В результате изучения курса зоологии в основной школе: Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о, животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Зоология». 7 класс. Личностные: Ученик научится: -использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; ·использовать свои интересы для выбора индивидуальной, образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; - самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих; - самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; -выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Ученик получит возможность научиться: -осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; - признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; - убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования; -использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Метапредметные: Регулятивные универсальные действия Ученик научится: -самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели; - составлять в группе или индивидуально план решения проблемы; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Ученик получит возможность научиться: - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия; -в ходе представления проекта давать оценку его результатам. Коммуникативные универсальные действия Ученик научится: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; Ученик получит возможность научиться: - критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его; -смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией. Познавательные универсальные действия Ученик научится: - работать с разными источниками биологической информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; - работать в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученик получит возможность научиться: - развивать ключевые компетентности при объяснении особенностей строения животного организма, использования ресурсов информационно-образовательной среды; - находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую. Предметные: Ученик научится: -определять роль в природе изученных групп животных; - находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение; - приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение; - находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; - объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; - объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; - приводить примеры и характеризовать важных для жизни хозяйства человека животных, объяснять их значение; - распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных; - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); - понимать смысл биологических терминов. Ученик получит возможность научиться: - проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; - характеризовать основные экологические группы изученных групп животных; - соблюдать и объяснять правила поведения в природе; - характеризовать способы рационального использования ресурсов животных; - использовать знания по биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; -осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными. Содержание предметной программы (зоология) 7 класс. Зоология – наука о живых организмах. Зоология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль зоологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у животных. Многообразие организмов. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Царство Животные. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, или Простейшие. Общая характеристика простейших. Биологические и экологические особенности простейших. Тип Кишечнополостные. Многоклеточные животные. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы. Типы червей. Паразитический образ жизни плоских и круглых червей. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски. Многообразие моллюсков. Значение в природе и жизни человека. Тип Иглокожие. Многообразие иглокожих. Тип Членистоногие.. Многообразие ракообразных, паукообразных и насекомых и их охрана. Особенности общественных насекомых. Насекомые – вредители растений и переносчики заболеваний. Тип Хордовые. Особенности низших хордовых. Многообразие костных рыб. Многообразие земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и их охрана. Домашние животные. Значение животных в жизни человека. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Эволюция систем органов Способы передвижения животных, полости тела. Органы дыхания и способы дыхания животных. Обмен веществ и превращение энергии. Эволюционное изменение кровеносной системы хордовых животных. Органы выделения. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Биоценозы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Миграции, факторы среды. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Охрана и рациональное использование животного мира. Количество часов по темам БИОЛОГИЯ 7 класс № п/п Тема Кол-во часов 1 2 3 5 Введение Беспозвоночные животные Хордовые животные 1 11 11 7 Эволюция систем органов Лабораторные работы 2 6 Биоценозы 5 Итого 35 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)