МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
(ЦОЦиГП «Точка роста»)
_______________Нехай Е.А.
Приказ № 105 от 27.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Виртуальный музей»
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Адресат: учащиеся в возрасте 11-13 лет
Автор-составитель:
Колода Елена Михайловна
г. Верхний Тагил, 2025 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.3.1.Учебно-тематический план.
1.3.2.Содержание изучаемого курса.
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы. 2.3.Материальнотехнические условия реализации программы. 2.4.Методическое и
дидактическое обеспечение программы.
3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.
ПРИЛОЖЕНИЯ Рабочая программа
Воспитательная программаОценочные материалы
2
Раздел №1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа социальногуманитарной направленности «Виртуальный музей» разработана в
соответствии с требованиями нормативно- правовых актов:
1.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее — СанПиН).
6.
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм».
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
3
при реализации образовательных программ».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
10.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
12.
Устав МАОУ СОШ №4;
13.
Правила приема обучающихся на обучение по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденными
приказом МАОУ СОШ №4 от 12.10.2020 №150.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Форма организации содержания и процесса педагогической
деятельности
– модульная.
Уровень реализации программы – стартовый.
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа
Актуальность программы – с развитием современных
4
информационных технологий сегодня любой обучающийся под
руководством опытного педагога может с лёгкостью посетить
виртуально музеи, кинотеатры, экскурсии и т.п. Данная программа
предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и
направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в
себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое,
профессионально и социально - ориентированные направления.
Новизна программы заключается в том, что наряду с
традиционными
технологиями,
в
программе
используются
современные технологии и методики: технология развивающего
воспитания
и
обучения,
здоровьесберегающие,
игровые,
компьютерные, краеведо – туристические, проектные технологии.
Добывая знания сами или в сотворчестве с педагогом,дети развивают
свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом
представление о музее, как о части окружающей среды и памяти
музея,
как
о
предполагает,
своей
что
обучающимися,
личностной
школьники
пассивными
памяти.
должны
Интерактивность
быть
не
участниками
просто
культурно-
образовательного процесса, а полноправными авторами создания
интерактивных
праздников.
экспозиций,
Они
могут
экскурсий,
выступать
выставок
в
роли
музейных
сценаристов,
постановщиков, художников, технических директоров.
Педагогическая
целесообразность
-
Педагогическая
целесообразность представляет новые требования к личности
человека. Сегодня нужна открытая, неконфликтная, творческая,
компетентная личность, умеющая работать в команде. Прекрасная
возможность для раскрытия и формирования этих качеств есть у
человека
в
детском
добровольностью,
общественном
самодеятельностью,
объединении
с
его
открытостью
и
возможностью выбора.
5
Отличительная особенность программы - использование
дистанционных
образовательных
технологий.
Программа
предусматривает знакомство с интересными людьми, фактами,
экспонатами, виртуальные экскурсии, создание творческих работ,
выставок, проектов, проведение музейных праздников. Широкое
использование аудиовизуальной и компьютерной
техники может в значительной мере повысить эффективность
самостоятельной
работы
детей
в
процессе
поисково-
исследовательской работы в школьном виртуальном музее. Занятия
нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности.
Данная программа предназначена для школьников, которые
хотят реализовать себя в иных внеучебных видах деятельности. Она
обеспечивает их активный, культурный досуг.
Возраст: 11-13 лет.
Наполняемость группы - 12 человек.
Предполагаемый состав групп – разновозрастной.
Условия приема детей - собеседование.
Объем программы –36 недель.
Формы обучения – очная.
Срок освоения
программы
и
режим
занятий:
предлагаемая программарассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: занятия в группе проходят 2 раза в неделю,
каждое занятиедлится 45 мин, с перерывом 15 мин.
Цель
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
программы: создание условий для гражданского
патриотического
воспитания,
учащихся и их интеллектуального
формирования
социальной
развития посредством
и
активности
экскурсионно-
музейнойдеятельности.
Задачи программы:
6
образовательные: формирование у школьников устойчивого интереса
к музееведческой деятельности; расширение сферы образования через
приобщение к виртуальной экскурсионно - музейной деятельности;
посещение детьми самых разных виртуальных музеев, предназначенных для
детей
данного
атрибутикой
возраста;
и
знакомство
художественным
с
приёмами
оформлением,
а
экспонирования,
также
просмотр
видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях
России и Европы.
развивающие:
развивать
умения
и
навыки
организационной
и
творческой
деятельности посозданию экспозиции музея;
развивать умение четко и лаконично описывать предметы экспозиции,
работать с документами;
способствовать развитию грамотной речи, приобретению опыта
публичных выступлений; развивать логическое мышление и навыки
самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через
подготовку докладов, рефератов по краеведению, описанию экспозиций и
т.д.
воспитательные:
обучающихся
и
создание
педагога;
условия
формирование
партнёрского
национальной
общения
идеологии,
сохранение традиций, приобщение к духовным ценностям; патриотическое
воспитание граждан своего Отечества.
7
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Введение в музейноэкскурсионную
деятельность.
1
О чём рассказывает музей. Виды
музеев. Роль музеев в жизни человека.
Правила
поведения
юных
экскурсоводов.
2
Экскурсовод. Виды деятельности
экскурсовода.
Экскурсия.
Виды
экскурсий.
Разработка и план экскурсии.
Экскурсия
в
школьный
музей
3
«Поиск»
4
Что такое виртуальный музей?
Знакомство с виртуальным музеем.
Виды виртуальных музеев.
Методика и ресурсы создания
виртуальной экскурсии
Открытое музейное мероприятие
5
«Предметы старины далекой» (На
основе материалов школьного музея
«Поиск»)
II. «Моя виртуальная школа» (Проект)
1
Экскурсия по школе. Знакомство со
школой, столовой, библиотекой,
мастерской, спортивными залами.
Проект - виртуальная экскурсия
2
«Моя школа» (создание)
Показ видео, созданных детьми.
3
IV.
III. «Моя малая Родина» (Проект)
Тропинками родного края
1
2
3
4
5
1
История Демидовских заводов на
Урале
Урок в музее «История города –
история страны»
Создание виртуальной экскурсии
«Моя малая Родина»
Показ
виртуальных
экскурсий,
созданных детьми
Виртуальная
света»
экскурсия
«Чудеса
Количество часов
всего теория практика
14
8
6
Формы
контроля
2
1
1
Тестирование
4
2
2
Разработка
плана экскурсии
2
1
1
Отзыв
4
3
1
Самоконтроль
2
1
1
Отзыв
6
2
2
2
4
Самоконтроль
2
2
2
2
12
2
6
2
2
1
2
2
2
1
4
6
Тестирование
1
Самоконтроль
1
4
4
2
2
2
Показ
созданных
детьми видео
Показ
виртуальных
экскурсий
2
Создание
8
Практическое занятие «Расскажи и
покажи Чудо света»
Ито Первый год обучения
го
2
2
36
2
18
презентаций
18
9
Содержание изучаемого курса
Введение в музейно-экскурсионную деятельность. Теория:
О чём рассказывает музей. Виды музеев. Роль музеев в жизни человека.
Правила поведения юных экскурсоводов.
Экскурсовод.
Виды деятельности
экскурсовода.
Экскурсия. Виды
экскурсий. Разработка и план экскурсии.
Что такое виртуальный музей? Знакомство с виртуальным музеем.
Виды виртуальных музеев.
Методика и ресурсы создания виртуальной экскурсии
Практика: Экскурсия в школьный музей «Поиск»
Открытое музейное мероприятие «Предметы старины далекой» (На основе
материалов школьного музея «Поиск»)
Тестирование, Разработка плана экскурсии, Отзыв.
«Моя виртуальная школа» Теория:
Экскурсия по школе. Знакомство со школой, столовой, библиотекой, мастерской,
спортивными залами.
Практика: Проект - виртуальная экскурсия «Моя школа» Показ видео, созданных
детьми.
«Моя малая Родина» Теория:
История возникновения городов рядом с железоделательными заводами. Урок в музее
«История города – история страны»»
Практика: Создание
виртуальной
экскурсии «Моя малая Родина».
Показ
виртуальных экскурсий, созданных детьми.
Виртуальные музеи и экскурсии для детей Теория:
Виртуальная экскурсия «Чудеса света»
Практика:
Практическое занятие «Расскажи и покажи Чудо света» Учреждение, собирающее и
выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории,
науки, быта.
Итоги работы за год
10
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения учебного курса
учащиеся будут знать:
− основную музейную терминологию;
− функции и задачи музея;
− этапы становления и развития музеев России и виртуальных музеев;
− цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
− роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
− структуру фондов и фондовую документацию;
− особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
− характеристику музейной экспозиции;
− особенности экспозиционно-выставочной работы;
− основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
− виды культурно-просветительной деятельности музея;
− правила написания, подготовки и проведения экскурсии;
− механизм проведения экскурсий;
− правила поведения во время экскурсий.
Учащиеся будут уметь:
− свободно ориентироваться в музейной терминологии;
− определять условия создания и становления виртуальных музеев в любой
исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
− правильно пользоваться музейной терминологией;
− работать с основной документацией при подготовке выставки;
− работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
− умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при
проектировании выставки;
− работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций
при создании проекта выставки;
− грамотно пользоваться письменной речью;
11
− ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
− строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Личностные результаты:
− адекватно оценивать себя как личность и свои способности, осознавать способы
поддержания своей самооценки;
− иметь устойчивое представление о моральных нормах, принимать решения на
основе соотнесения нескольких моральных норм;
− стремиться к самоизменению: приобретению новых знаний и умений.
Метапредметные результаты:
− овладение способностью извлекать информацию из разных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться учебной литературой;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
− способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
− оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме.
− самостоятельно прогнозировать информацию, которая будет нужна для
изучения незнакомого материала, делать выводы, перерабатывать информацию,
преобразовывать ее;
− составлять сложный план текста;
− уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
− умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью развернутости;
− умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов,
стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
− способность
устной
свободно, правильно излагать
свои мысли
в
и письменной форме;
12
− владение разными видами диалогической и монологической речи;
− способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
− умение
выступать перед аудиторией сверстников
с
небольшими
сообщениями, докладами.
Предметные результаты:
− определять замысел деятельности;
− ставить цели индивидуальной и коллективной деятельности;
− собирать
нужную
информацию,
систематизировать
ее,
− критически оценивать и использовать;
− вести деловую дискуссию, для того чтобы уметь высказывать и отстаивать свои
требования;
− моделировать деятельностную перспективу (результат);
− определять
последовательность
конкретных
действий
для
достижения
результата;
− работать с различными источниками краеведческой и музееведческой
информации, самостоятельно добывать знания;
− применять полученные знания на практике;
− свободно ориентироваться в музейной терминологии.
13
Раздел №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения по
программе
Дата начала
обучения
1 год
обучения
1 сентября
Дата
окончания
обучения по
программе
31 мая
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
36
72
2 раза в
неделю по
1 академическому часу
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы.
Способы оценивания достижений учащихся:
Данная программа предполагает вводное и итоговое тестирование учащихся.
Оценивание уровня обученности школьников проводится также посредством
естественно-педагогического наблюдения за выполнением творческих
заданий, их презентации и последующей рефлексии.
2.3. Материально-технические условия реализации программы.
1)
2)
3)
4)
Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Точка Роста»
Экран, проектор.
Фотоаппарат.
Канцелярские принадлежности.
2.4. Методическое и дидактическое обеспечение программы
Для эффективной реализации программы педагогом планируется
разработка, составление методической литературы:
- конспекты теоретических занятий, дидактический материал;
- сценарии
коллективно-творческих
дел,
мастер
–
классов,
музейныхуроков и мероприятий, виртуальных экскурсий, проектов;
- методические папки по блокам программы;
- изготовление видеофильмов и презентаций.
Формы занятий: Форма организации работы по программе в
основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная
формы работы.
14
Теоретические занятия: беседы, литературно-музыкальные музейные
мероприятия,
просмотр
и
обсуждение
видеоматериалов,
экскурсии
виртуальные и музейные.
Практические
занятия:
коллективные
творческие
дела,
показательные выступления, викторины, заочные путешествия, виртуальные
экскурсии, творческие проекты, презентации, проекты.
Приёмы и методы организации образовательного процесса:
Словесный метод - беседа, описание, разъяснение, рассуждение,
дискуссия, диалог, рассказ, словесная оценка и коррекция, словесный
комментарий.
Наглядный метод - работа с книгой, показ видеоматериалов,
посещение виртуальных музеев,
звуковая демонстрация, наглядные пособия, работа по образцу,
наблюдение, педагогический показ, виртуальные экскурсии, экскурсии в
музеи.
Практический
метод
-
самостоятельная
работа,
работа
под
руководством педагога, выполнение заданий, творческих дел, изготовление
изделий, написание отзывов, рефератов, создание видео и фото презентаций,
проектов,тестирование.
Объяснительно- иллюстративньій метод - восприятие и усвоение
готовойинформации, экскурсии.
Репродуктивный метод - воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности.
Частично - поисковьій .метод - участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных
ситуаций.
Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
ДжанДжанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация
культуры» www .rocit . ru
2.
Как организовать работу школьного музея. Методические
рекомендации Пермский областной краеведческий музей и др. - Пермь, 1980.
3.
Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические
рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. Вологда, - 2006.
4.
Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под
подлинник и фотомуляж). / труды НИИ культуры, вып.60, - М., 1977, С.131 139.
5.
Музееведение. Музей исторического профиля. - М., 1988.
6.
Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства новая реальность? «Русский журнал», 8 Ноября 1999
7.
www.museum.ru/museum/primitiv/
8.
Нургалеева Лариса Владимировна, доцент Томский государственный
университет, кафедра гуманитарной информатики «Виртуальный музей:
новая коммуникационная модель». Доклад.
9.
Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002.
- №5.
10. festival@1september.ru Программа элективного курса "Виртуальный
литературный музей.
Сайты виртуальных музеев:
https://www.culture.ru/institutes/4200/gosudarstvennyi-istoriko-kulturnyi-muzeizapovednik-moskovskii-kreml#infographic
http://www.cap.ru/news?type=news&id=2889604
Ссылки на виртуальные музеи:
Государственный музей А.С.Пушкина
Экспозиции:
-Виртуальный тур по Государственному музею А.С. Пушкина на
Пречистенке 12/2.
-Виртуальный тур по Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате 53
-Виртуальный тур по Музею И.С. Тургенева на Остоженке 37
-Виртуальный тур по Мемориальной квартира Андрея Белого на Арбате 55
-Виртуальный тур по залам выставки "ВРЕМЯ СЛАВЫ И ВОСТОРГА!",
эпоха 1812 года.
-Виртуальный тур по залам выставки "НАРОДЫ РОССИИ".
-Виртуальный тур по залам выставки "ПОРТРЕТЫ НЕИЗВЕСТНЫХ".
Виртуальные музеи и 3D путешествия
Большая коллекция: от музея паровозов до египетских пирамид.
Виртуальный компьютерный музей (все об истории развития компьютерной
техники)
Виртуальный музей живописи
16
Виртуальный музей космонавтики
Виртуальный тур по Кремлю
Музей ЛУВР
Он-лайн журнал "Школьнику": виртуальные экскурсии по музеям
России
Художественные музеи:
1. Виртуальные прогулки по Русскому музею.
2. Экскурсия по Третьяковской галерее 1898 года.
3. Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи (совместный
проект с "Гугл").
4. Экскурсия по залам Государственного Эрмитажа.
5. Виртуальная экскурсия по Государственному Эрмитажу (совместный
проект с "Гугл").
6. Панорамы залов Красноярского художественного музея им. В. И.
Сурикова.
коллекция картин музея
7. Экскурсия по Виртуальному музею русского примитивного искусства.
Музеи - заповедники:
1. Виртуальный тур по Московскому Кремлю.
2. Виртуальный Петергоф.
3. Панорамы острова Кижи.
5. Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.
6. Экскурсия по Археологическому музею-заповеднику Танаис.
7. Елабужский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник.
Этнографические музеи:
1. Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра
Великого Российской академии наук (Кунсткамеры).
2. Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея.
Палеонтологические музеи:
Справочные программы Государственного Дарвиновского музея.
Военные музеи и историко –мемориальные комплексы:
1. Виртуальный Мамаев курган.
2. Музей-панорама "Сталинградская битва".
3. Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России.
4. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру
"Варяг".
5. Тур по музею ракетных войск стратегического назначения.
6. Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Музеи техники:
1. Виртуальный музей паровозов.
2. Музей техники Вадима Задорожного.
3. Научно-технический музей истории трактора.
4. Тур по космодрому "Плесецк". Подготовка и пуск ракеты-носителя
"Союз-2".
17
Музеи on-line: виртуальные экскурсии в военные музеи
Виртуальный музей Министерства Обороны РФ
Виртуальный музей Маршала СССР Жукова Г.К
Виртуальный музей ВВС
Музей ракетных войск стратегического назначения
Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг»
Панорама Бородинского сражения (Музей-панорама "Бородинская битва")
Космодром «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2»
18
Промежуточная аттестация учащихся:
Теоретические задания.
I. Тестирование
1. Что такое АРХИВ?
- Файл, составленный из нескольких файлов;
- Собрание письменных памятников;
- Учреждение, которое хранит старые и современные документы, которые не
открыты для общего обозрения или пользования.
2. Что означает в переводе слово «museion»?
- Коллекционирование;
-Музей;
- Храм муз.
3. Объект природы или материальный результат человеческой деятельности,
который в силу своей значимости изъят из среды обитания и включен в
состав фонда музея?
- Музейный предмет;
- Музейный экспонат;
- Предмет музейного значения.
4. Музей – это
- Помещение;
- научно – исследовательская работа;
- помещение, собирающее, хранящее выставляющее на обозрение
произведения искусства.
5. Фонды музея – это
- памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из
среды бытования;
- совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение;
- витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также
аудиовизуальные средства.
6. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и
особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии?
- уникальные музейные предметы;
- мемориальные предметы;
- реликвии.
7. Копию живописного, графического или фотографического изображения,
сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или
уменьшенном размере, называют…
- Муляж;
- Слепок;
- Репродукция.
8. Как называются музейный предмет, выставленный для обозрения?
- Музейный фонд;
19
- Музейный стенд;
- Экспонат.
9. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного
или нескольких признаков и представляющих научный, художественный
илипознавательный интерес это...
- Музейный фонд;
- Музейная экспозиция;
- Музейная коллекция.
10. Первый российский музей - это?
- Третьяковская галерея;
- Эрмитаж;
- Кунскамера
II. Тестирование
Тест "Что я знаю о музеях ?".
1. Что означает слово «музей» в переводе с греческого?
а) Храм муз
б) Собрание картин
в) Большая комната
2. К какому виду музеев относится Биологический музей?
а) К историческому
б) К художественному
в) К научному
3. Самый рекордный музей в мире:
а) Музей Глора
б) Музей Эрарта
в) Музей книги Рекордов Гиннеса
4. Одна из крупнейших российских картинных галерей основана...
а) Сергеем Павловичем Дягилевым
б) Павлом Михайловичем Третьяковым
в) Саввой Ивановичем Мамонтовым
5. Какой из музеев является одним из крупнейших в России и в мире?
а) Русский музей
б) Эрмитаж
в) Кунсткамера
6. Как обычно называют предметы, выставляемые в музее?
а) Дубликаты
б) Экспонаты
в) Фолианты
7. Продолжи фразу из объявления в музее: «Экспонаты ... »?
а) Не гладить
б) Домой не забирать
в) Руками не трогать
8. Что обычно выносят школьники после посещения музея?
20
а) Новые знания
б) Ценные экспонаты
в) Приговор экскурсоводу
9. Назовите жанр живописи, в котором человек изображается крупным
планом
а) Портрет
б) Натюрморт
в) Пейзаж
10. Какие экспонаты выставляются в знаменитом музее мадам Тюссо?
а) Экзотические растения
б) Восковые фигуры
в) Ископаемые животные
11. В какой стране находится единственный в мире музей снежинок?
а) Япония
б) Россия
в) Корея
12. Обитатели этого музея - живые тропические бабочки. Где находится
музей бабочек?
а) Санкт-Петербург
б) Новосибирск
в) Екатеринбург
13. Где находится музей самоваров?
а) Измайлово
б) Тула
в) Сергиев Посад
III.
Тестирование
Вопрос № 1
Отгадайте загадку: «В нём предметы старины до сих пор сохранены,
любознательный народ поглазеть на них идёт».
Колизей
Музей
Храм
Дворец
Вопрос № 2
В каком городе находится музей Эрмитаж один из крупнейших музеев
планеты?
Нижний Новгород
Москва
Санкт Петербург
Екатеринбург
Вопрос № 3
Чего нельзя делать по правилам поведения в музее?
Сдавать верхнюю одежду в гардероб
Задавать вопросы гиду
21
Передвигаться не спеша
Трогать экспонаты руками
Вопрос № 4
Назовите экспонаты, которые выставляются в знаменитом Лондонском музее
мадам Тюссо?
Восковые фигуры
Глиняные фигуры
Пластилиновые фигуры
Геометрические фигуры
Вопрос № 5
В каком городе находится самый популярный музей Лувр?
Мадрид
Париж
Берлин
Рим
Вопрос № 6
Какой из музеев является первым в России?
Эрмитаж
Кабинет редкостей
Кунсткамера
Паноптикум
Вопрос № 7
В каком музее представлены царская одежда и вооружение, предметы из
золота и серебра, изделия, выполненные русскими, европейскими и
восточными мастерами, находящегося внутри Кремля?
Оружейная палата
Исторический музей
Исторический музей
Алмазный фонд
Вопрос № 8
Отгадайте загадку: «Когда художник, независимо от века, изобразил нам на
картине человека, то ту картину назовем, сомнений нет, конечно, не иначе
как...».
Марина
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
Вопрос № 9
Как называется специалист, который рассказывает краткую информацию об
экспонатах или картинах в музеях или галереях?
Путеводитель
Реставратор
Экскурсовод
Переводчик
Вопрос № 10
22
Когда отмечается Международный день музеев в России?
21 февраля
27 марта
28 декабря
18 мая
23