МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Администрация Городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО директор МАОУ СОШ №4 ________________________ руководитель ШМО Терентьева О.М. Протокол №1 от «04» августа 2023 г. ________________________ Е. А. Нехай Приказ №82 от «04» августа 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПОДГОТОВКА К ГИА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ» 11 класс г. Верхний Тагил 2023 Пояснительная записка Программа предназначена для работы с учащимися 11 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс полной средней школы и к дальнейшему математическому образованию. Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Содержание программы соответствует по тематическому содержанию программе по математике для 511 классов общеобразовательных школ. Данный курс в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции и графики», «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей», «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на обучающихся, желающих хорошо подготовиться к ЕГЭ и к дальнейшему изучению математики в ВУЗах. В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов. Цели курса: Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Задачи курса: Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии. Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. Формирование поисково-исследовательского метода. Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. Получение школьниками дополнительных знаний по математике. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь: находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы; решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы; вычислять производные и первообразные элементарных функций; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника; решать геометрические задачи на клетчатой бумаге. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Особенности курса: - интеграция разных тем; - практическая значимость для учащихся. Требования к уровню подготовленности учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: вычислять значения корня, степени, логарифма; находить значения тригонометрических выражений; выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений; решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами, строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач, применять аппарат математического анализа к решению задач; решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии; уметь соотносить процент с соответствующей дробью; знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников; решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами; производить прикидку и оценку результатов вычислений; при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления. Содержание обучения Текстовые задачи 5ч Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. . Выражения и преобразования 5ч . Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений Функции и их свойства 4ч Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной. Уравнения, неравенства и их системы 6ч Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения, неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы. Задания с параметром 3 ч Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Планиметрия 3ч Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. Стереометрия 3 ч Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел. Календарно-тематическое планирование курса 1 час в неделю, всего 34 часа №/п Тема урока Колво 1.Текстовые задачи – 5 часов 1 Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы). 2 3 Задачи на работу и движение. 1 4 Задачи на анализ практической ситуации. 1 5 Задачи на анализ практической ситуации 1 2.Выражения и преобразования – 5 часов. 1 Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений 1 2 Тождественные преобразования логарифмических выражений. 1 3 Преобразования тригонометрических выражений. 1 4 Преобразование тригонометрических выражений. 1 5 Преобразование выражений. 1 3.Функции и их свойства – 4 часа. 1 Исследование функций элементарными методами. 1 дата примечание План Факт 2 Производная, ее геометрический и физический смысл. 1 3 Исследование функции с помощью производной. 1 4 Исследование функции с помощью производной. 1 4.Уравнения, неравенства и их системы –6 часов 1 Рациональные уравнения, неравенства и их системы 1 2 Иррациональные уравнения и их системы. 1 3 Тригонометрические уравнения и их системы. 1 4 Показательные уравнения, неравенства и их системы. 1 5 Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. 1 6 Комбинированные уравнения и смешанные системы 1 5. Задания с параметром – 3 часа. 1 Уравнения и неравенства 1 2 Уравнения и неравенства 1 3 Уравнения и неравенства с модулем. 1 6. Планиметрия – 3 часа 1 Треугольники. Четырехугольники. Окружность. 1 2 Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. 1 3 Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. 1 7. Стереометрия – 3 часа 1 Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. 1 2 Площади поверхностей и объемы тел. 1 3 Площади поверхностей и объемы тел. 1 8. Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ – 5 часов 1 Система оценивания. Решение заданий с кратким ответом (I часть). 1 2 Решение заданий с развернутым ответом (II часть). 1 3 Решение заданий с развернутым ответом (II часть). 1 4 Тренировочные варианты ЕГЭ 2024 г 1 5 Тренировочные варианты ЕГЭ 2024г 1 Список литературы Семёнов А. В. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Математика 2019. Учебное пособие. М.: Интеллект-центр, 2019. Шноль Д. Э. ЕГЭ 2019. Математика. Рабочие тетради В1-В14./Под редакцией Семёнова А. Л. и Ященко И. В.- М. МЦНМО, 2019. Информационные ресурсы интернет http://fipi.ru/ . Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике. http://reshuege.ru/ . Сайт для подготовки учащихся к ЕГЭ и проведения он-лайн тестирования.