Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор
школы
__________Нехай Е.А.
приказ № 105 от
«27 » августа 2025 г
Рабочая учебная программа
ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ
предмет
основное общее образование
8 класс
Составитель: Курочкина Н.А.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
________/Шехмометьева И.А.
Руководитель ШМО
протокол №1
от «27» августа 2025г.
мо Верхний Тагил 2025
1. Результаты освоения курса.
В результате изучения курса «Физика в вокруг нас» у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты:
•
•
•
•
•
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах; Обучающийся получит возможность
научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания
деятельности по решению задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся
получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; ·
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
осуществлять
взаимный
2. Содержание курса
Введение (1ч.)
Тепловые явления (4 ч.)
Тепловое равновесие. Температура. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения
воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция. Плавление и кристаллизация. Аморфные тела. Закон сохранения энергии в тепловых
процессах.
Демонстрации:
1. Расширение тел при нагревании.
2. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
3. Термометры разных видов.
4. Теплопроводность разных тел.
Экспериментальные задачи:
1. Исследование зависимости скорости распространения теплоты вдоль проволоки от её толщины
2. Градуирование термометра.
3. Измерение удельной теплоёмкости различных веществ.
4. Выращивание кристаллов
Физика атмосферы (2ч.)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра.
Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Демонстрации:
1. Строение атмосферы.
2. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
3. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Экспериментальные задачи:
1. определение точки росы.
2. наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.
Электродинамика (5 ч)
Электризация тел. Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере.
Электризация пылинок и загрязнение воздуха. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Работа и мощность электрического тока.
Демонстрации:
1. Электролиз раствора медного купороса.
2. Дуговой разряд.
3. Модель молниеотвода.
Экспериментальные задачи:
1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
2. Расчёт сопротивления человеческого тела.
3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
4. Измерение КПД кипятильника
5. Определение ёмкости конденсатора
Электромагнитные явления (3 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока.
Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури. Демонстрации:
1. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
2. Переменный ток на экране осциллографа.
3. Явление электромагнитной индукции.
Экспериментальные задачи:
1. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
2. Определение КПД электродвигателя.
Курса внеурочной деятельности «Физика в задачах» реализуется в форме кружка с использованием таких видов деятельности учащихся
как: - познавательная; -игровая.
Основными формами деятельности учащихся будут являться:
-индивидуальная самостоятельная работа по решению задач
Практикум по решению задач (3 ч)
3.Тематическое планирование
Курс Физика в задачах рассчитан на 18 часов в 8 классе (0,5 часа в неделю)
Общее количество часов
Тема
Вводное занятие.
1
Тепловые явления
4
Физика атмосферы
2
Электродинамика
5
Электромагнитные явления
3
Практикум по решению задач
3
итого
18