Рабочая программа курса «Введение
в химию» (7 класс, 17 часов)
Цель курса
Познакомить учащихся с химией как наукой, сформировать интерес к предмету, дать
первичные знания о веществе, его строении и превращениях, значении химии в
жизни человека.
Задачи курса
1. Образовательные:
- сформировать базовые понятия о веществе, атомах, молекулах, химических
элементах;
- познакомить с основами химической символики и простыми уравнениями реакций;
- показать связь химии с жизнью, экологией и техникой.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- формировать навыки работы с лабораторным оборудованием;
- стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, культуру безопасности, ответственность при работе с
веществами;
- формировать уважительное отношение к природе и экологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
- предмет и задачи химии;
- правила техники безопасности;
- понятия: вещество, смесь, атом, молекула, химический элемент, простые и сложные
вещества;
- примеры физических и химических явлений.
Уметь:
- различать физические и химические явления;
- составлять и читать простейшие химические формулы;
- под руководством учителя пользоваться лабораторным оборудованием;
- объяснять значение химии в жизни и технике.
Тематическое планирование (17 часов)
№
Тема урока
Часы
Основное
содержание
Форма
контроля
1
Введение.
Химия – наука
о веществах и
их
превращениях
1
Роль химии в
жизни
человека, связи
с другими
науками
Беседа
2
Правила ТБ.
Лабораторное
оборудование
1
Инструктаж,
назначение
посуды и
приборов
Практикум
3
Вещества и их
свойства.
Физические и
химические
явления
1
Демонстрации,
примеры
Фронтальный
опрос
4
Чистые
1
вещества и
смеси. Способы
разделения
Фильтрация,
выпаривание
Практическая
работа
5
Атомы и
молекулы
Модели,
представления
Тест
6
Химические
1
элементы.
Периодическая
система
(общее
знакомство)
Символы
элементов,
таблица
Менделеева
Работа с
таблицей
7
Простые и
сложные
вещества
Классификация Мини-опрос
веществ
1
1
8
Металлы и
неметаллы
1
Сравнение
свойств,
примеры
Беседа
9
Химическая
символика.
Запись формул
1
Знаки
химических
элементов,
формулы
Практикум
10
Химические
реакции.
Признаки
реакций
1
Определение
признаков
Лабораторная
работа
11
Схемы и
уравнения
реакций
1
Простейшие
уравнения
Тест
12
Кислород и его
свойства
1
Демонстрации
опытов
Опрос
13
Водород и его
свойства
1
Свойства,
реакции
Практикум
14
Вода –
вещество
особого
значения
1
Роль воды,
свойства
Творческое
задание
15
Воздух и его
состав
1
Основные
компоненты,
значение
Мини-тест
16
Химия и
экология
1
Роль химии в
охране
природы
Беседа
17
Итоговое
занятие.
Викторина,
обобщение
1
Проверка
знаний,
подведение
итогов
Викторина
Список литературы
1. Габриелян О. С. Химия. Введение в химию. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа.
2. Габриелян О. С. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа.
3. Еремин В. В., Дорофеева Л. С. Химия. 7 класс. – М.: Просвещение.
4. Методические рекомендации к курсу «Введение в химию». – М.: Дрофа.
5. Химия: демонстрационный эксперимент в школе. – М.: Просвещение.
6. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (таблица).
7. Электронные образовательные ресурсы по химии (сайты ФИПИ, Рособрнадзора).
Календарно-тематическое планирование (КТП)
№
Тема урока
Дата
проведе
ния
Кол-во
часов
Вид
деятельност
и учащихся
Форма
контроля
1
Введение. Химия – наука о
веществах и их
превращениях
_____
1
Беседа,
обсуждение
Устный
опрос
2
Правила ТБ. Лабораторное
оборудование
_____
1
Практикум,
инструктаж
Практическа
я работа
3
Вещества и их свойства.
Физические и химические
явления
_____
1
Наблюдение
опытов,
анализ
Фронтальны
й опрос
4
Чистые вещества и смеси.
Способы разделения
_____
1
Лабораторны
е опыты
Практическа
я работа
5
Атомы и молекулы
_____
1
Работа с
моделями
Тест
6
Химические элементы.
Периодическая система
_____
1
Работа с
таблицей
Мини-опрос
7
Простые и сложные
вещества
_____
1
Сравнение
примеров
Мини-опрос
8
Металлы и неметаллы
_____
1
Беседа,
работа с
образцами
Опрос
9
Химическая символика.
Запись формул
_____
1
Запись
формул
Практикум
10
Химические реакции.
Признаки реакций
_____
1
Лабораторны
е опыты
Работа в
тетрадях
11
Схемы и уравнения реакций
_____
1
Решение
заданий
Тест
12
Кислород и его свойства
_____
1
Наблюдение
опытов
Опрос
13
Водород и его свойства
_____
1
Лабораторны
е опыты
Практикум
14
Вода – вещество особого
значения
_____
1
Исследовани
е свойств
Творческое
задание
15
Воздух и его состав
_____
1
Работа с
таблицами
Тест
16
Химия и экология
_____
1
Обсуждение
Мини-опрос
17
Итоговое занятие.
Викторина
_____
1
Викторина
Итоговый
контроль