Программа Креативное мышление 5 класс. Программа является составляющим модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся. Общее количество часов: 17 часов. На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное задание для применения и развития компетенции креативного мышления. Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления обучающихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования. Планируемые результаты. Важнейшей педагогической задачей является формирование базовых навыков, лежащих в основе способности к креативному мышлению. По результатам освоения модулей в 5-9 классах возможно достижение следующей системы планируемых результатов. Личностные результаты • осознание себя, своих задач и своего места в мире; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • осознание ценности самостоятельности и инициативы; • появление интереса к способам познания; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; • стремление к самоизменению; • позитивная ценностная ориентация, осознание своей внутренней позиции как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Метапредметные результаты • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; • способность к совместной деятельности; • владение базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; • владение приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; • способность устанавливать связи и делать вывод. Предметные результаты • способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; • проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; • демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; • предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; • ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. Описание и общая характеристика заданий для формирования и оценки креативного мышления, используемых в учебном процессе: - задания на письменное самовыражение, - задания на визуальное самовыражение, - задания на решение социальных проблем, - задания на решение естественно-научных проблем. Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям. В заданиях используются различные модели: (1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму); (2) выдвижение идей для создания текстов на основе - рассмотрения различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации, или ряд абстрактных картинок; - решения заданной коммуникативной задачи, например, создания текстов в целях рекламы, для аннотации мероприятия, книги, для литературных конкурсов, выражения благодарности и т.д.; - решения познавательной задачи, например, выдвижение идей для имён и характеров героев, для создания портрета эпохи и др. (3) оценка креативности приводимых текстов, например, заголовков и подписей, сюжетов и сценариев, лозунгов, афоризмов и тезисов и т.п.; (4) совершенствование собственных или чужих текстов. Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств. В заданиях используются различные модели: (1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать); (2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны; (3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией; Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях используются различные модели: (1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус; (2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; (3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений; (4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения. Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны не столько с опорой на освоенный учебный материал и предметные умения, сколько с отбором адекватных возрасту • ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, п редметному знанию младших школьников; • когнитивных умений (в том числе, умений, характеризующих читательскую грамотность), постепенно усложняющихся и наращивающихся от пятого к девятому классу; • адекватных возрасту лексико-грамматических средств: лексического материала, грамматических конструкций, изобразительно-выразительных средств. Оценивание заданий: Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение являются нестандартность, выразительность, художественная ценность, а в заданиях на решение проблем – новизна, эффективность, научная ценность. При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея: - осмысленная; - необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на себя внимание); - тщательно представленная и оформленная; - имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность. Инструменты измерения творческого креативного мышления: - вербальная креативность - образная креативнсть - отдельные креативные способности: беглость (количество выполненных тестов) - гибкость (разнообразие идей) - оригинальность - способность видеть суть проблемы - способность сопротивляться стереотипам. Содержание. Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и оценки креативного мышления. Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты? Разные, похожие, одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей. Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка креативности приводимых текстов. Совершенствование собственных или чужих текстов. Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств. Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; Оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений. Календарно-тематическое планирование. Разделы и темы. Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и оценки креативного мышления. Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты? Разные, похожие, одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей. Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка креативности приводимых текстов. Совершенствование собственных или чужих текстов. Количество часов. 3 5 Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств. 5 Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; Оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений. 4 ИТОГО: 17