Билет в будущее медицина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
Центр образования инновационного и гуманитарного профилей «Точка роста»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №4
(ЦОЦиГП «Точка роста»)
_______________Нехай Е.А.
Приказ №105 от 27.08.2025 г.

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Билет в будущее: медицина»
естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся: 14 - 16 лет
Срок реализации: 72 ч.
Разработчик:
Тишина Елена Геннадьевна
педагог дополнительного
образования
ЦОЦиГП «Точка роста»

Верхний Тагил, 2025

Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка ..................................................................................... 3
Раздел 2. Обучение ............................................................................................................ 5
Раздел 3. Воспитание....................................................................................................... 21
Раздел 4. Организационно-методические условия программы .................................. 27

2

Раздел 1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Естественнонаучная, базового уровня сложности.
Уровень программы и адресат программы.
Программа базового уровня предназначена для обучающихся в возрасте
с 14 до 16 лет, без ограничений возможностей здоровья по видам деятельности,
представленным в программе, проявляющих интерес к биологическим наукам
и медицине. Количество обучающихся в группе – 10 - 25 человек.
Программа может быть полезна для вовлечения в систему дополнительного
образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для создания
социальной ситуации успеха, а также при реализации профориентационной работы
с обучающимися, осваивающими программы профильного обучения, в том числе
профильные предпрофессиональные классы (медицинские).
Содержание программы разработано с учетом психолого-педагогических
особенностей возрастных категорий учащихся и возможностью учитывать
особенности кадрового запроса субъекта Российской Федерации.
Актуальность программы
Дополнительная

общеразвивающая

программа

формирует

устойчивый

интерес к медицинской сфере деятельности и сфере помогающих профессий,
знакомит с возможностями региональной системы медицинского образования,
достижениями Российской медицины и науки, опираясь на научные подходы
доказательной медицины. Программа включают комплекс из практических
и теоретических занятий в области биологии, основ медицинской доврачебной
помощи, биомедицины, общественного здоровья, персонализированной медицины.
Актуальность обусловлена кадровым

запросом

Минтруда

России на

подготовку специалистов в области медицины, а также максимально эффективного
развития исследовательских навыков обучающихся и передачей сложного
предметного

материала

в

доступной

форме;

реализацией

практической

деятельности обучающимися с использованием современного оборудования, в том
3

числе,

в

форме

сетевого

взаимодействия;

реализацией

Единой

модели

профориентации.
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых актов:
1.

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;
2.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.);
3.

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской

Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. №678-р;
4.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
7.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №

1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля

2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;
9.

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
4

программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий».
10.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
11.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
12.

Устав МАОУ СОШ №4;

13.

Правила приема обучающихся на обучение по дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденными приказом МАОУ СОШ №4 от
12.10.2020 №150.
Основные особенности программы.
Практико-ориентированные
и

интегративную

функцию

занятия

в

системе

выполняют

познавательную

естественнонаучного

образования

обучающихся, обеспечивают расширение и углубление планируемых результатов
обучения по предмету «биология», формируют предпосылки для преодоления
школьной неуспешности по предмету, а также влияют на формирование
готовности

обучающегося

к

профессиональному

самоопределению.

При реализации программы предлагается использование возможностей портала
«Билет в будущее». https://bvbinfo.ru/ - Единый профориентационный портал
«Билет в будущее». Для обучающихся, зарегистрированных в школьном контуре,
доступны виртуальные тренажеры профессий и расширенная диагностика,
для

педагогов

без

регистрации

доступен

5

видеоконтент

отраслевых

и практикоориентированных занятий за 2023/2024 и 2024/2025 учебный год. Также,
результаты

профориентационных

диагностик

могут

быть

использованы

обучающимся для выбора данного объединения. Также для диагностики могут
быть

использованы

ресурсы

сайта

«Не

бойся

спасать

жизни»

https://нбсж.рф/src/ep1.
Формы обучения
− на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, демонстрация;
− на этапе практической деятельности – практическая работа, лабораторная
работа, профориентационная экскурсия, работа с тренажером, использование
виртуальных тренажеров, решение ситуационных задач.
− на

этапе

освоения

навыков

–

ситуационные

задания,

работа

с тренажерами, интерактивным атласом (анатомическим столом), элементами
нейроинтерфейса.
− на этапе проверки полученных знаний – участие в слетах, олимпиадах,
выполнение практических заданий, защита докладов и учебных проектов.
Рекомендуемые методы проведения занятий:
− метод проблемного обучения;
− проектная деятельность и ее элементы;
− организация занятий в формате образовательных экскурсий (и иных
мероприятия профессионального выбора) в специализированные профильные
учреждения.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 72 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Раздел 2. Обучение
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование интереса и первоначальных компетенций
обучающихся в области медицины, основ здорового образа жизни и профилактики
6

заболеваний посредством изучения анатомии, физиологии, гигиены и медицинской
этики.
Задачи:
Предметные задачи:
− освоение базовых понятий анатомии и физиологии

человеческого

организма;
− формирование представления о взаимосвязях между образом жизни
и состоянием здоровья;
− развитие понимания роли профилактических мер в сохранении здоровья
населения;
− формирование

представлений

о

профессионально-образовательных

маршрутах в области медицины в субъекте Российской Федерации;
− формирование навыков оказания первой доврачебной помощи;
− формирование

навыков

выполнения

специфических

медицинских

манипуляций;
− формирование

представлений

об

основах

проведения

научного

эксперимента в области клинических исследований и основах медицинской этики;
− формирование

представлений

о

разнообразии

мира

медицинских

профессий;
− формирование

представлений

о

персонализированной

медицине

и успехах ученых России;
− формирование представлений о роли функциональной диагностики
и значении диспансеризации для мониторинга и сохранения здоровья населения,
профилактики заболеваний.
Личностные задачи:
− формирование интереса к медицине, к истории медицины; познавательных
интересов, ценностей научного познания; понимания значения медицины в жизни
российского общества на разных исторических этапах;

7

− формирование интереса к личностям деятелей российской и мировой
медицинской науки; ценностей научной этики, объективности; понимания личной
и общественной ответственности учёного, исследователя;
− формирование

стремления

к

достижению

общественного

блага

посредством познания, исследовательской деятельности; уважения к научным
достижениям

российских

учёных;

понимания

ценностей

рационального

природопользования;
− содействие

приобретению

опыта

участия

в

значимых

научно-

исследовательских проектах; воли, дисциплинированности в исследовательской
деятельности;
− формирование мотивации к работе в области помогающих профессий,
уважения к труду медицинских работников и других специалистов помогающих
профессий.
Метапредметные задачи:
− развитие способности логически мыслить и анализировать информацию,
концентрировать внимание на главном при работе над творческими и научными
проектами;
− развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности, активности,
критического и творческого мышления при работе в команде;
− формирование
при

основ

академической

работе в специализированных классах

культуры
и

и

грамотности

лабораториях, при

работах

вне аудитории;
− формирование способности решать проблемы и актуальные задачи
в заданные сроки при выборе проблемы и проведении исследования или создании
проекта.

8

Учебный план.
№
п/п

Количество часов

Название раздела

Всего

Теория

Практика

1

Цели и задачи медицины.
Основы анатомии и
физиологии.

18

8

10

2

Биомедицина.

24

8

16

3

Первая доврачебная помощь и
основы медицинских знаний

30

8

22

72

24

48

1. Цели и задачи медицины. Основы анатомии и физиологии.
Тема 1 Цели и задачи медицины.
Теория: история медицины и роль анатомических знаний и физиологии.
Современная медицины. Роль анатомии и физиологии в сохранении жизни и
здоровья человека. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Практика: изучение наглядных препаратов. Изучение анатомических
атласов. Доклады: «История медицины», «Квантовая медицина», «Что такое
общественное здоровье», «Современные методы исследований (МРТ, КТ,
имунноферментный анализ».
Тема 2 Тело человека. Связь строения и функции.
Теория: анатомические плоскости, терминология. Связь строения органов и
частей тела человека и их функций. Топология органов человеческого тела. Роль
факторов среды и образа жизни в формировании морфологических особенностей.
Роль правильного питания и оптимальной физической нагрузки.
Практика: изучение наглядных муляжей и материалов, атласов. Зачет по
изученному материалу (возможно проведение зачета в творческой форме).

9

Тема 3. Методы анатомо-гистохимических исследований тканей.
Практика:

основы

работы

с

микроскопом.

Фиксирование

экспериментального материала. Способы приготовления анатомических срезов.
Получение срезов с растительного материала. Прикладное значение умений
(цитологические исследования и их необходимость при профилактике и выявлении
онкозаболеваний).
Тема 4. Паразитарные и инфекционные заболевания и их признаки.
Теория: многообразие инфекционных заболеваний, понятие этиологии,
контагиозности, вирулентности, циклы развития, ворота инфекции, методы
профилактики.

Социально

–

значимые

заболевания,

роль

вакцинации.

Инфекционные заболевания. Корь, коклюш, гепатиты (А, В, С), дизентерия,
сальмонеллез, ветряная оспа, краснуха, грипп, ВИЧ, туберкулез. Роль пропаганды в
профилактике паразитарных и инфекционных заболеваний.
Практика: практическое задание по профилактике и общественной гигиене.
Проведение выступления агитбригад (5 минут для здорового будущего),
подготовка информационных постов для социальных сетей.
2. Биомедицина.
Тема 5. Медицина, биомедицина и персонализированная медицина.
Теория:

понятие

биомедицины,

персонализированной

медицины.

Персонализированная медицина – роль в профилактике заболеваний. Роль
развития генетических технологий. Роль НИЦ «Курчатовский институт» в
развитии биомедицины (https://bio.pnpi.nrcki.ru/ ).
Практика: Организация активного обсуждения лекции.
Лекция

«Генетика

настоящего

211270993_456239185.

10

и

будущего»

https://vk.com/video-

Тема 6. Достижения современной биомедицины.
Теория:

изучение

генетических

вариантов;

реализация

генетической

программы в соматических клетках; технологии лечения наследственных болезней,
в том числе орфанных заболеваний; исправление генетических дефектов; создание
систем быстрого реагирования на изменение эпидемиологической обстановки
в мире; ускоренные способы синтеза лекарственных средств; новые средства
ранней диагностики заболеваний. Обсуждение материалов:
Курчатовский геномный центр https://genrussia.ru/
Практика: составление дорожной карты здоровья (решение задачи,
Приложение 1).
Тема 7. Источники знаний и базы данных современных медицинских
работников.
Теория: знакомство с разнообразием медицинских сайтов общей тематики
и электронными образовательными ресурсами. Понятие академической честности.
Основы медицинской этики при проведении клинических исследований.
Практика: реферирование статей и/или написание доклада с соблюдением
правил и норм цитирования (не более 5000 знаков).
3. Первая доврачебная помощь и основы медицинских знаний
Тема 8. Первая доврачебная помощь.
Теория: понятие первой доврачебной помощи, правила оказания первой
помощи, золотые стандарты оказания первой помощи (сердечно-легочная
реанимация). Роль ФМБА и системы гражданской обороны в охране здоровья
граждан и ликвидации ЧС.
Практика: отработка способов перемещения больных.
Тема

9.

Повреждения

кожных

покровов,

первая

помощь

при

кровотечениях.
Теория: повреждения мягких тканей (в том числе минно-взрывные травмы),
первая помощь. Виды кровотечений, способы остановки кровотечений. Виды

11

повязок. Понятие тактической медицины. Сравнения правил первой доврачебной
помощи и правил тактической медицины. Роль военных медиков в сохранении
и спасении жизни военнослужащих и гражданских лиц.
Практика: практическая работа с муляжами и тренажерами по оказанию
первой помощи при кровотечениях (сравнение и ограничения применения жгута,
давящей повязки и турникета). Практикум по наложению повязок, жгута,
турникета и бинтованию. Решение ситуационных задач.
Тема 10. Переломы. Первая помощь.
Теория: классификация переломов и ушибов, способы оказания первой
помощи. Сочетанные травмы. Потеря конечностей и достижения в области
протезирования. Бионические протезы. Роль реабилитационной медицины.
Профессии

в

области

реабилитации

и

протезирования

Практика: отработка на тренажерах способов действия при переломах
различных частей тела.
Тема 11. Инъекции
Теория: понятия асептики, антисептической обработки. Типы инъекций.
Алгоритм выполнения инъекций.
Практика: выполнение инъекций на тренажерах.
Тема 12. Сосудистые катастрофы и методы профилактики и оказания
первой помощи.
Теория: причины сосудистых патологий, методы профилактики. Инсульт
и его признаки. Первая помощь при инсультах. Передовые способы реабилитации
с использованием методов биологической обратной связи. Инфаркт (причина
и профилактика), признаки инфаркта и первая помощь. Обзор современных
методов лечения инсультов и инфарктов.

12

Практика: Подготовка проектов или докладов, посвященных способам
профилактики и реабилитации людей с инсультами или инфарктами.
Тема 13. Психическое здоровье. Психологическая поддержка.
Теория: роль работы специалистов в области общественного здоровья
в профилактике заболеваний. Психологическая поддержка людей в чрезвычайной
ситуации,

работа

медицинских

психологов.

Психическое

здоровье.

Посттравматический синдром, причины и способы реабилитации. Причины
психических

заболеваний,

роль

генетического

фактора.

Особенности

профессионально-образовательных маршрутов для работы в данных областях.
Практика:

решение

ситуационных

задач,

ролевая

игра,

встреча

с представителями сообществ, работающих в области реабилитации и адаптации.
Тема 14. Функциональная диагностика и профпатология
Теория:

понятие

функциональной

диагностики.

Цели

и

задачи

функциональной диагностики. Профосмотр. Влияние условий труда на здоровье
человека. Понятие биологического возраста. Образ жизни и уровень здоровья
человека.
Практика: проведение функциональных тестов на состояние различных
систем человека. Составления личного паспорта здоровья.
Тема 15. Основы фармакогнозии.
Теория:
фармакогнозии

лекарственные
и

изучения

Лекарственные растения

растения
свойств

и

лекарственное

растений

в

сырье.

Роль

современной

медицине.

места проживания. Правила сбора и

заготовки

лекарственных растений. Правила приготовления вытяжек, отваров, настоев,
высушенных форм.
Практика: работа с гербарием, с коллекцией растений, посещение
ботанического сада. Приготовление вытяжки, отвара. Химический анализ

13

растительного сырья (при наличии возможности). Подготовка информационных
бюллетеней, изучение разнообразия растительных лекарственных форм в аптеках.
Планируемые результаты реализации программы «Человек и его
здоровье (введение в медицину)»
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
− правила безопасного пользования инструментами и оборудованием,
правила работы в лаборатории и с биоматериалами.
− оборудование и инструменты биологической лаборатории;
− особенности строение тела человека и связь строения и функции;
− основные принципы работы с микроскопом;
− методы и принципы работы с наборами по изучению биосигналов;
− основные медицинские базы данных и приемы работы с ними;
− роль среды, генетики и образа жизни в формировании уровня здоровья;
− не

менее

10 профессий

(область

профессиональной

деятельности

«медицина», «психология»).
− образовательные

возможности

своего

региона

и

варианты

профессионально-образовательных маршрутов в области медицины.
− подходы к клиническим исследованиям и основы этическим стандартов
в медицине.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
− соблюдать технику безопасности при оказании первой помощи и работы
в лаборатории;
− составить план статьи или проекта, включая: выбор темы, анализ
предметной области, разбиение задачи на подзадачи;
− применять полученные знания в практической деятельности (оказывать
первую доврачебную помощь, выполнять алгоритм основных медицинских
манипуляций, собирать растительное сырье);
14

− ориентироваться в разнообразии медицинских баз данных;
− определять лекарственные растения места своего проживания.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
− навыками работы со средствами оказания первой помощи;
− приемами оказания первой помощи;
− навыками работы с научными источниками данных.
Личностные результаты:
− формирование готовности к профессиональному самоопределению;
− применения научных знаний для сохранения собственного здоровья
и здоровья окружающих;
− развитие

познавательных

интересов

в

разных

областях

знания,

представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и
мировой науки и техники;
− формирование понимания значения науки и техники для развития
медицины, обеспечении безопасности народа России и Российского государства;
− получение опыта социально значимой деятельности в волонтёрском
движении «Волонтеры медики»;
− формирование мотивации к деятельности в области помогающих
профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения
цели;
− умение

ставить

цель

(создание

творческой

работы),

планировать

достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
15

− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
− умение работать в сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в информационных архивах,
информационной среде;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− умение синтезировать,

составлять целое из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
− умение выбирать основания и критерии для сравнения, сериации,
классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и
критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь своё мнение;

16

− умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками:
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы,
поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
− умение управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка
его действий;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Способы и формы определения результатов обучения
Аттестацию учащихся в процессе реализации программы рекомендуется
проводить с использованием диагностических методов.
Цель проведения диагностики – определение изменения уровня развития
учащихся, их творческих способностей, научно-исследовательских навыков,
получение

сведений

для

совершенствования

образовательной

программы

и методов обучения.
Входная диагностика включает в себя диагностику имеющихся знаний
и умений у обучающихся по разделу и проводится в форме опроса или
тестирования.
Промежуточная диагностика или текущий контроль позволяет выявить
и проанализировать уровень усвоения материала реализуемого раздела и внести
необходимые коррективы, в том числе и индивидуально.
Текущий контроль по разделам осуществляется по итогам реализации
практической части каждого раздела.
Итоговая диагностика является необходимым завершающим элементом
программы и проводится при завершении реализации программы каждого раздела
17

в форме написания отчёта и проведения итоговой научно-практической
конференции, участием в слете санитарных постов регионального и/или
всероссийского значения. Оценка проведенных исследований по соответствующим
критериям.
Способы

определения

результативности

реализации

программы

и формы подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности
усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами
каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы
в виде конкурсов или представления практических результатов выполнения
заданий. Для отдельных тем (первая помощь), может быть использован ресурс
https://нбсж.рф/src/ep1.
Итоговый контроль. Итоги реализации программы могут подводиться в виде
итоговой аттестации следующих формах: защита индивидуального или группового
проекта в виде публичного выступления с демонстрацией проектной работы;
выставка;

соревнование;

взаимооценка

обучающимися

работ

друг

друга.

В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность
освоения программы. Критерии оценивания приведены в таблицах 1,2,3.

18

Таблица 1
Примерные критерии оценивания
Уровень

Описание поведенческих проявлений

1 уровень -

Обучающийся не владеет навыком, не понимает его

недостаточный

важности, не пытается его применять и развивать.

2 уровень –

Обучающийся находится в процессе освоения данного

развивающийся навыка. Обучающийся понимает важность освоения
навыков, однако не всегда эффективно применяет его в
практике.
3 уровень –

Обучающийся полностью освоил данный навык.

опытный

Обучающийся эффективно применяет навык во всех

пользователь

стандартных, типовых ситуациях.

4 уровень –

Особо высокая степень развития навыка.

продвинутый

Обучающийся

пользователь

нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной

способен

применять

навык

в

сложности.
5 уровень –

Уровень развития навыка, при котором обучающийся

мастерство

становится
сверстников.

авторитетом

и

Обучающийся

экспертом
способен

в

среде

передавать

остальным необходимые знания и навыки для освоения
и развития данного навыка.

19

Таблица 2
Критерии оценивания учебного проекта или доклада
Баллы
Критерий
(от 0 до 3)
Оценка представленной работы: (тема)
1. Обоснование

выбора 1 – не было обоснования темы, цель

темы.

сформулирована нечетко, тема раскрыта не

Соответствие содержания полностью
сформулированной теме, 2 – был обоснован выбор темы, цель
поставленным целям и сформулирована нечетко, тема раскрыта не
задачам.

полностью
3 – было обоснование выбора темы, цель
сформулирована в соответствии с темой,
тема раскрыта полностью

2. Рефлексия.

0 – нет выводов

Владение рефлексией;

1 – выводы по работе представлены неполно

социальное и прикладное

2 – выводы полностью соответствуют теме и

значение полученных

цели работы

результатов (для чего?
чему научились?),
выводы
Оценка выступления участников:
3. Качество

публичного 1 – участник читает текст

выступления,

владение 2

материалом

–

участник

допускает

речевые

и

грамотная

и

грамматические ошибки
3

–

речь

участника

безошибочная, хорошо владеет материалом
4. Качество

представления 1 – участники представляют продукт

продукта проекта.

2 – оригинальность представления продукта
3

–

оригинальность
20

представления

и

качество выполнения продукта
5. Умение вести дискуссию,

1 – не умеет вести дискуссию, слабо владеет

корректно защищать свои

материалом

идеи, эрудиция

2 – участник испытывает затруднения в

докладчика

умении отвечать на вопросы комиссии и
слушателей
3 – участник умеет вести дискуссию.
Доказательно и корректно защищает свои
идеи

6. Дополнительные баллы

0-3

(креативность - новые
оригинальные идеи и
пути решения, особое
мнение эксперта)
Таблица 3
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность
освоения

в учебной, познавательной и творческой деятельности,

программы

составляющей

содержание

программы.

На

итоговом

тестировании показывают отличное знание теоретического
материала, практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт
Средний уровень Обучающиеся

демонстрируют

освоения

заинтересованность

в

программы

творческой

деятельности,

программы.

На

учебной,

итоговом
21

достаточную
познавательной

и

составляющей

содержание

тестировании

показывают

хорошее знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в продукт, требующий
незначительной доработки
Низкий уровень

Обучающиеся

демонстрируют

освоения

заинтересованности

программы

творческой

деятельности,

программы.

На

недостаточное

в

низкий

учебной,

познавательной

и

составляющей

содержание

тестировании

показывают

теоретического

материала,

итоговом
знание

уровень

практическая работа не соответствует требованиям

Мероприятие для участия обучающихся в качестве итоговой аттестации:
Раздел 3. Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью

воспитания

является

развитие

личности,

самоопределение

и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи,

общества

и

государства,

формирование

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и право-порядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).

22

Задачами воспитания по программе являются:
−

формирование интереса к науке, к истории естествознания и медицины;
познавательных интересов, ценностей научного познания; понимания
значения науки в жизни российского общества;

−

формирование интереса к личностям деятелей российской и мировой науки,
выдающимся врачам; ценностей научной этики, объективности; понимания
личной и общественной ответственности учёного, исследователя;

−

формирование стремления к достижению общественного блага посредством
познания,

исследовательской

деятельности;

уважения

к

научным

достижениям российских учёных;
−

содействие

приобретению

исследовательских

опыта

участия

проектах;

воли,

в

значимых

научно-

дисциплинированности

в исследовательской деятельности;
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей
среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных
отношений

на

основе

российских

традиционных

духовных

ценностей

осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействия в рамках практических заданий, в подготовке и
проведении

календарных

праздников

с

участием

родителей

(законных

представителей, ветеранов ВОВ и СВО), участие в работе волонтеров-медиков.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
следующие методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, обучающихся); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей
23

детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный

процесс

осуществляется

в

условиях

организации

деятельности коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и
правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением обучающихся, их общением, отношениями друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей
в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы
за учебный период, учебный год).
Анализ

результатов

воспитания

по

программе

не

предусматривает

определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного обучающегося, а получение общего представления
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.

24

Календарный план воспитательной работы
№

Название
события/мероприятия

Сроки

Форма

1

День знаний

2

Международный день
Сентябрь Посещение музея
памяти жертв фашизма
Победы или боевой
славы региона,
встреча с военным
медиком, рассказ о
военных медиках,
спасавших и
спасающих
пострадавших от
фашистского и
нацистского режима.

Фото и видеоотчет.
Подготовка к
участию в
конкурсе «Без
срока давности»

3

Международный день
пожилых людей

Ежемесячный
отчет (на
регулярной
основе)

Сентябрь Встреча с ученым,
доклад агибригад о
выдающихся ученых
– биологах и экологах

Октябрь

Посещение
геронтологического
центра, организация
работы волонтерского
отряда

Планируемые
результаты
Организованы и
проведены
минутки
медицинских
знаний в составе
агитбригад.
Пострелиз.

(далее – ежемесячно)
4

День защиты
животных

Октябрь

Организация
Пострелиз.
благотворительный
акции помощи
приюту для животных

5

День народного
единства

Ноябрь

Информационные
минутки «На страже
здоровья страны»
Организовано
знакомство с
достижениями России
в области медицины.
25

Пострелиз.
Заметки
обучающихся в
школьном СМИ

Великие медики
современной России
(Алферов, Бакулев,
Углов, герои – медики
СВО и т.д.)
6

Международный день
добровольцев

Декабрь

Проведение уроков
организации
«Волонтеры медики»

Организована
работа агитбригад
и летучих команд
по формированию
эко волонтёрского
корпуса. Встреча с
представителем
ВОД «Волонтеры
медики»

7

День освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Январь

Организация
информационного
сообщения «Ученые
Ленинграда». Рассказ
о подвигах ученых
блокадного
Ленинграда

формирование
уважения к жизни,
достоинству,
свободе каждого
человека,
понимания
ценности жизни,
здоровья и
безопасности
(своей и других
людей), развитие
физической
активности

8

День российской науки Февраль

Участие в событиях
Дня науки субъекта
РФ

Дайджест.

9

День книгодарения

Февраль

Организация
книгообменной зоны
в образовательной
организации,
приглашение
партнеров к участию
в акции

Организована
постоянная зона
книгообмена.

Март

Организация
информационного

Пострелиз

10 День воссоединения

26

Крыма с Россией

сообщения о
природном и
культурном богатстве
Крыма/просмотр
фильма РГО.
Информационные
минутки или
бюллетень о
санаторно-курортном
потенциале Крыма и
значении для
реабилитации.

11 Час Земли

Март

Организация участия
обучающихся в часе
Земли

Пострелиз

12 Акция «Зажги синим»

Апрель

Организация
просветительских
выступлений в
составе летучих
бригад

Фотоотчет

12 День космонавтики

Апрель

Они были первыми.
Выступление летучих
команд в других
объединениях о
медикобиологических
исследованиях в
космосе

Организовано
выступление
летучих команд.
Пострелиз

13 Праздник Весны и
Труда

Май

Участие в субботнике

Пострелиз

14 День медицинского
работника

Июнь

Встреча с
медицинским
работником в формате
«Классной встречи».
Поздравление

Организована
встреча с
медработником.
Пострелиз.

(международная акция,
которая
проводится
ежегодно 2 апреля, во
Всемирный
день
распространения
информации
об
аутизме.)

27

ветеранов
медицинской службы
места проживания

15 День семьи, любви и
верности

Июль

Семейный
квест/занятие в
формате «детиродителям»

Пострелиз

16 День российского кино

Август

Просмотр
Пострелиз
Российского фильма о
медицинских
подвигах.
Организация
обсуждения

Раздел 4. Организационно-методические условия программы.
Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое

обеспечение

разрабатывается

педагогом

индивидуально в соответствии с содержанием разделов программы.
Дополнительным

контентом

могут

быть

материалы

портала

https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Материально-техническое обеспечение (примерный перечень)
Материально-техническое

обеспечение

включает

и воспитания в необходимом для учеников количестве:
Анатомическая модель глаза
Анатомическая модель уха
Аптечка первой помощи универсальная
Интерактивное пособие "Человек.
Интерактивный анатомический стол
Интерактивный экспонат "Биоритм"
Интерактивный экспонат "Витрувианский человек"
28

средства

обучения

Интерактивный экспонат "Время реакции" (12 кнопок)
Интерактивный экспонат "Физиологическая мощность человека"
Комплект необходимых средств для оказания неотложной помощи
Комплект полей для соревнований в области нейротехнологий
Компьютер с монитором
Лупа лабораторная
Манометры
Медицинские расходные материалы (пеленки, простынки, подгузники,
перчатки, маски и т.д.)
Микроскоп световой
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
Многофункциональное устройство
Модель гортани в разрезе
Модель желудка в разрезе
Модель локтевого сустава подвижная
Модель носа в разрезе
Модель почки в разрезе
Модель сердца (демонстрационная)
Набор "Имитатор ранений и поражений"
Набор "Органы чувств"
Набор лангеток
Набор-конструктор "Юный нейромоделист"
Ноутбук
Строение тела человека
Термометры
Тренажер для внутривенных инъекций (рука)
Тренажер для внутримышечных инъекций
Тренажер для эвакуации и оказания первой помощи "Алекс"
Тренажер-манекен "Максим"
Цифровая лаборатория по физиологии
29

Микроскоп
Штатные носилочные средства
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение включает в себя штатных педагогов дополнительного
образования, обладающих необходимыми базовыми компетентностями в области
общей биологии, ботаники, зоологии, рационального природопользования. Также,
возможно привлечение специалистов реального сектора экономики, медицинских
организаций и научно-исследовательских организаций.

30

Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается образовательной организацией.
п/п

Тема занятия/раздел Кол-во

Форма занятия

часов

Форма

Месяц

контроля

1. Основы анатомии, морфология и гистохимии. Инфекционные заболевания.
1.

Цели

и

задачи 6

лекция/практика

медицины.

успешность
выполнения
практической
работы

2

Тело человека. Связь 6

лекция/практика

строения и функции

успешность
выполнения
практической
работы

3

Методы

анатомо- 6

лекция/практика

успешность

гистохимических

выполнения

исследований тканей.

практической
работы

4

Инфекционные
заболевания

6
и

их

лекция/практика

успешность
выполнения

Примечание

признаки

практической
работы
2. Биомедицина.

5

Медицина,
биомедицина

6

лекция

наблюдение

6

лекция/практика

успешность

и

персонализированная
медицина
6

Достижения
современной

выполнения

биомедицины

практической
работы

7

Источники знаний и
базы

6

данных

лекция/практика/защита успешность
реферата

выполнения

современных

практической

медицинских

работы

работников.

представления

и

реферата
3. Первая доврачебная помощь и основы медицинских знаний
8

Первая

доврачебная 4

лекция/практика
31

успешность

помощь

выполнения
практической
работы

9

Повреждения кожных 3
покровов,

лекция/практика

первая

помощь

выполнения

при

практической

кровотечениях
10

Переломы.

успешность

работы
Первая 9

лекция/практика

помощь

успешность
выполнения
практической
работы

11

Инъекции

2

лекция/практика

успешность
выполнения
практической
работы

12

Сосудистые

3

лекция/практика

успешность

катастрофы и методы

выполнения

профилактики и

практической

оказания первой

работы
32

помощи
13

14

Психическое

3

лекция/практика

успешность

здоровье.

выполнения

Психологическая

практической

поддержка.

работы

Функциональная

3

лекция/практика

успешность

диагностика и

выполнения

профпатология

практической
работы

15

Основы

3

лекция/практика

фармакогнозии

успешность
выполнения
практической
работы

72 ч.

33

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека.
2. Нельсон Д., Кокс. М. Основы биохимии Ленинджера.
3. Мартинко Дж. М., Стал Д., Мэдиган М. Т. . Brock Biology of
microorganisms.
4. Билич, Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич,
Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c.
5. Боянович, Ю.В. Анатомия человека: компактный атлас-раскраска / Ю.В.
Боянович. - М.: Эксмо, 2018. - 184 c.
6. Брусникина, О.А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь:
Учебное пособие / О.А. Брусникина. - СПб.: Лань, 2018. - 144 c.
7. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.3-Нервная система.Органы чувств:
Учебник в 3 томах / Л. Колесников. - М.: Геотар Медицина, 2014. - 216 c.
8. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.2.Спланхнология.В 3х томах / Л.
Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2018. - 672 c.
9. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.3-Неврология, эстезиология.В 3х
томах. / Л. Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2018. - 624 c.
10. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.1.Остеология, артросиндесмология,
миология.В 3х томах / Л. Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 480 c.
11. Краев, А.В. Анатомия человека / А.В. Краев. - М.: Бином-Пресс, 2016. 960 c.
12. Сапин, М.Р. Нормальная анатомия человека: Учебник В 2 кн. Кн. 1 / М.Р.
Сапин, Г.Л. Билич. - Ереван: МИА, 2010. - 480 c.
Электронные ресурсы
https://bvbinfo.ru/

-

Единый

профориентационный портал «Билет в

будущее». Для обучающихся, зарегистрированных в школе доступны виртуальные
тренажеры профессий, для педагогов без регистрации доступен видеоконтент

отраслевых и практикоориентированных занятий за 2023/2024 и 2024/2025
учебный год.
1. Курчатовский геномный центр https://genrussia.ru/
2. Лекция

Марии

Воронцовой

«Генетика

настоящего

и

будущего»

https://vk.com/video-211270993_456239185
3. 100 часов школьной

анатомии

(МГУ) https://teach-in.ru/course/one-

hundred-hours-of-school-biology
4. https://волонтеры-медики.рф/
5. Российская Медицинская Ассоциация

http://www.rmass.ru/

6. Российская Диабетическая Ассоциация

http://diabetes.org.ru/

7. Российская Ассоциации Медицинской Лабораторной Диагностики
8. (сайт профессиональной организации, объединяющий всех специалистов
клинической

лабораторной

диагностики

и

лабораторной

медицины)

http://www.ramld.ru/
9. Российская Гастроэнтерологическая ассоциация http://www.gastro.ru/
10. Стоматологическая Ассоциация России
11. Всероссийское

научное

http://www.e-stomatology.ru/
общество

кардиологов

http://www.cardiosite.info/
12. Российское общество психиатров (профессиональная информация по
психиатрии)

http://www.psychiatr.ru/

13. Московское научное общество Анестезиологов и Реаниматологов
http://mnoar.med.ru/
Российские

профессиональные

медицинские

научно-исследовательские

институты и Центры
14. «Научный центр неврологии РАМН» http://neurology.ru/
15. «Центральный НИИ туберкулеза РАМН» http://www.cniitramn.ru/
16. ФГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия
глаза им. академика С.И. Федорова» (профессиональная информация о новых
разработках в офтальмохирургии) http://www.mntk.ru
35

17. ФГБУ «Центральный НИИ гастроэнтерологии» http://www.gastroonline.ru/
18. ФГБУ «Центральный НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
Росмедтехнологий»

http://www.cniis.ru/

19. ФГБУ «Российский
технологий МЗ и СР РФ

научный центр радиологии и хирургических

http://www.crirr.ru

20. ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
21. ФГБУ

«Центральный

НИИ

http://www.mednet.ru/

эпидемиологии»

Роспотребнадзора

http://www.pcr.ru/
22. ФГБУ «Центральный институт им. Н.Н. Приорова» Минздравсоцразвития
России

http://www.cito-priorov.ru/

23. Русский медицинский сервер (популярные статьи, лекции для врачей,
научная информация по различным специальностям)http://www.rusmedserv.com/
24. Медицинская информационная сеть (портал о здоровье и медицине)
http://www.medicinform.net
25. «Медицина и право» (международные акты, указы Президента, законы
РФ, приказы Минздрава, медицинская этика, стандарты медицинской помощи и
др.)

http://www.med-pravo.ru/
26. Медицинский портал «Remedium.ru» (информация для специалистов в

области здравоохранения)

http://www.remedium.ru/

27. Федеральный учебно-методический центр (ФУМЦ) - публикации и
учебные видеоматериалы по медицине http://www.fumc.ru/
28. «Медики

России»

-

персональные

страницы

ученых-медиков,

содержащие биографическую информацию, а также списки опубликованных работ
и изданий о данном лице)

http://ip.medart.tomsk.ru/index.xml

29. «Формула врача» (справочный сервис, который содержит информацию
из серии книг «Национальные руководства», «Клинические рекомендации»
издательской группы «ГЭОТАР-Медиа» и других передовых изданий, а также
журнальные статьи от ведущих российских и зарубежных специалистов)
http://www.formulavracha.ru/cgi-bin/unishell
36

30. «Большая медицинская библиотека» (on-line библиотека для врачей,
пациентов и студентов медицинских вузов)
31. «Medvuz.RU»

http://med-lib.ru/

(образовательный

медицинский

сервер) http://www.medvuz.ru/
32. «МедУнивер» - медицинский информационный портал (содержит
информацию по всем медицинским специальностям, включает «Медицинскую
библиотеку»,

«Медицинский

фото

атлас»,

а

также

видеоматериалы)
http://meduniver.com/
33. «Центральная

научная

медицинская

библиотека»

(ЦНМБ) http://www.scsml.rssi.ru/
34. «Государственная

научно-техническая

библиотека»

(ГНТБ) http://www.gpntb.ru
35. «Федеральнаяэлектронная

медицинская

библиотека»

(ФЭМБ) http://193.232.7.109/feml
36. Национальная медицинская библиотека Официальный ресурс Минздрава
РФ с доступом к нормативным документам и научной литературе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».