Семейные шахматы

Администрация муниципального округа Верхний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
(ЦОЦиГП «Точка роста»)
_______________Нехай Е.А.
Приказ № 105 от 27.08.2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Семейные шахматы»
Возраст обучающихся: 7 – 9 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Пермякова Надежда Сергеевна,
Педагог дополнительного образования

г. Верхний Тагил, 2025 г.

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.

1.Пояснительная записка
С целью создания равных условий получения качественного
образования в отдалённых территориях Свердловской области, в рамках
национального проекта «Образование» открываются центры образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста».
Целями деятельности центров являются создание условий для внедрения
новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных
общеобразовательных программ цифрового, технического и гуманитарного
профилей. Рекомендуется использование инфраструктуры центров во
внеурочное время как общественного пространства для развития
общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения,
проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей,
педагогов, родительской общественности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семейные шахматы» направлена на получение базовых знаний по предмету.
Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает
выявить и поддержать одарённых обучающихся.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семейные шахматы» разработана в соответствии с требованиями
нормативно-правовых актов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
— СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
12. Устав МАОУ СОШ №4;
13. Правила приема обучающихся на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденными приказом МАОУ
СОШ №4 от 12.10.2020 №150.
Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности в условиях роста нервно-эмоциональных перегрузок в
современном обществе. Процесс обучения игре в шахматы способствует
формированию творческих способностей ребенка, воспитание важных
личностных качеств. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать
правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в
зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и
смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же
самое требуется в шахматах.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой
культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует
гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого
мышления.
Новизна программы «Семейные шахматы» заключается в том, что в ней
осуществлена выработка системы общих требований проведения
квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг
результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся

максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению
теоретическими знаниями.
Отличительной особенностью программы является модульное
структурирование содержания программы. Каждый модуль является
структурной единицей образовательной программы, и имеет определенную
логическую завершенность по отношению к результатам обучения. В
программу входят два модуля «7-8 лет» и «8-9 лет».
Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень»
сложности, который предполагает минимальный уровень сложности
освоения материала содержания общеразвивающей программы. Программа
предполагает в дальнейшем разработку преемственных программ базового и
продвинутого уровней сложности.
Адресат программы. Программа адресована для обучающихся в
возрасте с 7 до 9 лет. Обучающимися программы могут стать подростки,
проживающие на территории городского округа Верхний Тагил.
Возрастные особенности. Группы формируются по следующему
принципу: с 7-8 лет (1 класс) и 8-9 лет (2 класс). Разделение обучающихся на
группу по данному принципу обуславливается возрастными особенностями.
Количество обучающихся в учебной группе составляет от 10 до 15
человек.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом
возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная роль
ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность.
Оказывая значительное влияние на развитие обучающихся, игра в шахматы
способствует полноценному общению обучающихся разного возраста.
Срок освоения программы составляет 2 года.
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных
недель, 9 учебных месяцев. Объем программы составляет 36 часов в год.
Форма обучения. Учитывая территориальную удалённость и
материально-техническую оснащенность образовательных организаций,
потребности обучающихся и их родителей, возможности педагогических
работников, форма обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Семейные шахматы» осуществляется в очной
форме, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу в день. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа
для обучающихся в возрасте с 7 до 9 лет составляет 45 минут с переменами
между занятиями 15 минут.
Условия реализации программы. Образование по данной программе
строится на основе педагогических технологии личностно-ориентированного
образования и практико-ориентированного обучения. Теоретические и
практические занятия проводят педагогические работники Центра

образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ №4.
По окончании реализации программы, обучающиеся получат
сертификат об освоении программы.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью программы является создание условий для гармоничного
когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством
массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные,
оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в
шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной
культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции,
к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о
возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в
типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во
время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей
школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям.
Ожидаемые результаты программы. После окончания обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Педагог будущего» обучающиеся приобретут начальные компетенции в
проектной деятельности, в области самопознания и лидерского поведения, в
практической педагогической деятельности, а именно организации летнего
отдыха детей.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа решает профориентационные задачи, обеспечивает
возможность знакомства с современными и актуальными направлениями
педагогической деятельности. Содержание программы подразумевает
получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически
необходимо для развития педагогической грамотности в технической и
проектной деятельности, лидерства и коммуникации, что необходимо
любому специалисту на конкурентном рынке труда в педагогической
области.
Формы подведения результатов. Отслеживание результатов
реализации программы проводится по средствам перманентного
мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года. Так
как программа построена по модульному принципу, развитие предметных
компетенций обучающихся анализируются по каждому модулю отдельно.
Входной контроль – диагностика предметных компетенций и
личностных качеств обучающихся.
Текущий контроль – диагностика развития предметных компетенций
обучающихся по определенному модулю.
Итоговый контроль - проводится по результатам освоения отдельного
модуля программы. Предметные результаты выявляются путем проведения
тестирования, самостоятельных и контрольных работ, защиты проектных
работ.
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня
является еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.
3. Содержание общеразвивающей программы
Уровень сложности содержания программы имеет «Стартовый
уровень». Программа предполагает минимальный уровень сложности
освоения материала.
3.1. Учебный (тематический) план
Модуль №1 «7-8 лет»

Тема
№

Шахматы – мои друзья. История
возникновения шахмат
2. Шахматная доска
3. Горизонталь
4. Вертикаль
5. Диагональ
6. Шахматная нотация
7. Шахматные фигуры и начальная позиция
8. Ладья
9. Слон
10. Ферзь
11. Конь
12. Пешка
13. Превращение пешки
14. Король
15. Ценность фигур
16. Нападение
17. Взятие. Взятие на проходе
18. Шах и защита от шаха
19. Мат
20. Пат – ничья
21. Рокировка
22. Основные принципы игры в начале партии
23. Мат двумя ладьями одинокому королю
24. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю
25. Мат ферзём и королём одинокому королю
26. Материальное преимущество
27. Нарушение основных прин28. Партии-миниатюры
29. Запись шахматной партии
30. Шахматный этикет
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
1.

Кол-во
часов

Дата прохождения
План

Факт

2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 36 часов

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,
белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),
правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть
элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца
с записью своих ходов и ходов партнёра.
3.2. Учебный (тематический) план
Модуль №1 «8-9 лет»
№

1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и
выдающиеся шахматисты мира.
Шахматные фигуры (повторение).
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от
него.
Рокировка (повторение)
Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй.
Мат в
один ход (повторение).
Защита в шахматной партии: уход из-под нападения,
уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.
Защита в шахматной партии: перекрытие,
контрнападение.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Тактический приём «двойной удар».
Тактический приём «связка».
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Тактический приём «ловля фигуры».
Тактический приём «сквозной удар».
Мат на последней горизонтали.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата прохождения
План

Факт

15. Тактический приём «открытый шах».
16. Тактический приём «двойной шах».
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.
Основы игры в дебюте: атака на короля.
Основы игры в дебюте: атака на короля.
Основы эндшпиля: реализация большого
материального
преимущества.
Основы эндшпиля: реализация большого
материального
преимущества.
Основы анализа шахматной партии.
Основы анализа шахматной партии.
Основы анализа шахматной партии.
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный праздник

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Итого: 36 часов

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры,
нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические
угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на
последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца,
правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры
в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать
большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта
вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат
в два–три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте;
открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних
рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные
эндшпили, знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание программы «Семейные шахматы»
Теоретические основы и правила шахматной игры.
История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и
развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира
по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о
травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение,
защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная
и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические
приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака
на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
программе обучающиеся начальной школы (1–2 классы) должны:
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных
и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
спарринги, соревнования, шахматные праздники.
4. Планируемые результаты

Программа «Семейные шахматы» предусматривает достижение
школьниками начальных классов в процессе обучения определённых
результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные
результаты
освоения
программы
отражают
индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе
освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному
здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми
людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных
задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной
игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения
учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать
задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти

информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть
реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать
конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать
собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра
(собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию
и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения
и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении
по данной– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о
роли шахмат их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный
смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного
материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием
шахматной игры.
5. Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
−
помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям
СанПин для учреждений дополнительного образования;
−
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для
педагога.
Оборудование:

−
напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой
для крепления проекторов к стойке;
−
МФУ формата А4;
−
соединение с интернетом;
−
шахматные наборы для каждого обучающегося;
−
напольные шахматы;
−
магнитная шахматная доска с фигурами.
Расходные материалы:
−
whiteboard маркеры;
−
бумага писчая;
−
шариковые ручки;
−
permanent маркеры.
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются
педагогическими работниками Центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №4 с возможным
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Методическое обеспечение:
Методические пособия, разработанные преподавателями с учётом
конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по
терминологии ПО, инструкции по настройке оборудования, учебная и
техническая литература. Используются педагогические технологии
индивидуализации обучения и коллективной деятельности.
6. Формы аттестации и оценочные материалы
Цель контроля: выявление входного, текущего, промежуточного и
итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков,
достижений, их соответствия планируемым результатам дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Задачи контроля:
• оценка индивидуальных достижений (личностных, метапредметных,
предметных) учащихся и динамика их изменения;
•
соотнесение
планируемых
и
достигнутых
результатов
образовательной деятельности по программе;
• внесение необходимых корректив в содержание и методику
образовательной деятельности объединения.
Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся
перед началом образовательной деятельности (необходимость и способ
определяется педагогом). Входной контроль проводится в сентябре.
Необходимость и способ определяется педагогом дополнительного
образования. Примерная форма входного контроля по программе
представлена в приложении №1.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащихся
содержания конкретной темы общеобразовательной программы. Отметка о
ходе проведения контроля выставляется в журнал учета работы педагога
дополнительного образования в объединениях (секции, кружке). Текущий
контроль проводится в соответствии с календарно-тематическим планом.
Форма, содержание, критерии и порядок осуществления текущего контроля
определяется педагогом дополнительного образования.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися
содержания конкретной общеобразовательной программы по итогам
учебного периода (полугодия). Промежуточная аттестация проводится в
соответствии с календарно-тематическим планом и является обязательной.
Результат фиксируются педагогом в карте педагогического мониторинга
(приложение № 2) и сдаются в администрацию Образовательного
учреждения.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся,
заявленных в общеобразовательной программе по завершению года
образовательной деятельности. Итоговый контроль – это оценка уровня
достижений учащихся, заявленных в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по завершению обучения. Результаты
анализируются методистами ОДОД совместно с педагогом дополнительного
образования. По итогам оформляется справка (приложение № 3).
Критерии оценки уровня освоения программы:
• высокий уровень – учащийся освоил весь объём 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период;
• средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний
составляет 79-50%;
• низкий уровень – учащегося овладел менее чем 50% объёма
знаний, предусмотренных программой.
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня
является еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.

Результаты мониторинга фиксируется в бумажной форме по каждой
группе отдельно.

Приложение № 1

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ____________ год
ФИО педагога_____________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) __________________________________________________

Организационноволевые качества

Ориентационные
качества

Поведенческие
качества

1

1

1

итого, %

% освоения программы
учащимся

Результаты личностного развития
детей в процессе освоения
программы

Учебноорганизационные
умения и навыки

итого, %

Метапредметные результаты обучения
по программе

Учебноинтеллектуальные
умения
Учебнокоммуникативные
умения

Предметные
достижения ребёнка

Практическая
подготовка

ФИ
учащегося

Предметные результаты обучения
по программе

Теоретическая
подготовка

№
п/п

Входная диагностика

год обучения ___, группа № ____.

итого, %

полугодие
1
1
2
3
4
5
15
ИТОГО

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

2

Приложение № 2

СПРАВКА
о результатах подведения итогов усвоения ДООП
МАОУ СОШ №4
20___/20___ учебный год
Направленность _____________________________________________________________,
Объединение _______________________________________________________________,
Год обучения _____ (всего ___), группа № _____.
ФИО педагога _____________________________________________________________,
Форма проведения _________________________________________________________,
Присутствовали ___________________________________________________________,
__________________________________________________________________________.
№

Фамилия, имя учащегося

Результат

1
2
…
•

«___» ____________ 20___ г.

Уровень освоения программы – высокий, средний, низкий.

_____________/______________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».