Функциональная грамтность 6 класс

Программа Функциональная грамотность: 5 – 6 класс.
Программа является составляющим модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся.
Общее количество часов: 34 часа.
На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное задание для применения и развития креативного
мышления, глобальных компетенций и читательской грамотности.
Основной целью программы является развитие и оценка функциональной грамотности обучающихся 5 классов как индикатора качества и
эффективности образования.
Планируемые результаты. Важнейшей педагогической задачей является формирование базовых навыков, лежащих в основе способности к
креативному мышлению, глобальным компетенциям и читательской грамотности.
По результатам освоения модулей в 5-9 классах возможно достижение следующей системы планируемых результатов.
Креативное мышление.
Личностные результаты
• осознание себя, своих задач и своего места в мире; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• появление интереса к способам познания;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
• стремление к самоизменению;
• позитивная ценностная ориентация, осознание своей внутренней позиции как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Метапредметные результаты
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• владение базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза,
обобщения, выделения главного;
• владение приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
• способность устанавливать связи и делать вывод.
Предметные результаты

• способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в
области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.

Описание и общая характеристика заданий для формирования и оценки креативного мышления, используемых в учебном процессе:
- задания на письменное самовыражение,
- задания на визуальное самовыражение,
- задания на решение социальных проблем,
- задания на решение естественно-научных проблем.
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают
создаваемые тексты понятными различным аудиториям.
В заданиях используются различные модели:
(1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
(2) выдвижение идей для создания текстов на основе - рассмотрения различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без заголовков,
фантастические иллюстрации, или ряд абстрактных картинок; - решения заданной коммуникативной задачи, например, создания текстов в целях
рекламы, для аннотации мероприятия, книги, для литературных конкурсов, выражения благодарности и т.д.; - решения познавательной задачи,
например, выдвижение идей для имён и характеров героев, для создания портрета эпохи и др.
(3) оценка креативности приводимых текстов, например, заголовков и подписей, сюжетов и сценариев, лозунгов, афоризмов и тезисов и т.п.;
(4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных
изобразительно выразительных средств.
В заданиях используются различные модели:
(1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны
быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать);

(2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
(3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией;
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать потребности отдельных социальных групп,
разных людей, распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и
одновременно функциональные решения.
В заданиях используются различные модели:
(1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
(2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию;
(3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
(4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования решения.
Основные возрастосообразные изменения в инструментарии связаны не столько с опорой на освоенный учебный материал и предметные
умения, сколько с отбором адекватных возрасту • ситуаций, релевантных интересам, опыту, познавательным возможностям, предметному
знанию младших школьников;
• когнитивных умений (в том числе, умений, характеризующих читательскую грамотность), постепенно усложняющихся и наращивающихся от
пятого к девятому классу;
• адекватных возрасту лексико-грамматических средств: лексического материала, грамматических конструкций, изобразительно-выразительных
средств.
Оценивание заданий:
Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение являются нестандартность, выразительность,
художественная ценность, а в заданиях на решение проблем – новизна, эффективность, научная ценность.
При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея:
- осмысленная;
- необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на себя внимание);
- тщательно представленная и оформленная;
- имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность.
Инструменты измерения творческого креативного мышления:
- вербальная креативность

- образная креативнсть
- отдельные креативные способности: беглость (количество выполненных тестов)
- гибкость (разнообразие идей)
- оригинальность
- способность видеть суть проблемы
- способность сопротивляться стереотипам.
Содержание.
Креативное самовыражение. Примеры моделей и ситуации, требующих креативного мышления. Общее представление о креативности (на
примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями модели формирования и
оценки креативного мышления. Типы заданий по креативному мышлению: создание текста, создание изображения, решение социальных
проблем, решение экологических проблем. Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты? Разные,
похожие, одинаковые. Выдвижение креативных идей и их доработка. От выдвижения до доработки идей.
Создание свободных высказываний и текстов. Выдвижение идей для создания текстов. Оценка креативности приводимых текстов.
Совершенствование собственных или чужих текстов.
Выдвижение идеи с помощью различных изобразительно выразительных средств.
Выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию; Оценка креативности
собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны. Оценка оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.
Глобальные компетенции.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ
и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через
знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения.
В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности подростков:



рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость,
миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы);
понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;




налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального и культурного происхождения или
пола;
предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития.

Овладение глобальными компетенциями способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя
чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за
развитие международного сообщества.
Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные контексты: культура и межкультурные отношения
(25% заданий; социально-экономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты,
конфликты и права человека (25% заданий).
Основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе являются элементы содержания, названные в
предметных результатах освоения программы по обществознанию, географии, биологии, истории, иностранному языку, основам духовно-нравственной
культуры народов России, а также в метапредметных образовательных результатах. Однако и в других учебных дисциплинах есть материал, который может
послужить базой для проверки сформированности глобальных компетенций.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы;
2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач;
4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения;
5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также
«чувствительных» для российского общества вопросов;
6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов;

Личностные результаты освоения программы
–– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
–– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.
Метапредметные результаты.
–– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; умение распознавать
глобальное и локальное;
–– формирование аналитического и критического мышления; оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять причины возникновения
ситуации.

–– критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно
действовать в этих ситуациях; распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения
–– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и
взгляды;
–– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к челов еческому
достоинству.

Содержание.
Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания лежат в основе глобальных компетенций. Глобальные
проблемы современности. Понятие «глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит «мыслить
глобально, а действовать локально». Умение мыслить аналитически и критически. Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную
компетентность.
Аспекты:
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка).

Читательская грамотность.
Планируемые результаты освоения программы.
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 6 классах будет сосредоточено на навыках чтения,
которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят
за пределы класса. При разработке инструментария будет выдержана следующая идеология: читательская грамотность, проявляющаяся в осознании
непрерывных (сплошных) текстов – включая литературные тексты – остается ценной. Но при этом будет сделан акцент на оценивании понимания информации
из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и
интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение
информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников. Актуализирована оценка навыков чтения составных текстов,
структура которых специфична по способу предъявления информации на основе тематического единства текстов разных видов. Объектом оценивания является

также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при
просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.

Личностные результаты.
Учащиеся научатся:
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные результаты.
Находить и извлекать информацию.
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент,
тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы, характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Использовать информацию из текста.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых
знаний
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом
из одной предметной области в другую)

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Содержание.
Что такое «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать; уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в
различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
Что такое «читательская грамотность». Читательская грамотность - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой
деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также
компьютерной.
Разнообразие текстов. Социальные, учебные, личные аспекты чтения: с какой целью мы обращаемся к текстам.
чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.);
чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.;
чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши.
чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Сплошные и несплошные тексты. Сплошные (без изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей
или меньшей степенью слияния с текстом). Визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно,
самостоятельно. Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение
(объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5)
инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1)графики; 2) диаграммы; 3)
таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления.
Задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом.
Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея.
Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные
способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию
текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста,
места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста. Умение применять информацию, представленную в тексте для решения
различных учебно-познавательных и учебно-практических задач, прогнозирование событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов
эксперимента на основе информации текста.

Календарно-тематическое планирование. Креативное мышление 5-6 класс (сентябрь-ноябрь).
Разделы и темы.

Креативное самовыражение. Примеры
моделей и ситуации, требующих креативного
мышления. Общее представление о
креативности (на примерах простейших
заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с
содержательными и тематическими областями
модели формирования и оценки креативного
мышления. Типы заданий по креативному
мышлению: создание текста, создание
изображения. Выдвижение идеи с помощью
различных изобразительно выразительных
средств: создание креативного рисунка.
Создание свободных высказываний и текстов.
Выдвижение идей для создания текстов.
Оценка креативности приводимых текстов.
Совершенствование собственных или
чужих текстов.

Решение социальных проблем, решение
экологических проблем. Решение естественнонаучных проблем: исследовательские
вопросы, гипотезы, замысел, эксперимент,
исследование.

Количество часов
5 класс
3

Количество часов
6 класс
2

3

4

2

2

Выдвижение разнообразных идей. Для чего
нужно выдвигать разные идеи и варианты? От
выдвижения до доработки идей. Разные,
похожие, одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка.
Выдвижение различных идей для возможных
путей решения социальных проблем,
отвечающих заданному сценарию. Оценка
креативности собственных или чужих идей
с позиций их ясности, привлекательности
или новизны. Оценка оригинальности,
эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений.

ИТОГО:

-

2

8

10

Календарно-тематическое планирование. Глобальные компетенции. 5 класс (ноябрь - январь)
Разделы и темы.
Что такое «глобальные компетенции» и что значит
быть «глобально компетентным». Какие знания
лежат в основе глобальных компетенций.
Аспекты:
Человек и природа (аспекты: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие
культур и идентификация с определенной
культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации
индивида / в воспитании и образовании ребенка).
Ситуации и познавательные задания,
развивающие глобальную компетентность.

Количество часов
5 класс
1

Количество часов
6 класс
1

6

5

Глобальные проблемы современности. Понятие
«глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных
проблем. Понятия «глобальное» и «локальное».
Что значит «мыслить глобально, а действовать
локально».
Умение мыслить аналитически и критически.
ИТОГО:

1

2

8

2
10

Календарно-тематическое планирование 5-6 класс. Читательская грамотность (февраль-май)

Разделы и темы

Количество часов
5 класс

Количество часов
6 класс

Что такое «функциональная грамотность?»
Что такое «читательская грамотность»?

1

-

Разнообразие текстов. Социальные, учебные,
личные аспекты чтения. С какой целью мы
обращаемся к текстам? Сплошные и несплошные
тексты.

1

1

Задания с выбором ответа, с кратким и с
развёрнутым ответом.

3

2

Работа с текстом: поиск информации
и извлечение информации из текста. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль
текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.

10

5

Читательские действия, связанные с
использованием информации из текста. Умение
применять информацию, представленную в
тексте для решения различных учебнопознавательных и учебно-практических задач,
прогнозирование событий
Работа с текстом: Читательские действия,
связанные с интеграцией и интерпретацией
текста.

1

2

2

4

Итого

18

14

Креативное мышление
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
Итого за год

8
8
18
34

10
10
14
34

КТП Креативное мышление. 6 класс.
№ урока п/п
Дата
1

Содержание

Вид задания

Работа на уроке

Общее представление о креативности.

2

Типы заданий по креативному мышлению: создание
текста, создание изображения, решение социальных
проблем, решение экологических проблем.

3

Создание креативного текста.

4

Создание креативного рисунка.

5

Создание креативного текста. Оценка креативности
текста.

Определение критериев оценки
креативности предложенных
названий.
Критерии оценки креативности
рисунка: оригинальность,
привлекательность, сюжет,
настроение, детальность.
Оценка креативности текста
предложенных мини-сочинения

Работа с таблицей в рабочей
тетради «Задания по креативному
мышлению». Стр 12-13 Виды
текстов и рисунков.
Предложить свое название по
предложенной теме.
Составить креативный рисунок
по предложенному выражению.
Составление критериев оценки
креативного текста.

6

Создание креативного текста. Оценка креативности
текста. Совершенствование собственных или чужих
текстов.

7

Решение естественно-научных проблем.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От выдвижения
до доработки идей. Разные, похожие, одинаковые.
Выдвижение креативных идей и их доработка.

8

Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От выдвижения
до доработки идей. Разные, похожие, одинаковые.
Выдвижение креативных идей и их доработка.

9

Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От выдвижения
до доработки идей. Разные, похожие, одинаковые.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
Решение естественно-научных проблем:

размышления по предложенной
теме.
Название для обложки книги.
Сборник эталонных заданий по
Креативному мышлению.
Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций под ред.
Г.С.Ковалевой и др. Задания на
креативное самовыражение:
создаем тексты. стр 46-49
Ситуация 3 «Обложка для
книги».
Задания на решение естественнонаучных проблем:
исследовательские вопросы.
Сборник эталонных заданий по
Креативному мышлению.
Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций под ред.
Г.С.Ковалевой и др.стр 70-79
Задания на решение естественнонаучных проблем:
исследовательские вопросы.
Сборник эталонных заданий по
Креативному мышлению.
Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций под ред.
Г.С.Ковалевой и др.стр 70-79
Задания на решение естественнонаучных проблем:
исследовательские вопросы.
Сборник эталонных заданий по
Креативному мышлению.

Что такое сюжет. Составление
креативного текста: сюжет.
Задания на креативное
самовыражение: создаем тексты.
стр 50. Придумайте продолжение
истории. Обсуждение,
комментирование задания.

исследовательские вопросы, гипотезы, замысел,
эксперимент, опыт, исследование.

10

Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты? От выдвижения
до доработки идей. Разные, похожие, одинаковые.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
Решение естественно-научных проблем:
исследовательские вопросы, гипотезы, замысел,
эксперимент, опыт, исследование.

Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций под ред.
Г.С.Ковалевой и др.стр 70-79
Задания на решение естественнонаучных проблем:
исследовательские вопросы.
Сборник эталонных заданий по
Креативному мышлению.
Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций под ред.
Г.С.Ковалевой и др.стр 70-79

КТП Глобальные компетенции. 6 класс.
№ урока п/п
Дата
1

Содержание

2

Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть
«глобально компетентным». Какие знания лежат в
основе глобальных компетенций.
Ситуации и познавательные задания, развивающие
глобальную компетентность. Человек и природа
(аспекты: охрана природы, ответственное отношение к
живой природе).

3

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

4

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

Вид задания

Работа на уроке
Беседа

Обзор заданий за 5 класс.

Комплексное задание «Случай в
гостях». Открытый банк заданий
для формирования
функциональной грамотности.
Комплексное задание «Случай в
гостях». Открытый банк заданий

Задание в рабочей тетради.

5

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

6

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

7

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

8

Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификация с определенной культурой).

9

Глобальные проблемы современности. Понятие
«глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных
проблем.
Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит
«мыслить глобально, а действовать локально».

10

для формирования
функциональной грамотности.
Комплексное задание
«Изменения в Зедландии.
Добываем марганец в
Зедландии». Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий. Учебное
пособие для
общеобразовательных
организаций. Под ред
Г.С.Ковалевой, Т.В.Коваль.
Москва, 2020
Комплексное задание
«Изменения в Зедландии».
Открытый банк заданий для
формирования функциональной
грамотности.
Комплексное задание
«Изменения в Зедландии. Между
горами и морем». Открытый
банк заданий для формирования
функциональной грамотности.
Комплексное задание
Перенесено в 6 класс
«Изменения в Зедландии. Между
горами и морем». Открытый
банк заданий для формирования
функциональной грамотности.
Беседа
Выполнение и обсуждение
заданий по теме.

Задание в рабочей тетради.

КТП Читательская грамотность. 6 класс.
№ урока п/п
Дата
1

Содержание

Разнообразие текстов. Социальные, учебные, личные
аспекты чтения. С какой целью мы обращаемся к текстам?

3

Задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым
ответом.

5

6

6а, 6б

Что такое «функциональная грамотность?» Что такое
«читательская грамотность»?

2

4

6в

«Кругобайкальская железная
дорога» и «Маршал Победы»
Сборник эталонных заданий по
Читательской грамотности под
ред Г.С.Ковалевой и др. Москва,
Просвещение 2021, часть 1 и
часть 2.
Задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым «Кругобайкальская железная
ответом.
дорога» и «Маршал Победы»
Сборник эталонных заданий по
Читательской грамотности под
ред Г.С.Ковалевой и др. Москва,
Просвещение 2021, часть 1 и
часть 2.
Задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым «Кругобайкальская железная
ответом.
дорога» и «Маршал Победы»
Сборник эталонных заданий по
Читательской грамотности под
ред Г.С.Ковалевой и др. Москва,
Просвещение 2021, часть 1 и
часть 2.
Работа с текстом: поиск информации и извлечение
«Парк Зарядье» или
информации из текста. Текст, его основные признаки.
«Правила перевозки животных на
Тема текста, основная мысль текста, идея.
борту воздушного судна» или
Задания № 6 и 7.1 «Секреты
зеленого чая» (Сборник задач по
формированию читательской
грамотности 5-8 класс, Москва

Работа над ошибками,
обсуждение заданий.

Работа над ошибками,
обсуждение заданий.

7

Работа с текстом: поиск информации и извлечение
информации из текста. Текст, его основные признаки.
Тема текста, основная мысль текста, идея.

8

Работа с текстом: поиск информации и извлечение
информации из текста. Текст, его основные признаки.
Тема текста, основная мысль текста, идея.

9

Работа с текстом: поиск информации и извлечение
информации из текста. Текст, его основные признаки.
Тема текста, основная мысль текста, идея.

10

Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. Заполнение предложенных схем и
таблиц с опорой на прочитанный текст.

11

Читательские действия, связанные с использованием
информации из текста. Умение применять информацию,
представленную в тексте для решения различных учебнопознавательных и учебно-практических задач,
прогнозирование событий
Читательские действия, связанные с использованием
информации из текста. Умение применять информацию,
представленную в тексте для решения различных учебнопознавательных и учебно-практических задач,
прогнозирование событий
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с
интеграцией и интерпретацией текста.

12

13

«Просвещение», 2020) и
(Сборник задач по
формированию читательской
грамотности 8 – 11 класс, Москва
«Просвещение», 2020)
«Правила перевозки животных на
борту воздушного судна»
Задания № 6 и 7.1 «Секреты
зеленого чая» (Сборник задач по
формированию читательской
грамотности 5-8 класс, Москва
«Просвещение», 2020) и
(Сборник задач по
формированию читательской
грамотности 8 – 11 класс, Москва
«Просвещение», 2020)
«Материалы с эффектом лотоса»
или «Зеленое строительство» или
другая работа
«Материалы с эффектом лотоса»
или «Зеленое строительство» или
другая работа
«Инструкция по эксплуатации
стиральной машины» или «Из
жизни кошек» или другая работа.
Обобщение, обсуждение заданий.

Обобщение, обсуждение заданий

Беседа. Выполнение заданий.

«Дорогами мира или давайте
понимать друг друга».

14

Работа с текстом: Читательские действия, связанные с
интеграцией и интерпретацией текста.

Беседа. Выполнение заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».