Прогр Чит грам 5-6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрации городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Директором МАОУ СОШ №4

________________________

________________________

Руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина
Альбертовна
протокол №1
от «4» августа 2023 г.

Нехай Елена Александровна
Приказ № 82
от «4» августа 2023г.

Рабочая программа
Читательская грамотность. 5 -6 класс.

Планируемые результаты освоения программы.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими
функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные
действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные,
интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при
условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется
возможность для приобретения опыта достижения цели.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности необходимо применять
специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные
технологии.

Личностные результаты.
Учащиеся научатся:
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения
положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных
интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования
собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты.
Находить и извлекать информацию.
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на
сайт и т.д.)
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте
текста.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы,
характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором
приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Использовать информацию из текста.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки,
выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых
знаний
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который
обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Содержание.
Что такое «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать; уровень
образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных
сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
Что такое «читательская грамотность». Читательская грамотность - коммуникативная грамотность,
предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать
чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также
компьютерной.
Разнообразие текстов. Социальные, учебные, личные аспекты чтения: с какой целью мы обращаемся к текстам.
чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную
литературу, биографии и др.);
чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях
общественного значения и др.;
чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители;
расписание движения транспорта; афиши.

чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Сплошные и несплошные тексты.
Задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом.
Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Текст, его основные
признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка,
символа, таблицы, схемы.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста. Умение применять
информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебнопрактических задач, прогнозирование событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов
эксперимента на основе информации текста.

Календарно-тематическое планирование 5 класс.

Разделы и темы
Что такое «функциональная грамотность?»
Что такое «читательская грамотность»?

Количество часов
1

Разнообразие текстов. Социальные, учебные,
личные аспекты чтения. С какой целью мы
обращаемся к текстам?

2

Сплошные и несплошные тексты.

2

Задания с выбором ответа, с кратким и с
развёрнутым ответом.

1

Работа с текстом: поиск информации
и извлечение информации из текста. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль
текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.

6

Читательские действия, связанные с
использованием информации из текста. Умение
применять информацию, представленную в
тексте для решения различных учебно-

3

познавательных и учебно-практических задач,
прогнозирование событий
Работа с текстом: Читательские действия,
связанные с интеграцией и интерпретацией
текста.

2

Итого

17

Календарно-тематическое планирование 6 класс.

Разделы и темы
Что такое «функциональная грамотность?»
Что такое «читательская грамотность»?

Количество часов
2

Задания с выбором ответа, с кратким и с
развёрнутым ответом.
Работа с текстом: поиск информации
и извлечение информации из текста.
Читательские действия, связанные с
интеграцией и интерпретацией текста.
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста
в таблицу. Преобразование информации,
полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.

4

Читательские действия, связанные с
осмыслением и оценкой текста. Оценка
содержания, языковых особенностей и структуры
текста, места и роли иллюстраций в тексте.
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация. Достоверность
и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация.
Соотнесение позиции автора текста
с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.

6

Итого

17

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».