МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
администрация мо Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина
Альбертовна
Протокол №1
от «27» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
________________________
Нехай Елена Александровна
Приказ №105
от «27» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в биологию» (животные)
для обучающихся 8 классов
Верхний Тагил 2025-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу ввведение в биологию на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным
и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения
программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные.
Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения
биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о
живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической
деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение
обучающимися
знаний
о
живой
природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической
науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой
к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения данного курса составляет
17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
1. Животный организм
Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с
другими науками и техникой.
Общие признаки животных. Отличия животных от растений.
Многообразие животного мира. Одноклеточные и многоклеточные
животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и другое.
Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение
животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с
ядрышком, цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные
вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке.
Деление клетки. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы
органов животных. Организм – единое целое.
2. Строение и жизнедеятельность организма животного
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление
клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация.
Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз (развитие с
превращением): полный и неполный.
3. Систематические группы животных
Основные категории систематики животных. Вид как основная
систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира. Систематические категории животных (царство, тип, класс,
отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная номенклатура.
Отражение современных знаний о происхождении и родстве животных в
классификации животных.
4. Животные в природных сообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности
на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Пищевые связи в природном сообществе. Пищевые уровни,
экологическая пирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности
распределения животных на планете. Фауна.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость
за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии
основного общего образования, должны отражать овладение следующими
универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу
обучения в 8 классе:
характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь
с другими науками и техникой;
характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическую категорию, основные систематические группы животных
(простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,
членистоногие, моллюски, хордовые);
приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский,
К. И. Скрябин) и зарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э.
Геккель) учёных в развитие наук о животных;
применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология,
экология животных, этология, палеозоология, систематика, царство, тип,
отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган
животного, системы органов животного, животный организм, питание, среда
обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в
контексте;
раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного
организма: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать животные ткани и органы животных между собой;
описывать размножение и развитие;
характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых
систематических групп: развитие, размножение;
выявлять
причинно-следственные
связи
между
строением,
жизнедеятельностью
и
средой
обитания
животных
изучаемых
систематических групп;
классифицировать животных на основании особенностей строения;
выявлять черты приспособленности животных к среде обитания,
значение экологических факторов для животных;
выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи
питания;
устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами,
лишайниками и бактериями в природных сообществах;
характеризовать животных природных зон Земли, основные
закономерности распространения животных по планете;
раскрывать роль животных в природных сообществах;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких (3–4) источников,
преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление
презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
1
Животный организм
5
2
Строение и жизнедеятельность организма
животного
3
3
Основные категории систематики
животных
3
4
Животные в природных сообществах
5
5
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
8 КЛАСС
№
п/п
1
Тема урока
Зоология – наука о животных
Количество часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7744
2
Общие признаки животных.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d78a2
3
Строение и жизнедеятельность животной клетки
4
Ткани животных
1
5
Органы и системы органов животных
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7c26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7d98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d7d98
6
Размножение и развитие
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
7
Формы размножения животных.
1
8
Постэмбриональное развитие
1
9
Основные систематические категории животных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
10
Классификация животных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
11
Классификация животных
1
12
Животные и среда обитания
1
13
Приспособленность животных к условиям среды обитания 1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d93b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de058
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de1ca
14
Пищевые связи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863de1ca
15
Животный мир природных зон Земли
1
16
17
Животный мир природных зон Земли
Резервный урок
1
1
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Животный организм
Характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы
и связь с другими науками и техникой
Характеризовать принципы классификации животных, вид как
основную
1.2
систематическую
систематические
группы
категорию,
животных
основные
(простейшие,
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви;
членистоногие, моллюски, хордовые)
Приводить примеры вклада российских (в том числе: А.О.
1.3
Ковалевский, К.И. Скрябин) и зарубежных (в том числе: А.
Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук о
животных
Применять биологические термины и понятия (в том числе:
зоология,
экология
животных,
этология,
палеозоология,
систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная
клетка, животная ткань, орган животного, системы органов
1.4
животного, животный организм, питание, дыхание, рост, развитие,
кровообращение, выделение, опора, движение, размножение,
партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение,
среда обитания, природное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте
Раскрывать общие признаки животных, уровни организации
1.5
животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм
1.6
Сравнивать животные ткани и органы животных между собой
Описывать строение и жизнедеятельность животного организма:
1.7
опору и движение, питание и пищеварение, дыхание и транспорт
веществ, выделение, регуляцию и поведение, рост, размножение
и развитие
Характеризовать
1.8
процессы
жизнедеятельности
животных
изучаемых систематических групп: движение, питание, дыхание,
транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение, рост,
развитие, размножение
Выявлять
1.9
причинно-следственные
связи
между строением,
жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых
систематических групп
Различать и описывать животных изучаемых систематических
1.10
групп, отдельные органы и системы органов по схемам, моделям,
муляжам, рельефным таблицам; простейших – по изображениям
1.11
Выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов
насекомых и млекопитающих
1.13
Сравнивать представителей отдельных систематических групп
животных и делать выводы на основе сравнения
1.14
Классифицировать
строения
1.16
Выявлять черты приспособленности животных к среде обитания,
значение экологических факторов для животных
1.17
Выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи
питания
1.18
1.19
на
основании
особенностей
Устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами,
лишайниками и бактериями в природных сообществах
Характеризовать животных природных зон Земли, основные
закономерности распространения животных по планете
Демонстрировать
1.23
животных
на
конкретных
примерах
связь
знаний
биологии со знаниями по математике, физике, химии, географии,
технологии, предметам гуманитарного цикла, с различными
видами искусства
Использовать методы биологии: проводить наблюдения за
1.24
животными, описывать животных, их органы и системы органов;
ставить простейшие биологические опыты и эксперименты
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
1.25
лабораторным
оборудованием,
химической
посудой
в
соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной
деятельности
Владеть приёмами работы с биологической информацией:
1.26
формулировать
основания
для
извлечения
и
обобщения
информации из нескольких (3 – 4) источников; преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую
Создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя
1.27
понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
Код
раздела
Код проверяемого
элемента
Животный организм
Проверяемые элементы содержания
Зоология – наука о животных. Разделы
зоологии. Связь зоологии с другими
науками и техникой. Общие признаки
1.1
животных.
Отличия
животных
от
растений. Многообразие животного мира.
Одноклеточные
животные.
и
многоклеточные
Форма
тела
животного,
симметрия, размеры тела и другие
Животная клетка. Открытие животной
1
клетки (А. Левенгук). Строение животной
клетки: клеточная мембрана, органоиды
передвижения,
ядро
с
цитоплазма
1.2
ядрышком,
(митохондрии,
пищеварительные
и
сократительные
вакуоли, лизосомы, клеточный центр).
Процессы,
происходящие
в
клетке.
Деление клетки. Ткани животных, их
разнообразие. Органы и системы органов
животных. Организм – единое целое
Строение и жизнедеятельность организма животного
Размножение и развитие животных.
Бесполое размножение: деление клетки
одноклеточного организма на две,
2
2.9
почкование, фрагментация.
Постэмбриональное развитие: прямое,
непрямое. Метаморфоз (развитие с
превращением): полный и неполный
Систематические группы животных
Основные
категории
животных.
Вид
как
основная
систематическая
категория
животных.
Классификация
животных.
животного
3
3.1
систематики
мира.
Система
Систематические
категории животных (царство, тип, класс,
отряд,
семейство,
род,
вид),
их
соподчинение. Бинарная номенклатура.
Отражение
современных
знаний
о
происхождении и родстве животных в
классификации животных
Животные в природных сообществах
Животные и среда обитания. Влияние
5.1
света,
температуры
и
влажности
на
животных. Приспособленность животных
к условиям среды обитания
Популяции
животных,
их
характеристики. Одиночный и групповой
образ
5
5.2
жизни.
Взаимосвязи
животных
между собой и с другими организмами.
Пищевые связи в природном сообществе.
Пищевые
уровни,
экологическая
пирамида. Экосистема
Животный мир природных зон Земли.
5.3
Основные закономерности распределения
животных на планете. Фауна