МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация муниципального округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Директор МАОУ СОШ №4
________________________
________________________
Терентьева О.М.
Протокол №1
от «27» августа 2025 г.
Приказ №105
от «27» августа 2025 г.
Нехай Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Информатика для начинающих»
для обучающихся 5-6 классов
Верхний Тагил, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Информатика для начинающих» (далее – курс) для 56 классов составлена на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования») с учетом Федеральной основной
общеобразовательной программы основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования»).
Программа служит основой для составления учителем календарнотематического планирования курса.
Курс отражает и расширяет содержание четырех тематических разделов
информатики на уровне основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Цель курса «Информатика для начинающих» – формирование
основных компетенций обучающихся для успешного изучения информатики
на углубленном уровне на ступени основного общего образования.
Основные задачи курса – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
владение основами информационной безопасности;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих
в практической деятельности, их решение с помощью информационных
технологий;
умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач;
умение
грамотно
интерпретировать
результаты
решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Программа курса составлена из расчета 68 учебных часов – по 1 часу
в неделю в 5 и 6 классах (по 34 ч в каждом классе) и формируется с учетом
2
рабочей программы воспитания.
Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе
с учителем. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу
школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить
самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы
работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины,
динамические паузы, дидактические игры, выполнение интерактивных
заданий на образовательной платформе, создание учебных проектов.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении.
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
4
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
5
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
6
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
7
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий
обеспечивает
сформированность
социальных
навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
8
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
5 КЛАСС
применять правила безопасности при работе за компьютером;
знать основные устройства компьютера;
знать назначение устройств компьютера;
классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные;
классифицировать устройства компьютера на внутренние и внешние;
знать принципы работы файловой системы компьютера;
работать с файлами и папками в файловой системе компьютера;
работать с текстовым редактором «Блокнот»;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
дифференцировать программы на основные и дополнительные;
знать назначение операционной системы;
знать виды операционных систем;
знать понятие «алгоритм»;
определять алгоритм по его свойствам;
знать способы записи алгоритма;
составлять алгоритм, используя словесное описание;
9
знать основные элементы блок-схем;
знать виды основных алгоритмических структур;
составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы
с помощью блок-схем;
знать интерфейс среды визуального программирования Scratch;
знать понятия «спрайт» и «скрипт»;
составлять простые скрипты в среде визуального программирования
Scratch;
знать, как реализуются повороты, движение, параллельные скрипты и
анимация в среде визуального программирования Scratch;
иметь представление о редакторе презентаций;
создавать и редактировать презентацию средствами редактора
презентаций;
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица,
схема;
оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений;
вставлять схемы, таблицы и списки в презентацию;
иметь представление о коммуникации в Сети;
иметь представление о хранении информации в Интернете;
знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть», «локальная
сеть», «глобальная сеть»;
иметь представление о формировании адреса в Интернете;
работать с электронной почтой;
создавать аккаунт в социальной сети;
знать правила безопасности в Интернете;
отличать надежный пароль от ненадежного;
иметь представление о личной информации и о правилах работы
с ней;
знать, что такое вирусы и антивирусное программное обеспечение;
знать правила сетевого этикета.
6 КЛАСС
знать, что такое модель и моделирование;
знать этапы моделирования;
строить словесную модель;
знать виды моделей;
иметь представление об информационном моделировании;
10
строить информационную модель;
иметь представление о формальном описании моделей;
иметь представление о компьютерном моделировании;
знать, что такое компьютерная игра;
перемещать спрайты с помощью команд;
создавать игры с помощью среды визуального программирования
Scratch;
иметь представление об информационных процессах;
знать способы получения и кодирования информации;
иметь представление о двоичном коде;
осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования
информации на компьютере;
кодировать различную информацию двоичным кодом;
иметь представление о равномерном двоичном коде;
знать правила создания кодовых таблиц;
определять информационный объем данных;
знать единицы измерения информации;
знать основные расширения файлов;
иметь представление о табличных моделях и их особенностях;
знать интерфейс табличного процессора;
знать понятие «ячейка»;
определять адреса ячеек в табличном процессоре;
знать, что такое диапазон данных;
определять адрес диапазона данных;
работать с различными типами данных в ячейках;
составлять формулы в табличном процессоре;
пользоваться функцией автозаполнения ячеек.
11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
1. Устройство компьютера (разделы «Цифровая грамотность» и
«Информационные технологии»)
Правила безопасности при работе за компьютером. Основные
устройства компьютера. Системный блок. Процессор. Постоянная и
оперативная память. Мобильные и стационарные устройства. Внутренние и
внешние устройства компьютера. Файловая система компьютера.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Функции
операционной системы. Виды операционных систем. Работа с текстовым
редактором «Блокнот».
2. Знакомство со средой визуального программирования Scratch (раздел
«Алгоритмы и программирование»)
Алгоритмы и языки программирования. Блок-схемы. Линейные
алгоритмы. Интерфейс Scratch. Циклические алгоритмы. Ветвление. Среда
Scratch: скрипты. Повороты. Повороты и движение. Система координат.
Установка начальных позиций. Установка начальных позиций: свойства,
внешность. Параллельные скрипты, анимация. Передача сообщений.
3. Создание презентаций (раздел «Информационные технологии»)
Оформление презентаций. Структура презентации. Изображения в
презентации. Составление запроса для поиска изображений. Редактирование
слайда. Способы структурирования информации. Схемы, таблицы, списки.
Заголовки на слайдах.
4. Коммуникация и безопасность в Сети (раздел «Цифровая
грамотность»)
Коммуникация в Сети. Хранение информации в Интернете. Сервер.
Хостинг. Формирование адреса в Интернете. Электронная почта. Алгоритм
создания аккаунта в социальной сети. Безопасность: пароли. Признаки
надежного пароля. Безопасность: интернет-мошенничество. Личная
информация. Социальные сети: сетевой этикет, приватность. Кибербуллинг.
Вирусы. Виды вирусов. Антивирусные программы.
5. Учебный проект
Проблемно-поисковая задача. Проведение исследований по теме
проекта. Дизайн-спецификация (перечень критериев, которым должен
обладать проектный продукт). Разработка проектного продукта. Самооценка.
Представление проекта.
6 КЛАСС
1. Информационные
модели
(раздел
«Теоретические
основы
информатики»)
Моделирование как метод познания мира. Этапы моделирования.
Использование моделей в повседневной жизни. Виды моделей.
12
Информационное моделирование. Формальное описание моделей.
Построение информационной модели. Компьютерное моделирование.
2. Создание игр в Scratch (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Компьютерная игра. Команды для перемещения спрайта с помощью
команд. Создание уровней в игре. Игра-платформер. Программирование
гравитации, прыжка и перемещения вправо и влево. Создание костюмов
спрайта. Создание сюжета игры. Тестирование игры.
3. Информационные процессы (раздел «Теоретические основы
информатики»)
Информационные процессы. Информация и способы получения
информации. Хранение, передача и обработка информации. Двоичный код.
Процесс кодирования на компьютере. Кодирование различной информации.
Равномерный двоичный код. Правила создания кодовых таблиц.
Информационный объем данных. Единицы измерения информации. Работа с
различными файлами. Основные расширения файлов. Информационный
размер файлов различного типа.
4. Электронные таблицы (раздел «Информационные технологии»)
Табличные модели и их особенности. Интерфейс табличного
процессора. Ячейки. Адреса ячеек. Диапазон данных. Типы данных в ячейках.
Составление формул. Автозаполнение ячеек.
5. Учебный проект
Проблемно-поисковая задача. Проведение исследований по теме
проекта. Дизайн-спецификация (перечень критериев, которым должен
обладать проектный продукт). Разработка проектного продукта. Самооценка.
Представление проекта.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Колво
часов
Компьютер – универсальное устройство
обработки данных
1
Файлы и папки
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
Раздел 1. Устройство компьютера (3 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Правила безопасности при работе за
компьютером. Основные устройства
компьютера. Системный блок.
Процессор. Постоянная и оперативная
память. Мобильные и стационарные
устройства. Внутренние и внешние
устройства компьютера
https://resh.edu.ru/subject/19/
Файловая система компьютера.
Программное обеспечение компьютера.
Операционная система. Функции
операционной системы. Виды операционных систем
14
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Изучает правила техники
безопасности при работе с
компьютером.
– Получает информацию о
характеристиках и
устройствах компьютера.
– Определяет устройства
компьютера и их назначение.
– Приводит примеры
различных устройств
компьютера с опорой на
собственный опыт
– Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«программа», «программное
обеспечение», «операционная
система», «рабочий стол»,
«меню ,,Пуск“», «файл»,
«папка»).
– Определяет программные
средства, необходимые для
осуществления
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Текстовые документы
Язык
программирования
Колво
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
информационных процессов
при решении задач.
– Оперирует компьютерными
информационными объектами
в наглядно-графическом
интерфейсе.
– Выполняет основные
операции с файлами и
папками
1
https://resh.edu.ru/subject/19/
Работа с текстовым редактором
– Анализирует
«Блокнот»
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
– Создает небольшие
текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием текстового
редактора
Раздел 2. Знакомство со средой визуального программирования Scratch (11 ч.)
11
https://resh.edu.ru/subject/19/
– Определяет по программе,
Алгоритмы и языки программирования.
для решения какой задачи она
Блок-схемы. Линейные алгоритмы.
предназначена.
Интерфейс Scratch. Циклические
– Программирует линейные,
алгоритмы. Ветвление. Среда Scratch:
циклические и
скрипты. Повороты. Повороты и
разветвляющиеся алгоритмы.
движение. Система координат.
– Осуществляет действия со
Установка начальных позиций.
Установка начальных позиций: свойства, скриптами
15
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Мультимедийные
презентации
Работа в Интернете
Колво
часов
7
5
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
внешность. Параллельные скрипты,
анимация. Передача сообщений
Раздел 3. Создание презентаций (7 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Оформление презентаций. Структура
презентации. Изображения в презентации. Составление запроса для поиска
изображений. Редактирование слайда.
Способы структурирования
информации. Схемы, таблицы, списки.
Заголовки на слайдах
Раздел 4. Коммуникация и безопасность в Сети (7 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Коммуникация в Сети. Хранение
информации в Интернете. Сервер.
Хостинг. Формирование адреса в
Интернете. Электронная почта.
Алгоритм создания аккаунта в
социальной сети
16
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«презентация», «редактор
презентаций», «слайд»),
– Анализирует
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
– Определяет условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
– Создает презентации,
используя готовые шаблоны
– Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«компьютерная сеть»,
«сервер», «хостинг»,
«аккаунт», «социальная
сеть»),
– Анализирует
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
– Создает электронную почту.
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Безопасность в
Интернете
Колво
часов
2
Учебный проект
6
ИТОГО:
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/19/
Содержание программы
Безопасность: пароли. Признаки
надежного пароля. Безопасность:
интернет-мошенничество. Личная
информация. Социальные сети: сетевой
этикет, приватность. Кибербуллинг.
Вирусы. Виды вирусов. Антивирусные
программы
Раздел 5. Учебный проект (6 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Проблемно-поисковая задача.
Проведение исследований по теме
проекта. Дизайн-спецификация
(перечень критериев, которым должен
обладать проектный продукт).
Разработка проектного продукта.
Самооценка. Представление проекта.
17
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Использует правила
сетевого этикета при общении
в Интернете
– Раскрывает смысл
изучаемых понятий.
– Соблюдает правила
безопасности в Интернете.
– Дифференцирует пароли на
надежные и ненадежные.
– Анализирует возможные
причины кибербуллинга и
предлагает способы, как его
избежать.
– Классифицирует
компьютерные вирусы
– Разрабатывает учебный
проект на основе изученного
учебного материала
6 КЛАСС
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Моделирование как
метод познания мира
Язык
программирования
Колво
часов
3
12
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
Раздел 1. Информационные модели (3 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Моделирование как метод познания
мира. Этапы моделирования. Использование моделей в повседневной жизни.
Виды моделей. Информационное
моделирование. Формальное описание
моделей. Построение информационной
модели. Компьютерное моделирование
Раздел 2. Создание игр в Scratch (12 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Компьютерная игра. Команды для
перемещения спрайта с помощью
команд. Создание уровней в игре. Играплатформер. Программирование
гравитации, прыжка и перемещения
вправо и влево. Создание костюмов
спрайта. Создание сюжета игры.
Тестирование игры
18
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Раскрывает смысл изучаемых
понятий («модель»,
«моделирование», «формальное описание»,
«информационное
моделирование»,
«компьютерное
моделирование»).
– Получает информацию о
моделировании.
– Строит различные
информационные модели для
решения поставленной задачи
– Определяет по программе,
для решения какой задачи она
предназначена.
– Программирует
предложенные игры.
– Составляет и программирует
линейные, циклические и
разветвляющиеся алгоритмы
– Создает скрипты
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Колво
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
Раздел 3. Информационные процессы (5 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Информационные процессы. Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка
информации
Информация и
информационные
процессы
2
Двоичный код
1
https://resh.edu.ru/subject/19/
Двоичный код. Процесс кодирования на
компьютере. Кодирование различной
информации. Равномерный двоичный
код. Правила создания кодовых таблиц
Единицы измерения
информации
2
https://resh.edu.ru/subject/19/
Информационный объем данных.
Единицы измерения информации.
Работа с различными файлами.
Основные расширения файлов.
Информационный размер файлов
различного типа
19
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Раскрывает смысл изучаемых
понятий.
– Умеет осуществлять
различные действия с
информацией: хранение,
передачу, обработку
– Кодирует и декодирует
информацию.
– Кодирует и декодирует
информацию двоичным кодом.
– Использует принципы
равномерного двоичного
кодирования при использовании и составлении кодовых
таблиц
– Оперирует различными
единицами измерения
информации.
– Осуществляет перевод
данных в различные единицы
измерения информации.
– Определяет полное имя
файла.
– Дифференцирует файлы по
объёму в зависимости от их
типов
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы
Электронные
таблицы
Колво
часов
8
Учебный проект
6
ИТОГО:
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Содержание программы
Раздел 4. Электронные таблицы (8 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Табличные модели и их особенности.
Интерфейс табличного процессора.
Ячейки. Адреса ячеек. Диапазон
данных. Типы данных в ячейках.
Составление формул. Автозаполнение
ячеек
Раздел 5. Учебный проект (6 ч.)
https://resh.edu.ru/subject/19/
Проблемно-поисковая задача.
Проведение исследований по теме
проекта. Дизайн-спецификация
(перечень критериев, которым должен
обладать проектный продукт).
Разработка проектного продукта.
Самооценка. Представление проекта.
20
Основные виды
деятельности обучающихся
при изучении темы
– Раскрывает смысл изучаемых
понятий («электронная
таблица», «ячейка», «адрес
ячейки», «диапазон данных»,
«адрес диапазона данных»),
– Анализирует
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.
– Работает с различными
видами информации при
помощи электронных таблиц.
– Осуществляет простое
численное моделирование
– Разрабатывает учебный
проект на основе изученного
учебного материала
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
Компьютер – универсальное устройство
обработки данных
Файлы и папки
Текстовые документы
Алгоритмы и языки
программирования.
Блок-схемы.
Линейные алгоритмы.
Интерфейс Scratch
Циклические алгоритмы. Ветвление
Среда Scratch: скрипты.
Повороты. Повороты и движение.
Система координат.
Установка начальных позиций: свойства,
внешность.
Параллельные скрипты, анимация.
Передача сообщений
Оформление презентаций
Структура презентации
Изображения в презентации
Составление запроса для поиска
изображений
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Редактирование слайда
Способы структурирования информации
Схемы, таблицы, списки. Заголовки на
21
слайдах
22
Коммуникация в Сети
23
Хранение информации в Интернете
24
Сервер. Хостинг
25
Формирование адреса в Интернете
Электронная почта. Алгоритм создания
26
аккаунта в социальной сети
27
Безопасность в Интернете
28
Безопасность в Интернете
Учебный проект. Проведение
29
исследований по теме проекта
30
Дизайн-спецификация учебного проекта
31
Разработка проектного продукта
32
Разработка проектного продукта
33
Самооценка
34
Представление проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
6 КЛАСС
№
п/п
1
Тема урока
Моделирование как метод познания мира
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
22
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Использование моделей в повседневной
жизни
Построение информационной модели.
Компьютерное моделирование
Язык программирования Scratch.
Компьютерная игра
Команды для перемещения спрайта с
помощью команд
Создание уровней в игре
Создание уровней в игре
Игра платформер
Программирование гравитации, прыжка
и перемещения вправо и влево
Программирование гравитации, прыжка
и перемещения вправо и влево
Создание костюмов спрайта
Создание сюжета игры
Создание сюжета игры
Тестирование игры
Тестирование игры
Информация и информационные
процессы
Информация и информационные
процессы
Двоичный код
Единицы измерения информации
Единицы измерения информации
Табличные модели и их особенности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Интерфейс табличного процессора
Ячейки
Адреса ячеек
Диапазон данных
Типы данных в ячейках
Составление формул
Автозаполнение ячеек
Учебный проект. Проведение
29
исследований по теме проекта
30
Дизайн-спецификация учебного проекта
31
Разработка проектного продукта
32
Разработка проектного продукта
33
Самооценка
34
Представление проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
22
23
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
24