МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ Свердловской области
МКУ администрация по муниципальному округу Верхний Тагил Муниципальное автономное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО:
Кислицына Е.П.
Протокол № 1
от 27.08. 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ №4
_Нехай Елена Александровна
Приказ № 105 от 27.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Современная литература»
для обучающихся 10-11 классов
Муниципальный округ Верхний Тагил 2025 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по современной литературе для обучения на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015
№ 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной образовательной программы среднего общего
образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию), с учѐтом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Проблема изучения русской литературы последних лет стоит перед современной школой
очень остро. Проанализировав имеющиеся программы по литературе (10 - 11-й классы), можно
заметить следующие противоречия. Во-первых, русская литература, начиная с 1960-х годов и до
настоящего времени, даѐтся только обзором: несколько десятков имѐн и фамилий, из которых
учителю предлагается самому отобрать для изучения то, что ему ближе. Во-вторых, за последние
восемь-десять лет к этому закономерно прибавилась и третья волна русского зарубежья, которая
тоже должна занять своѐ законное место в программе. В желании не упустить главное учитель
порой хочет объять необъятное, что, безусловно, невозможно и сказывается на качестве усвоения
материала. Поэтому на последнюю учебную четверть в 10 -11-м классах приходится очень большая
нагрузка: каждое занятие — новое прозаическое произведение, порой достаточно большое по
объѐму.
Таким образом, выделив изучение лучших произведений наиболее значительных писателей
последних десятилетий, творчество которых позволяет судить об основных художественных и
идейных исканиях нашего времени, из курса 10 - 11-го классов а в отдельный курс, мы предлагаем
его в качестве варианта изучения современного литературного процесса в 10-м классе.
Произведения, рассматриваемые в программе — наше главное духовное, культурное достояние. Понастоящему овладеть им, сделать его частью жизни и души молодого человека можно только при
серьѐзной душевной и интеллектуальной сосредоточенности. Уроки по современной литературе
обеспечивают возможность подобной деятельности учащихся.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся профильных классов, которым
интересна современная русская литература. Она поддерживает базовый школьный курс истории
русской литературы.
Литература рубежа ХХ–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности.
Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических
систем
(реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью
2
творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения
современной литературы, не являющиеся ―классическими‖, а, следовательно, возможны полярные
взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической
оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определѐнной степени должен
самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить влияние
на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.
В рамках программы рассматривается, прежде всего, литература последних двух
десятилетий
Логическим продолжением знакомства с литературой русского постмодернизма становятся,
с одной стороны, тексты концептуалистов (1970—1980-е гг.), с другой — проза конца 1980-х гг.).
Далее в программе представлены наиболее характерные произведения русского
постреализма Такая последовательность изучения позволяет представить «смежные» литературные
явления (постмодернизм — постреализм, постреализм — реализм, реализм — неосентиментализм) в
тонких, но осязаемых различиях.
Основные формы организации учебных занятий — семинары и практические занятия. В
лекционной форме (с элементами беседы) проводятся только уроки по об- зорной теме,
охватывающей большой спектр различных литературных явлений, —
«Литературная ситуация конца 1980—1990-х гг.». «Пристальное чтение» конкретного литературного текста (в большинстве случаев материалом для рассмотрения являются рассказы
небольшого объема или лирические стихотворения), эвристическая беседа, ответы на проблемные
вопросы закрепляют и совершенствуют навыки анализа и аргументированной интерпретации
литературного произведения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся
(исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и
публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно
прочитанное произведение); работе в малых группах. Могут быть подготовлены и проведены
читательские форумы, круглые столы и конференции.
Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов для
самостоятельного обдумывания, которые направлены на корректировку рецепции, на развитие
литературоведческой наблюдательности, установление значимых связей между композиционными
элементами текста. Ряд вопросов ориентирован на установление внутрилитературных связей
изучаемых произведений (например, связей современной литературы с русской классикой XIXв.,
выявление сходных или контрастных композиционных приемов, рассмотрение автоаллюзий и т. п.).
Эти вопросы в основном и будут определять ход обсуждения произведений на уроке. Задания к
уроку-семинару в большей степени ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Они
требуют предварительной работы с литературно-критическими источниками (материалы
представлены в учебном пособии), самостоятельных наблюдений и обобщений и рассчитаны на
подготовку развернутого сообщения с решением конкретной учебной
3
задачи. По итогам изучения темы школьникам даются вопросы для повторения, которые носят
обобщающий характер, или вопросы и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания
дифференцированы по уровням сложности. Одни направлены на повторение и частичное
дополнение изученного материала, другие — вопросы повышенной трудности — требуют
самостоятельной исследовательской работы.
Уровень сложности заданий в процессе обучения повышается от первых к последним урокам:
если начальные темы в основном сопровождаются вопросами репродуктивного характера, то во
второй половине курса главным образом используются задания исследовательского характера. В
первую очередь это касается работы с художественными текстами: каждый из них сопровождается
специальным заданием, которое позволяет обратить внимание учеников на не рассматривавшиеся в
ходе урока аспекты творчества того или иного автора (прежде всего речь идет о поэтических
произведениях).
Возрастает и объем самостоятельной работы, которую выполняют ученики при подготовке к
урокам, от начала к концу программы. Естественно, учитель должен выбирать из предложенных к
темам заданий те, которые отвечают интересам и возможностям его класса, однако в целом характер
заданий таков, что каждое из них — особенно в последних темах — требует от ученика
самостоятельного микроисследования.
Освоение современной литературы связано и с необходимостью формирования навыков
культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной
литературы и оперативность литературной критики требуют овладения современными приемами
быстрого поиска научной и учебной информации. Речь идет не только о формировании
библиографической культуры, но и о возможности получения информации on-line с интернетовских
литературных сайтов.
Образовательные результаты программы — понимание специфики развития, проблематики и
поэтики современной литературы, умение выбирать адекватный литературоведческий
инструментарий для оценки литературного произведения, умение самостоятельно формулировать
собственное мнение о том или ином явлении художест- венной культуры, овладение литературнокритическими жанрами (рецензия, эссе).
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к
уроку сообщения, доклады и письменные работы (рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения изучаемого автора, литературоведческое эссе по проблематике изученного
произведения, сочинение по предложенной теме). Задания творческого практикума также
подчинены логике усложнения видов работы, которую выполняют ученики в рамках элективного
курса. Если на начальном этапе школьник должен написать сочинение по изученному произведению
или аннотацию к прочитанной книге, то в конце курса он должен представить рецензию или эссе по
творчеству того или иного автора. Оценка выставляется с учетом точности понимания
проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения и
понимания,
4
оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, стилевой
оригинальности и правильности речевого оформления.
Программа включает в себя характеристику общественно-исторической и литературной жизни
указанного периода, обзоры развития прозы, поэзии, драматургии, монографические разделы о
творчестве известных современных писателей, список художественной литературы для чтения,
список использованной литературы, перечень учебных материалов. Тексты, включѐнные в
программу курса, сегодня легко найти в интернете, что облегчает работу учителя и учащегося.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы
последних десятилетий в контексте современной культуры;
познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать
целостное представление о современной литературе от периода
―оттепели‖ до ―постсоветского‖ периода;
совершенствовать
и развивать
умения
творческого
чтения,
интерпретации
художественного произведения;
воспитывать любовь к чтению;
прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;
формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и
письменной речью;
способствовать развитию эстетического вкуса, научить школьника ориентироваться в постоянно
меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы.
формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и
письменной речью.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение литературы в 10–11 классах основного среднего образования на углублѐнном уровне
в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа
(1 в неделю).
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» 10
КЛАСС
1. Литературный процесс 1968-1985 годов
1.1. В.Г. Распутин «Прощание с Матѐрой»
1.2. В.М. Шукшин «Беседы при ясной луне»
1.3. Ю.В. Трифонов «Дом на набережной»
2. Литература перестроечной эпохи. Литературный процесс (1985-1991
2.1. А. Рыбаков «Дети Арбата»
2.2. Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
2.3. Ф. Искандер « Сандро из Чегема»
2.3. В. Гроссман «Жизнь и судьба»
2.3 Д. Пригов. Лирика
11 КЛАСС
3. Литература рубежа ХХ-ХХ1 веков
1.1. В. Маканин «Кавказский пленный»
1.2. В. Пелевин «Омон Ра»
1. 3. С. Лукьяненко «Ночной дозор»
1.4. Д. Быков «Орфография»
1.5. Л. Лосев. Лирика
4. Литература 20-х годов ХХ1 века
2.1. А. Архипова, А. Кирзюк «Опасные советские вещи»
2.2. Т. Кибиров «Генерал и его семья».
2.3. Е. Некрасова «Сестромаш. О тех, кто будет маяться».
6
10 КЛАСС
1. Литературная ситуация второй половины 1968–1985-х годов
Понятие современная литература и современный литературный процесс. Обозначение
проблем истории литературы советского периода. ―Возвращѐнная‖ литература. Литература и
литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, литературные премии
как фактор литературной жизни.
Борьба за освобождение литературы от партийного руководства, за творческую свободу
художника. Появление маргинального героя. Возникновение самиздата. Проблема связи
поколений, ответственности за сохранение родного края. Поэтизация русской деревни и еѐ
жителей, роль «малой родины в в душе человека. Судьба и человеческое достоинство в
жестокие исторические события, связь времѐн в человеческой судьбе.
2. Литература перестроечной эпохи. Литературный процесс (1985-1991
Литературный процесс перестроечной эпохи, постмодернизм в русской литературе.
Осмысление русской литературы как единой литературно - художественной ценности.
Атмосфера сталинской истерии, разные судьбы одного поколения, противостояние главного
героя невзгодам судьбы.
11 КЛАСС
3. Литература рубежа ХХ-ХХ1 веков
Сетевая литература. Единение людей и попытки индивидуального спасения в эпоху
катаклизмов. Поиски нравственного идеала , жизнь в эпоху исторических перемен как череда
нравственных испытаний.
4. Литература 20-х годов ХХ1 века
Старые и новые проблемы в литературе. Глобализация и еѐ отражение в литературе,
временное и вечное .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Личностные УУД:
Ученик научится:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
7
развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
мира, творческой деятельности эстетического характера;
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения
учащимся своего места в обществе и в жизни в целом;
ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга»,
«доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
Ученик получит возможность научиться:
осваивать личностный смысл учения, формировать ответственное отношение к
учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом
устойчивых познавательных интересов;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; осознавать значения семьи в
жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо
относиться к членам своей семьи; участвовать в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций; выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
ориентироваться в учебных источниках, отбирать и сопоставлять необходимую
информацию;
анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и
факты;
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
8
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
самостоятельно
делать
выводы,
перерабатывать
информацию,
преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Ученик
получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; использовать справочную литературу, ИКТ;
осуществлять пошаговый контроль;
владеть основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности на основе учѐта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
9
формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: выполнять различные
роли, находить общее решение и предвидеть последствия коллективных решений;
формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
решению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не
совпадающих сего собственной, и учитывать их в работе;
критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций,
понимать точку зрения другого; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, соблюдая правила
речевого этикета;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия
партнера.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
мнения других людей;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при
сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные умения
Ученик научится:
понимать ключевые проблемы изученных произведений фольклора других народов и
зарубежной литературы;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с
духовно-нравственными ценностями других народов;
формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести
диалог;
понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, подходящий жанрово-родовой природе
художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
10
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п
/
п
1
2
Количество часов
Тема урока
Введение. Литературный
процесс 70-80-х гг. ХХ
века. Основные
направления и течения в
литературе
Введение. Основные
направления и течения в
литературе
Всего
Контрольн ые
–проверочные
работы
1
1
3
В.Г. Распутин.
Биографический и
творческий очерк
1
4
«Прощание с Матѐрой».
Проблема связи поколений
1
Практические
работы
Дата изучения
04.09.2024
11.09.2024
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Мир словарей – коллекция
словарей и энциклопедий/
(Электронный ресурс).- Режим
доступа:http// / soc_p
Бахтин М. М. Вопросы литературы и
эстетики. Исследования разных лет.
М., 1975. Цитируется по:
http://biblio.imli.ru/images/abook/t
eoriya/Bahtin_M.M._Voprosy_lite
ratury_i_estetiki_1975.pdf
Литературный портал
18.09.2024
25.09.2024
12
5
«Прощание с Матѐрой».
Ответственность за
1
02.10.2024
13
сохранение родного края
6
«Прощание с Матѐрой».
Символика произведения
7
Развитие речи. Практическая
работа на тему « Традиции
или
цивилизация»
8
В.М. Шукшин.
Биографический и творческий
очерк
9
В. Шукшин «Беседы при
ясной Луне». Поэтизация
русской деревни и еѐ жителей
1
09.10.2024
16.10.2024
1
23.10.2024
Сурат И. [Электронный ресурс]
// Октябрь. – 2010. – №
1. – Режим доступа:
06.11.2024
[https://spadilo.ru/biography/vasil ijshukshin/
]]Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
1
10
В. Шукшин «Беседы при
ясной Луне». «Малая
родина» в душе человека
1
11
В. Шукшин «Беседы при
ясной Луне». Социальнофилософский смысл
произведения
1
13.11.2024
20.11.2024
14
12
13
Развитие речи. Тема:
«Город и деревня:
географическое различие
2
27.11.2024
02.12.2024
15
или вечный культурный
конфликт?»
14
15
16
17
18
19
20
В. Ю. Трифонов.
Биографический и творческий
очерк
В. Ю. Трифонов «Дом на
набережной». Судьба и
человеческое достоинство в
жестокие исторические
эпохи
1
Контрольная работа на тему:
«Постмодернизм в
русской литературе»
Литературный портал
. Литературный портал
3
Контрольное тестирование
по роману В.Ю. Трифонова
«Дом на
набережной»
Литературный процесс
перестроечной эпохи.
Постмодернизм в русской
литературе
04.12.2024
11.12.2024
18.12.2024
25.12.2024
2
15.01.2025
22.01.2025
]]Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
29.01.2025
16
21
А. Рыбаков. «Дети
Арбата». Атмосфера
нагнетения сталинской
1
05.02.2025
[https://fb.ru/article/366835/anato
liy-ryibakov---biografiya- pisatelyatvorchestvo-luchshie-
17
истерии.
22
Ф. Рыбаков «Дети
Арбата». Разные судьбы
одного поколения.
23
Практическая работа по
роману Ф. Рыбакова
«Дети Арбата»
24
Развитие речи. Подготовка
к домашнему сочинению по
роману
«Дети Арбата»
25
26
Ю. Домбровский
«Факультет ненужных
вещей». Герои романа в
поисках справедливости.
Библейская символика
финала
Библейская символика
финала в романе
Ю.Домбровского
«Факультет ненужных
вещей»
proizvedeniya-i-otzyivyi
1
12.02.2025
19.02.2025
26.03.2025
1
1
05.03.2025
12.03.2025
3. Ф. Искандер «Юрий
Домбровский», журнал
«Казахстан», №3, 2000,
www.zhurnal.ru
https://45ll.net/fazil_iskander
18
27
28
Практическая работа по
роману Ю. Домбровского
«Факультет ненужных
вещей»
Ф. Искандер «Сандро из
19.03.2025
2
02.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Богданова, О.А. Русская проза
19
29
Чегема». Чегемцы и
Сталин. Смех против
страха. Своеобразие
жанра. Многообразие
форм комического
30
31
В. Гроссман «Жизнь и
судьба». Тоска по свободе
в закрытом обществе.
32
33
Д. Пригов. Лирика.
Персонаж и имидж.
Приѐмы мифологизации
34
Практическая работа по
лирике Д. Пригова
09.04.2025
2
2
16.04.2025
23.04.2025
30.04.2025
07.05.2027
конца XX-начала XXI века.
Основные тенденции
[Электронный ресурс]: учебное
пособие для студентов- филологов
/ О.А. Богданова; Российская
академия наук, Институт мировой
литературы им. А.М. Горького;
науч. ред.
С.А. Кибальник. – СПб:
Издательский дом 25
«Петрополис», 2013.:
http://biblioclub.ru/index.php?pa
ge=book&id=272392
https://multiurok.ru/files/modul- 2sovriemiennaia-poeziia-
-Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc. Сид
Игорь. Пригов Дмитрий
Александрович // http://artkladovkaru.1gb.ru/ru/artists/15/prigov/texts/ 06/
14.05.2025
20
Всего часов
34
21
11 КЛАСС
12
Глобализация
информационного
общества. Сетевая
литература
03.09
10.09
2
1
3
Проверочная работа на тему:
«Глобализация
информационного общества»
45
В. Маканин «Кавказский
пленный». Единение людей
и попытки индивидуального
спасения в эпоху
катаклизмов
2
[https://www.labirint.ru/reviews/
goods/260612/
17.09
Бахтин М. М. Вопросы литературы и
эстетики. Исследования разных лет.
М., 1975. Цитируется по:
http://biblio.imli.ru/images/abook/t
eoriya/Bahtin_M.M._Voprosy_lite
ratury_i_estetiki_1975.pdf
24.09
01.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Токмаков, В. Н.В.С. Маканин:
Писатели рано или поздно станут
одиночками. В.Н. Токмаков,
интернет журнал Ликбез
(http://www.lik-bez.ru/) – 2009.
22
6
Практическая работа
(сочинение) по роману В.
Маканина «Кавказский
пленный»
08.10
Минц, З.Г. О некоторых
«неомифологических» текстах в
творчестве русских символистов:
[электронный
ресурс] – Электрон. Текстовые,
граф., зв. дан. и прикладная
прогр. (28304 bytes). - М. :
ГПНТБ РФ, 2000. - Режим
доступа ints/papers/neomifologich.html
78
9
10
11
В. Пелевин «Омон Ра».
Поиски нравственных идеалов
в эпоху подмены
нравственных ценностей
15.10
22.10
Практическая работа на
тему: «Художественное
мастерство В. Пелевина»
С. Лукьяненко
«Ночной дозор».
Особенности жанра. Герои и
судьбы. Поиск смысла жизни
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
2
2
05.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
12.11
19.11
С.В.Лукьяненко // Официальная
страница С.Лукьяненко. http://sf.alarnet.com/lukian/rece
n/index.htm .
23
12
13
Развитие речи. Подготовка
к контрольному
домашнему сочинению по
творчеству С.
Лукьненко
Д. Быков
26.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
3
03.12
Библиотека ЦОК
24
15
16
17
18
19
20
21
«Орфография». Опера в трѐх
действиях.
Исторические события и
людские судьбы
10.12
17.12
Л. Лосев. Лирика.
Бытовое говорение. Образец
универсальной поэзии
24.12
14.01
2
Практическая работа по
лирике Л. Лосева
21.01
А. Архипова, А. Кирзюк
«Опасные советские вещи».
Советские городские
легенды об опасных вещах,
страхи
советского человека
28.01
04.02
Практическая работа по
роману «Опасные
советские вещи»
2
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
[https://multiurok.ru/files/modul-2sovriemiennaia-poeziia[https://multiurok.ru/files/modul-2-sovr
https://www.labirint.ru/books
11.02
https://www.labirint.ru/books
25
22
24
Т. Кибиров
«Генерал и его семья».
Семейная сага. Конфликт
поколений, проблемы
эмиграции, поиск
предназначения
18.02
25.02
04.03
3
Лирический герой Т. Кибирова
(позавчера ‒ сегодня ‒ завтра) //
http://www.gif.ru/greyhorse/crytic/
kibirovabout.html
26
25
26
27
30
32
34
11.03
18.03
Практическая работа.
Сочинение по роману
«Генерал и его семья»
Е. Некрасова
Сестромаш. О тех, кто будет
маяться».
Особенности жанра.
Колдовские узоры из слов и
фантазий
.
[https://scienceforum.ru/2014/article/2
014007465 ]
01.04
08.04
15.04
22.04
3
1
Проекты
Общее количество часов
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
29.04
06.05
13.05
20.05
2
27
28
29
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Тексты художественных произведений
2. 1. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,
в 2 частях. Базовый и профильный уровни. М. «Просвещение», 2014 г.
2. Хрестоматия по литературе 10 класс. М., Аст. Слово. Полиграфиздат, 2010.
3. А.Г.Кутузов. В мире литературы. 10 класс. М., «Дрофа», 2013.
4. Русская литература XX века 11 класс. Учебник для общеобразовательный учреждений
в 2 частях под общей ред.В.В.Агеносова. М., «Дрофа», 2014.
5. Хрестоматия «Русская литература XX века» 11 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений в 2 частях под общей ред.В.В.Агеносова. М.,
«Дрофа», 2014.
6. Литературоведческий словарь: учебное пособие для поступающих в ВУЗ\ Сост. Л.В.Тодоров,
М.,2014
8. Мещерякова М. Литература. Секреты успеха. Композиция. Жанры. Темы. М., 2014
9. Педчак Е.П. Библиотека школьника. Подготовка к итоговой аттестации по литературе.
Тестирование. Р.2016.
10. Ресурсы интернета
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 Агеносов, В.В. История русской литературы ХХ века: в 2 ч. Ч.1 [Текст]: учебник для бакалавров /
В.В. Агеносова и др. под общ. ред. В.В. Агеносова. – 2 изд., перераб. и доп., серия: Бакалавр.
Базовый курс. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. .
2. Русская литература XX века / Под ред. С.И.Тиминой – М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
3.
Современная
русская литература конца XX-начала XXI века/ Под ред.
С.И.Тиминой – М.: Изд. центр «Академия», 2013. .
4. Черняк М.А. Современная русская литература. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.:
«Форум: Сага», 2008.
5. Сирин А.Д. Свет распутинской прозы./А.Д. Сирин.- Иркутск: Издатель Сапронов, 2007.
6. Черносвитов Е. В. Радость и тревога бытия: Уроки по творчеству В. Шукшина // Литература
в школе. – 1999. - № 5.
30
7. Трифонова, O.P. Дом на набережной: Альбом Текст. / Авт.-сост. O.P. Трифонова, ред. Н.В.
Виноградова. - : Совершенно секретно, 2005.
8. Устюжанин Д. Эти непростые 30-е годы: Ст. 2-я «Эстафета памяти» : Роман А. Рыбакова «
Дети Арбата» / Д. Устюжанин // Литература в школе. – 1988. – № 2.
9. М Латышев «Юрий Домбровский», М., «Терра», 1992
10. Иванова Н. Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1990.
11. Белль Г Способность скорбеть. О романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» // Новое время
1988 №24 .
12. Добренко Е. Нашествие слов (Дмитрий Пригов и конец советской литературы) // Вопросы
литературы. – 1997. – Вып. 6.
13. , Р.С. И. Локусы подполья в романе В. Маканина. Р.С. И Семыкина // Проблемы филологии,
культурологии и искусствоведения 2008 - №4.
14. Келдыш, В.А. История русской литературы конца XIX - начала XX века: Учеб. Пособие [Текст]
/ В.А. Келдыш - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
15. Белянин А.О. Сестренка из преисподней / А.О.Белянин. - М.: Армада, Альфа- книга, 2003.
16. Гудкова С. П. «Мир спасет красота…», или современная проза в поиске утраченных ценностей
// Финно-угорский мир. – 2015. – № 1 (22).
17. Антиутопия Алексея Лосева // Филологические науки. 2002. № 5. 0,5 п.л. 25.
18. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: Учеб. для Вузов / Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа,
2008.
19. Толоконникова С.Ю. Пушкинский миф в современной русской поэзии // Вестник Крымских
литературных чтений: Сборник научных статей и материалов. – Вып. 9, ч. 2. – Симферополь, 2013.
31
20. «Современная русская литература». Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов. Под редакцией. Б.А.Ланина.
21. «Современная русская поэзия. 10-11 классы». Элективный курс. Учебное пособие для
учащихся. Н.В.Беляева.
22. «Малый жанр в русской новейшей прозе. Опыт рецензирования». Пособие для учащихся 10-11
классов.
23. Бассель Нафтолий. Метаморфозы обыденного, или ―Странная проза‖ Михаила Веллера //
Вечерний Таллин. 20.02.89.
24. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной
русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.
25. Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской
литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской литературы ХХ века
(часть III)». СПб.: Филолог. ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2001.
26. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
27. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение,
2002.
28. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.
29. Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ,
2002.
30. Кучина Т.Г. Программа элективного курса «Современный отечественный литературный
процесс» // Программы элективных курсов. Литература. 10–11-е классы. Профильное обучение. 2-е
изд., дораб. М.: Дрофа, 2005.
31. Ланин Б.А. Современная русская литература. Программа элективного курса для учащихся 10–
11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.
32. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург,
1997.
33. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце века
(1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
34. Маркова Т.Н. Проза конца ХХ века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу истории
русской литературы ХХ века. Челябинск, 2003.
35. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В.Маканин, Л.Петрушевская,
В.Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003.
36. Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1..
37. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995.
№ 6. .
38. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО
«Издательский дом ―Оникс XXI век‖», 2002.
39. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв.
РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. .
40. Штейн Б.С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.
41. Щербакова И., Хадынская А., Майракова Н., Ткаченко О. Современная русская литература.
Литературный процесс 1960–1990-х годов: Программа спецкурса. Планирование. Материалы к
урокам // Литература. 2003. № 33.
42. Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков. Хрестоматия / Сост. Е.В. Михина
(прилагается на CD).
32
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Богданова, О.А. Русская проза конца XX-начала XXI века. Основные тенденции [Электронный
ресурс]: учебное пособие для студентов-филологов / О.А. Богданова; Российская академия наук,
Институт мировой литературы им. А.М. Горького; науч. ред. С.А. Кибальник. – СПб:
Издательский дом 25 «Петрополис», 2013.: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272392
2. Мир словарей – коллекция словарей и энциклопедий / (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http: // / soc_p
3. Ф. Искандер «Юрий Домбровский», журнал «Казахстан», №3, 2000, www.zhurnal.ru
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. Цитируется
по: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Bahtin_M.M._Voprosy_literatury_i_estetiki_1975. pdf
5. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТАЛ.
6. Сид Игорь. Пригов Дмитрий Александрович // http://artkladovkaru.1gb.ru/ru/artists/15/prigov/texts/06/
7. Токмаков, В. Н.В.С. Маканин: Писатели рано или поздно станут одиночками. В.Н.
Токмаков, интернет журнал Ликбез (http://www.lik-bez.ru/) – 2009.
8. . Минц, З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов:
[электронный ресурс] – Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (28304 bytes).
- М. : ГПНТБ РФ, 2000. - Режим доступа ints/papers/neomifologich.html
9. Лукьяненко С.В. Фантастика пути, или куда идти? / С.В.Лукьяненко // Официальная
страница С.Лукьяненко. - http://sf.alarnet.com/lukian/recen/index.htm .
10. Сурат И. Летающий слон [Электронный ресурс] // Октябрь. – 2010. – № 1. – Режим доступа:
.
11. Лирический герой Т. Кибирова (позавчера ‒ сегодня ‒ завтра) //
http://www.gif.ru/greyhorse/crytic/kibirovabout.html
12. https://slovesnik.org/images/docs/e.nekrasova-lakomka.pdf
33
13. Бердышева Л.Р. О содержании элективного курса по современной русской литературе //
Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 15 апреля. www.eidos.ru/journal/2004/0415.htm. В надзаголовке:
Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru
14. Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ru/slava/index. Html
15. Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала ХХI века // www.auditorium.ru
16. Черногрудова Е.П. (Борисоглебск). Связь лингвистического и культурологического
аспектов: понятие интертекстуальности //www.pn.pqlu.ru
17. https://fb.ru/article/366835/anatoliy-ryibakov---biografiya-pisatelya-tvorchestvo-luchshieproizvedeniya-i-otzyivyi []]
18. [https://www.livelib.ru/author/1049/top-yurij-dombrovskij []]
19. [https://45ll.net/fazil_iskander/ []]
20. [https://biographe.ru/znamenitosti/vasilij-grossman/ []]
21. [https://multiurok.ru/files/modul-2-sovriemiennaia-poeziia[https://multiurok.ru/files/modul-2-sovriemiennaia-poeziia-liektsiia-2-2-tvorc.html []]
22. [https://www.labirint.ru/books/195523/ []]
23. [https://www.labirint.ru/reviews/goods/260612/ ]]
24. [https://scienceforum.ru/2014/article/2014007465 ]
25. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc
34