии
с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть
основано на позитивных межличностных отношениях;
• принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей.
Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные
возрастные особенности обучающихся, а также индивидуальные различия
детей в конкретной учебной группе;
• принцип единства действий и требований к ребенку в семье,
образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим
принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и
договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь
педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально
использовать возможности того региона, где расположено образовательное
учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать
вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни.
Воспитание в условиях системы дополнительного образования
позволяет включить каждого ребенка в практическую творческую
деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой
деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и
полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Цель Программы: формирование актуальных социальных и
культурных компетенций обучающихся, навыков жизнестойкости и
самоопределения через приобщение детей и молодежи к культурному
наследию, популяризацию научных знаний, формирование культуры
здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,
экологическое воспитание и развитие добровольчества (волонтерства),
содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала.
Задачи Программы:
1. организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающее
внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;
2. предоставить каждому ребёнку возможность участия в деятельности
творческих объединений различной направленности;
37
3. развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
4. способствовать развитию личности обучающегося с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развивать его субъективную позицию.
5. способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
6. формировать у обучающихся социально значимые ценности и социально
адекватные приемы поведения;
7. содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
8. развивать компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы
деятельности, универсальные способности и форм мышления, необходимые
для
успешного
осуществления
не
только
учебной,
но
и
предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
9. развивать воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и
достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и
работу с одаренными детьми;
10. содействовать активному и полезному взаимодействию учреждения и
семьи по вопросам воспитания обучающихся.
11. совершенствовать систему воспитательной работы, используя
современные инновационные технологии в дополнительном образовании.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в
личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе
воспитания.
Календарный план воспитательной работы
МОДУЛЬ «ГРАЖДАНСКОЕ и ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ»
№
п.п.
Наименование
мероприятия
Форма
проведения
1.
День солидарности
в борьбе с
терроризмом
Всероссийская
акция "Капля
жизни"
2.
День окончания
Второй мировой
войны
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й, видеофильмов
Сроки
проведен
ия
3
сентября
3
сентября
38
Адресат
мероприятия
Форма отчетности
Обучающие
ся от 5 до 18
лет
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
Обучающие
ся от 5 до 18
лет,
родители
3.
День народного
единства
(4 ноября)
Всероссийская
акция
С 1 по 3
ноября
Обучающие
ся от 5 до 18
лет
4.
День памяти
погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников
органов внутренних
дел России
Всероссийский
день призывника
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й, видеофильмов
8
сентября
Обучающие
ся от 8 до 18
лет
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й, видеофильмов
15 ноября
Обучающие
ся от
15 до 18 лет
6.
День начала
Нюрнбергского
процесса
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й, видеофильмов
20 ноября
Обучающие
ся от
12 до 18 лет
7.
День неизвестного
солдата
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й, видеофильмов
3 декабря
Обучающие
ся от
7 до 18 лет
8.
День добровольца
(волонтера) в
России
Акция
5 декабря
Обучающие
ся от
5 до 18 лет
9.
День героев
Отечества
Беседа
9 декабря
Обучающие
ся от
5 до 18 лет
5.
39
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
10. День Конституции
Российской
Федерации
Всероссийская
акция «Мы —
граждане России!»
Акция, беседа
12
декабря
Обучающие
ся от
7 до 18 лет
11. День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й,
видеофильмов,
акция
27 января
Обучающие
ся от
8 до 18 лет
12. День защитника
Отчества
Концерт
23
февраля
13. День памяти о
геноциде
советского народа
нацистами
и их пособниками в
годы Великой
Отечественной
войны
(день принятия
Указа Президиума
Верховного Совета
CCCP
№ 39 «О мерах
наказания для
немецкофашистских
злодеев, виновных в
убийствах и
истязаниях
советского
гражданского
населения и
пленных
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й,
видеофильмов,
акция
19 апреля
Обучающие
ся от
5 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
Обучающие
ся от
12 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
40
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
красноармейцев,
для шпионов,
изменников
родины из числа
советских
граждан и для их
пособников»)
14. День Победы
Международная
акция
«Георгиевская
ленточка»
Международная
акция «Диктант
Победы
Концерт, акция
15. День защиты детей
Праздник
16. День России
Акция
Всероссийская
акция «Мы —
граждане России!»
17. День памяти и
скорби
Беседа с
использованием
видеопрезентаци
й,
видеофильмов,
акция
18. День
государственного
флага Российской
Федерации
Акция
9 мая
Обучающие
ся от
5 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
1 июня
Обучающие
ся от
5 до 15 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
12 июня
Обучающие
ся от
5 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
22 июня
Обучающие
ся от
7 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
22 августа Обучающие
ся от
5 до 18 лет,
родители
(законные
представите
ли)
обучающихс
я
41
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Информационные
посты, фото- и
видео- отчеты на
официальном сайте
учреждения, на
странице сообщества
социальной сети VK
«страница РДШ»
Литература для учителя:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных
и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр
внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и
оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток».
2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке.
2009г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века
(Энциклопедия
военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия
военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника
разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.
9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).
10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурно-эстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.:
Воениздат, 2001.
12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне
(Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий.
учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .:
Литература, 1997. – 624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс,
2000.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с –
(Настольная книга будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. –
М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
42
21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурно-эстетический блок II часть сборник сценариев военнопатриотических мероприятий).
22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства).
В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). Мн .: Литература, 1997. – 608 с.
Список литературы для юнармейцев и родителей:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2. Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. –
100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья. - Оренбург.: Издательский центр ОГАУ,
2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.:
Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное
пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие. – М.: Прогресс,
2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. –
(Настольная книга будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:
ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.:
ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.
43