Прогр Креативное мышление 5 класс

Программа Креативное мышление 5 класс.
Программа является составляющим модулем программы по развитию функциональной
грамотности обучающихся.
Общее количество часов: 17 часов.
На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное
задание для применения и развития компетенции креативного мышления.
Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления
обучающихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования.
Планируемые результаты. Важнейшей педагогической задачей является формирование
базовых навыков, лежащих в основе способности к креативному мышлению.
По результатам освоения модулей в 5-9 классах возможно достижение следующей системы
планируемых результатов.
Личностные результаты
• осознание себя, своих задач и своего места в мире; готовность к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• появление интереса к способам познания;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• стремление к самоизменению;
• позитивная ценностная ориентация, осознание своей внутренней позиции как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• владение базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки,
систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного;
• владение приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических
средств;
• способность устанавливать связи и делать вывод.
Предметные результаты
• способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения
по изобретательству.

Описание и общая характеристика заданий для формирования и оценки креативного
мышления, используемых в учебном процессе:
- задания на письменное самовыражение,
- задания на визуальное самовыражение,
- задания на решение социальных проблем,
- задания на решение естественно-научных проблем.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и
уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным
аудиториям.
В заданиях используются различные модели:
(1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
(2) выдвижение идей для создания текстов на основе - рассмотрения различных стимулов, таких
как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации, или ряд
абстрактных картинок; - решения заданной коммуникативной задачи, например, создания
текстов в целях рекламы, для аннотации мероприятия, книги, для литературных конкурсов,
выражения благодарности и т.д.; - решения познавательной задачи, например, выдвижение идей
для имён и характеров героев, для создания портрета эпохи и др.
(3) оценка креативности приводимых текстов, например, заголовков и подписей, сюжетов и
сценариев, лозунгов, афоризмов и тезисов и т.п.;
(4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и
излагают различные идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
В заданиях используются различные модели:
(1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных
установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех
инструментах или способах, которые необходимо использовать);
(2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности
или новизны;
(3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или
дополнительной информацией;
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать
потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать
идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и
одновременно функциональные решения.
В заданиях используются различные модели:
(1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
(2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем,
отвечающих заданному сценарию;
(3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
(4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.

Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны не столько с опорой на
освоенный учебный материал и предметные умения, сколько с отбором адекватных возрасту •
ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, п редметному знанию
младших школьников;
• когнитивных умений (в том числе, умений, характеризующих читательскую грамотность),
постепенно усложняющихся и наращивающихся от пятого к девятому классу;
• адекватных возрасту лексико-грамматических средств: лексического материала,
грамматических конструкций, изобразительно-выразительных средств.
Оценивание заданий:
Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение
являются нестандартность, выразительность, художественная ценность, а в заданиях на решение
проблем – новизна, эффективность, научная ценность.
При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея:
- осмысленная;
- необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на
себя внимание);
- тщательно представленная и оформленная;
- имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность.
Инструменты измерения творческого креативного мышления:
- вербальная креативность
- образная креативнсть
- отдельные креативные способности: беглость (количество выполненных тестов)
- гибкость (разнообразие идей)
- оригинальность
- способность видеть суть проблемы
- способность сопротивляться стереотипам.
Содержание.
Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее
представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и оценки
креативного мышления. Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты? Разные, похожие, одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка.
От выдвижения до доработки идей.
Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка
креативности приводимых текстов. Совершенствование собственных или чужих текстов.
Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию; Оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.

Календарно-тематическое планирование.
Разделы и темы.

Модели и ситуации. Примеры моделей и
ситуации, требующих креативного мышления.
Общее представление о креативности (на
примерах простейших заданий и бытовых
ситуаций). Знакомство с содержательными и
тематическими областями модели
формирования и оценки креативного
мышления.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего
нужно выдвигать разные идеи и варианты?
Разные, похожие, одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка. От
выдвижения до доработки идей. Создание
свободных высказываний и текстов.
Выдвижение идей для создания текстов.
Оценка креативности приводимых текстов.
Совершенствование собственных или чужих
текстов.

Количество часов.
3

5

Выдвижение идеи с помощью различных
изобразительно выразительных средств.

5

Выдвижение различных идей для возможных
путей решения социальных проблем,
отвечающих заданному сценарию; Оценка
креативности собственных или чужих идей с
позиций их ясности, привлекательности или
новизны. Оценка оригинальности,
эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.

4

ИТОГО:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».