Администрация муниципального округа Верхний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Принята на заседании
педагогического совета
от «27» августа 2025 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
_____________ Е. А. Нехай
«27» августа 2025 г.
Приказ №105
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
реализуемая в сетевой форме
«Школьный театр "Маска"»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
В разработке программы участвовал:
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ СОШ №4 (Шестовских Анна Сергеевна – педагог
дополнительного образования)
г. Верхний Тагил
2025 год
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
С целью создания равных условий получения качественного
образования в отдалённых территориях Свердловской области, в рамках
национального проекта «Образование» открываются центры образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста».
Целями деятельности центров являются создание условий для внедрения
новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных
общеобразовательных программ цифрового, технического и гуманитарного
профилей. Рекомендуется использование инфраструктуры центров во
внеурочное время как общественного пространства для развития
общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения,
проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей,
педагогов, родительской общественности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» направлена на получение и применение знаний о том,
как стать лидером в собственной жизни и создать гармоничные отношения с
собой и окружающим миром.
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» разработана в соответствии:
− Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р;
− приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
−
письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №093242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые)»;
− методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации
по
вопросам
реализации
основных
и
дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме, утвержденных
Министерством просвещения России 28.06.2019г №МР-81/02вн;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно
- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»;
− Положением
об
организации
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
сфере
информационных и телекоммуникационных технологий в сетевой
форме, а также с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
мероприятий
региональных
проектов
«Цифровая
образовательная
среда»,
«Современная школа», «Успех каждого ребенка», обеспечивающих
достижение результатов соответствующих федеральных проектов
национального проекта «Образование», утвержденное приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 01.04.2020 № 333-Д.
Актуальность общеразвивающей программы. Данная программа
ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в
области раскрытия потенциала человека (управление собой, своим
состоянием, эмоциями, выбором, ответственностью, временем, желаниями,
отношениями), но и на постановку и достижение целей, создание успешной
команды и раскрытие лучшего в себе и других людях.
Современное лидерство – это способность в первую очередь управлять
собой и своей жизнью, это стремление раскрывать свой потенциал во всех
сферах человеческой сущности: теле, разуме, сердце и духе. Открывать
лучшее в себе и других, воодушевлять, жить и созидать через любовь к себе,
людям, миру и всему живому – это главные ценностные ориентиры
созидающего лидерства.
Новизна общеразвивающей программы «Школьный театр»: Наше время
и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со
стратегическим
мышлением,
неординарным
видением
ситуации,
уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.
Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных
качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет
учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в
реальной “взрослой” жизни.
Педагогическая целесообразность программы.
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции
совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов
данного сообщества.
Именно активность, способность брать на себя ответственность,
ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения,
считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом
собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает
возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно
функционировать в социуме.
Лидер должен научиться принимать решения, избегать крайних,
безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную
совокупность обстоятельств. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать
и новые проблемы, и старые, но иными методами.
Отличительной особенностью программы является модульное
структурирование содержания программы. Каждый модуль является
структурной единицей образовательной программы, и имеет определенную
логическую завершенность по отношению к результатам обучения. В
программу входят четыре модуля «Лидер в современном мире»,
«Персональное лидерство. Открой лидера в себе», «Лидер как автор своей
жизни», «Сила лидера – в его команде».
Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень»
сложности, который предполагает минимальный уровень сложности
освоения материала содержания общеразвивающей программы.
Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована для
обучающихся в возрасте с 12 до 17 лет. Обучающимися Программы могут
стать подростки, проживающие на территории городского округа Верхний
Тагил, которые посещают образовательные организации, в которых
находятся Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста».
Количество обучающихся учебной группы составляет до 15 человек.
Возрастные особенности группы
Выделенные нами возрастные периоды при формировании групп 12-17
лет основываются на психологических особенностях старшего подросткового
возраста (по Д. Б. Эльконину).
Содержание программы учитывает возрастные психологические
особенности детей 12-17 лет, которые определяют выбор форм проведения
занятий с обучающимися. Социальная ситуация развития детей
характеризуется изменением характера учебной деятельности, она
приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди
многообразия секций, курсов и возможных профессий находится перед
профессиональным выбором. Ведущей деятельностью является учебнопрофессиональная деятельность, которая предполагает овладение системой
научных понятий в рамках предварительного профессионального
самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений
(операционно-техническая сфера).
Объем и срок освоения общеразвивающей программы.
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных
недель, 9 учебных месяцев. Объем программы составляет 72 учебных часа.
Форма обучения. Учитывая территориальную удалённость и
материально-техническую оснащенность образовательных организаций,
потребности обучающихся и их родителей, возможности педагогических
работников, форма обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школьный театр» осуществляется в очной
форме, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в день. В соответствии
с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
обучающихся в возрасте с 12 до 17 лет составляет 45 минут с переменами
между занятиями 15 минут.
Условия реализации программы. Образование по данной программе
строится на основе педагогических технологии личностно-ориентированного
образования и практико-ориентированного обучения. Теоретические и
практические занятия проводят педагогические работники Центра
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ №4.
По окончании реализации программы, обучающиеся получат
сертификат об освоении дополнительной общеобразовательной программы,
реализуемой в центре образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста», созданного на базе МАОУ СОШ №4.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в
обществе.
Задачи программы:
Образовательные:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений,
навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности
в обществе.
– Формирование способности к рефлексии, самооценке.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную
деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на
себя инициативу и ответственность.
– Формирование у учащихся умения строить жизненные планы и
корректировать ценностные ориентации.
Развивающие:
– Развитие адекватного понимания самого себя
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
– Развитие навыков работы в группе, в команде.
– Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную
жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном
обществе.
– Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
–Развитие умений и потребности в познании других людей,
гуманистического отношения к ним.
Воспитательные:
– Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей
личности.
– Воспитание интереса к самому себе,
самопознания, саморазвития и самовоспитания.
формирование
культуры
Ожидаемые результаты программы. После окончания обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школьный театр» обучающиеся приобретут начальные компетенции в
области самопознания. Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые
стороны, умело пользуется навыками самопрезентации, его уровень
тревожности снижается, осознает свою индивидуальность, у него
повышается представление о собственной значимости, приобретает навыки
уверенного поведения, формируется устойчивая положительная самооценка.
В результате реализации данной программы у обучающихся
формируются следующие ключевые навыки и умения:
- аналитические – умение мыслить критически, анализировать,
оценивать
информацию,
систематизировать,
обобщать,
отбирать
необходимую, делать выводы, собственные умозаключения;
- коммуникативные – умение работать в команде, общаться, решать
коммуникативные проблемы;
- исследовательские – умение выделить проблему, найти способы и
методы ее решения;
- проектировочные – умение планировать свою деятельность и
деятельность команды, четко определять цель, выбирать механизмы ее
достижения;
- рефлексивные – умение себя контролировать, заниматься
саморазвитием, осуществлять самонаблюдение, самокоррекцию.
3. Содержание общеразвивающей программы
Уровень сложности содержания программы имеет «Стартовый
уровень». Программа предполагает минимальный уровень сложности
освоения материала.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» построена по модульному принципу. Модульный
принцип построения программы определяет
создание наиболее
благоприятных условий развития личности обучающихся за счет
вариативности содержания.
«Модуль» - структурная единица образовательной программы, имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к результатам
обучения.
Содержание модуля «Лидер в современном обществе» направлено на
понимание смысла современного лидерства как общественного явления,
принципов созидающего лидерства; развитие уверенности в себе, лидерских
качеств; определение зон ответственности.
Содержание модуля «Персональное лидерство. Открой лидера в себе»
направлено развитие веры в себя; создание позитивного мышления; умение
выражать свой голос, выстраивать отношения с миром.
Содержание модуля «Лидер как автор своей жизни» направлено на
освоение принципов управления осознанной жизнью, эффективного
планирования, самодисциплины, поиска своего пути.
Содержание модуля «Сила лидера – в его команде» направлено на
освоение принципов создания сильной команды, развития креативности;
умение создавать взаимное уважение в коллективе, формировать культурный
код лидера.
1
2
3
Смысл
современного
лидерства как
общественног
о явления,
понятие о
харизме.
Развитие
уверенности в
себе и умения
делать
осознанный
выбор,
основываясь
на знаках тела
(психосоматик
е)
Развитие
лидерских
качеств,
определение
зоны
ответственнос
ти лидера.
3
Практика
Теория
блока,
темы/кейса
Всего
№
п/п
3.1. Учебный (тематический) план
Модуль №1«Лидер в современном обществе»
Количеств
Тип
Итоговый
о часов
рабо
результат
Название
ты
раздела,
Индиви
дуальногруппов
1,5 1,5
ой
Индиви
дуальногруппов
ой
7
5
Сформированное
представление о том,
кто такой лидер,
развитая харизма в
действии.
Сформированное
представление о том,
что такое целостность,
гармония,
психосоматика.
3,5 3,5
Развитие личностных
качеств во всех сферах
жизни. «Прокачка»
энергетического поля.
Индиви Построение
дуально- индивидуального
группов плана развития
2
3
ой
лидерского
потенциала на
ближайший год.
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение
Фронтальны
й опрос,
наблюдение
Индивидуаль
ный план
развития
лидерского
потенциала
4
Принципы
созидающего
лидерства.
Итого:
Практика
Теория
№
п/п
Всего
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Индиви
дуально5 2,5 2,5
группов
ой
11,
20 8,5
5
Итоговый
результат
Дебат- клуб:
критическое
мышление и
убеждение
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Участие в
дебатах,
встреча с
лидером
Содержание учебного плана модуля «Лидер в современном обществе»
Тема №1. Смысл современного лидерства как общественного явления,
понятие о харизме.
Теория. Определение, суть и теория лидерства. Стили лидерства. Развеиваем
миф о харизме, харизматические типы поведения. Что мешает присутствию,
силе и теплоте, стили харизмы.
Практика. Ответы на вопросы в блокноте лидера: Кого из масштабных
лидеров ты знаешь? Чем они привлекли твое внимание? Какая теория
лидерства тебе ближе и почему? Какой стиль лидерства тебе кажется
наиболее интересным и привлекательным? Определи, какие возможности и
какие риски присущи каждому из стилей лидерства? Первые
харизматические впечатления, трудные ситуации, харизматическая
презентация, харизма в критических ситуациях.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Как ты
думаешь, кто такой лидер? Бывает ли негативное отношение к лидерству?
Лидерами рождаются или становятся? Как ты думаешь, что такое
харизма? Почему существуют разные стили лидерства? В чем ты видишь
разницу между группой и командой? Смысл вдохновляющего лидерства?
Советы лидера-наставника.
Что самое важное ты узнал на этом
занятии?
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера.
Тема №2. Развитие уверенности в себе и умения делать осознанный
выбор, основываясь на знаках тела (психосоматика)
Теория. Целостность личности как источник гармоничного развития,
энергии и уверенности. Психосоматика болезней. Внутренний выбор,
самостоятельность, ответственность. Энергия.
Практика. Ответы на вопросы в блокноте лидера: Что первое приходит в
голову, когда слышишь выражение «целостная и гармоничная личность»?
Как развивать в себе целостность? Что такое конфликт интеллектов? Оцени
собственную сбалансированность развития, заполнив схему. Начни
«прокачивать» свои сферы. Что такое ответственность и почему люди её так
боятся? SWOT- анализ. Как ты понимаешь фразу: «Ты- причина всего, что
происходит в твоей жизни?» Что такое психосоматика? Тело не обманешь, да
или нет? Болезнь – итог или всего лишь симптом ? Почему мы теряем
энергию? Где брать силы?
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Что делает
человека уверенным? Как развивать в себе целостность? Какого лидера вы
считаете наиболее гармонично развитой и целостной личностью? Что
самое важное ты узнал на этом занятии? Что делает меня автором
собственной жизни? Советы лидера-наставника.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Составление таблицы SWOT. Рисунок энергетического и
психосоматического поля.
Тема №3. Развитие лидерских качеств, определение зоны
ответственности лидера.
Теория. Роли и области ответственности. Личные качества и
характеристики лидера.
Практика. Ответы на вопросы в блокноте лидера: Какая из ролей лидера
тебе кажется наиболее интересной и привлекательной? В какой роли ты
проявляешься чаще всего? Какая роль тебе незнакома? Проанализируй
таблицу Д.Гоулмана. Определи, какими качествами ты обладаешь, а какие
требуют развития? Создай три ключевых принципа твоего лидерства.
Построй свой индивидуальный план развития лидерского потенциала на
ближайший год.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Какие роли
лидера тебе уже известны? Что такое доверие? А доверие к себе? Какие
личные качества делают лидера лидером? Советы лидера-наставника.
Что самое важное ты узнал на этом занятии?
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Анализ таблицы Д.Гоулмана. Создание 3 принципов своего
лидерства. Построение своего индивидуального плана развития лидерского
потенциала на ближайший год.
Тема №4. Принципы созидающего лидерства.
Теория. Путь от страха к любви, от принуждения к вдохновению, от
потребления к созиданию. 5 травм, которые мешают быть собой. Основа
лидерства нового поколения.
Практика. Создание собственной статьи. (главные качества лидера).
Интервью с родителями «Опыт позитивного влияния», Предложения школе
в качестве позитивных перемен. Практика исцеления. Дебат- клуб. Решение
кейсов( решение ситуаций с позиции лидера). Встреча с лидером нового
поколения.
Действия педагога.. Проверяет статьи, интервью с родителями ,
предложения школе. Выслушивает учеников, комментирует работу после
выступления, находит положительные и отрицательные стороны.
Предлагает методы исцеления, помогает в выборе. Советы лидеранаставника. Организует дебат-клуб, встречу с лидером. Проводит
рефлексию.
Действия учеников. Защищают мини-проекты, отвечают на вопросы,
задают вопросы выступающим. Участвуют в дебат- клубе, встрече с
лидером, рефлексии.
Результатом освоения образовательного модуля является понимание
смысла современного лидерства как общественного явления, принципов
созидающего лидерства, психосоматики тела; развитие уверенности в себе,
лидерских качеств, энергетического поля; определение зон ответственности.
После освоения данного модуля проводится мониторинг, позволяющий
оценить уровень освоения программы.
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется
педагогическими работниками центров образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста». Для освоения программы модуля
необходимы блокнот (тетрадь) и ручка.
Вера в себя
Практика
Теория
1
Всего
№
п/п
3.2. Учебный (тематический) план
Модуль №2 «Персональное лидерство. Открой лидера в себе»
Количеств
Тип
Итоговый
Формы
о часов
рабо
результат
Название
аттестац
ты
раздела,
ии
блока,
/контрол
темы/кейса
я
5
Индиви
дуальногруппов
2,5 2,5 ой
Осознание, что
достоинство – это
важнейшее качество
личности. Умение
отличать любовь к
себе от эгоизма.
Формулировка
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
дискуссия
2
3
Создание
позитивного
влияния
Учимся
выражать свой
голос
5
6
Практика
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Итоговый
результат
личных убеждений.
Дневник
благодарностей.
Уважение себя и
других. Правильно
сформулированные
намерения. Жизнь без
страхов.
Индиви Дневник эмоций.
дуально- Методы управления
группов вниманием в
ой
действии. Навык
позитивного
мышления и
осознанного влияния.
Развитый
2,5 2,5
эмоциональный
интеллект.
Осознанное
понимание конфликта
и выход из него. 12
шагов к душевному
здоровью.
Индиви Вера в свои силы,
дуально- раскрытие своей
группов индивидуальности,
ой
создание личного
бренда. Навык
3
3
управления своей
речью, ключи к
успешному
публичному
выступлению.
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
блиц-клуб
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
мастерская
оратора,
клуб
спикеров
4
Отношения с
миром
Итого:
Практика
Теория
№
п/п
Всего
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
6
2
4
22
10
12
Тип
рабо
ты
Итоговый
результат
Полезный личный
словарик. Практика
исцеления детских
травм. Принятие себя.
Индиви Навык эффективного
дуально- общения. Разрешение
группов сложных
ой
маркетинговых
ситуаций. «Прокачка»
креативного
мышления. Умение
аргументированно
отстаивать свою
позицию. Дебат-клуб
«Критическое
мышление и
убеждение»
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
дебатклуб,эссе на
тему
персональног
о лидерства,
встреча с
лидером
Содержание учебного плана модуля «Персональное лидерство. Открой
лидера в себе»
Тема №1. Вера в себя
Теория: Личное достоинство, персональное лидерство, уважение,
самоуважение, любовь к себе, эгоизм, намерение, осознанность, рефлексия,
страх, мышление, душевное здоровье.
Практика: Сформулируй несколько личных убеждений, которые помогут
тебе в разных ситуациях сохранять достоинство и уважение по отношению к
себе и другим людям. Ознакомься с советами лидера-наставника и найди
ответы на вопросы. Попробуй вести дневник благодарностей себе и
окружающим. Проанализируй свои ответы. Переделай страхи в возможности.
Дискуссия на тему правильной формулировки намерения. Создай в блокноте
раздел «Мои желания и намерения». Запиши пять основных жизненных
принципов людей, которых ты считаешь хозяевами своей судьбы.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Что стоит за
понятием «личное достоинство»? Что такое самоуважение и в чем
проявляется? Почему люди теряют самоуважение? Какие черты присущи
уважающему себя человеку? Что значит любовь к себе, как ты это
понимаешь? Чем отличается любовь к себе от эгоизма? Что происходит ,
если человек не любит себя? Что такое страх? Почему или для чего мы
боимся? Что значит – управлять своей жизнью? Что такое намерение, как
ты думаешь? Как четыре интеллекта задействованы в формировании
намерения? Что скрывается за понятием «сила благодарности»? Как часто
ты испытываешь чувство благодарности к себе за то, что имеешь? Почему
мы часто не получаем желаемого, в чем ошибка? Советы лидеранаставника. Что самое важное ты узнал на этом занятии? Организует
дискуссию. Выслушивает учеников, комментирует работу после
выступления. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Дневник благодарностей. Сформулированные намерения.
Участие в дискуссии «Намерение – это желание, мысли, чувства,
действия?». Рефлексируют.
Тема №2. Создание позитивного влияния.
Теория: позитивное мышление, энергетика, личное влияние, эмоции,
чувства, эмоциональный интеллект, эмпатия, доверие, управление эмоциями,
конфликт, уровни жизненной энергии и чувства, методика STOP, управление
конфликтами, иллюзии, 12 шагов к душевному здоровью.
Практика: Тест на определение личного влияния, дебат-клуб «Взаимосвязь
эмоций и результатов», блицмнение, диалог лидеров по методике STOP, тест
на эмоциональный интеллект, анализ конфликтной ситуации по вопросам,
таблица «Убить иллюзии – 12 шагов к душевному здоровью»
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Эмоция – это
друг или враг? Почему в наше время сложно управлять эмоциями? В чем
разница между чувствами и эмоциями? Как лидер может позитивно влиять
на других? Чем нам может быть полезен развитый эмоциональный
интеллект? Что, как правило, является главной причиной всех конфликтов?
Почему не стоит доказывать свою правоту? Как переключить на
позитивное мышление другого человека? Что самое важное ты узнал на
этом занятии? Советы лидера-наставника. Организует дебат- клуб.
Выслушивает учеников, комментирует работу после выступлени. Проводит
рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Дневник эмоций. Диалог лидеров «Эмпатия». Дебат-клуб
«Взаимосвязь эмоций и результатов», блицмнение, разбор своей
конфликтной ситуации по методике STOP. Рефлексия.
Тема №3. Учимся выражать свой голос.
Теория: индивидуальность, личный бренд, уникальность, лидерская
позиция, харизма, детские травмы, сила слова, публичное выступление,
оратор, красноречие.
Практика: Выстраивание гармоничных детско-родительских отношений,
практика написания письма. Создание личного бренда, мастерская оратора,
клуб спикеров, личный словарик, публичное выступление.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Что такое
индивидуальность и как она проявляется в человеке? Какого человека мы
считаем привлекательным и притягательным? Что такое личный бренд и
для чего он нужен? Нужен ли бренд каждому человеку? Почему люди иногда
боятся демонстрировать свою индивидуальность и выражать свое мнение?
За что ты в обиде на родителей? Что ты можешь сделать, чтобы не было
внутренних противоречий? Как ты думаешь, в чем заключается сила слова?
Что говорит о человеке путаная и неровная речь? Как выбирать правильные
слова в критической или конфликтной ситуации? Что самое важное ты
узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника. Организует клуб
спикеров, публичное выступление. Выслушивает учеников, комментирует
работу после выступления. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участие в клубе спикеров. Готовит публичное выступление
на проблемную тематику и выступает. Рефлексия.
Тема №4. Отношения с миром.
Теория: этика, культура взаимоотношений, личные границы,
нравственность, экология отношений , мораль, деловое общение.
Практика: встреча с лидером нового поколения, разбор трудных
нравственных ситуаций, ответы на вопросы по ситуациям из книги «Основы
маркетинга» Ф.Котлера, дебат – клуб «Критическое мышление и убеждение»,
эссе на тему персонального лидерства.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Как лидер
формирует этику и культуру отношений? Что делает общество
благополучным? Как создавать этику взаимоотношений? Как ты открыл в
себе лидера? Что самое важное ты узнал на этом занятии? Советы
лидера-наставника. Организует дебат-клуб, разбор трудных нравственных
ситуаций, встречу с лидером нового поколения. Проверяет эссе,
комментирует. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участие в дебат-клубе, встрече с лидером нового
поколения. Пишет эссе на тему персонального лидерства. Рефлексия.
Результатом освоения образовательного модуля является развитие
веры в себя; создание позитивного мышления; доверительные отношения с
родителями, умение выражать свой голос, публично выступать, выстраивать
отношения с миром.
После освоения данного модуля проводится мониторинг, позволяющий
оценить уровень освоения программы.
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется
педагогическими работниками центров образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста». Для освоения программы модуля
необходимы блокнот (тетрадь) и ручка.
3.3. Учебный (тематический) план
Модуль №3 «Лидер как автор своей жизни»
1
2
Учимся
управлять
жизнью
осознанно
Учимся быть
профессионал
ом
4
4
2
2
Практика
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Индиви
дуальногруппов
ой
Научишься
использовать свои
сильные и слабые
стороны, составишь
свой профиль
индивидуальных
способностей,
поверишь в свою
индивидуальность,
определишь свои
потребности и
ценности.
Индиви
дуальногруппов
ой
Поймешь, что такое
профессиональное
самоопределение,
определишь сферу
своей будущей
2
2
Итоговый
результат
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
SWOTанализ
сильных и
слабых
сторон,
профиль
индивидуаль
ных
способносте
й, колесо
личного
баланса.
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
профессиона
льное
3
4
Учимся
ставить и
достигать
цели
Учимся жить
полной
жизнью
4
2
Практика
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
2
Тип
рабо
ты
деятельности,
составишь свой
профессиональный
профиль. Узнаешь
пути
самосовершенствован
ия, развития в
цифровом мире.
Индиви Навыки постановки
дуально- целей и планирования,
группов правила управления
ой
жизненным графиком,
развитие силы воли,
предупреждение
эмоционального
выгорания, создание
внутреннего баланса и
мотивации.
Индиви
дуальногруппов
ой
4
1
3
Итоговый
результат
Модель будущего.
Как правильно
расставлять
жизненные
приоритеты.
«Прокачка»
критического
мышления и навыка
аргументации.
Решимость для
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
резюме,
описание
лучшей
версии себя в
будущем.
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
постановка
цели в
SMART,тест
на
определение
эмоциональн
ого
выгорания,
диагностика
экологичност
и движения к
цели.
Модель
моего
будущего,
дебат-клуб
«Критическо
е мышление
и
убеждение»,
план
индивидуаль
Практика
Теория
№
п/п
Всего
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Итоговый
результат
уверенного
управления своей
жизнью.
Итого:
16
7
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
ного
развития,
встреча с
лидером
9
Содержание учебного плана модуля «Лидер как автор своей
жизни»
Тема №1. Учимся управлять жизнью осознанно.
Теория: сильные и слабые стороны, развитие, талант, профиль
индивидуальных способностей, самопознание, потребность, пирамида
Маслоу, ценности, риски, богатство.
Практика: Исследование «Мои сильные и слабые стороны», составление
профиля индивидуальных способностей, диалог лидеров по вопросам,
блицмнение «Отраженная пирамида потребностей и ценностей», составление
колеса личного баланса.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Почему сильные
стороны часто не распознаются самим человеком? Как сильные и слабые
стороны уживаются в человеке? Что же такое развитие на самом деле:
устранение недостатков или развитие сильных сторон? Талант есть у
каждого? Что для тебя значит самопознание? Что такое потребности
человека? Что такое ценности? Почему истинное богатство основано не
только на материальных, но и духовных ценностях? Что самое важное ты
узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника.
Организует
блицмнение «Отраженная пирамида потребностей и ценностей», помогает
в составлении колеса личного баланса, комментирует. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в блицмнении, составляет: SWOT-анализ
сильных и слабых сторон, профиль индивидуальных способностей, колесо
личного баланса. Рефлексия.
Тема №2. Учимся быть профессионалом.
Теория: профессия, профессиональное самоопределение, трудолюбие, вера в
себя, призвание, признание, самореализация, самосовершенствование, рынок
труда, адаптивность, гибкость, цифровые технологии.
Практика: Дискуссия , диалог лидеров, профессиональное резюме, описание
лучшей версии себя в будущем.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Для чего живет
и трудится человек? Должен ли лидер быть профессионалом в своем деле?
Что такое профессиональное самоопределение? Почему людям тяжело
выбрать дело по душе? Что делает человека гармонично развитой
личностью? Почему обучение в наше время должно быть непрерывным?
Почему рынок труда так быстро меняется в наше время? Как определить, в
какой профессиональной области ты мог бы стать успешным? Почему
началась конкуренция между человеческим и искусственным интеллектом?
Как не потерять себя в цифровом мире? Какую пользу я получаю от этого
контента в настоящий момент? Как он меня развивает? Что самое
важное ты узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника.
Организует диалог лидеров, наставляет в написании резюме, проверяет
описание лучшей версии себя, комментирует. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в диалоге лидеров, составляет резюме ,
описание лучшей версии себя. Рефлексия.
Тема №3. Учимся ставить и достигать цели.
Теория: цель, планирование, типы целей, бесцельная жизнь, мечта, SMART,
целеполагание, целостность, самодисциплина, сила воли, «хочу и должен»,
эмоциональное выгорание.
Практика: Диалог лидеров, Постановка цели в SMART, планирование задач,
блицмнение, тест на определение эмоционального выгорания, диагностика
экологичности движения к цели.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме.
Как ты думаешь, почему в жизни человека так важны цели? Для чего нужно
планирование в жизни? Какие бывают типы целей? Что такое бесцельная
жизнь и какие в ней риски? Чем цель отличается от мечты? Как связаны
цели и целостность человека? Зачем нужна самодисциплина при движении к
цели? Что такое сила воли и что она дает человеку? Что сильнее: сила воли
или сила желания? Что такое эмоциональное выгорание? Что самое
важное ты узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника.
Организует диалог лидеров, проверяет постановку целей в SMART , тест на
определение эмоционального выгорания, диагностику экологичности
движения к цели. Комментирует, помогает найти пути решения. Проводит
рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в диалоге лидеров, ставит цель в SMART,
проходит тест на определение эмоционального выгорания, диагностику
экологичности движения к цели.Рефлексия.
Тема №4. Учимся жить полной жизнью.
Теория: интерес к жизни, ответственность, страх, энергия, позитив, время,
удовольствие, любимое дело, окружение, обещания, баланс, вера в себя,
Практика: Модель моего будущего, дебат-клуб «Критическое мышление и
убеждение», план индивидуального развития, встреча с лидером.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Какой я хочу
видеть свою жизнь? Что значит быть на своем пути? Что самое важное
ты узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника. Организует
дебат- клуб, встречу с лидером нового поколения, наставляет в создании
плана индивидуального развития. Комментирует, помогает найти пути
решения. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в дебат-клубе, встрече с лидером, создает план
индивидуального развития. Рефлексия.
Результатом освоения образовательного модуля является освоение
принципов управления осознанной жизнью, эффективного планирования,
самодисциплины, поиска своего пути.
После освоения данного модуля проводится мониторинг, позволяющий
оценить уровень освоения программы.
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется
педагогическими работниками центров образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста». Для освоения программы модуля
необходимы блокнот (тетрадь) и ручка.
1
Учимся
создавать
сильную
команду
3
Практика
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
3.4. Учебный (тематический) план
Модуль №4 «Сила лидера – в его команде»
Количеств
Тип
Итоговый
о часов
рабо
результат
ты
Индиви Сделаешь профиль
дуально- проектной группы,
группов получишь
ой
рекомендации для
1,5 1,5
построения сильной
команды,
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
создание
логических
уровней
проекта,
проект
2
3
Учимся
приумножать
человеческий
потенциал
Учимся
создавать
взаимное
уважение в
коллективе
3
4
1
2
Практика
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Индиви
дуальногруппов
ой
Узнаешь формулу
раскрытия
потенциала, получишь
знание о своем
скрытом потенциале,
научишься создавать
вовлеченность в
других людях
Индиви
дуальногруппов
ой
Поймешь в чем сила
активного слушания,
научишься лучше
понимать людей.
2
2
Итоговый
результат
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
упражнениевизуализация
«Моделирова
ние образа и
исследование
своего
потенциала»,
создание
позитивного
смысла в
ситуациях,
перевод
фокуса.
Фронтальны
й опрос,
наблюдение,
саморефлеси
я, работа над
созданием
положительн
ых эмоций и
желаний.
Составление
вопросов по
критериям.
Практическа
я неделя под
девизом
«Слушаю и
задаю
Практика
Теория
№
п/п
Всего
Название
раздела,
блока,
темы/кейса
Количеств
о часов
Тип
рабо
ты
Индиви
дуальногруппов
ой
4
Культурный
код лидера
Итого:
4
2
2
Итоговый
результат
Задумаешься о том,
что могло бы быть
твоим вкладом в
общее благо.
Поймешь, почему
каждому человеку
важна Родина.
Подведешь итоги,
сделаешь важные
выводы, осознаешь,
что современное
лидерство – это
служение, примешь
культурный код
лидера.
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
сильные
вопросы»
Встреча с
лидером.
Итоговая
таблица «
Характерист
ики
принуждающ
его
руководител
яи
созидающего
лидера».
Проект.
Передача
эстафеты.
14 6,5 7,5
Содержание учебного плана модуля «Сила лидера – в его команде»
Тема №1. Учимся создавать сильную команду.
Теория: идея, критерии хорошей идеи, отличия группы от команды,
внутренняя культура команды, логические уровни проекта, креативность,
мечтатели, критики, реалисты,
Практика: Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме.
Что нужно , чтобы воплотить идею в проект? Как выглядит сильная
команда? Что такое креативность и творческий подход? Что сковывает
творческое выражение человека? Почему в наше время особенно ценятся
креативные люди? Что самое важное ты узнал на этом занятии? Советы
лидера-наставника.
Организует игру-дебаты. Наставляет в создании
проекта. Комментирует. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует дебатах. Готовит проект. Рефлексия.
Тема №2. Учимся приумножать человеческий потенциал.
Теория: потенциал человека,
мотивация, побуждающий
мотив,
вовлеченность, обесцененность, эмоциональное состояние.
Практика: – круговая обратная связь, диалог лидеров, упражнениевизуализация «Моделирование образа и исследование своего потенциала»,
создание позитивного смысла в ситуациях, перевод фокуса, саморефлексия,
блицмнение.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Что такое
потенциал человека? Есть ли границы у человеческого потенциала? Что
такое дремлющий потенциал? Что мешает человеку реализовать свой
потенциал? Как ты понимаешь выражение «почувствовать крылья за
спиной»? Что такое мотивация? Какая мотивация тебе кажется наиболее
действенной? Внешние или внутренние факторы влияют на мотивацию?
Что такое вовлеченность? Что такое обесцененность? Что самое важное
ты узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника. Организует
диалог лидеров, круговую обратную связь, упражнение-визуализацию
«Моделирование образа и исследование своего потенциала», создание
позитивного смысла в ситуациях, перевод фокуса., саморефлексию,
блицмнение. Комментирует. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в диалоге лидеров, круговой обратной связи,
упражнении-визуализации «Моделирование образа и исследование своего
потенциала», создании позитивного смысла в ситуациях, переводе фокуса.,
саморефлексии, блицмнении.
Тема №3. Учимся создавать взаимное уважение в коллективе.
Теория: приятие, уровни слушания, критика, обратная связь,
Практика: работа над созданием положительных эмоций и желаний.
Составление вопросов по критериям. Практическая неделя под девизом
«Слушаю и задаю сильные вопросы»
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Почему люди не
слышат друг друга? Почему же люди не хотят слышать других людей? Что
значит слушать сердцем ? Что чувствует человек, когда его внимательно и
активно слушают? Как навык активного слушания помогает лидеру в
работе с командой? Как можно развить навык активного слушания? В
каких случаях люди критикуют друг друга? Чем опасна критика и как она
влияет на потенциал и мотивацию человека? Как лучше сообщить другому
человеку, что он что-то делает не так? Что такое обратная связь и чем
она отличается от критики? Какие вопросы мы можем назвать сильными и
в чем их польза? В чем ты видишь преимущество сильных вопросов? Что
самое важное ты узнал на этом занятии? Советы лидера-наставника.
Организует работу над созданием положительных эмоций и желаний.
Составлением вопросов по критериям. Практическую неделю под девизом
«Слушаю и задаю сильные вопросы» . Работает над созданием
положительных эмоций и желаний, составлением вопросов по критериям.
Комментирует, помогает найти пути решения. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует в практической неделе под девизом «Слушаю и
задаю сильные вопросы». Рефлексия.
Тема №4. Культурный код лидера.
Теория: лидер и его Родина, культурный код лидера, служение.
Практика: Встреча с лидером. Итоговая таблица « Характеристики
принуждающего руководителя и созидающего лидера». Проект.
Передача эстафеты.
Действия педагога. Лекция + наводящие вопросы по теме. Что значит
культурный код лидера? Что такое новая культура созидающего
лидерства? Что самое важное ты узнал на этом занятии? Советы
лидера-наставника. Организует встречу с лидером. Проверяет итоговую
таблицу « Характеристики принуждающего руководителя и созидающего
лидера». Принимает проект. Комментирует, помогает найти пути
решения. Проводит рефлексию.
Действия учеников. Ответы на вопросы преподавателя. Запись ответов в
блокнот лидера. Участвует во встрече с лидером, создает итоговую
таблицу « Характеристики принуждающего руководителя и созидающего
лидера». Защищает проект. Рефлексия.
Результатом освоения образовательного модуля является освоение
принципов создания сильной команды, развития креативности; умение
создавать взаимное уважение в коллективе, формировать культурный код
лидера.
После освоения данного модуля проводится мониторинг, позволяющий
оценить уровень освоения программы.
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется
педагогическими работниками центров образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста». Для освоения программы модуля
необходимы блокнот (тетрадь) и ручка.
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- основы психологии общения;
- качества лидера;
- основные правила проведения реализации социальных проектов;
- способы организаторской деятельности;
- как правильно организовать работу в команде.
- способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);
Метапредметные результаты:
- адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-уметь договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему
решению в совместной деятельности;
-проявлять толерантность, тактичность.
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- проявлять коммуникативные качества и организаторские способности;
Личностные результаты:
- осознавать гражданскую идентичность;
- побуждать других людей работать сообща ради достижения
поставленной цели;
- уметь подводить итоги, анализировать;
- понимать ценность своей активности;
- уметь сконцентрироваться, мобилизоваться;
- проявлять гибкость, способность адекватно менять свое поведение в
зависимости от ситуации;
- уметь публично выступать;
- реализовать себя в качестве лидера;
- проявлять уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
- способствовать созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в
коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
- положительно оценивать свои творческие возможности;
- понимать общественную деятельность как личностно значимую.
- доводить начатое дело до конца;
- проявлять уверенность в своих силах;
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий
5. Календарный учебный график
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных
недель, 9 учебных месяцев. Объем программы составляет 72 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в день.
С 1 сентября по 13 сентября осуществляется зачисление обучающихся в
группы. Образовательный процесс начинается с середины сентября и
заканчивается в конце мая. Обучение по данной программе осуществляется в
течение учебного года, а также во время текущих каникул.
№
п/п
месяц
Чис
ло
Форма
занятия
Колво
часов
Тема занятия
Форма
контроля
1
2
Модуль №1«Лидер в современном обществе» (20 часов)
Устный опрос
ТЕОРИЯ:
сентябрь 12 индивидуа
1
Определение, суть,
льно теория лидерства, стили
групповая
лидерства.
Устный опрос
сентябрь 12 индивидуа
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Выбери свой стиль
льно лидерства.
групповая
3
сентябрь
19
индивидуа
льно групповая
1
4
сентябрь
19
индивидуа
льно групповая
1
5
сентябрь
26
индивидуа
льно групповая
1
6
сентябрь
26
индивидуа
льно групповая
1
7
октябрь
3
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Развеиваем миф о
харизме. Типы
харизматического
поведения.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Харизма в действии.
ТЕОРИЯ:
Целостность личности
как источник развития
энергии, уверенности.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
«Прокачай свои
интеллекты»
ТЕОРИЯ:
Тело не обманешь.
Психосоматика
болезней.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
«Болеем» осознанно.
Устный опрос,
наблюдение
Устный опрос
Устный опрос,
наблюдение,
дневник
эмоций, колесо
баланса
Устный опрос
Устный опрос,
наблюдение,
таблица «Мое
здоровье в
моей голове»
8
октябрь
3
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Внутренний выбор,
самостоятельность и
ответственность.
Устный опрос
9
октябрь
10
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Я причина всего в моей
жизни. Ответственность
– это не вина, а
Дискуссия,
SWOT-анализ
возможность влиять.
ТЕОРИЯ:
Энергия, энергетические
блоки и возможности.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Мое энергетическое
поле.
Устный опрос,
цветовая схема
энергетическог
о поля
10 октябрь
10
индивидуа
льно групповая
1
11 октябрь
17
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Роли и области
ответственности лидера.
12 октябрь
17
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Успех лидера на 85%
зависит от его
эмоционального
интеллекта. «Прокачай
свой EQ».
13 октябрь
24
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Личные качества и
характеристики лидера
14 октябрь
24
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Лидер будит, а не
принуждает, ведет
примером, а не силой.
Устный опрос,
наблюдение
октябрь
31
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Построение
индивидуального плана
развития лидерского
потенциала на
ближайший год.
Индивидуальн
ый план
развития
лидерского
потенциала на
ближайший год
16 октябрь
31
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Путь от страха к любви,
от принуждения к
вдохновению.
Устный опрос
17 ноябрь
7
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Наша сила в доверии
друг другу и миру.
18 ноябрь
7
индивидуа
льно -
1
ТЕОРИЯ:
5 травм, которые
мешают быть собой.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
15
Устный опрос
Устный
опрос,анализ
таблицы
Д.Гоулмана
Устный опрос
Дебат-клуб
Устный опрос,
наблюдение
групповая
19 ноябрь
14
индивидуа
льно групповая
1
20 ноябрь
14
групповая
1
Быть, а не казаться. Сила
лидера в его
уникальности.
Уникальность – значит
быть собой.
ТЕОРИЯ:
Основа лидерства нового
поколения. Итоги,
выводы, обсуждения.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Встреча с лидером
нового поколения.
1
Устный опрос,
Дебат-клуб
Участие во
встрече с
лидером
нового
поколения
Модуль №2«Персональное лидерство. Открой лидера в себе» (22 часа)
Устный опрос
ноябрь
21 индивидуа
1
ТЕОРИЯ:
Чувство достоинства и
льно самоуважение.
групповая
2
ноябрь
21
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Чтоб быть достойным
человеком, признай
достоинство других!
(Гете)
3
ноябрь
28
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Сила намерения и
управления жизнью.
Диалог
лидеров,
блицмнение,
дневник
благодарностей
Устный опрос
4
ноябрь
28
индивидуа
льно групповая
1
Диалог
лидеров,
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
дискуссия,
Твоя реальность – это то, создание
о чем ты думаешь на
раздела «Мои
самом деле.
желания и
намерения»
5
декабрь
5
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ: Страхи и
убеждения.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Практика работы со
страхами.
Устный опрос,
Дебат-клуб
6
декабрь
5
индивидуа
льно групповая
1
7
декабрь
12
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Позитивное мышление,
энергетика и личное
влияние.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Мир такой, каким мы
выбираем его видеть.
8
декабрь
12
индивидуа
льно групповая
1
9
декабрь
19
индивидуа
льно групповая
1
10 декабрь
19
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Управление эмоциями и
конфликтными
ситуациями.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Я тебя понимаю, давай
подумаем вместе, что
будет лучшим
решением.
ТЕОРИЯ:
Иллюзии.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Убить иллюзии. 12
шагов к душевному
здоровью.
ТЕОРИЯ:
Индивидуальность и
открытая лидерская
позиция
Устный опрос
Диалог
лидеров, дебатклуб, тест на
определение
личного
влияния,
анализ
результатов,
выводы
Устный опрос
Тест на
эмоциональны
й интеллект,
блицмнение
Устный опрос,
наблюдение,
таблица
Устный опрос
11 декабрь
26
индивидуа
льно групповая
1
декабрь
26
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Если ты сам себя
принимаешь, то и мир
тебя примет.
Диалог
лидеров,
создание
личного бренда
9
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Детские травмы
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Принимаю себя и своих
родителей.
Устный опрос,
наблюдение,
12
13 январь
14 январь
9
индивидуа
льно групповая
1
15 январь
16
индивидуа
льно групповая
1
16 январь
16
индивидуа
льно групповая
1
23
индивидуа
льно групповая
1
23
индивидуа
льно групповая
1
19 январь
30
индивидуа
льно групповая
1
20 январь
30
индивидуа
льно групповая
21 февраль
6
22 февраль
6
17 январь
18
январь
ТЕОРИЯ:
Сила слова – мастерская
публичных
выступлений.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
В слове сила. Словом
можно человека убить, а
можно возродить.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Мастерская оратора
Диалог
лидеров, клуб
спикеров
Публичное
выступление
ТЕОРИЯ:
Этика и культура
взаимоотношений в
благополучном
обществе.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Относись к другим так,
как хочешь, чтобы
относились к тебе.
ТЕОРИЯ:
Экология отношений
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Решение кейсов .
Устный опрос,
наблюдение
1
ТЕОРИЯ:
Я смотрю на мир
глазами сердца. Итоги,
выводы, обсуждения.
Устный опрос
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
эссе
Я люблю этот мир, а мир
любит меня.
групповая
1
Разбор
трудных
нравственных
ситуаций
Устный опрос,
наблюдение,
кейсы
Дебат-клуб,
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Встреча с лидером
нового поколения.
1
Устный опрос,
наблюдение,
Участие во
встрече с
лидером
нового
поколения
Модуль №3 «Лидер как автор своей жизни» (16 часов)
Устный опрос
ТЕОРИЯ:
февраль 13 индивидуа
1
Выявление сильных
льно сторон, индивидуальных
способностей.
групповая
2
февраль
13
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Познавая себя и свои
возможности, я познаю
мир.
ТЕОРИЯ:
Система личных
потребностей,
убеждений и ценностей.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Жизнь через
удовлетворение личных
потребностей называется
потреблением. Жизнь
через ценности –
созиданием.
ТЕОРИЯ:
Профессиональное
самоопределение и
выбор сферы
деятельности.
Устный опрос
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
То, кем ты являешься,
важнее, чем то, что ты
имеешь.
Диалог
лидеров,
профессиональ
ное резюме
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Самосовершенствование
и непрерывное обучение
в цифровую эпоху.
Устный опрос
индивидуа
льно групповая
1
индивидуа
льно групповая
1
3
февраль
20
индивидуа
льно групповая
1
4
февраль
20
индивидуа
льно групповая
1
5
февраль
27
индивидуа
льно групповая
1
6
февраль
27
индивидуа
льно групповая
7
март
5
8
март
5
9
март
12
Диалог
лидеров,
исследование,
обратная связь,
профиль
индивидуальны
х способностей
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Стань лучшей версией
себя.
ТЕОРИЯ:
Эффективное
планирование и
достижение целей.
Управление временем.
Блицмнение,
колесо личного
баланса
Устный опрос
Диалог
лидеров,
создание
лучшей версии
себя в будущем
Устный опрос
10 март
12
индивидуа
льно групповая
1
11 март
19
индивидуа
льно групповая
1
19
индивидуа
льно групповая
1
12
март
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Человек, идущий к цели,
делает невозможное
возможным.
ТЕОРИЯ:
Самодисциплина –
«хочу» или «должен»?
Баланс желания и воли.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Воля и самодисциплинаглавные враги твоей
лени.
13 март
26
индивидуа
льно групповая
1
14 март
26
индивидуа
льно групповая
1
15 апрель
2
индивидуа
льно групповая
1
16 апрель
2
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Создание модели своего
будущего: факторы
личного успеха
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Искусство жить всегда
слагалось в основном из
умения глядеть вперед.
(Л.М. Леонов)
ТЕОРИЯ:
Полная жизнь и поиск
своего пути. Итоги,
выводы, обсуждения.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
План индивидуального
развития в разных
сферах своей жизни.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Встреча с лидером
нового поколения.
Диалог
лидеров,цель в
SMART
Устный опрос
Диалог
лидеров,
блицмнение,
тест на
определение
уровня
эмоциональног
о выгорания
Устный опрос
Блицмнение,сс
оздание модели
будущего
Устный опрос,
наблюдение,
План
индивидуально
го развития в
разных сферах
своей жизни.
Участие во
встрече с
лидером
нового
поколения
Модуль №4«Сила лидера – в его команде» (14 часов)
1
апрель
9
индивидуа
льно -
1
Устный опрос,
ТЕОРИЯ:
Идеи и люди, которые их Блицпроект в
воплощают – как собрать формате
команду.
групповая
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Мы –команда, и наша
сила в том, что мы
разные.
2
апрель
9
индивидуа
льно групповая
1
3
апрель
16
индивидуа
льно групповая
1
16
индивидуа
льно групповая
1
23
индивидуа
льно групповая
1
4
5
апрель
апрель
ТЕОРИЯ:
Развитие креативности
команды – мечтатель,
критик, реалист.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Главное, что мешает
креативности – это страх
осуждения.
ТЕОРИЯ:
Потенциал людей –
видеть, верить,
раскрывать.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Раскрывать свой
потенциал – значит
познавать себя.
SWOT-анализа,
диалог
лидеров,
формирование
логических
уровней
проекта
Устный опрос
Тест на
креативности,
диалог
лидеров, иградебаты,
разработка
работающую
практическую
идею
Устный опрос
Диалог
лидеров,
знатоки,
круговая
обратная связь,
«Моделирован
ие образа и
исследование
своего
потенциала»
6
апрель
23
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Управление мотивацией
– признание и создание
вовлеченности.
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Саморефлексия.
Устный опрос,
Знатоки,
блицмнение,
диалог
лидеров,
перевод фокуса
7
апрель
30
индивидуа
льно -
1
ТЕОРИЯ:
Сила приятия – умение
Устный опрос
слушать и слышать
сердцем.
групповая
8
апрель
30
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Я принимаю людей
такими, какие они есть.
Я слушаю, не осуждая.
Диалог
лидеров,
знатоки,
создание
сильных
вопросов
май
7
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Способ достижения
лучшего результата –
обратная связь вместо
критики.
Устный опрос
10 май
7
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Обратная связь
направлена не на
недостатки, а на
возможности.
Обратная связь
360 градусов,
слушаю и
задаю сильные
вопросы
11 май
14
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Твоя Родина и твой
вклад в общее благо.
12 май
14
индивидуа
льно групповая
1
9
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Встреча с лидером
нового поколения.
13 май
21
индивидуа
льно групповая
1
ТЕОРИЯ:
Моральная основа
лидера: лидерство в
служении людям. Итоги,
выводы, обсуждения.
14 май
21
индивидуа
льно групповая
1
ПРАКТИКА ЛИДЕРА:
Конкурс проектов
Передача эстафеты
Итого:
72
Устный опрос
Участие во
встрече с
лидером
нового
поколения
Устный опрос,
Характеристик
и созидающего
лидера
проект
6. Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
−
помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям
СанПин для учреждений дополнительного образования;
−
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для
педагога.
Оборудование:
−
напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой
для крепления проекторов к стойке;
−
МФУ формата А4;
−
соединение с интернетом;
−
компьютеры и ноутбуки (графические станции) на каждого
обучающегося и преподавателя;
−
система видео-конференц связи.
Расходные материалы:
−
whiteboard маркеры;
−
бумага писчая;
−
шариковые ручки.
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются
педагогическим(-и) работником(-ами) Центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста», возможно применение электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
Методическое обеспечение:
Методические пособия, разработанные преподавателями с учётом
конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по
терминологии ПО, инструкции по настройке оборудования, учебная и
техническая литература. Используются педагогические технологии
индивидуализации обучения и коллективной деятельности.
7. Формы аттестации и оценочные материалы
Цель контроля: выявление входного, текущего, промежуточного и
итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков,
достижений, их соответствия планируемым результатам дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Задачи контроля:
• оценка индивидуальных достижений (личностных, метапредметных,
предметных) учащихся и динамика их изменения;
•
соотнесение
планируемых
и
достигнутых
результатов
образовательной деятельности по программе;
• внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности объединения.
Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся
перед началом образовательной деятельности (необходимость и способ
определяется педагогом). Входной контроль проводится в сентябре.
Необходимость и способ определяется педагогом дополнительного
образования. Примерная форма входного контроля по программе
представлена в приложении №1.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащихся
содержания конкретной темы общеобразовательной программы. Отметка о
ходе проведения контроля выставляется в журнал учета работы педагога
дополнительного образования в объединениях (секции, кружке). Текущий
контроль проводится в соответствии с календарно-тематическим планом.
Форма, содержание, критерии и порядок осуществления текущего контроля
определяется педагогом дополнительного образования.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися
содержания конкретной общеобразовательной программы по итогам
учебного периода (полугодия). Промежуточная аттестация проводится в
соответствии с календарно-тематическим планом и является обязательной.
Результат фиксируются педагогом в карте педагогического мониторинга
(приложение № 2) и сдаются в администрацию Образовательного
учреждения.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся,
заявленных в общеобразовательной программе по завершению года
образовательной деятельности. Итоговый контроль – это оценка уровня
достижений учащихся, заявленных в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по завершению обучения. Результаты
анализируются методистами ОДОД совместно с педагогом дополнительного
образования. По итогам оформляется справка (приложение № 3).
Критерии оценки уровня освоения программы:
• высокий уровень – учащийся освоил весь объём 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период;
• средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний
составляет 79-50%;
• низкий уровень – учащегося овладел менее чем 50% объёма
знаний, предусмотренных программой.
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня
является еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.
Результаты мониторинга фиксируется в бумажной форме по каждой
группе отдельно.
8. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме.
В образовательном процессе используются следующие методы:
1) словесные (беседа, опрос, дискуссия и т.д.);
2) игровые;
3) метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение ее
самостоятельно или группой);
4) метод проектов;
5) наглядные:
•
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;
•
использование технических средств;
6) практические:
•
практические задания;
•
анализ и решение проблемных ситуаций и т.д.
7) «Вытягивающая модель» обучения;
8) SWOT – анализ;
9) STOP –метод разрешения конфликтов;
10) Кейс-метод;
11) Метод «Дизайн мышление», «критическое мышление»;
12) Основы технологии SMART.
13)Метод обратной связи;
14)Резюме;
15)Дневник эмоций, благодарностей, колесо баланса.
Список литературы
Для педагогов:
• И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова Психологическая
безопасность образовательной среды: Учебное пособие. Под ред. И.
А. Баева. М., 2009
• Л. С. Выготский Собрание сочинений в 6-ти томах М.: Педагогика,
1982-1984. (Акад. пед. наук СССР).
• Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с
• А. Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975г.
• Е.В. Сапогова «Психология развития человека». Учебное пособие.
—Изд-во М.:Аспект Пресс, 2005.
• Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков «Психология образования человека.
Становление субъективности в образовательных процессах».
Учебное пособие. —Изд-во ПСТГУ, 2013.
• Человек. Общество. Культура. Социализация [Текст]: материалы
XIII Всероссийской (с международным участием) молодежной
научно-практической конференции / под. ред. В.Л. Бенина. – Уфа,
2017. – Часть 3. – 279 С.
Литература модулей:
• А.В. Курпатов «Убить иллюзии. Универсальные правила» - СПб : ООО
«Дом печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019
• А.В. Курпатов «Исправь свое детство » - СПб : ООО «Дом печати
Издательства Книготорговли «Капитал», 2019
• В.Чубаров «Погружение в себя: Как понять, почему мы думаем одно,
чувствуем другое, а поступаем как всегда» - Изд-во М: Альпина
Паблишер, 2021
• Г.Джон «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Изд-во София, 2020
• Д.Мэрфи «Сила вашего подсознания. Как получить все, о чем вы
просите» - Москва: Издательство АСТ, 2018
• Д. Синсеро «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй
сомнениям мешать тебе двигаться вперед» - Москва : Эксмо, 2019
• М.Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма» Изд-во М: Альпина
Паблишер, 2020
• Н.В. Долина «Я лидер нового поколения». Учебное пособие для
общеобразовательных организаций – Изд-во М: Просвещение, 2020
• Н.Щербинина «Психосоматика лишнего веса» - Изд-во София, 2020
• Лиз Бурбо «Слушай свое тело» - Изд-во София, 2020
• Лиз Бурбо «Пять травм, которые мешают быть самим собой» - Изд-во
София, 2020
• Фокс Кабейн О «Харизма : как влиять, убеждать, вдохновлять» - Издво М: Альпина Паблишер, 2021
Приложение №1
Форма входного контроля по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школьный театр»
1. ФИО __________________________________________________________
2. Знаешь ли ты, кто такой лидер?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
3. Знаешь ли ты стили лидерства?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
4.Как думаешь, обладаешь ли ты харизмой?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
5. На данный момент у тебя есть внутренние противоречия?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
6. Как думаешь, ты ответственный , умеешь ставить цели и достигать их?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
7. Веришь в себя, благодаришь?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
8. Любишь себя?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
9. Согласен ли с фразой: Как думаешь, так и живешь?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
10.Понимаешь, что путь к себе сложный и придется потрудиться?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить
Приложение № 2
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ____________ год
ФИО педагога_____________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) __________________________________________________
Организационноволевые качества
Ориентационные
качества
Поведенческие
качества
1
1
1
итого, %
% освоения программы
учащимся
Результаты личностного развития
детей в процессе освоения
программы
Учебноорганизационные
умения и навыки
итого, %
Метапредметные результаты обучения
по программе
Учебноинтеллектуальные
умения
Учебнокоммуникативные
умения
Предметные
достижения ребёнка
Практическая
подготовка
ФИ
учащегося
Предметные результаты обучения
по программе
Теоретическая
подготовка
№
п/п
Входная диагностика
год обучения ___, группа № ____.
итого, %
полугодие
1
1
2
3
4
5
15
ИТОГО
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
Приложение № 3
СПРАВКА
о результатах подведения итогов усвоения ДООП
МАОУ СОШ №4
20___/20___ учебный год
Направленность _____________________________________________________________,
Объединение _______________________________________________________________,
Год обучения _____ (всего ___), группа № _____.
ФИО педагога _____________________________________________________________,
Форма проведения _________________________________________________________,
Присутствовали ___________________________________________________________,
__________________________________________________________________________.
№
Фамилия, имя учащегося
Результат
1
2
…
•
«___» ____________ 20___ г.
_____________/______________/
Уровень освоения программы – высокий, средний, низкий.