РП-функц-грам-8-кл-25-26-уч-год

Программа Функциональная грамотность: 8 класс.
Программа является составляющим модулем программы по развитию функциональной
грамотности обучающихся.
Общее количество часов: 34 часа.
На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное
задание для применения и развития креативного мышления, глобальных компетенций и
читательской грамотности.
Основной целью программы является развитие и оценка функциональной грамотности
обучающихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования.
Креативное мышление.
Планируемые результаты. Важнейшей педагогической задачей является формирование базовых
навыков, лежащих в основе способности к креативному мышлению, глобальным компетенциям и
читательской грамотности.
По результатам освоения модулей в 5-9 классах возможно достижение следующей системы
планируемых результатов.
Личностные результаты
• осознание себя, своих задач и своего места в мире; готовность к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• появление интереса к способам познания;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• стремление к самоизменению;
• позитивная ценностная ориентация, осознание своей внутренней позиции как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• владение базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки,
систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного;
• владение приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических
средств;
• способность устанавливать связи и делать вывод.
Предметные результаты
• способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения
по изобретательству.

Описание и общая характеристика заданий для формирования и оценки креативного
мышления, используемых в учебном процессе:
- задания на письменное самовыражение,
- задания на визуальное самовыражение,
- задания на решение социальных проблем,
- задания на решение естественно-научных проблем.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение
к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным
аудиториям.
В заданиях используются различные модели:
(1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
(2) выдвижение идей для создания текстов на основе - рассмотрения различных стимулов, таких
как рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации, или ряд абстрактных
картинок; - решения заданной коммуникативной задачи, например, создания текстов в целях
рекламы, для аннотации мероприятия, книги, для литературных конкурсов, выражения
благодарности и т.д.; - решения познавательной задачи, например, выдвижение идей для имён и
характеров героев, для создания портрета эпохи и др.
(3) оценка креативности приводимых текстов, например, заголовков и подписей, сюжетов и
сценариев, лозунгов, афоризмов и тезисов и т.п.;
(4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и
излагают различные идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
В заданиях используются различные модели:
(1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных
установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех
инструментах или способах, которые необходимо использовать);
(2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности
или новизны;
(3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или
дополнительной информацией;
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать
потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать
идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и
одновременно функциональные решения.
В заданиях используются различные модели:
(1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
(2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию;
(3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
(4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.

Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны не столько с опорой на
освоенный учебный материал и предметные умения, сколько с отбором адекватных возрасту •
ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, предметному знанию
младших школьников;
• когнитивных умений (в том числе, умений, характеризующих читательскую грамотность),
постепенно усложняющихся и наращивающихся от пятого к девятому классу;
• адекватных возрасту лексико-грамматических средств: лексического материала, грамматических
конструкций, изобразительно-выразительных средств.
Оценивание заданий:
Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение являются
нестандартность, выразительность, художественная ценность, а в заданиях на решение проблем –
новизна, эффективность, научная ценность.
При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея:
- осмысленная;
- необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на себя
внимание);
- тщательно представленная и оформленная;
- имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность.
Инструменты измерения творческого креативного мышления:
- вербальная креативность
- образная креативнсть
- отдельные креативные способности: беглость (количество выполненных тестов)
- гибкость (разнообразие идей)
- оригинальность
- способность видеть суть проблемы
- способность сопротивляться стереотипам.
Содержание.
Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее
представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и оценки
креативного мышления. Типы заданий по креативному мышлению: создание текста, создание
изображения, решение социальных проблем, решение экологических проблем. Выдвижение
разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты? Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей.
Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка
креативности приводимых текстов. Совершенствование собственных или чужих текстов.
Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию; Оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.
Глобальные компетенции.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей,
применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной
культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и
оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Глобальная компетентность
проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание
(межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения.
В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности
подростков:






рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например,
бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски,
конфликты, культурные различия, стереотипы);
понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
религиозного, социального и культурного происхождения или пола;
предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития.

Овладение глобальными компетенциями способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе,
позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда,
эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за
развитие международного сообщества.
Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные
контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий; социально-экономическое развитие и
взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты,
конфликты и права человека (25% заданий).
Основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе
являются элементы содержания, названные в предметных результатах освоения программы по
обществознанию, географии, биологии, истории, иностранному языку, основам духовно-нравственной
культуры народов России, а также в метапредметных образовательных результатах. Однако и в других
учебных дисциплинах есть материал, который может послужить базой для проверки сформированности
глобальных компетенций.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности в отечественном образовательном
учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы;
2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом
классе основной школы);
3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач;
4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения;
5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников,
накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов;

Личностные результаты освоения программы
–– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
–– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного
многообразия.
Метапредметные результаты.
–– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны
жизни человека и общества; умение распознавать глобальное и локальное;

–– формирование аналитического и критического мышления; оценивать информацию, формулировать
аргументы, объяснять причины возникновения ситуации.
–– критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и
межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; распознавать и
анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения
–– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут
оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
–– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Содержание.
Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания лежат в
основе глобальных компетенций. Глобальные проблемы современности. Понятие «глобальные проблемы».
Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит «мыслить глобально, а
действовать локально». Умение мыслить аналитически и критически. Ситуации и познавательные задания,
развивающие глобальную компетентность.
Аспекты:
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка).

Программа Читательская грамотность 8-9 класс.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии
на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и
визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с
визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:






описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).

К несплошным текста можно отнести:




формы (анкеты и др.);
информационные листы (расписание и др.);
таблицы и графики;






диаграммы;
таблицы;
списки;
карты.

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Вопервых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых,
понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических
связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы.
В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса.
Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно
грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются
такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного
содержания, так и научно-публицистического.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 17 учебных часов в год (0.5 час в неделю).

Читательская грамотность 8-9 класс.
Результаты освоения курса
Ожидаемые результаты.
Работа с текстом: Предлагаемая концепция опирается прежде всего на «Концепцию оценки
образовательных достижений учащихся PISA 2018». При разработке Концепции учтены факторы,
изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном
пространстве. Среди этих факторов – появление новых технологий, повлиявших на характер
чтения и передачи информации, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся
контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно. Мониторинг
формирования и оценки функциональной грамотности. В Концепции уделено особое внимание
значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности
применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в
нестандартных. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему
необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её,
уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
Преобразование и интерпретация информации
Учащиеся научатся:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических
задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Учащиеся получат возможность научиться: выявлять информацию текста на основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации.
Учащиеся научатся:
- откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом
— мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Учащиеся получат возможность научиться:
-критически относиться к информации;
-находить способы проверки противоречивой информации;
-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащиеся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста,
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста,
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста,
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт,
- объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте,
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие
между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.,
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте),
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов,
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию,
- различать темы и подтемы текста,
- выделять не только главную и избыточную информацию,
- прогнозировать последовательность изложения идей текста,
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме,
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей,
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной
позиции,
Содержание курса. Предлагаемая концепция опирается прежде всего на «Концепцию оценки
образовательных достижений учащихся PISA 2018»1,
Сплошные и несплошные тексты. Сплошные (без изображений), несплошные (включающие визуальные
ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом).
Визуальные изображения для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно. Примерами

сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ,
репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова,
резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к
выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1)
графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7)
информационные листы и объявления.

Деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Восприятие на слух и понимание
различных видов сообщений. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные
признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Подробный и сжатый
пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую
задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий.
1. Находить и извлекать информацию
1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка,
ссылка на сайт и т.д.)
1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном
фрагменте текста
1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах
текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение
текста)
2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей автора
3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором
приемов
3.3 Понимать назначение структурной единицы текста
3.4 Оценивать полноту, достоверность информации
3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование
поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 14 стр. из 18
Читательская грамотность
4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением
фоновых знаний
4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации
текста
4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений,
который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Календарно-тематическое планирование.
Разделы и темы.
Что такое функциональная грамотность и ее
составляющие.
Модели и ситуации. Примеры моделей и ситуации,
требующих креативного мышления. Общее
представление о креативности (на примерах
простейших и бытовых ситуаций. Типы заданий на
креативное самовыражение: создание текста,
создание рисунка, решение социальных проблем,
решение естественно-научных проблем.

Количество часов.
1
1

Создание свободных высказываний и текстов.
Выдвижение идей для создания текстов. Оценка
креативности приводимых текстов.
Совершенствование собственных или чужих
текстов. Выдвижение идеи с помощью различных
изобразительно выразительных средств: создание
креативного рисунка.

4

Выдвижение различных идей для возможных путей
решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию.
Решение естественно-научных проблем:
исследовательские вопросы, гипотезы, замысел,
эксперимент, исследование.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От
выдвижения до доработки идей. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение креативных идей и их
доработка. Оценка креативности собственных или
чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны. Оценка
оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.
Что такое «глобальные компетенции» и что
значит быть «глобально компетентным». Какие
знания лежат в основе глобальных компетенций.

4

Глобальные проблемы современности. Понятие
«глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных
проблем. Понятия «глобальное» и «локальное».
Что значит «мыслить глобально, а действовать
локально».
Умение мыслить аналитически и критически.
Ситуации и познавательные задания, развивающие
глобальную компетентность. Человек и природа
(аспекты: охрана природы, ответственное
отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие
культур и идентификация с определенной
культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации
индивида / в воспитании и образовании ребенка).
Сплошные и несплошные тексты. Визуальные
изображения
для
анализа
как
источник
информации. Несплошные тексты: 1) графики; 2)
диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5)
рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7)
информационные листы и объявления.
Деятельность по восприятию, пониманию и
использованию текстов. Работа с текстом: поиск
информации и понимание прочитанного.
Упорядочивание информации по заданному

7

основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.

Раздел «Работа с текстом: преобразование
и интерпретация информации. Подробный
и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию
текста. Формулирование выводов, основанных
на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка,
в текстовую задачу. Заполнение предложенных
схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников
с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка
информации» Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность
и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация.
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста
с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
ИТОГО:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».