ОБЖ 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Директор МАОУ СОШ
№4

________________________
руководитель ШМО
Бибиков О.Н.
протокол №1 от «4»августа
2023г.

________________________
Нехай Е.А.
Приказ №82 от «4» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID)
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 6 класса основного общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составитель: Нежданова М.С.

ГО Верхний Тагил 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на
основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
(утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от
24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее —
ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом
распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, Примерной
программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность
изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для
последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено тремя модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»;
модуль № 2 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 3 «Основы медицинских знаний».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного
общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать». Учебный
материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и
бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и последствиям
техногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в 80-е годы XX столетия:
катастрофа теплохода «Александр Суворов» в результате столкновения с пролётом Ульяновского
моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26

апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в
г. Ионаве (20 марта 1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки
трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.). Государство
столкнулось с серьёзными вызовами, в ответ на которые требовался быстрый и адекватный ответ.
Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры
безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели
индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила
безопасности в повседневной жизни. В связи с этим введение в нашей стране обучения
основам безопасности жизнедеятельности явилось важным и принципиальным достижением
как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных
природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения
климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой
безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное образование
подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности,
воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебнометодического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.
№646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная программа
Российской
Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является системообразующим, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением
других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория
безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего
комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для
обучающихся построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в
повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ
несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне основного
общего образования. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать

сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой
подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств,
предоставляет широкие
возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся
к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий
профилактического характера в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
— способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения
и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений
применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их
проявлении;
— сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
— знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета ОБЖ в 6 классе предусматривается по 0,5 часу в неделю, всего на
изучение предмета ОБЖ в 6 классе отводится 17 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»:
Здоровье и факторы, влияющие на него.
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное
здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.
Как сохранить здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка
при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие
физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни.
Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки,
витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для
развития организма.
Личная гигиена.
Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону.
Правила гигиены на каждый день.
Предупреждение вредных привычек.
Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приёму
наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила здорового образа жизни.
Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Правильное и неправильное питание. Закаливание организма. Факторы, разрушающие здоровье.
Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес. Профилактика вредных привычек. Вред от
употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков.
Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости. Как избежать
отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Физические,
химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды. Экологическая
безопасность. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и
обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях.
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния.
Правила поведения при грозе. Гололёд и гололедица. Безопасное поведение на водоёмах. Правила
поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель.
Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Безопасное поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Основные меры
безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы.
Виды туристских походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы.
Как ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по природным
признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по
компасу, небесным светилам и карте.

Подготовка к проведению туристского похода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и
его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в
зависимости от вида похода. Приметы, по которым можно определить погоду.
Как развести костёр при разной погоде. Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров. Если в
лесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во
время грозы.
Правила безопасного поведения в различных видах походов Советы на всю жизнь. Пеший поход.
Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересечённой местности.
Устройство бивака. Лыжные походы. Особенности снаряжения. Организация движения. Горные
походы. Организация движения при подъёме и спуске. Водные походы. Способы и средства
самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок ходового
дня. Правила действия во время аварии судна. Безопасное поведение при автономном
существовании Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде.
Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании.
Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Характерные особенности
добровольного и вынужденного существования в природе. Организация ночлега при автономном
существовании.
Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов. Как добыть
питьё и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу.
Очистка и обеззараживание воды. Как подать сигналы бедствия. Различные средства аварийной
сигнализации. Опасные встречи в природных условиях Безопасность при встрече с дикими
животными. Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком,
медведем и др.). Безопасность при встрече со змеёй. Защита от комаров, мошки и других
насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его
переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Модуль № 3 «Основы медицинских знаний»:
Первая помощь в природных условиях.
Народные средства первой помощи. Средства для остановки кровотечения, от кашля, от
воспаления. Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа.
Иммобилизация при травме конечностей.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.
Психологическая поддержка пострадавшего.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и
предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной
школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и
проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в
готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению
правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к
жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении
мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых

форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать
прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения
и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти
во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным

эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться
в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций,
во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта
(явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных
ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения
других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи,
обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее
целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение
общего решения, оцени- вать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками
группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять
алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и
имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости
корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их
причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры
безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели

индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении
обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться
без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной
безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми
медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и
умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные
связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы
рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время
пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается

посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
по учебным модулям:
Модуль № 1 «Здоровье и как его сохранить»:
Характеризовать факторы, сберегающие здоровье: правильное питание, двигательная активность,
закаливание. Объяснять пагубное влияние курения, игромании, наркомании на здоровье человека.
Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам, разрабатывать меры профилактики
названных привычек. Определять понятие окружающей среды. Устанавливать, какое воздействие на
человека оказывают физические, биологические, химические факторы окружающей среды.
Характеризовать влияние антропогенных факторов на самого человека и среду. Описывать правила
личной гигиены, которые необходимо соблюдать во время туристских походов. Составлять личный
план выполнения норм ГТО, участвуя в туристских походах.
Модуль № 2 «Безопасность в природной среде»:
Объяснять необходимость соблюдения правил безопасного поведения в туристских походах.
Составлять план ориентирования на местности во время туристского похода. Усваивать принципы
разработки маршрута, подбора туристского снаряжения в зависимости от вида похода. Описывать
приметы, по которым можно ориентироваться во время похода. Осваивать правила разведения
костра, выбора места для костра. Составлять правила безопасного поведения во время грозы, если
турист заблудился. Различать виды походов по их сложности. Объяснять особенности лыжных,
горных, водных походов. Анализировать правила преодоления препятствий во время водных
походов. Сравнивать правила разведения костров в различных походах. Осваивать особенности
передвижения в различных походах. Объяснять особенности рациона туристов в лыжных, горных и
водных походах. Объяснять особенности и виды автономного существования человека.
Разрабатывать план сооружения жилища, добывания огня во время автономного существования.
Описывать растения, которые можно употреблять в пищу. Осваивать правила подачи сигналов
бедствия. Описывать особенности диких животных, которые обитают в вашем регионе. Изучать
правила безопасности во время встречи с дикими животными. Характеризовать виды и особенности
змей. Описывать правила безопасного поведения во время встречи с ядовитой змеёй. Объяснять
опасности комаров и мошек, необходимость защиты от насекомых. Характеризовать опасность
клещевого энцефалита, правила профилактики.
Модуль № 3 «Основы медицинских знаний»:
Объяснять особенности первой помощи в природных условиях. Описывать средства оказания
первой помощи в походе. Отрабатывать навыки оказания первой помощи при травмах, ушибах.
Распознавать виды кровотечений и способы оказания помощи при кровотечениях. Изучать
особенности оказания первой помощи при тепловом ударе, переохлаждении, отморожении, ожоге.
Объяснять значение психологической поддержки для пострадавшего. Изучать способы оказания
психологической поддержки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Здоровье и как его сохранить (Здоровье и правила его сбережения).
1.1.

Факторы, способствующие сбережению здоровья.

0,5

0

0

1.2.

Факторы, разрушающие здоровье.

0,5

0

0

1.3.

Профилактика вредных привычек.

0,5

0

0

1.4.

Как избежать отрицательного воздействия
окружающей среды на развитие и здоровье человека.

0,5

0

0

1.5.

Правила личной гигиены при занятиях туризмом.

0,5

0

0

1.6.

Туризм как часть комплекса ГТО.

0,5

0

Итого по модулю

Характеризуют факторы, сберегающие
здоровье: правильное питание,
двигательную активность, закаливание.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Объясняют пагубное влияние курения, игромании,
наркомании на здоровье человека.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Формируют отрицательное отношение к вредным
привычкам, разрабатывают меры профилактики
названных привычек.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Устанавливают, какое воздействие на человека
оказывают физические, биологические,
химические факторы окружающей среды.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Описывают правила личной гигиены, которые
необходимо соблюдать во время туристских
походов.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

0

Составляют личный план выполнения норм ГТО,
участвуя в туристских походах.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Объясняют необходимость соблюдения правил
безопасного поведения в туристских походах.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Усваивают принципы разработки маршрута,
подбора туристского снаряжения в зависимости от
вида похода.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

3

Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение на природе).
2.1.

Безопасное поведение в туристских походах.

0,5

0

0

2.2.

Виды туристских походов.

0,5

0

0

Составляют план ориентирования на местности во
время туристского похода.

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Усваивают принципы разработки маршрута,
подбора туристского снаряжения в зависимости от
вида похода.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

0

Описывают приметы, по которым можно
ориентироваться во время похода.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

0

0

Осваивают правила разведения костра, выбора
места для костра.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

0

0

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Различают виды походов по их сложности.
Объясняют особенности лыжных, горных, водных
походов.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Сравнивают правила разведения костров в
различных походах. Осваивают особенности
передвижения в различных походах. Объясняют
особенности рациона туристов в лыжных, горных
и водных походах.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Сравнивают правила разведения костров в
различных походах. Осваивают особенности
передвижения в различных походах. Объясняют
особенности рациона туристов в лыжных, горных
и водных походах.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Анализируют правила преодоления препятствий во
время водных походов.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

2.3.

Как ориентироваться на местности.

0,5

0

1

2.4.

Подготовка к проведению туристского похода.

0,5

0

0

2.5.

Приметы, по которым можно определить погоду.

0,5

0

2.6.

Как развести костёр при разной погоде.

0,5

2.7.

Если в лесу вас застигла гроза.

0,5

Итого по модулю

Составляют правила безопасного поведения во
время грозы, если турист заблудился.

3,5

Модуль 2. Безопасность в природной среде (Правила безопасного поведения в различных видах походов).
3.1.

Советы на всю жизнь.

0,5

0

0

3.2.

Лыжные походы.

0,5

0

0

3.3.

Горные походы.

0,5

0

0

3.4.

Водные походы. Способы и средства
самопомощи и взаимопомощи в водных походах.

0,5

0

0

Итого по модулю

2

Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение при автономном существовании).

4.1.

Поведение человека в условиях автономного
существования в природной среде.

0,5

0

0

4.2.

Добровольная и вынужденная автономия человека в
природной среде.

0,5

0

0

4.3.

Организация ночлега при автономном
существовании.

0,5

0

0

4.4.

Как добыть питьё и пищу в условиях автономии.

0,5

0

0

4.5.

Как подать сигналы бедствия.

0,5

0

1

Итого по модулю

Объясняют особенности и виды автономного
существования человека.

Объясняют особенности и виды автономного
существования человека.
Разрабатывают план сооружения жилища,
добывания огня во время автономного
существования.
Описывают растения, которые можно употреблять
в пищу.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Описывают особенности диких животных, которые
обитают в вашем регионе. Изучают правила
безопасности во время встречи с дикими
животными.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Характеризуют виды и особенности змей.
Описывают правила безопасного поведения во
время встречи с ядовитой змеёй.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Осваивают правила подачи сигналов бедствия.

2,5

Модуль 2. Безопасность в природной среде (Опасные встречи в природных условиях).
5.1.

Безопасность при встрече с дикими животными.

0,5

0

0

5.2.

Безопасность при встрече со змеёй.

0,5

0

0

5.3.

Защита от комаров, мошки и других насекомых.

0,5

0

0

Объясняют опасности комаров и мошек,
необходимость защиты от насекомых.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

5.4.

Профилактика клещевого энцефалита.

0,5

0

0

Характеризуют опасность клещевого энцефалита,
правила профилактики.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

0

Объясняют особенности первой помощи в
природных условиях.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Итого по модулю

2

Модуль 3. Основы медицинских знаний (Первая помощь в природных условиях).
6.1.

Народные средства первой помощи.

0,5

0

6.2.

Первая помощь при травматических повреждениях.

2

0

1

6.3.

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.

0,5

0

0

6.4.

Первая помощь при переохлаждении, отморожении и
ожоге.

0,5

0

0

6.5

Психологическая поддержка пострадавшего.

0,5

0

0

0

3

Итого по модулю

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Описывают средства оказания первой помощи в
походе. Отрабатывают навыки оказания первой
помощи при травмах, ушибах. Распознают виды
кровотечений и способы оказания помощи при
кровотечениях.

Изучают особенности оказания первой помощи
при тепловом ударе, переохлаждении,
отморожении, ожоге.

Устный опрос;
Практическая
работа;

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Изучают особенности оказания первой помощи
при тепловом ударе, переохлаждении,
отморожении, ожоге.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

Объясняют значение психологической поддержки
для пострадавшего. Изучают способы оказания
психологической поддержки.

Устный опрос;

https://media.prosv.ru/
https://lecta.ru/uchitelyu
https://videouroki.net/
https://resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Факторы, способствующие
сбережению здоровья.

0,5

0

0

Устный
опрос;

2.

Факторы, разрушающие
здоровье.

0,5

0

0

Устный
опрос;

3.

Профилактика вредных
привычек.

0,5

0

0

Устный
опрос;

4.

Как избежать отрицательного
воздействия окружающей
среды на развитие и здоровье
человека.

0,5

0

0

Устный
опрос;

5.

Безопасное поведение в
туристских походах.

0,5

0

0

Устный
опрос;

6.

Как ориентироваться на
местности.

0,5

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

7.

Поведение человека в
условиях автономного
существования в природной
среде.

0,5

0

0

Устный
опрос;

8.

Как подать сигналы бедствия.

0,5

0

1

Устный
опрос;
Практич
еская
работа;

9.

Как добывать пищу в
природных условиях

0,5

0

0

Устный
опрос;

10.

Виды и способы разведения
костра

0,5

0

0

Устный
опрос;

11.

Личная гигиена

0,5

0

1

Устный
опрос;
практич
еская
работа

12.

Безопасность при встрече с
дикими животными.

0,5

0

0

Устный
опрос;

13.

Защита от комаров, мошки и
других насекомых.

0,5

0

0

Устный
опрос;

14.

Профилактика клещевого
энцефалита.

0,5

0

0

Устный
опрос;

15.

Первая помощь при
травматических
повреждениях.

0,5

0

0

Устный
опрос;

16.

Первая помощь при
солнечном и тепловом ударе.

0,5

0

0

Устный
опрос;

17.

Первая помощь при
переохлаждении,
отморожении и ожоге.

0,5

0

0

Устный
опрос;

17

0

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс /Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И.,
Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2. В. Поляков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, В.В.Марков «Основы безопасности жизнедеятельности.
Учебник 6 класс. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». М.:
Дрофа, 2018 г.
3. А.Л Рыбин, М.В. Маслов. «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей.
–9 классы». М.: Просвещение, 2008 г.
4. В.А Лобашкина, М.В. Маслов. «Безопасность дорожного движения». М.: Просвещение, 2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5 – 9 классы; рабочая программа: предметная линия учебников по редакцией С.Н
Егорова – М.: Просвещение, 2021 г.
2. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 6 класс. Допущен Министерством просвещения Российской
Федерации». М.: Просвещение, 2021 г.
3. В. Поляков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов, В.В.Марков «Основы безопасности
жизнедеятельности. Учебник 6 класс. Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации». М.: Дрофа, 2018 г.
4. Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов ; под ред. С. Н. Егорова. Основы
безопасности жизнедеятельности : методическое пособие для учителя к завершённой предметной
линии учебников
под редакцией С. Н. Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», «Основы
безопасности жизнедеятельности. 6 класс», «Основы безопасности жизнедеятельности. 7
класс»,«Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», «Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс» . - Москва : Просвещение, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://media.prosv.ru/ - Медиатека
https://lecta.ru/uchitelyu - Электронные учебники
https://videouroki.net/ - Видеоуроки в интернет - сайт для учителей
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
https://infourok.ru/ - Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы дл
учителей
https://www.youtube.com/ - тематические видео, презентации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер, аудиовизуальные пособия, стенды, плакаты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Средства индивидуальной защиты, перевязочные материалы, компас


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».