Администрация муниципального округа Верхний Тагил
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Принята на заседании
педагогического совета
от «27» августа 2025 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
_____________ Е. А. Нехай
от «27» августа 2025 г.
Приказ №105
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дорогою добра»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
В разработке программы участвовал:
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ СОШ №4 (Добычина Елена Валентиновна – педагог
дополнительного образования)
г. Верхний Тагил, 2025 год
Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................3
1.Пояснительная записка...........................................................................................................3
2. Цель и задачи общеразвивающей программы ........ Ошибка! Закладка не определена.
3. Содержание общеразвивающей программы ...........................................................................10
3.1. Учебный (тематический) план 5-6 класс ....................................................................11
Модуль №1 «Путешествие в мир волонтерства» (добровольчества)
................................................................................................................................................11
3.2. Учебный (тематический) план 7- 8 класс ......... Ошибка! Закладка не определена.
Модуль №2 «Вы решили стать волонтером»
...................................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Учебный (тематический) план 9- 10 класс ....... Ошибка! Закладка не определена.
Модуль №3 «Из опыта волонтерской деятельности»................... Ошибка! Закладка не
определена.
4. Планируемые результаты ....................................................................................................22
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий ........................................24
5. Календарный учебный график............................................................................................24
6. Условия реализации общеразвивающей программы .......................................................26
7. Формы аттестации и оценочные материалы .....................................................................28
8. Методические материалы ...................................................................................................29
Список литературы............................................................ Ошибка! Закладка не определена.
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дорогою добра» предполагает включение детей в социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
жизненный опыт.
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дорогою добра» имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень программы: стартовый
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых актов:
1.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее —
СанПиН).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
10.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
12.
Устав МАОУ СОШ №4;
13.
Правила приема обучающихся на обучение по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденными
приказом МАОУ СОШ №4 от 12.10.2020 №150.
Актуальность общеразвивающей программы
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей
сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в
будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация деятельности по созданию условий для социального
становления подростков, развития их социальной активности.
Участие в общественно направленной деятельности, социально
признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя,
приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у
подростка общественно направленную мотивацию.
Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в
физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь
окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить
человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но
мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить
его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его
социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться
в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих
занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный –
равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях
профилактики и «добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с
элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других,
будут обучаться сами.
Особую актуальность в настоящее время приобрел вопрос
использования дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения, где основными формами дистанционного процесса обучения
являются практико-ориентированные учебные занятия, творческие и онлайнмастер-классы,
тематические
праздники,
акции,
онлайн-задания,
интерактивные лекции. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам
поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение,
станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и
уважение к окружающим.
Новизна и отличие программы от существующих образовательных
программ социально-педагогической направленности заключается в том, что
она формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную
общественную социально-значимую деятельность, направленную на
развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности,
добровольности. В отличие от уже существующих программ по
волонтерскому движению, данная программа модульная и включает в себя не
только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую
деятельность обучающихся.
Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою
добра»
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учётом
требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, имеет
социально-педагогическую направленность и предназначена для организации
внеурочной деятельности с обучающимися с 5 по 10 класс.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы
людей, объединенных каким-либо общим интересом. Их деятельность
связана, с безвозмездной помощью, благотворительностью и милосердием.
Волонтерское (добровольческое) движение может стать одной из таких форм
работы с детьми. Волонтеры (от англ. «volunteer» - доброволец) – это
человек, который добровольно и безвозмездно занимается организованной
общественно полезной деятельностью.
В России сегодня действуют множество волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское
движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин
этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная
социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка
навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно
только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Программы обусловлена потребностью современного общества в
социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях,
таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных
оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его
положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии,
возраста, пола.
Курс может способствовать обучению добровольчеству (волонтёрству)
в рамках внеурочной деятельности, так как современные школьники
мотивированы на добровольческую (волонтёрскую) деятельность и создание
детских и юношеских общественных объединений.
Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет
большое внимание формированию личности обучающихся, стремящейся к
творчеству и инновационной деятельности, а также готовой к
сотрудничеству и умеющей работать в команде. Подчёркивается
актуальность формирования социальных компетенций и гражданских
установок, овладение опытом решения реальных практических дел,
вовлечение школьников в социальную проектную деятельность, развитие
умения согласовывать личные и общественные интересы.
Участие
подростков
в
социально
ценной
волонтерской
(добровольческой) деятельности способно вызвать позитивные изменения в
личности. Волонтёрская деятельность предоставляет молодому человеку:
- проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки,
необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и
исполнительской деятельности;
- сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности,
получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать
направление профессиональной подготовки;
- овладеть полезными социальными и практическими навыками, напрямую
не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для
жизни.
Подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия
социально-педагогического характера, нередко:
- связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой;
- серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане;
- становятся творческими и деятельными.
Детско-юношеское волонтёрство способствует преодолению таких
серьёзных рисков в подростковой среде, как:
- рост потребительских тенденций;
- распространение социальной пассивности;
- падение трудовой этики, деградации смысла труда («работать, чтобы лучше
потреблять»);
- «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии
контроля родителей;
- распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и
табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков.
Программа разработана с учетом психологических особенностей
среднего и старшего школьного возраста. Тематические блоки программы
подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего
юношества, возникающими в процессе формирования и развития
личностных качеств, важных для эффективной самореализации,
самоактуализации и самоопределения в этом возрасте. Данная программа
включает в себя различные формы работы, что способствует активному
вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более
быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения
участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах
работы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуется в очно-заочной (смешанной) форме обучения. Входящие
в
программу
занятия
проводятся
частично
очно, частично в
интерактивной форме и включают в себя социально-психологические
тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы,
проектирование. Исключительное значение в программе отдаётся групповым
формам работы, позволяющим ребятам проявлять активность, наиболее
полно реализовывать свои умения и навыки: тренинги общения как вид
групповой работы; дискуссии; упражнения на взаимодействие в группах;
диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние; деловые игры;
игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и
развить собранность внимания; сборы, театрализованные выступления,
экскурсии, вечера.
Отличительной особенностью программы является модульное
структурирование содержания программы. Каждый модуль является
структурной единицей образовательной программы, и имеет определенную
логическую завершенность по отношению к результатам обучения.
Модульная
дополнительная
общеобразовательная
программа
социально-педагогической направленности «Дорогою добра» направлена на
освоение обучающимися волонтерской деятельности. Работа в волонтерском
отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток
обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для
окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать
лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к
окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать
с внешним миром: получая информацию, знания, обучаясь и развивая
личностные качества. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности,
приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты,
передавать информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными
выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки
для младших, агитационные выступления, игры, акции, оформление
информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету.
В программу входят три модуля:
1 модуль – «Путешествие в мир волонтёрства» (5 - 6 класс)
2 модуль – «Вы решили стать волонтером» (7- 8 класс)
3 модуль – «Волонтерский проект от идеи к результатам» (9- 10 класс)
Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень»
сложности, который предполагает минимальный уровень сложности
освоения материала содержания общеразвивающей программы.
Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована для обучающихся в возрасте с 11 до 16 лет.
Обучающимися Программы могут стать подростки, проживающие на
территории городского округа Верхний Тагил, которые посещают
образовательные организации, в которых находятся Центры образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Количество
обучающихся учебной группы составляет до 10 человек.
Возрастные особенности группы
Возможно формирование разновозрастных групп на мероприятиях,
акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном
составе, а для теоретических занятий делится на группы по возрастам (11- 12;
13-14 и 15-16 лет).
Так как одной из задач реализации программы является укрепление
семейных ценностей, на занятиях допускается присутствие младших членов
семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет), а на
практических занятиях – присутствие родителей. Минимальный возраст для
обучения по программе 11 лет. Зачисление на обучение по программе
осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течение
всего учебного года по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего ребёнка.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы.
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных
недель, 10 учебных месяцев. Объем программы составляет 72 учебных часов
на один модуль.
Форма обучения.
Программа «Дорогою добра» предусматривает теоретические,
практические и индивидуальные занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающихся,
профилактических, обучающихся занятиях и тренингов, учебах, сборах бесед
и т.д.
Практические занятия – проводятся в виде мини-игр, тренингов, конкурсов,
опросников, акций, дискуссий т.д.
Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в
индивидуальном порядке.
Форма обучения – очная.
Форма организации деятельности – индивидуальная, групповая.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей
структуре.
Одним из способов организации обучения может быть и
использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих
осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта
между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим
возможности посещать образовательную организацию.
Специфика направленности программы подразумевает проведение занятий
вне аудитории, в различных организациях (музейная комната, библиотека и
т.д.), на улицах города.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в день. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа
для обучающихся в возрасте с 11 до 16 лет составляет 45 минут с переменами
между занятиями 15 минут.
Условия реализации программы.
Срок реализации программы - 3 года, 216 учебных часов.
Образование по данной программе строится на основе педагогических
технологии личностно-ориентированного образования и практикоориентированного обучения. Теоретические и практические занятия
проводят педагогические работники Центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №4.
По окончании реализации программы, обучающиеся получат
сертификат об освоении дополнительной общеобразовательной программы,
реализуемой в центре образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста», созданного на базе МАОУ СОШ №4.
2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование социальных компетенций, гражданских установок и
активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в
добровольческую (волонтёрскую) деятельность.
Задачи программы
•
Инициирование и развитие добровольческого (волонтёрского)
движения в общеобразовательной организации через создание детских
общественных объединений;
•
формирование социальных компетенций у обучающихся на
основе практико-ориентированной социально полезной деятельности;
•
ознакомление обучающихся с принципами добровольчества
(волонтёрства), основанными на традициях благотворительности;
•
воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного
отношения к людям различных социальных групп;
•
побуждение обучающихся действовать в рамках уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
•
создание условий для освоения обучающимися способов
поведения в социуме и ценностного к нему отношения, осуществления на
практике безвозмездной деятельности, приносящей пользу людям;
•
обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в
деятельности детских общественных объединений, общественной жизни и
дальнейшего самостоятельного социального действия с опорой на знания,
приобретённые в ходе освоения курса.
Образовательные:
- формировать активную жизненную позицию подростков и
стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- сформировать сплоченный коллектив волонтеров;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере
продвижения и развития волонтерского движения через добровольческие
проекты, мероприятия, акции, публикации в СМИ, листовки, буклеты, фотоотчеты о направлениях волонтерской деятельности;
- обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы
общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
Развивающие:
- обучение социальному проектированию и организации деятельности;
- обеспечение подростков технологиями, знаниями и умениями,
необходимыми для участия в добровольческой деятельности с целью
приобретения навыков по решению социальных проблем;
- развивать активность, самостоятельность, творческие способности.
Воспитательные:
- оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими
жизненных ценностей;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Ожидаемые результаты программы.
После окончания обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Дорогою добра»
Предполагается, что освоение
обучающимися модулей поможет
воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, оказать реальную
помощь, сформировать в себе такие качества, как милосердие,
человеколюбие и сострадание.
3. Содержание общеразвивающей программы
Полный курс реализации программы обучения – 3 года; Программа
реализуется модульно:
1 модуль «Путешествие в мир волонтерства» 5-6 класс
2 модуль «Вы решили стать волонтером» 7- 8 клас
3 модуль «Волонтерский проект от идеи к результатам» 9-10 класс
Аудиторные занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 90
минут с 15 минутным перерывом между занятиями, практические занятия
проводятся в соответствии с планом работы добровольческого объединения
или волонтёрской организации (отряда, группы) и планом воспитательной
работы общеобразовательной организации.
Курс может реализовываться через организацию воспитательной
работы в рамках классных часов, школы добровольцев (волонтёров),
обучения активистов школьного самоуправления.
Изучение курса поддерживается рядом предметов учебного плана
(история, обществознание, физическая культура, ОБЖ, экология, литература
и др.) и информационно-коммуникативными технологиями. Социальные
знания, приобретённые обучающимися в ходе освоения теоретического
материала курса, являются базовыми для выполнения социального проекта.
Содержание программы по развитию добровольческого движения
«Дорогою добра» осваивается обучающимися в течение 3 лет. Тематика
занятий позволяет последовательно знакомить обучающихся с основными
понятиями добровольчества (волонтёрства), историей и современным
состоянием благотворительности, значимыми событиями в России и мире,
связанными с развитием добровольчества (волонтёрства). Формы
добровольчества, в которые вовлекаются обучающиеся, позволят им
применить теоретические знания на практике. Участие в анкетировании,
опросах поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к
личным качествам волонтёра, осознать свою потребность к участию в
добровольческой (волонтёрской) деятельности, подготовиться к её
осуществлению. Реализация программы предусматривает включение
обучающихся в социальную практику, оказание адресной помощи
нуждающимся в заботе и внимании.
1
Вводное
занятие.
Спешите делать
добро.
Практи
ка
Теория
Всего
№
п/п
3.1. Учебный (тематический) план 5 – 6 класс
Модуль №1 «Путешествие в мир волонтерства» (добровольчества)
Количество
Тип
Итоговый
часов
работы
результат
Формы
Название
аттестаци
раздела, блока,
и
темы/кейса
/контроля
командный
2
2
Иллюстрации значение
слов: «добрый»,
«заботливый»,
«внимательный».
Опрос,
наблюдение
(степень
заинтересованн
ости,
мотивация и
т.д.),
тестирование,
диагностика
личностных
Тип
работы
Итоговый
результат
Практи
ка
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела, блока,
темы/кейса
Количество
часов
Формы
аттестаци
и
/контроля
качеств
подростков.
2
3
Что такое
хорошо?
Семья — это
значит: мы
вместе.
4
Кем быть?
Каким быть?
5
Ты — не один,
ты — в команде!
6
Сколько стоит
добро?
7
Российское
движение
школьников.
6
10
1
1
командный
Информационный
буклет
командный
Презентация
Информационный
буклет
5
9
командный
14
10
10
8
1
1
1
1
13
9
9
7
командный
командный
командный
Тренинг личностного
роста, Тренинг
коммуникативных
навыков, Тренинг
толерантности
Мероприятия
воспитательного
и познавательного
характера
Социальный
видеоролик
Взаимодействие
волонтерского отряда с
государственными и
общественными
Опрос,
наблюдение,
анкетирование,
выступления
обучающихся,
диагностическа
я игра
Опрос,
наблюдение.
Эссе «Моя
семья – мое
богатство!»
Тренинг,
ролевые игры
Проект,
социальная
акция, уличная
акция.
Самостоятельн
ая работа:
подготовка
мероприятия
по проведению
События
Тренинг,
ролевые игры
Тип
работы
Итоговый
результат
Практи
ка
Теория
№
п/п
Всего
Название
раздела, блока,
темы/кейса
Количество
часов
Формы
аттестаци
и
/контроля
организациями
командный
Жизнь дана на
добрые дела.
8
8
1
7
командный
9
Итоговое
занятие.
10
Представление и
защита проекта
Итого:
2
Анкета «Какой я?»
Фото и видеоотчеты.
2
2
2
72
20
Индивидуал
ьная,
групповая
Компьютерная
презентация
Опрос,
наблюдение
(степень
заинтересованн
ости,
мотивация и
т.д.),
тестирование,
диагностика
Выступления
обучающихся
Итоговая
программа
подведения
итогов
учебного года
Защита проекта
52
Содержание учебного плана 5- 6 класс
Модуля №1 «Путешествие в мир волонтерства»
Вводное занятие.
Знакомство с группой. Решение организационных вопросов.
Знакомство с содержанием программы на 1- ый год обучения. Инструктаж по технике
безопасности.
Тема №1. Спешите делать добро.
Теория. Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие»,
«доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений осмысливают
эти понятия и содержание добрых дел.
Практика. Наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый»,
«внимательный».
Тема №2. Что такое хорошо?
Теория. Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта»,
«помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с
проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами.
Практика. Ребята включаются в дискуссию, учатся аргументированно отстаивать свою
позицию.
Тема №3. Семья — это значит: мы вместе.
Теория. Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявления по отношению к
близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по
внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению.
На этих занятиях важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьёй
обучающихся.
Практика. Связана с развитием коммуникативных компетенций, проявлением
творческого потенциала школьников, способностью к самооценке.
Тема №4. Кем быть? Каким быть?
Теория. В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся
знакомят с профессиями врача, ветеринара, пожарного, спасателя. Начинается разговор о
личностных качествах людей этих профессий.
Практика. Освоение содержания этой темы предполагает посещение обучающимися
экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение тематических
классных часов с приглашением представителей этих профессий, родительских собраний.
Тема №5. Ты — не один, ты — в команде!
Теория. На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого
объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить готовность
школьников к совместной деятельности.
Практика. Список дел добровольческого объединения ( логично связать с планом
воспитательной работы школы, обучающимся можно предложить рассмотреть этот
вариант как базовый).
Тема №6. Сколько стоит добро?
Теория.Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно»,
отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить задания на
рефлексивную оценку их деятельности.
Практика. Акцентировать внимание школьников на анализе стихотворения А.А. Барто
«Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.
Тема №7. Российское движение школьников.
Теория. На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации
деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона.
Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ.
Практика. Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных
компетенций обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление
школьников, обладающих лидерскими качествами.
Тема №8. Жизнь дана на добрые дела.
Теория. Актуализация знаний обучающих о понятиях «добро», «добрые дела», «команда».
Практика. Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую характеристику
сферы своих интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование
коммуникативных компетенций, освоение правил работы в команде.
Тема №9. Итоговое занятие.
Теория. В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, дискуссионная площадка и т.п.).
Практика. Итоговая программа подведения итогов учебного года
Тема №10. Представление и защита проекта.
Теория. Представление проекта на публику.
Практика. Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Выступления обучающихся.
Результатом освоения образовательного модуля является:
- изучили историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности в
России и в странах мира;
-воспитаны такие личностные качества как толерантность, дисциплинированность,
ответственность;
- ознакомлены с формами профилактической деятельности и пропаганды здорового
образа жизни;
После освоения данного модуля проводится мониторинг, позволяющий оценить
уровень освоения программы.
Условия реализации модуля:
Содержание модуля реализуется педагогическим работником центра образования
цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
1
2
Вводное
занятие.
Кто такой
волонтёр?
Я — хочу, я —
могу быть
волонтёром!
6
4
1
1
Практи
ка
Теория
Название
раздела, блока,
темы/кейса
Всего
№
п/п
3.2. Учебный (тематический) план 7- 8 класс
Модуль №2 «Вы решили стать волонтером»
Количество
часов
Тип
Итоговый
работы
результат
5
Групповой,
индивидуальн
ый
3
индивидуальн
ый
3
От «Я» до
«Мы».
6
1
5
4
Жизнь на благо
других.
4
1
3
5
Российское
движение
школьников.
6
Успешный
волонтёрский
проект.
8
16
1
1
Анкета волонтёра,
тренинги на развитие
личностных качеств
Творческая работа:
эссе «Кто такой
доброволец».
индивидуальн
ый
Творческая работа эссе «Я – Лидер!»
Творческое задания
(синквейна).
Участие в
благотворительной
акции ОУ.
командный
Участие в конкурсах,
результаты конкурсов.
командный
7
Проекты РДШ
15
Мероприятия
согласно Календарю
знаменательных дат.
командный
Формы
аттестаци
и
контроля
Диагностика
личностных
качеств
подростков.
Опрос,
наблюдение,
анкетирование,
выступления
обучающихся,
диагностическа
я игра
Опрос,
наблюдение,
выступления
обучающихся
Беседа,
наблюдение,
тестирование,
игра.
Опрос,
наблюдение,
выступление
обучающихся
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
Практи
ка
Теория
Всего
№
п/п
Название
раздела, блока,
темы/кейса
Количество
часов
Тип
работы
Итоговый
результат
Формы
аттестаци
и
контроля
постов
7
8
Игра — дело
серьёзное.
Быть
волонтёром —
быть честным,
неравнодушным,
нужным!
9
Итоговое
занятие.
10
Представление и
защита проекта
Итого:
командный
20
4
2
1
1
19
3
индивидуальн
ый
Подготовка
агитбригады для
внеклассного
мероприятия.
Организация акций,
организация
интерактивной
выставки;
организация выставки
рисунка. Проведение
занятий и
мероприятий для
разных целевых групп
(младших
школьников,
подростков и
молодежь) с учётом
особенностей целевой
группы.
Разработка и ведения
портфолио
командный
Фото и видеоотчеты.
Групповой,
индивидуальн
ый
Компьютерная
презентация
2
2
2
72
20
Анализ и
оценка
эффективности
профилактики
в молодежной
среде
фотоотчеты,
онлайнактивность.
Тренинги на
развитие
личностных
качеств
Выступления
обучающихся
Итоговая
программа
подведения
итогов
учебного года
Защита проекта
52
Содержание учебного плана 7- 8 класс
Модуля №2 «Вы решили стать волонтером»
Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием
программы на 3- года обучения. Вводный инструктаж.
Собеседование по материалу 3- ого года обучения.
Тема №1. Кто такой волонтёр?
Теория. Вводится понятие «волонтёр» наряду с закреплённым в законодательстве
Российской Федерации определением «доброволец». Обучающиеся знакомятся с историей
возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква V), с информацией о
волонтёрских организациях, которые объединяют студентов, школьников, взрослых
людей.
Практика. Анкета волонтёра (её заполнение) поможет школьнику оценить время, силы,
которые он может потратить на волонтёрскую (добровольческую) деятельность, тренинги
на развитие личностных качеств,
Тема №2. Я — хочу, я — могу быть волонтёром!
Теория. Продолжается знакомство обучающихся с понятиями «доброволец» и
«волонтёр». Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через
обсуждение основных составляющих понятия «волонтёр».
Практика. Предлагается обосновать мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в
обществе мнений, выработать свою позицию. Творческая работа - эссе «Я – Лидер!»
Тема №3. От «Я» до «Мы».
Теория. Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтёрской
добровольческой деятельности. Активное
обсуждение
конкретной ситуации
добровольческой деятельности ровесников позволяет школьникам аргументированно
отстаивать свою позицию. Формирование социальных компетенций обучающихся
происходит при анкетировании и представлении результатов анкетирования друзей,
родителей и др. Осознанное отношение к волонтёрству развивается при
Практика. Творческое задания (синквейна). Продолжается работа по созданию
волонтёрской организации (отряда, группы), формируется команда единомышленников.
Тема №4. Жизнь на благо других.
Теория. Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере
литературных произведений, рекомендованных для внеклассного и семейного чтения.
Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на конкретных
примерах раскрывается основная суть деятельности благотворительных фондов,
реализуемых ими программах и адресной помощи нуждающимся.
Практика. Участие в благотворительной акции ОУ.
Тема №5. Российское движение школьников
Теория. Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения
школьников (РДШ) — гражданской активности; вводятся понятия «гражданская
активность», «социальная проблема». Закрепляется понимание волонтёра как активного
гражданина. Проявление гражданской активности ровесниками демонстрируется на
примере детского движения скаутов и Всесоюзной пионерской организации имени В.И.
Ленина (исторический аспект) и современных скаутов и других детских движений.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно осуществить поиск информации в
СМИ и Интернете, в том числе на сайте РДШ.
Практика. Участие в конкурсах, результаты конкурсов, онлайн активность, фото и
видеоотчеты в социальных сетях.
Тема №6. Успешный волонтёрский проект.
Теория. Расширяется понятие «проект», конкретизируется понятие «социальный проект».
Формируются умения выявлять социальные проблемы и определять цели и задачи
проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою точку
зрения для разных социальных групп. Формирование информационно-коммуникативных
компетенций в ходе реализации проекта и работе в группе.
Практика. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных
проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить
предложенные задания после показа или объяснения педагога. Мероприятия согласно
Календарю знаменательных дат.
Тема №7. Игра — дело серьёзное.
Теория. Освещается большой спектр волонтёрских творческих мероприятий: акции,
флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно-ролевые игры, квесты. Обучающиеся
имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время проведения
мероприятий. Согласованность с планом воспитательной работы образовательной
организации повысит эффективность проведения каждого мероприятия. Развиваются
коммуникативные компетенции, творческие способности и лидерские качества
обучающихся.
Практика. Проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных категорий.
Используются разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции,
интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения.
«Основы психологического и физического здоровья»,
«Влияние курения и алкоголя на организм человека», «Физиологическая и моральная
зрелость человека» (встреча с врачом).
«Алкоголь и закон Употребление алкоголя как незаконное действие».
«Ответственность за употребление алкоголя» (встречи наркологом, с инспектором КДН).
«Умение отказываться» (встреча с педагогом – психологом).
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей;
Подготовка и проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений в
молодежной среде с использованием новейших технологий. Проведение занятий и
мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежь) с
учётом особенностей целевой группы.
Тема №8. Быть волонтёром — быть честным, неравнодушным, нужным!
Теория. Признание значимости волонтёрской деятельности является очень важным.
Необходимо оценить вклад каждого члена волонтёрской организации (отряда, группы).
Потребности каждого в признании его добровольческой деятельности разные, это
желательно учитывать. Обучающиеся знакомятся с понятием «портфолио» и его
ведением.
Практика. Ведение «портфолио», тренинги на развитие личностных качеств. Детям
предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или
объяснения педагога.
Тема №9. Итоговое занятие.
Теория. В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, дискуссионная площадка и т.п.).
Практика. Итоговая программа подведения итогов учебного года
Тема №10. Представление и защита проекта.
Теория. Представление проекта на публику.
Практика. Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Выступления обучающихся
Результатом освоения образовательного модуля является:
• научились проводить рефлексию;
• сформировали активную гражданскую позицию;
• воспитали чувства коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить
обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• сформировали уважительное отношения к ветеранам, старшему поколению;
• сформировали в ходе деятельности ответственную, здоровую личность;
• умеют
при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной
теме;
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется педагогическим
работником центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
2
3
4
5
6
7
Открытые
сердца.
Слово творит
чудеса.
Российское
движение
школьников.
Добро шагает по
планете
Мы готовы
помогать
Думая о
будущем.
Практи
ка
1
Вводное
занятие.
Всё в наших
руках.
Теория
№
п/п
Название
раздела, блока,
темы/кейса
Всего
3.3. Учебный (тематический) план 9 - 10 класс
Модуль №3 «Из опыта волонтерской деятельности»
Количество
Тип
Итоговый
часов
работы
результат
командный
4
1
3
групповой
6
12
8
8
16
1
1
1
1
1
5
11
15
командный
командный
Участие в конкурсах,
результаты конкурсов.
Проекты РДШ
командный
Участие в
международных
добровольческих
акциях.
командный
командный
8
1
7
Разработка и
проведение
социальных акций,
проектов.
Творческое задание:
листовка, брошюра,
социальный ролик,
социальный плакат.
Написание новостей.
7
7
Сотрудничество с
социальной службой
«Изумруд», помощь
пожилым людям.
Заполняют
информационную
карту проекта и план
его реализации.
Акции,
интерактивные
выставки,
станционные игры
Формы
аттестаци
и
/контроля
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Онлайн
активность,
фото и
видеоотчеты в
социальных
сетях, выпуск
публикаций.
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Онлайн
активность,
фото и
видеоотчеты в
социальных
сетях, выпуск
публикаций
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Фотоотчеты,
выпуск
публикаций,
написание
постов
Я—
доброволец, а
это значит...
8
Тип
работы
индивидуальн
ый
6
1
Итоговый
результат
Практи
ка
Теория
Всего
Название
раздела, блока,
темы/кейса
№
п/п
Количество
часов
Создание
собственного
творческого продукта:
5
Формы
аттестаци
и
/контроля
Рефлексия.
Самостоятельн
ая работа:
подготовка
мероприятия
9
Итоговое
занятие.
10
Представление и
защита проекта
Итого:
2
командный
Фото и видеоотчеты.
индивидуальн
ый
Компьютерная
презентация
2
2
2
72
20
Выступления
обучающихся
Итоговая
программа
подведения
итогов
учебного года
Защита проекта
52
Содержание учебного плана 9 - 10 класс
Модуля №3 «Из опыта волонтерской деятельности»
Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием
программы на 5- года обучения. Вводный инструктаж.
Собеседование по материалу 4- ого года обучения.
Тема №1. Всё в наших руках.
Теория. Продолжается знакомство с благотворительностью: корпоративное волонтёрство.
Актуализируются знания обучающихся о таких видах благотворительности, как
меценатство и филантропия. Обучающиеся знакомятся с деятельностью некоммерческих
организаций (НКО), к которым принадлежат и благотворительные фонды. Обобщается
материал по направлениям волонтёрской (добровольческой) деятельности и её
распространения на сферы общественной жизни.
Практика. Сотрудничество с социальной службой «Изумруд»
Тема №2. Открытые сердца.
Теория. Уделяется внимание деятельности благотворительных фондов, оказывающих
помощь больным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается
возможность и способы вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в
деятельность волонтёрской организации (отряда, группы). Вводится понятие
«инклюзивное волонтёрство». Обучающиеся знакомятся с интересной и полезной
информацией о Паралимпийских играх — история возникновения, современные игры, —
работе волонтёров (добровольцев).
Практика. Разработка и проведение социальных акций. Проведение благотворительных,
экологических социальных акций. Разработка и реализация социальных проектов.
Разработка и проведение социальных акций. Развитие навыков эмпатии, понимания друг
друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Тема №3. Слово творит чудеса.
Теория. Обсуждаются произведения литературы, поднимается вопрос о проявлении
героями этих книг доброты и доброй воли. Обучающиеся вовлекаются в активную
деятельность по созданию «доброй книги» волонтёрской организации (отряда, группы) и
личного вклада каждого волонтёра. Рассматриваются возможности социального ролика
как способа привлечения внимания к проблемам местного сообщества. Обучающимся
предоставляется возможность создать свой социальный ролик, что способствует развитию
коммуникативных компетенций.
Практика. Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается
самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.
Обучающимся предоставляется возможность создать свой социальный ролик, что
способствует развитию коммуникативных компетенций.
Тема №4. Российское движение школьников.
Теория. Актуализируются знания обучающихся по такому направлению деятельности
Российского движения школьников (РДШ), как гражданская активность. Школьники
информируются о федеральных проектах, которые реализуются РДШ и его партнёрами.
Активизируется деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по включению
в проекты, инициируемые региональным отделением РДШ.
Практика. Выполнение творческих заданий на тему «РДШ и его партнёры, программы,
проекты». Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности.
Тема №5. Добро шагает по планете
Теория. Обучающиеся знакомятся со Всеобщей декларацией добровольчества, работают с
различными
источниками
информации,
аргументированно
доказывают,
что
добровольческая деятельность объединяет волонтёров всего мира. Знакомство с
программой Service Learning, международными добровольческими акциями и
общественными инициативами, благотворительной деятельностью всемирно известных
людей, международных фондов.
Практика. Участие в ммеждународныхх добровольческихх акциях. Помощь в
проведении мероприятий учреждения и города.
Тема №6. Мы готовы помогать
Теория. Актуализируются знания обучающихся о социальных проектах как эффективном
способе решения социальной проблемы, привлечения к ней внимания, о проекте как
программе реальных действий. Заполняется информационная карта проекта и план его
реализации. Школьники создают пресс- релиз проекта для привлечения социальных
партнёров и получения поддержки в реализации проекта.
Практика. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных
проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить
предложенные задания после показа или объяснения педагога. Мероприятия согласно
Календарю знаменательных дат.
Тема №7. Думая о будущем.
Теория. Школьники знакомятся с добровольческой деятельностью, основанной на
профессиональных навыках добровольцев и(или) на стремлении их приобрести в ходе
реальной деятельности (профессиональное самоопределение). Обучающихся ориентируют
на получение информации о волонтёрских организациях (отрядах, группах) в
образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
Обсуждается вопрос о волонтёрстве как способе приобретения навыков, опыта,
установления личных контактов, полезных для будущей профессии.
Практика. Проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных категорий.
Акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися
объединения « Дорогою добра». Проведение занятий и мероприятий для разных целевых
групп (младших школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой
группы. Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня.
Тема №8. Я — доброволец, а это значит...
Теория. В ходе обсуждения Анкеты волонтёра выявляется круг интересов школьников.
Создаются условия для проявления каждым обучающимся своих способностей через
организацию мастер-классов. Важно, что результаты мастер-классов получат
общественную оценку и признание, а волонтёр будет иметь возможность внести свой
вклад в благотворительную деятельность (проведение акций, благотворительной ярмарки,
выполнение социального проекта).
Практика Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя
индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства».
«Проблемы можно решать». Участие в мастер-классах. Оценка качества его выполнения.
Создание собственного творческого продукта: создание информационного буклета.
Тема №9. Итоговое занятие.
Теория. В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, праздник, конференция). Подводим итоги и поощряем членов волонтёрской
организации (отряда, группы) за личный вклад в совместную работу.
Практика. Итоговая программа подведения итогов учебного года
Тема №10. Представление и защита проекта.
Теория. Представление проекта на публику.
Практика. Итоговые ролики, портфолио обучающихся.Выступления обучающихся
Результатом освоения образовательного модуля является:
• сформирована активная гражданская позиция;
• положительное отношения молодежи к добровольческой деятельности;
• научились ставить перед собой цель и достигать ее.
• сформировано уважительное отношения к ветеранам, старшему поколению;
• сформировано сплочение деятельного коллектива волонтёров;
• умеют и способны задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам, с пониманием
и по существу;
• знакомы с историей и существующей практикой реализации социально-значимых
проектов субъектами волонтерской деятельности;
• умеют представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется педагогическим
работником центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
4. Планируемые результаты
Личностные:
• формирование активной гражданской позиции;
• положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
• научиться проводить рефлексию;
• научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
• научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
• научиться давать себе позитивную самооценку;
• научиться отстаивать свое мнение;
• научиться ставить перед собой цель и достигать ее.
Метапредметные:
• развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
• развитие
коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских
способностей;
воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить
обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
• формирование и укрепление семейных ценностей;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
• формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
• развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
• расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных
социальных категорий;
• развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности.
Предметные:
• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной
теме;
• умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с
пониманием и по существу;
• знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых
проектов субъектами волонтерской деятельности;
• обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и
оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
• специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных
категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного
поведения и т.д.).
Результаты в перспективе:
• развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих
инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень
вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность,
снизит уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;
• обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов
поддержки и развития молодёжного добровольчества;
• расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности,
предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым
людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах
общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и
организаций в решении социально значимых проблем);
• разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в МОБУ ДО «ЦВР»,
как результат – обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга
детей и молодёжи;
• продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного
образа жизни каждого молодого человека;
•
формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры
социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы
Формы оценивания
Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит во время
собеседования, проведения мероприятий, акций, а так же в процессе педагогического
наблюдения.
Анализ результатов: степень активности обучающихся в группах, уровень знаний,
умений, показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию.
Уровень обученности обучающихся отслеживается во время проведения конкурсов,
викторин, акций, выставок работ учащихся, в процессе педагогического наблюдения.
Критерии оценки уровня обученности обучающихся:
- Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет знаниями и умениями по
программному материалу, выполняет задания самостоятельно, вносит в работу элементы
творчества.
- Средний уровень обученности– обучающийся на достаточном уровне владеет знаниями
и умениями по программному материалу, выполняет задание самостоятельно.
- Низкий уровень обученности– обучающийся не достаточно владеет знаниями и
умениями по программному материалу, не может выполнить задание самостоятельно.
Мониторинг и анализ результатов.
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров, участников целевых групп,
педагогов);
- выпуск отчетных буклетов;
- анализ результатов проведенных мероприятий;
- мониторинг достижений волонтёров
•
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий
5. Календарный учебный график
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных недель, 10
учебных месяца. Объем программы составляет 72 часов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 учебных часа в день.
С 1 сентября по 13 сентября осуществляется зачисление обучающихся в группы.
Образовательный процесс начинается с середины сентября и заканчивается в конце мая.
Обучение по данной программе осуществляется в течение учебного года, а также во время
текущих каникул.
№
месяц
Число
Форма
Кол-во
Тема занятия
п/п
занятия
часов
Модуль №1 «Путешествие в мир волонтерства» (72 часа)
командная
2
Спешите делать добро.
1
командная
6
командная
10
Спешите делать добро.
2
Семья — это значит: мы вместе.
3
командная
14
командная
10
командная
10
командная
8
командная
8
9
командная
2
2
10
индивидуаль
ная,
групповая
Кем быть? Каким быть?
4
Ты — не один, ты — в команде!
5
Сколько стоит добро?
6
Российское движение
школьников.
7
Жизнь дана на добрые дела.
8
Итоговое занятие.
Представление и защита проекта
Модуль №2 «Вы решили стать волонтером» (72 часа)
индивидуаль
ная,
групповая
6
2
индивидуаль
ная
4
Я — хочу, я — могу быть
волонтёром!
3
командная
6
От «Я» до «Мы».
4
командная
4
Жизнь на благо других.
5
командная
8
Российское движение
школьников.
6
командная
16
Успешный волонтёрский проект.
7
командная
20
Игра — дело серьёзное.
8
командная
4
Быть волонтёром — быть
честным, неравнодушным,
1
Кто такой волонтёр?
нужным!
9
командная
2
10
индивидуаль
ная,
групповая
2
Итоговое занятие.
Представление и защита проекта
Модуль №3 «Из опыта волонтерской деятельности» (72 часов)
1
командная
4
2
групповая
6
Открытые сердца.
3
командная
12
Слово творит чудеса.
4
командная
8
Российское движение
школьников.
5
командная
8
Добро шагает по планете.
6
командная
16
Мы готовы помогать.
7
командная
8
Думая о будущем.
8
индивидуаль
ный
командная
6
Я — доброволец, а это значит...
2
Итоговое занятие
индивидуаль
ный
2
Всё в наших руках.
9
10
Итого:
Всё в наших руках.
360
6. Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Наименование
количество
№
1
Интерактивная доска
1 штука
2
Компьютер (ноутбук)
1 штука
3
Альбом
10 штук
4
Фломастеры
5
Клей
5 штук
6
Ножницы
5 штук
7
Офисная бумага
1 упаковка
8
Цветная бумага
5 штук
5 упаковок
9
Цветной картон
5 штук
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическим(-и)
работником(-ами) Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста», возможно применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий.
Методическое обеспечение:
Образовательные форматы, в которые будут погружены обучающиеся:
теоретические занятия в форме бесед; комбинированные занятия; тематический просмотр
презентаций и видеофильмов; игровые формы деятельности: развивающие,
индивидуальные и групповые, акции и конкурсы; работа по индивидуальным планам
(исследовательские проекты).
Программа предполагает работу по следующим направлениям:
- Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов.
- Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).
- Спортивная подготовка.
- Досуговая деятельность (организация свободного времени молодёжи).
- Трудовая подготовка (акции по уборке территории).
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям (совместно с социальными
службами города).
- Экскурсионная деятельность.
- Информационное обеспечение.
- Экологическая защита.
- Вожатская деятельность.
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов
добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся в школе.
И в соответствии с выбранными направлениями работы волонтёрского
объединения программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
- работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без
определенных занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями);
- работа с детьми и молодежью (дети с ограниченными возможностями.); - участие
в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
- реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие
идей терпимости в обществе;
- развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни
среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают
умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут
ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение
акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)
Во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу
“равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными
выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки,
театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции,
оформление информационных листовок, тематического уголка.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Программой предусмотрены аудиторные занятия, которые содержат задания на
освоение теоретической базы добровольческого (волонтёрского) движения, истории и
современного
состояния
благотворительности,
знакомство
с
деятельностью
благотворительных фондов и волонтёрских организаций в России и других странах.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы
занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому
ребенку.
7. Формы аттестации и оценочные материалы
Цель контроля: выявление входного, текущего, промежуточного и итогового уровня
теоретических знаний, практических умений и навыков, достижений, их соответствия
планируемым результатам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Задачи контроля:
• оценка индивидуальных достижений (личностных, мета предметных, предметных)
учащихся и динамика их изменения;
• соотнесение планируемых и достигнутых результатов образовательной деятельности по
программе;
• внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности объединения. Виды контроля: входной, текущий, промежуточный,
итоговый.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом
образовательной деятельности (необходимость и способ определяется педагогом).
Входной контроль проводится в сентябре. Необходимость и способ определяется
педагогом дополнительного образования. Примерная форма входного контроля по
программе представлена в приложении №1.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащихся содержания конкретной
темы общеобразовательной программы. Отметка о ходе проведения контроля
выставляется в журнал учета работы педагога дополнительного образования в
объединениях (секции, кружке). Текущий контроль проводится в соответствии с
календарно-тематическим планом. Форма, содержание, критерии и порядок
осуществления текущего контроля определяется педагогом дополнительного образования.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (полугодия).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарно-тематическим
планом и является обязательной. Результат фиксируются педагогом в карте
педагогического мониторинга (приложение № 2) и сдаются в администрацию
образовательного учреждения.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся, заявленных в
общеобразовательной программе по завершению года образовательной деятельности.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся, заявленных в
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по завершению
обучения. Результаты анализируются методистами ОДОД совместно с педагогом
дополнительного образования. По итогам оформляется справка (приложение № 3).
Критерии оценки уровня освоения программы:
•
высокий уровень – учащийся освоил весь объём 100-80%, предусмотренный
программой за конкретный период;
•
средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%;
•
низкий уровень – учащегося овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях
различного уровня является еще одной формой контроля освоенных знаний и
компетенций. Результаты мониторинга фиксируется в бумажной форме по каждой группе
отдельно.
8 . Методические материалы
В процессе занятий используются различные методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
−словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
−наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций;
−практический (проектная деятельность).
−частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом и другие.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях:
коллективная, индивидуальная, групповая и другие. Приоритетными для построения
содержания образования являются следующие деятельностные формы:
•
самостоятельный поиск информации в различных источниках (словари, справочники,
энциклопедии, интернет-ресурсы);
•
анализ и оценка социальных объектов;
•
обучающие игры (образовательные игры, ролевые игры, квесты, кейсы и др.);
•
соревнования, конкурсы, состязания;
•
формирование собственного портфолио;
•
выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;
•
использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты, которых
можно пригласить на занятия; организации и учреждения, с которыми установлено
социальное партнёрство; памятники и музеи; СМИ и проводимые местным сообществом
мероприятия);
•
экскурсии, в том числе виртуальные;
•
Список литературы
Программа реализуется через учебно-методический комплекс:
1.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Программа курса по развитию добровольческого
движения «Дорогою добра». 5—9 классы. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018.
— (ФГОС. Внеурочная деятельность).
2.
Загладина
Х.Т.,
Шульгина
А.Б.
Учебное
пособие
«РАЗВИТИЕ
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5-9 КЛ.» — М.: ООО «Русское слово —учебник»,
2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
3.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Методические рекомендации к курсу по развитию
добровольческого движения «Дорогою добра» для 5–9 классов общеобразовательных
организаций. — М.: ООО «Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная
деятельность).
4.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития
добровольческого движения для 5 класса общеобразовательных организаций. — М.: ООО
«Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
5.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития
добровольческого движения для 6 класса общеобразовательных организаций — М.: ООО
«Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
6.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития
добровольческого движения для 7 класса общеобразовательных организаций. — М.: ООО
«Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
7.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития
добровольческого движения для 8 класса общеобразовательных организаций. — М.: ООО
«Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
8.
Загладина Х.Т., Шульгина А.Б. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития
добровольческого движения для 9 класса общеобразовательных организаций. — М.: ООО
«Русское слово —учебник», 2018. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
Интернет-сайты:
1. РДШ — Российское движение школьников: http://рдш.рф/
2. Ассоциация волонтёрских центров:httр://авц.рф/
3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр
гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр):
http://pocnaTpnoT- центр.рф/
4. Всероссийское
общественное
движение
«Волонтёры
Победы
»:
http:
//волонтёрыпобеды. рф/
5. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»:
http://www.ruor.org/school-of- safety/