сочинения разных жанров 10-11

Рабочая программа элективного курса по русскому языку
«Обучение сочинениям разных жанров»
10-11 класс
2025-2026 учебный год
учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров для 10-11
классов
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в
авторской программе – 68 часов. Таким образом, учебный материал элективного курса изучается в течение 2-х лет (10 и 11 класса), что
дает возможность работать с материалом более глубоко и подробно.
Цель элективного курса:
- помочь обучающимся обобщить знания по литературе;
 завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно- критических статей;
 совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи
с конкретными темами сочинений и заданиями;
 помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.
Содержание программы
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно- критическая статья,
рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры
сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над
сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение- доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко- литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть
сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика
литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе
сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения
обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Требования к подготовке учащихся по элективному курсу.
Учащиеся должны:
 понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного
периода;
 знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля,
принадлежности их к литературным направлениям;
 уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений;
 хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно- критические оценки;
 воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и
содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские
идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль
заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи
(эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
 уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной
литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и
течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
 самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест,
выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой.

№
урока

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Сочинения разных жанров». 10 класс (34 часа)
Наименования разделов и тем
Плановые сроки
проведения

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Сочинение как текст. Основные признаки текста
Своеобразие жанров сочинений
Общие требования к итоговому сочинению
Композиция итогового сочинения
Разновидности вступления к сочинению
Основная часть сочинения
Заключение. Порядок работы над композиционными частями
Смысловая цельность и логическая последовательность
Отбор материала
Планирование будущего текста
Редактирование эпизодов из итоговых сочинений
Редактирование эпизодов из итоговых сочинений
Написание вступлений и заключений сочинения
Написание вступлений и заключений сочинения
Выбор темы сочинения
Тема сочинения как доказательство или опровержение
Тема сочинения как доказательство или опровержение
Практикум по написанию сочинения
Практикум по написанию сочинения
Сочинение - рассуждение
Тема, проблема, идея текста
Способы формулировки проблемы текста
Виды комментария к проблеме
Выявление и формулировка авторской позиции
Способы аргументации собственного мнения
Композиция сочинения
Практикум по написанию сочинения-рассуждения
Практикум по написанию сочинения-рассуждения

02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
17.12
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
04.04

Скорректированные сроки
прохождения

29.
30.
31.
32.
33.
34.

№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.

Практикум по написанию сочинения-рассуждения
Значимость фактического материала в работе над сочинениемрассуждением.
Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.
Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ. Пров.р.
Подведение итогов работы за год.
Подведение итогов работы за год.
Итого: 34 часа

14.04
21.04
28.04
05.05, 12.05
19.05

Элективный курс «Сочинения разных жанров». 11 класс (34 часа)
Наименования разделов и тем
Плановые сроки
проведения
Сочинение как текст.
03.09
Основные признаки текста
10.09
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность
17.09
частей работы, соответствие определённой стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке 24.09
к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала.
01.10
Планирование
Теоретико-литературные понятия и их роль при подготовке к
08.10
сочинению
Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем
15.10
сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
22.10
Своеобразие жанров сочинений: литературно-критическая статья, 05.11
очерк, эссе
Зависимость структуры сочинения от его типа
12.11

Скорректированные сроки прохождения

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа
Цитирование. Использование цитат в сочинении
Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением.
Написание сочинения-рассуждения. Пров.р.
Рассуждение-доказательство
Рассуждение-опровержение. Способы опровержения
Структура сочинения. Вступительная часть
Основная часть сочинения
Заключение
Аргумент из жизненного опыта и из литературного произведения
Значимость фактического материала в работе над сочинениями
Тезис, доказательство, аргументы
Художественные средства и их роль
Сочинение - характеристика. Особенности
Работы над образом конкретного литературного героя
Сравнительная характеристика героев
Черты сходства и черты различия героев
Групповая характеристика литературных героев
Работа со словарем изобразительно-выразительные средства
Способы формулировки проблемы текста
Виды комментария к проблеме
Выявление и формулировка авторской позиции
Способы аргументации собственного мнения
Работа над совершенствованием написанного
Итого: 34 часа

19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
12.05
19.05

Учебно – методическое обеспечение:
1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
2. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред.
О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
4. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».