ОБЖ 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Директор МАОУ СОШ
№4

________________________
руководитель ШМО
Бибиков О.Н.
протокол №1 от «4»августа
2023г.

________________________
Нехай Е.А.
Приказ №82 от «4» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 7 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Нежданова М.С.

ГО Верхний Тагил, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
 Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций, влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства.
 Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа
жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и
внутренних угроз
 Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления
 Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование умений
вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации.
Учебно-методический комплект 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / [Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов]; под
ред. С. Н. Егорова. — М.: Просвещение, 2022.
Планируемые результаты освоения программы по основам безопасности жизнедеятельности Рабочая
программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами
для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего
образования являются: Личностные результаты обучения
 Развитие личностных, в том числе духовно нравственных и физических качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
 Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления ,потребностей соблюдать
нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
 Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личностному здоровью
как к индивидуальной и общественной ценности. Предметные результаты обучения
 Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера от экстремизма и терроризма
 Понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе
 Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
 Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя
,наркотиков ,курения и нанесения иного вреда здоровью
 Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции

 Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека
 Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера включая экстремизм, терроризм и их последствия для личности, общества и государства
 Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
 Умение оказать первую помощь пострадавшим
 Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления ,а
также информации получаемой из различных источников
 Умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки Метапредметными результатами обучения являются
 Овладение умениями формулировать личностные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно – следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
 Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в
повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей ,оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности ;
 Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию ,генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности;
 Приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа в области безопасности
жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий
 Развитие умения выражать свои мысли и способности , слушать собеседника ,принимать его точку
зрения, признавать право другого человека на его мнение
 Освоение приемов и действий в опасных чрезвычайных ситуациях и в ситуациях природного
техногенного и социального характера;
 Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации ЧС;
 Формирование духовно-нравственных качеств для снижения опасности быть вовлеченными в
экстремистскую и террористическую деятельность.
Тематическое планирование по ОБЖ для 7 классов составлено с учѐтом рабочей программы
воспитания. В программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Безопасность в социуме»
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность в транспорте»
модуль № 4 «Безопасность в общественных
местах»
модуль № 5 «Основы противодействия
экстремизму и терроризму»

модуль № 6 «Безопасность в природной среде»
модуль № 7 «Здоровье и как его сохранить»
модуль № 8 «Основы медицинских знаний».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета ОБЖ в 7 классе предусматривается по 0,5 часу в неделю, всего
наизучение предмета ОБЖ в 7 классе отводится 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Как улучшить отношения с окружающими Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на
поведение и общее состояние человека. Методы самовнушения, само убеждения и само приказа в борьбе со
стрессом. Конфликт — особенности общения. Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый
общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Безопасность в социальных сетях. Как
не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в группы
смерти. Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры «Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги
общества. Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой манипулировать. Как
противостоять манипуляциям в информационной среде. Противодействие вовлечению в криминальные
сообщества. Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно делать, чтобы снизить
риск попадания под влияние криминальных структур.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Безопасность в повседневной жизни
Пожарная безопасность в помещениях.
Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью.
Электробезопасность в повседневной жизни.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Средства бытовой химии
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном
Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Поездка в поезде дальнего следования. Аварийная ситуация в
поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.
Модуль «Безопасность в общественных местах»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Как государство борется с терроризмом. Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные
задачи Национального антитеррористического комитета(НАК). Особенности современного терроризма. Виды
современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации,
предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе для лиц, которым исполнилось на момент
преступления 14 лет. Формирование антитеррористического поведения. Противодействие экстремизму и
терроризму Терроризм — угроза национальной безопасности России. Основные нормативно-правовые акты по
противодействию экстремизму и терроризму. Федеральные законы «О противодействии экстремистской
деятельности», «О противодействии терроризму» и другие документы. Общегосударственное противодействие
терроризму. Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления предупреждения
(профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности.
Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности. Праворадикальные сообщества.
Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние
экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и
терроризму. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью.
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством. Захват в заложники.
Правила поведения при захвате самолѐта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.

МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Чрезвычайные ситуации природного характера
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение.
Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время землетрясения.
Чрезвычайные ситуации
геологического
происхождения.
Извержения вулканов. Оползни, обвалы.
Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия геологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях
гидрологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических опасностей, оползней и
обвалов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения.
Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите от селей. Мероприятия по
защите от цунами. Защита от снежных лавин.
Природные пожары
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары.
Правила безопасности при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Защита населения от лесных и торфяных пожаров.
Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров.
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Эпидемии.
Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия, корона вируса. Правила профилактики корона вируса.
Эпизоотии.
Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных.
Эпифитотии.
Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.
Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь и правила её оказания
Основные правила оказания первой помощи.
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны
для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при
оказании первой помощи.
Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические,
электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных
видах ожогов.
Первая помощь при отравлениях.
Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев
отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией.
Первая помощь при травмах.

Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.
Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме.
Первая помощь при кровотечении.
Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное, венозное, артериальное, смешанное.
Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Первая помощь при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.
Способы транспортировки пострадавшего.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и
предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной
школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и
проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в
готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению
правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к
жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении
мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых

форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать
прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения
и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти
во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным

эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться
в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций,
во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта
(явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных
ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения
других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи,
обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее
целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение
общего решения, оцени- вать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками
группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять
алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и
имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости
корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их
причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры
безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели

индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении
обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться
без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми
медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и
умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнениюконституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные
связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы
рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время
пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается

посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
по учебным модулям:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Модуль «Безопасность в социуме»
1.1. Стресс и стрессовые ситуации.

0,5

0

0

1.2. Как снизить влияние стресса на поведение и общее
состояние человека.

0,5

0

0

Объясняют понятия стресса и стрессовой
ситуации.

Объясняют значение методов самоубеждения,
самовнушения, самоприказа.

Устный опрос;

РЭШ

Устный опрос; РЭШ

Объясняют факторы, влияющие на
психологический климат в коллективе.
1.3. Конфликт- особенности общения.

1.4.

Безопасность в социальных сетях.

Итого по модулю

0,5

0

0

Характеризуют конфликт как столкновение
сторон, мнений.

Устный опрос; РЭШ

0,5

0

0

Формируют негативное отношение к подобным
сообществам.

Устный опрос; РЭШ

0

1

Характеризуют частые причины пожаров.

2

Модуль 2. Модуль «Безопасность в быту»
2.1. Пожарная безопасность в помещениях.

0,5

Тестирование РЭШ

Формулируют
рекомендации по пожарной безопасности.
2.2. Электробезопасность в повседневной жизни.

0,5

0

0

Объясняют, как действовать при пожаре в
квартире, на
балконе, на кухне.

Устный опрос; РЭШ

2.3.

Средства бытовой химии.

Итого по модулю

0,5

0

0

0

0

Характеризуют меры предосторожности при
использовании электроприборов, средств бытовой
химии

Устный опрос;
Практическая
работа;

Объясняют опасные ситуации, связанные с
железнодорожным транспортом.

Устный опрос; РЭШ

РЭШ

1,5

Модуль 3. Модуль «Безопасность на транспорте»
3.1. Ситуации, связанные с железнодорожным
транспортом.

3.2. Безопасность в метрополитене.

0,5

0,5

0

0

Характеризуют зоны опасности на транспорте.
Формулируют опасность «зацепинга» и меры
борьбы
с этим противоправным явлением.
Сравнивают правила пользования
метрополитеном и другими видами
общественного транспорта

Итого по модулю
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»

1

Устный опрос; РЭШ

4.1. Как избежать встречи с преступником.

0,5

0

0

Характеризуют опасные ситуации на улице, в
квартире,

Устный опрос;

РЭШ

в городском транспорте.
4.2. Как избежать встречи с наркоторговцем.

0,5

Итого по модулю

1

0

0

Объясняют опасность наркотизма.
Демонстрируют знание нормативных документов,
регламентирующих противостояние
общественности наркотизму.

Устный опрос;

РЭШ

0

0

Характеризуют нормативные акты,
регламентирующие

Устный опрос;

РЭШ

Устный опрос;

РЭШ

Модуль 5 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
5.1. Как государство борется с терроризмом.

0,5

антитеррористическую деятельность
государства.
5.2. Особенности современного терроризма.

0,5

0

0

5.3. Виды современной террористической деятельности.

0,5

0

1

Описывают основные особенности
современного терроризма, виды
террористической деятельности.

Тестирование

РЭШ

5.4. Телефонные террористы.

0,5

0

0

Объясняют опасность телефонного
терроризма, ответственность за
совершение этого противоправного
деяния.

Устный опрос;

РЭШ

Объясняют цели и задачи
Национального антитеррористического
комитета Российской Федерации.

Формируют позицию неприятия
терроризма как идеологии насилия.
.
Итого по модулю

2

Модуль 6 «Безопасность в природной среде»
6.1.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного
характера.

0,5

0

0

Объясняют понятия литосферы,
атмосферы, гидросферы,
биосферы.
Характеризуют опасные природные
явления как источники чрезвычайных ситуаций.

Устный опрос;

РЭШ

6.2. Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясения.

0,5

0

0

Анализируют чрезвычайные ситуации
геологического

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ

происхождения: источники происхождения,
последствия,
возможность предвидеть.
6.3. Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Извержения вулканов. Оползни.
Обвалы.

0,5

0

0

Сравнивают причины возникновения оползней,
обвалов

РЭШ

и правила безопасного поведения во время
чрезвычайных

6.4. Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения.

0,5

6.5 Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения.

0,5

0

0

6.6 Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера.

0,5

0

0

характера, приводят примеры и объясняют
правила безопасного поведения.

6.7 Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары.

0,5

0

Формулируют опасность селей, цунами,
снежных лавин,
правила безопасного поведения при получении
предупреждения об опасности.

6.8 Защита населения от лесных и торфяных пожаров.

Устный опрос;

0

0

ситуаций геологического характера.
Характеризуют опасные метеорологические
явления, их
последствия, правила безопасного поведения.

0,5

0

0

Описывают чрезвычайные ситуации
гидрологического

Устный опрос; РЭШ

Устный опрос; РЭШ

Устный опрос;

РЭШ

Устный опрос;

РЭШ

Устный опрос;

РЭШ

0

Характеризуют чрезвычайные ситуации биолого- Устный опрос
социального происхождения.

РЭШ

0

Объясняют необходимость мер, принимаемых
государством в борьбе с пандемией коронавируса. Устный опрос
Описывают понятия «эпидемический очаг»,
«эпизоотический очаг».

0

Описывают меры защиты населения от
чрезвычайных ситуаций геологического,
метеорологического и гидрологического
характера.
Характеризуют особенности природных
пожаров.
Описывают зоны и основные виды природных
пожаров.
Демонстрируют знание правил безопасности
при возникновении природных пожаров

Итого

4

Модуль 7 «Здоровье и как его сохранить»

7.1 Эпидемии.

7.2 Эпизоотии.

0,5

0,5

0

0

РЭШ

7.3 Эпифитотии.

0,5

0

0

7.4 Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого- 0,5
социального характера.

0

0

Характеризуют эпифитотии как массовое
заболевание сельскохозяйственных растений.
Демонстрируют знание мер по борьбе с биологосоциальными чрезвычайными ситуациями и
профилактики массовых заболеваний людей,
животных и растений

Устный опрос

РЭШ

Устный опрос

РЭШ

Демонстрируют понимание важности оказания
первой

Тестирование

РЭШ

Устный опрос

РЭШ

Устный опрос

РЭШ

Устный опрос

РЭШ

Устный опрос

РЭШ

Модуль 8 «Основы медицинских знаний»
8.1 Важность своевременного оказания первой помощи.

1

1

медицинской помощи.
8.2 Первая помощь при электротравме.

8.3 Первая помощь при кровотечении.

0,5

0

Описывают комплекс мероприятий, входящих в
понятие
«первая помощь», и набор последовательных
действий

0,5

0

в экстренных обстоятельствах.
Объясняют особенности различных видов
кровотечений.

8.4 Первая помощь при ушибах и переломах.

0,5

0

8.5 Транспортировка пострадавших в медицинские
учреждения.

1

0

Итого по модулю

3,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

3

Отрабатывают способы остановки кровотечения.
Тренируются в иммобилизации раненых,
оказании помощи при носовом кровотечении.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

Тема урока

практически
еработы

0,5

0

0

Устныйопрос;

Как снизить влияние стресса на
0,5
поведение и общее состояние человека.

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

1

Тестирование;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

1

Тестирование

Стресс и стрессовые ситуации.

4.

Безопасность в социальных сетях.

7.

8.

9.

10.

Виды, формыконтроля

контрольные
работы

Конфликт- особенности общения.

6.

Дата
изучения

всего

3.

5.

Количество часов

Пожарная безопасность в помещениях.

Электробезопасность в повседневной
жизни.

Средства бытовой химии.

Ситуации, связанные с
железнодорожным транспортом.
Безопасность в метрополитене.

Виды современной террористической
деятельности.

11

12

13
14

15

16

17

Чрезвычайные ситуации
геологического
происхождения. Извержения
вулканов. Оползни. Обвалы.
Чрезвычайные ситуации
гидрологического
происхождения.
Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Эпидемии. Эпизоотии.
Эпифитотии.
Защита населения от
чрезвычайных ситуаций
биолого- социального
характера.
Важность своевременного
оказания первой помощи.

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

0

Устный опрос;

0,5

0

0

Устныйопрос;

0,5

0

1

Тестирование

0

0

Устный опрос

Первая помощь при
0,5
электротравме, кровотечении,
при ушибах ипереломах.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

0

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс /Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И.,
Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2. А.Л Рыбин, М.В. Маслов. «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей.
–9 классы». М.: Просвещение, 2008 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5 – 9 классы; рабочая программа: предметная линия учебников по редакцией С.Н
Егорова – М.: Просвещение, 2021 г.
2. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 7 класс. Допущен Министерством просвещения Российской
Федерации». М.: Просвещение, 2021 г.
3. В. Поляков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, В.В.Марков «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 7 класс. Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации». М.: Дрофа, 2018 г.
4. Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. Основы
безопасности жизнедеятельности : методическое пособие для учителя к завершённой предметной
линии учебников
под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы
безопасности жизнедеятельности. 7 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7
класс»,«Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс» . - Москва : Просвещение, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://media.prosv.ru/ - Медиатека
https://lecta.ru/uchitelyu - Электронные учебники
https://videouroki.net/ - Видеоуроки в интернет - сайт для учителей
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
https://infourok.ru/ - Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы дл
учителей
https://www.youtube.com/ - тематические видео, презентации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное устройство (принтер,
сканер), стенды, плакаты.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Средства индивидуальной защиты, перевязочные материалы, компас, тренажёры, имитатор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».