1. Цель и задачи курса «Индивидуальный проект» 10 класс.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности и создания
индивидуального проекта.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектной деятельности;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки, партнерское общение;
формировать навыки работы с информацией: сбор, систематизация, хранение, использование;
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; умения
формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими
знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
типы творческих работ учащихся;
основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним,
презентация);
понятия: цель, объект и гипотезы исследования;
основные источники информации);
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
Учащиеся должны уметь:
выделять объект и предмет исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных
видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты.
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения исследовательских задач;
адекватного понимания причин успешности своей деятельности;
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы; (5-8)
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание.
Типы творческих работ учащихся. Реферат. Доклад. Натуралистическо-описательная работа. Проект. Исследование. Отличие проекта от исследования.
Проект. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся по:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой
(ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках
школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта; дидактической цели. Этапы работы над проектом. Результат
(продукт) проектной деятельности.
Индивидуальный проект.
Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности. Проблематизация. Целеполагание. Планирование.
Реализация (практическое выполнение проекта/исследования). Рефлексия и самоанализ. Презентация результатов проекта.
Исследовательская деятельность школьников. Учебная исследовательская деятельность. Этапы исследовательской деятельности
обучающихся. Проблема исследования. Тема. Актуальность выбранной темы. Объект исследования. Предмет исследования. Цель. Гипотеза
исследования. Методы исследовательской деятельности. Выбор конкретных методик и методов исследования.
Исследовательские способности. Мотивы исследовательской деятельности. Исследовательские способности: процесс поиска,
приобретения и осмысления новой информации. дивергентное мышления (продуктивность, оригинальность и гибкость мышления,
способность к разработке идей); конвергентное мышление (умение решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к
анализу и синтезу, анализ и оценка ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений). Исследовательского поведения человека.
Развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Информация. Источники информации. Поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурирование
информации, работа с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение); определение понятий; выводы и умозаключения;
причинно-следственные связи; сравнение, классификация, явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
создание моделей и схем для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Способы познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент.
Оформление и представление результатов проектной и исследовательской деятельности. Анализ актуальности проводимого
исследования (проекта). Целеполагание. Формулировка задач. Выбор средств и методов. Планирование работы, определение сроков и
последовательности действий. Проведение проектных и исследовательских работ. Оформление результатов. Представление результатов.
Аннотация. Автореферат.
Рефлексия и самооценка результатов работы над индивидуальным проектом. Самоанализ деятельности и её результатов.
Самоконтроль, самооценка, саморегулирование и осмысление событий, проблем.
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№
уро
ка
Коли
честв
о
часов
Тема
1-4
4ч.
Сент.
Типы
творческих
работ
учащихся.
Проект.
Исследователь
ская
деятельность
школьников.
1.Типология форм
организации проектной
деятельности (проектов)
обучающихся по:
видам проектов:
информационный
(поисковый).
2.Исследовательский проект.
Творческий проект.
3.Социальный, прикладной
(практикоориентированный), игровой
(ролевой) проект.
4.Инновационный и
фантастический проект.
5-8
4ч.
Индивидуальн
ый проект.
5. Индивидуальный проект.
Общие компоненты
структуры проектной и
исследовательской
деятельности.
Сент.
-окт.
Элементы содержания
Планируемые результаты
Личностные
Общие
компоненты
структуры
проектной и
исследователь
ской
деятельности.
Основные
подходы к
выбору темы
индивидуальн
ого проекта.
6.Проблематизация и
целеполагание в проектной
деятельности.
7.Планирование проекта.
Реализация: практическое
выполнение
проекта/исследования.
Метапредметны
е
Учебная деятельность
Предметные
формы
Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу.
Типы
творческих
работ
учащихся.
Беседа.
Ориентация на понимание
причин успеха деятельности, в
том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на
анализ соответствия
результатов требованиям
конкретной задачи.
Основные
этапы
организации
проектной и
исследовательс
кой
деятельности
(выбор темы,
сбор
информации,
выбор проекта,
работа над
ним,
презентация.
Выделять
объект и
Практикум.
Устойчивого учебнопознавательного интереса к
новым общим способам
решения задач.
виды
корректиро
вка
8.Рефлексия и самоанализ.
Презентация результатов
проектной деятельности.
2
четв
ерть
ноя
брь
9-18
10 ч.
Нояб
рьдекаб
рь
Итог
о1
полуг
одие
14 ч.
Исследовате
льская
деятельность
школьников
и
исследователь
ские
способности.
Развитие
исследовател
ьской
компетентно
сти и
предпрофесс
иональных
навыков как
основы
профильного
обучения.
9.Учебная
исследовательская
деятельность. Этапы
исследовательской
деятельности
обучающихся.
10.Проблема
исследования. Тема.
Актуальность выбранной
темы.
11.12.Объект
исследования. Предмет
исследования.
13.Цель. Гипотеза
исследования.
14. Методы
исследовательской
деятельности. Выбор
конкретных методик и
методов исследования.
15.16.Исследовательские
способности: процесс
поиска, приобретения и
предмет
исследования.
Выдвигать
гипотезы и
осуществлять
их проверку.
Формулироват
ь выводы.
Формирование:
Адекватного понимания
причин успешности своей
деятельности.
Внутренней позиции
школьника на уровне
положительного отношения
к школе, понимания
необходимости учения,
выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального
способа оценки знаний.
Выраженной устойчивой
учебно-познавательной
мотивации учения.
Умение видеть проблемы;
ставить вопросы; выдвигать
гипотезы; давать
определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать; проводить
эксперименты; делать
Диагностика невербальной
креативности.
Диагностика
интеллектуального
развития (диагностика
вербальной креативности).
Диагностики мотивации.
Тренинги.
осмысления новой
информации.
Дивергентное мышления
(продуктивность,
оригинальность и гибкость
мышления, способность к
разработке идей);
конвергентное мышление
(умение решать
проблему на
основе логических
алгоритмов, через
способность к анализу и
синтезу, анализ и
оценка ситуации, на
этапах выработки
суждений и
умозаключений).
умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты
собственных докладов,
объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.
17.18.Мотивы
исследовательской
деятельности.
Исследовательское
поведения человека.
Развитие
исследовательской
компетентности и
предпрофессиональных
навыков как основы
профильного обучения.
1928
10 ч.
Март
-
Исследователь
ско-проектная
практика.
19.Проведение учащимися
самостоятельных
исследований и
выполнение ими
Учитывая разные мнения и
интересы обосновывать
собственную позицию.
Понимать относительность
Основные
этапы
организации
проектной и
Проведение исследований
индивидуальных или
групповых.
апрел
ь,
май
Информация.
Источники
информации.
индивидуальных проектов.
Выбор типа проекта.
20.21 Определение и
обоснование темы проекта в
соответствии с типом
проекта.
мнений и подходов к
решению проблемы.
22.23. Актуальность, цели,
задачи проекта. Проблема,
гипотеза, объект и предмет.
Адекватно использовать
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
24.Поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
25.26. Структурирование
информации, работа с
текстом (ознакомительное,
изучающее, поисковое
чтение); определение
понятий; выводы и
умозаключения; причинноследственные связи;
сравнение, классификация,
явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в
ходе исследования.
27.Создание моделей и
схем для решения
проектных задач; выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от
конкретных условий.
28.Способы познания
окружающего мира:
Аргументировать свою
позицию.
Осуществлять синтез как
составление целого из
частей, самостоятельно
достраивая и восполняя
недостающие компоненты.
исследовательс
кой
деятельности
(выбор темы,
сбор
информации,
выбор проекта,
работа над
ним,
презентация.
Выделять
объект и
предмет
исследования.
Выдвигать
гипотезы и
осуществлять
их проверку.
Формулироват
ь выводы.
Работать с
источниками
информации.
Планировать и
организовыват
ь
исследовательс
кую
деятельность
наблюдение и эксперимент
в проекте.
2931
2ч
Оформление и
представление
результатов
проектной и
исследователь
ской
деятельности.
29.Оформление
результатов. Печатная
форма индивидуального
проекта: введение,
основная часть,
заключение.
30.31 Представление
результатов. Аннотация.
Автореферат. Презентация.
3233
(в
том
чис
ле 1
резе
рв)
2ч
Рефлексия и
самооценка
результатов
работы над
индивидуаль
ным
проектом.
32.33 Самоанализ
деятельности и её
результатов.
Самоконтроль,
самооценка,
саморегулирование и
осмысление событий,
проблем.