Цель и задачи курса «Проектно-исследовательская деятельность».
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения
формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими
знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
типы творческих работ учащихся (6-8) (7-8);
основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним,
презентация) (6,7) (7-8);
понятия: цель, объект и гипотезы исследования;
основные источники информации (7,8);
правила оформления списка использованной литературы (7-8);
правила классификации и сравнения (7,8),
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты) (7,8);
Учащиеся должны уметь:
выделять объект и предмет исследования ;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы (6,7);
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку (6,7) (7-8);
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности (78),
работать в группе (5-6);
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, (58)
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных
видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты.
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (5-8);
ориентация на понимание причин успеха деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата (5-6), на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи (7-8);
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; (9)
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; (9)
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения исследовательских задач; (7-8)
адекватного понимания причин успешности своей деятельности; (9)
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; (5-8)
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (7-8);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области (7-8);
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей (7-9);
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (5-8);
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ; (5-9)
строить сообщения в устной и письменной форме (5-9);
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (7-8);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (7-8);
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах (7-8).
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (7-8)
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; (9)
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; (7-8)
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения; (7-9)
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы; (5-8)
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.(9)
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; (9)
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; (9)
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности; (9)
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; (7-8)
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. (9)
Содержание.
Типы творческих работ учащихся. Реферат. Доклад. Натуралистическо-описательная работа. Проект. Исследование. Отличие проекта от исследования.
Проект. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся по: видам проектов: информационный (поисковый),
исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий
организационно-экономический механизм внедрения); содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким
областям), относящийся к области деятельности и пр.; количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до
15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся
партнёрской сети, в том числе в Интернете); длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта; дидактической цели.
Этапы работы над проектом. Результат (продукт) проектной деятельности.
Исследовательская деятельность школьников. Учебная исследовательская деятельность. Этапы исследовательской деятельности
обучающихся. Проблема исследования. Тема. Актуальность выбранной темы. Объект исследования. Предмет исследования. Цель. Гипотеза
исследования. Методы исследовательской деятельности. Выбор конкретных методик и методов исследования.
Информация. Источники информации. Поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, структурирование
информации, работа с текстом (ознакомительное, изучающее, поисковое чтение); определение понятий; выводы и умозаключения;
причинно-следственные связи; сравнение, классификация, явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
создание моделей и схем для решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Способы познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент.
Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности. Проблематизация. Целеполагание. Планирование.
Реализация (практическое выполнение проекта/исследования). Рефлексия и самоанализ. Презентация результатов проекта.
Оформление и представление результатов проектной и исследовательской деятельности. Анализ актуальности проводимого
исследования (проекта). Целеполагание. Формулировка задач. Выбор средств и методов. Планирование работы, определение сроков и
последовательности действий. Проведение проектных и исследовательских работ. Оформление результатов. Представление результатов.
Аннотация. Автореферат.
Исследовательские способности. Мотивы исследовательской деятельности. Исследовательские способности: процесс поиска, приобретения
и осмысления новой информации. дивергентное мышления (продуктивность, оригинальность и гибкость мышления, способность к
разработке идей); конвергентное мышление (умение решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и
синтезу, анализ и оценка ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений). Исследовательского поведения человека. Развитие
исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Календарно-тематическое планирование. 7 класс.
№
1
(Се
нт.)
Коли
честв
о
часов
тема
1ч.
Типы
творческих
работ
учащихся.
Элементы содержания
Проект. Исследование.
Отличие проекта от
исследования.
Типы проектов: практикоориентированный,
исследовательский,
творческий,
информационный.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметны
е
Предметные
формы
Учебнопознаватель
ный
интерес к
новому
учебному
материалу.
В
сотрудничестве
с учителем
ставить новые
учебные задачи.
Задавать
вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества
с партнером.
Типы
творческих
работ
учащихся.
Работа по заполнению
таблицы «Отличие проекта от
Исследования».
Ориентация
на
понимание
причин
успеха
деятельност
и, в том
числе на
самоанализ
и
самоконтро
ль
результата,
на анализ
соответстви
я
результатов
требования
Основные этапы
организации
проектной и
исследовательск
ой деятельности
(выбор темы,
сбор
информации,
выбор проекта,
работа над ним,
презентация.
Выделять
объект и
предмет
исследования.
Выдвигать
гипотезы и
Практикум.
Проекты: инженерный,
конструкторский
инновационный.
Практикум.
2-4
3ч.
Сент.
-окт.
Общие
компоненты
структуры
проектной и
исследователь
ской
деятельности.
1 ур. Общие компоненты
структуры проектной и
исследовательской
деятельности. Проблема
исследования. Гипотеза в
исследовании.
2 ур. Структура проекта и
исследования.
Целеполагание.
Планирование
деятельности.
3 ур. Реализация
(практическое выполнение
проекта/исследования).
Учебная деятельность
виды
корректировка
Из множества предложенных
тем творческих работ
учащихся, выбрать темы
проектов и темы
исследовательских работ.
2-4
3ч.
Сент.-окт.
Рефлексия и самоанализ.
Презентация результатов.
3-7
5ч.
Теоретические Теоретические методы
исследования.
методы
исследования.
Количественные методы
Количественн исследования.
ые методы
исследования. Качественные методы
исследования.
Качественные
Маркетинговые и
методы
исследования. социологические
исследования.
Маркетингов
ые и
социологическ
ие
исследования.
м
конкретной
задачи.
Устойчивог
о учебнопознаватель
ного
интереса к
новым
общим
способам
решения
задач.
Учебнопознаватель
ный
интерес к
новому
учебному
материалу и
способам
решения
новой
задачи.
Устойчивог
о учебнопознаватель
ного
интереса к
новым
общим
способам
решения
исследовате
льских
задач.
осуществлять их
проверку.
Формулировать
выводы.
В
сотрудничестве
с учителем
ставить новые
учебные задачи.
Проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве.
Самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как
по ходу его
реализации, так
и в конце
действия.
Основные
источники
информации.
Правила
классификации
и сравнения.
Способы
познания
окружающего
мира
(наблюдения,
эксперименты).
Анализировать,
сравнивать,
классифициров
ать, обобщать,
выделять
главное.
Формулироват
ь выводы,
выявлять
закономерност
и.
Практикум «Работа с
научным текстом».
Выполнение заданий по
тексту индивидуально или в
группе на выявление
причинно-следственных
связей, классификации,
выявления связей, выбор
эффективных способов
решения задач, обобщения и
выводов.
Явления,
процессы,
связи и
отношения,
выявляемые
в ходе
исследования
; создание
моделей и
схем для
решения
задач; выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задач в
зависимости
от
конкретных
условий.
Проводить
сравнение и
классификацию
по заданным
критериям.
Устанавливать
причинноследственные
связи в
изучаемом круге
явлений.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей.
Строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте, его
строении,
свойствах.
8-15
8 ч.
Проведение
учебного
исследования.
Выбор методов
исследования
адекватных
теме проекта,
целям, задачам.
Учебная исследовательская
деятельность. Этапы
исследовательской
деятельности
обучающихся.
2.Тема исследования.
Проблема исследования.
3.Актуальность выбранной
темы. Цели и задачи.
Гипотеза исследования.
Объект и предмет
исследования.
4. Анализ актуальности
проводимого исследования
(проекта). Целеполагание.
Ориентация
на
понимание
причин
успеха
деятельност
и, в том
числе на
самоанализ
и
самоконтро
ль
результата,
на анализ
соответстви
Анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи.
Осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
заданий с
использованием
учебной
Основные
этапы
организации
проектной и
исследовательс
кой
деятельности
(выбор темы,
сбор
информации,
выбор проекта,
работа над
ним,
презентация.
Методика «Мое исследование
». Индивидуальная работа
или работа в группах.
Формулировка задач.
Выбор средств и методов.
я
результатов
требования
м
конкретной
задачи.
Устойчивог
о учебнопознаватель
ного
интереса к
новым
общим
способам
решения
задач.
литературы и в
открытом
информационно
м пространстве,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
контролируемом
пространстве
Интернета.
Работать с
источниками
информации,
представлять
информацию в
различных
видах,
преобразовыват
ь из одного вида
в другой.
Оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспективно
й оценки
соответствия
результатов
требованиям
данной задачи и
задачной
области.
Осуществлять
итоговый и
Выделять
объект и
предмет
исследования.
Выдвигать
гипотезы и
осуществлять
их проверку.
Формулироват
ь выводы.
Работать с
источниками
информации.
Планировать и
организовыват
ь
исследовательс
кую
деятельность.
пошаговый
контроль по
результату.
1517
3ч.
Оформление
исследователь
ских работ.
Презентация
исследования.
1.Правила оформления
исследовательских работ.
2.Презентация исследования.
Самоанализ и самооценка
деятельности. Оформление
результатов. Представление
результатов. Аннотация.
Автореферат.
Анализ актуальности
проводимого исследования
(проекта). Целеполагание.
Формулировка задач. Выбор
средств и методов.
Планирование работы,
определение сроков и
последовательности
действий.
18
1 ч.
РЕЗЕРВ
Способност
ьк
самооценке
на основе
критериев
успешности
деятельност
и.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи.
Правила
оформления
списка
использованно
й литературы.
Представлять
результаты
своей
деятельности в
различных
видах.
Оформление работ и
презентация.
Календарно-тематическое планирование. 8 класс.
№
Коли
честв
о
часов
Тема
Элементы содержания
Планируемые результаты
Учебная деятельность
корректировка
Личностны
е
1
06.09
Сент.
Типы
творческих
работ
учащихся.
Проект.
2-3
20.09
04.10
Типы проектов
учащихся.
Творческий
проект.
4-6
18.10
08.11
22.11
Исследователь
ская
деятельность
школьников.
Метапредметны
е
Типология форм
организации проектной
деятельности (проектов)
обучающихся по: видам
проектов: информационный
(поисковый),
исследовательский,
творческий, социальный,
прикладной (практикоориентированный), игровой
(ролевой), инновационный
(предполагающий
организационноэкономический механизм
внедрения).
Творческие проекты.
Оформление и
представление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности. Критерии
оценки результатов работы
над проектом.
Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу.
Отличие проекта от
исследования. Проекты
инженерный,
конструкторский,
Внутренней позиции
школьника на уровне
положительного отношения
к школе, понимания
необходимости учения,
выраженного в
Предметные
формы
виды
Типы
творческих
работ
учащихся.
Беседа.
Работа в
группах по
разработке
проекта
«Праздник
осени в школе»
и
представлению
результатов.
1ур Выполнения заданий по
группам: сценарий и общая
концепция праздника осени в
школе; группа оформителей;
группа маркетинга; группа по
разработке критериев оценки
и оценка работы групп.
2ур Представление
результатов и оценка по
разработанным критериям.
Диагностика невербальной
креативности.
Диагностика
интеллектуального
Исследовательс
кие умения и
способности.
Развитие
исследовательс
ких
способностей.
инновационный (по
желанию).
1.Исследовательские
способности: процесс
поиска, приобретения и
осмысления новой
информации.
2.Мотивы
исследовательской
деятельности.
Исследовательское
поведение человека.
ПЕРЕНЕСТИ ПОЗЖЕ
Редактировала 18.11.23
3. Дивергентное
мышления
(продуктивность,
оригинальность и
гибкость мышления,
способность к
разработке идей);
конвергентное мышление
(умение решать
проблему на
основе логических
алгоритмов, через
способность к анализу и
синтезу, анализ и
оценка ситуации на
этапах выработки
преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального
способа оценки знаний.
развития (диагностика
вербальной креативности).
Выраженной устойчивой
учебно-познавательной
мотивации учения.
Тренинги.
Диагностики мотивации.
суждений и
умозаключений).
7-
6ч
06.12
Развитие
творческих
способностей,
исследователь
ской
компетентнос
ти и
предпрофесси
ональных
навыков как
основы
профильного
обучения.
1. Мозговой штурм
процесс коллективного
обсуждения и поиска
максимального
количества идей для
решения поставленной
задачи. Основные правила
и этапы МШ.
2. Виды мозгового
штурма.
3.ПРАКТИКУМ
«Мозговой штурм».
Тренинги креативности:
4. Ментальные карты
(Тони Бьюзен).
Формирование:
Адекватного понимания
причин успешности своей
деятельности.
Умение видеть проблемы;
ставить вопросы; выдвигать
гипотезы; давать
определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать; проводить
эксперименты; делать
умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты
собственных докладов,
объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.
5. Шесть шляп Эдварда
де Боно.
6. Морфологический
анализ.
7. Синектика.
1116
7 ч.
Янва
рьмай
Исследовательс
кая практика.
Проведение учащимися
самостоятельных
исследований и
выполнение ими творческих
проектов.
Учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию.
Понимать относительность
Основные
этапы
организации
проектной и
исследовательс
кой
Проведение исследований
индивидуальных или
групповых.
1. Типология творческих
работ учащихся.
2.Правила выбора темы
исследования.
Формулировка темы
исследования. Соотнесение
темы творческой работы с ее
типом.
3. Актуальность
исследования. Гипотеза.
4.Объект и предмет
исследования.
5. Критерии оценки
исследования.
6.Исследовательская
деятельность экологической
направленности.
7.Исследовательская
деятельность военнопатриотической
направленности.
8.Исследовательская
деятельность социальной
направленности.
мнений и подходов к
решению проблемы.
Аргументировать свою
позицию и координировать
ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего решения
в совместной деятельности.
Адекватно использовать
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач,
строить монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой
речи.
Осуществлять синтез как
составление целого из
частей, самостоятельно
достраивая и восполняя
недостающие компоненты.
1718
2ч.
РЕЗЕРВ
деятельности
(выбор темы,
сбор
информации,
выбор проекта,
работа над
ним,
презентация.
Выделять
объект и
предмет
исследования.
Выдвигать
гипотезы и
осуществлять
их проверку.
Формулироват
ь выводы.
Работать с
источниками
информации.
Планировать и
организовыват
ь
исследовательс
кую
деятельность