Программа Функциональная грамотность: 7 класс.
Программа является составляющим модулем программы по развитию функциональной
грамотности обучающихся.
Общее количество часов: 34 часа.
На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное
задание для применения и развития креативного мышления, глобальных компетенций и
читательской грамотности.
Основной целью программы является развитие и оценка функциональной грамотности
обучающихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования.
Планируемые результаты. Важнейшей педагогической задачей является формирование базовых
навыков, лежащих в основе способности к креативному мышлению, глобальным компетенциям и
читательской грамотности.
По результатам освоения модулей в 5-9 классах возможно достижение следующей системы
планируемых результатов.
Личностные результаты
• осознание себя, своих задач и своего места в мире; готовность к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• появление интереса к способам познания;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• стремление к самоизменению;
• позитивная ценностная ориентация, осознание своей внутренней позиции как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• владение базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки,
систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного;
• владение приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических
средств;
• способность устанавливать связи и делать вывод.
Предметные результаты
• способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения
по изобретательству.
Описание и общая характеристика заданий для формирования и оценки креативного
мышления, используемых в учебном процессе:
- задания на письменное самовыражение,
- задания на визуальное самовыражение,
- задания на решение социальных проблем,
- задания на решение естественно-научных проблем.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение
к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным
аудиториям.
В заданиях используются различные модели:
(1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
(2) выдвижение идей для создания текстов на основе - рассмотрения различных стимулов, таких
как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации, или ряд абстрактных
картинок; - решения заданной коммуникативной задачи, например, создания текстов в целях
рекламы, для аннотации мероприятия, книги, для литературных конкурсов, выражения
благодарности и т.д.; - решения познавательной задачи, например, выдвижение идей для имён и
характеров героев, для создания портрета эпохи и др.
(3) оценка креативности приводимых текстов, например, заголовков и подписей, сюжетов и
сценариев, лозунгов, афоризмов и тезисов и т.п.;
(4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и
излагают различные идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
В заданиях используются различные модели:
(1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных
установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех
инструментах или способах, которые необходимо использовать);
(2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности
или новизны;
(3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или
дополнительной информацией;
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать
потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать
идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и
одновременно функциональные решения.
В заданиях используются различные модели:
(1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
(2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию;
(3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
(4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.
Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны не столько с опорой на
освоенный учебный материал и предметные умения, сколько с отбором адекватных возрасту •
ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, предметному знанию
младших школьников;
• когнитивных умений (в том числе, умений, характеризующих читательскую грамотность),
постепенно усложняющихся и наращивающихся от пятого к девятому классу;
• адекватных возрасту лексико-грамматических средств: лексического материала, грамматических
конструкций, изобразительно-выразительных средств.
Оценивание заданий:
Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение являются
нестандартность, выразительность, художественная ценность, а в заданиях на решение проблем –
новизна, эффективность, научная ценность.
При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея:
- осмысленная;
- необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на себя
внимание);
- тщательно представленная и оформленная;
- имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность.
Инструменты измерения творческого креативного мышления:
- вербальная креативность
- образная креативнсть
- отдельные креативные способности: беглость (количество выполненных тестов)
- гибкость (разнообразие идей)
- оригинальность
- способность видеть суть проблемы
- способность сопротивляться стереотипам.
Содержание.
Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее
представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и оценки
креативного мышления. Типы заданий по креативному мышлению: создание текста, создание
изображения, решение социальных проблем, решение экологических проблем. Выдвижение
разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты? Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей.
Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка
креативности приводимых текстов. Совершенствование собственных или чужих текстов.
Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию; Оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.
Глобальные компетенции.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей,
применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной
культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и
оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Глобальная компетентность
проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание
(межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения.
В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности
подростков:
рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например,
бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски,
конфликты, культурные различия, стереотипы);
понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
религиозного, социального и культурного происхождения или пола;
предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития.
Овладение глобальными компетенциями способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе,
позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда,
эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за
развитие международного сообщества.
Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные
контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий; социально-экономическое развитие и
взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты,
конфликты и права человека (25% заданий).
Основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе
являются элементы содержания, названные в предметных результатах освоения программы по
обществознанию, географии, биологии, истории, иностранному языку, основам духовно-нравственной
культуры народов России, а также в метапредметных образовательных результатах. Однако и в других
учебных дисциплинах есть материал, который может послужить базой для проверки сформированности
глобальных компетенций.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности в отечественном образовательном
учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы;
2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом
классе основной школы);
3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач;
4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения;
5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников,
накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов;
Личностные результаты освоения программы
–– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
–– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного
многообразия.
Метапредметные результаты.
–– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны
жизни человека и общества; умение распознавать глобальное и локальное;
–– формирование аналитического и критического мышления; оценивать информацию, формулировать
аргументы, объяснять причины возникновения ситуации.
–– критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и
межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; распознавать и
анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения
–– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут
оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
–– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Содержание.
Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания лежат в
основе глобальных компетенций. Глобальные проблемы современности. Понятие «глобальные проблемы».
Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит «мыслить глобально, а
действовать локально». Умение мыслить аналитически и критически. Ситуации и познавательные задания,
развивающие глобальную компетентность.
Аспекты:
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка).
Программа «Читательская грамотность» 7 класс.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими
функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные
действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные,
интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при
условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется
возможность для приобретения опыта достижения цели.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности необходимо применять
специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные
технологии.
Читательская грамотность
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7
классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию,
интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за
пределы класса. При разработке инструментария будет выдержана следующая идеология: читательская
грамотность, проявляющаяся в осознании непрерывных (сплошных) текстов – включая литературные тексты
– остается ценной. Но при этом будет сделан акцент на оценивании понимания информации из
многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность
таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации,
полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации
из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников. Актуализирована
оценка навыков чтения составных текстов, структура которых специфична по способу предъявления
информации на основе тематического единства текстов разных видов. Объектом оценивания является также
умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации,
проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при
работе с текстом информацию из разных предметных областей.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
Учащиеся научатся:
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного
результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной
позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты.
Учащиеся научатся:
Находить и извлекать информацию.
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и
т.д.)
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,
отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы,
характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно
целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Использовать информацию из текста.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор
телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который
обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Содержание.
Понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность». Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать; уровень образованности, который характеризуется способностью
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе
преимущественно прикладных знаний.
Читательская грамотность - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми
видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной.
Общие особенности текстов: их связность и последовательность; их реалистичность,
фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) и вымышленность,
художественность (художественные и др. тексты); их сплошной и несплошной характер. Сплошные
и несплошные тексты. Сплошными текстами являются: 1) описание (художественное и техническое); 2)
повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия,
толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5)
инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты, кроме вербальных
фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6)
формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления. Составные тексты, которые включают в себя
несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
В составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки
зрения их авторов.
Аспекты чтения социальные, учебные, личные:
чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс),
художественную литературу, биографии и др.);
чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях
общественного значения и др.;
чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители;
расписание движения транспорта; афиши и т.п. ;
чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Текст повествование, описание, размышление. Повествование: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. Описание: предмет описания, его части, свойства каждой части. Рассуждение: проблема,
доказательство, тезисы, аргументы, выводы.
Формат заданий по читательской грамотности: задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым
ответом.Виды деятельности читательской грамотности.
Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Текст, его основные
признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Календарно-тематическое планирование.
Разделы и темы.
Что такое функциональная грамотность и ее
составляющие.
Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации,
требующих креативного мышления. Общее
представление о креативности (на примерах
простейших и бытовых ситуаций. Типы заданий на
креативное самовыражение: создание текста,
создание рисунка, решение социальных проблем,
решение естественно-научных проблем.
Создание свободных высказываний и текстов.
Выдвижение идей для создания текстов. Оценка
креативности приводимых текстов.
Совершенствование собственных или чужих
текстов. Выдвижение идеи с помощью различных
изобразительно выразительных средств: создание
креативного рисунка.
Количество часов.
1
1
4
Выдвижение различных идей для возможных путей
решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию.
Решение естественно-научных проблем:
исследовательские вопросы, гипотезы, замысел,
эксперимент, исследование.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От
выдвижения до доработки идей. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение креативных идей и их
доработка. Оценка креативности собственных или
чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны. Оценка
оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.
Что такое «глобальные компетенции» и что
значит быть «глобально компетентным». Какие
знания лежат в основе глобальных компетенций.
3
Глобальные проблемы современности. Понятие
«глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных
проблем. Понятия «глобальное» и «локальное».
Что значит «мыслить глобально, а действовать
локально».
Умение мыслить аналитически и критически.
Ситуации и познавательные задания, развивающие
глобальную компетентность. Человек и природа
(аспекты: охрана природы, ответственное
отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие
культур и идентификация с определенной
культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации
индивида / в воспитании и образовании ребенка).
Сплошные и несплошные тексты. Визуальные
изображения
для
анализа
как
источник
информации. Несплошные тексты: 1) графики; 2)
диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5)
рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7)
информационные листы и объявления.
Деятельность по восприятию, пониманию и
использованию текстов. Работа с текстом: поиск
информации и понимание прочитанного.
Упорядочивание информации по заданному
основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.
Раздел «Работа с текстом: преобразование
и интерпретация информации.
Преобразование (дополнение) информации из
8
сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка,
в текстовую задачу. Заполнение предложенных
схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников
с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная
информация. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.
ИТОГО:
17