Приложение к ФОП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Учимся работать с текстом»
для учащихся 5 – 9 классов
Пояснительная записка
«Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5–9 классов
Рабочая программа курса «Учимся работать с текстом» является неотъемлемой частью Основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана:
− в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
− на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
− с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы
смыслового чтения и работа с текстом»
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным
потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка,
хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования ставит
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции
знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей,
иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме,
переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного
текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения,
получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным,
изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным;
коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания
собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию
коммуникативной компетенции, в частности,
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные
проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление
цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной
информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных
связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по
коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по
формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при
помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Общая характеристика курса
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО
— создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач,
совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
−
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения
практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из
других источников и имеющимся жизненным опытом;
−
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
−
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
−
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра,
становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1.
поиск информации и понимание прочитанного;
2.
преобразование и интерпретация информации;
3.
оценка информации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» реализуется в части,
формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 170 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска
и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный
интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного
наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой
информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать
с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного
общего образования.
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её
осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления
данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения
и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
· критически относиться к рекламной информации;
· находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются
различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.
Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из
рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация
тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения
интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская
позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор
вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление
схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего
избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма)
к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей
информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная
мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части
текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления
информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида
чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста
монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на
прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции,
алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных
текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей
информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы
с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой
информации. Критическое отношение к рекламной информации.
8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение.
Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы
представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари,
энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста
с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии
с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы
с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой
информации. Критическое отношение к информации.
9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы
с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой
информации.
Тематическое планирование
№ Тема
5кл.
6кл.
7кл.
8кл.
1
«Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
16
12
6
8
2
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
9
14
5
20
3
«Работа с текстом: оценка информации»
9
8
4
6
Всего
34
34
16
34
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Тема
Раздел
1
Восприятие на слух и понимание различных
видов сообщений. Типы речи
1
Колич.
часов
1
2
Речь книжная и разговорная.
Художественный стиль речи.
Изобразительно-выразительные средства
1
1
1
2
Текст, его основные признаки. Тема текста,
основная мысль текста, идея. Авторская
позиция. Заголовок текста
Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде
Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли
в тексте
Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац,
план текста. Упорядочивание информации по
заданному основанию
Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение.
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы,
схемы.
1
1
3-4
5-6
7
8
910
1112
13
14
Виды деятельности
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл, различать
типы речи
определять назначение разных видов текстов
уметь находить ивс языка, использовать их в
своей речи
определять признаки текста, тему, основную
мысль, идею текста, авторскую позицию;
выбирать из текста или придумать заголовок,
соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
интерпретировать текст, определять способы
связи предложений в тексте
различать темы и подтемы специального
текста
решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного
и критического понимания текста
обнаруживать соответствие между частью
текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение рисунка,
Проведено
Дата
проведения факт
пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
15
Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии
с целью чтения.
1
1
16
Источники информации: справочники,
словари.
1
1
1718
Подробный и сжатый пересказ.
2
2
19
Вопросы по содержанию текста
2
1
20
Формулирование выводов, основанных на
содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод.
2
1
2
1
Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу
Преобразование информации, полученной из
рисунка, в текстовую задачу
Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте.
2
1
2
1
2
2
3
2
21
22
23
2425
2627
находить в тексте требуемую информацию
(пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации
в тексте);
в процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
структурировать текст, используя списки,
оглавление, разные виды планов; выполнять
смысловое свёртывание выделенных фактов
и мыслей
делать выводы из сформулированных
посылок; выводить заключение о намерении
автора или главной мысли текста.
формулировать тезис, выражающий общий
смысл текста; подбирать аргументы,
формулировать выводы; формировать на
основе текста систему аргументов (доводов)
для обоснования определённой позиции;
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации:
диаграммы, таблицы, схемы, переходить от
одного представления данных к другому;
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации
оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире
2829
Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация.
3
2
3031
Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или
избыточная информация.
3
2
3234
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
3
3
обнаруживать в тексте доводы
в подтверждение выдвинутых тезисов,
понимать душевное состояние персонажей
текста, сопереживать им, находить доводы
в защиту своей точки зрения
на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
урока
1
Тема
Раздел
Колич.часов Виды деятельности
Восприятие на слух и понимание различных
видов сообщений. Типология текстов
1
1
2
Речевая ситуация. Функционально-стилевая
1
дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль).
Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста
1
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Совмещение
в одном тексте разных типовых фрагментов.
1
3
1
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл,
определять назначение разных видов
текстов
Различать стили речи, определять
признаки стилей речи, уметь
определять стили речи
Уметь определять жанровую
принадлежность текста, совмещать
в одном тексте разных типовых
фрагментов
Проведено
Дата
проведения факт
4
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста.
3
1
5
Осознанное чтение текстов с целью
удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования
информации.
Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста
1
1
2
2
8-9
Аргументы, подтверждающие вывод.
2
2
10
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация
3
1
11
Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Признаки текста.
Авторская позиция.
Оценка текста
1
1
1
3
1
1
Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте.
Понимание информации, представленной
в неявном виде. Упорядочивание информации по
заданному основанию
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
1
1
откликаться на форму текста:
оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом — мастерство
его исполнения
использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения
и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
2
2
оценивать утверждения, сделанные
в тексте, исходя из своих
6-7
12
13
14
15-16
выбирать из текста или придумать
заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
формировать на основе текста систему
аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции
формулировать тезис, выражающий
общий смысл текста; подбирать
аргументы, формулировать выводы
использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения
и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте)
определять признаки текста, тему,
основную мысль, идею текста,
авторскую позицию
17
напрямую. Сопоставление и обобщение
содержащейся в разных частях текста
информации
Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная
информация
представлений о мире; находить
доводы в защиту своей точки зрения
3
1
18
Пути восполнения недостающей информации.
3
1
19
Комплексный анализ текста
3
1
20
1
1
21
Способы связи предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте
Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста.
Простой, сложный, тезисный план.
1
1
22
Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение
1
1
на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать
недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации
и находить пути восполнения этих
пробелов
преобразовывать текст, используя
новые формы представления
информации
«Учимся работать с текстом» задание в
раб.тетради интерпретировать текст, определять
способы связи предложений в тексте
различать темы и подтемы
специального текста; выделять не
только главную, но и избыточную
информацию; прогнозировать
последовательность изложения идей
текста, составлять простой, сложный,
тезисный план
находить в тексте требуемую
информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они
тождественными или
синонимическими, находить
необходимую единицу информации
23- 24 Подробный и сжатый пересказ (устный
и письменный)
25-26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа
на поставленный вопрос
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
2
2
3
1
Разные способы представления информации:
словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака
Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы
в связный текст. Преобразование информации,
полученной из схемы, в текстовую задачу
Составление схем с опорой на прочитанный текст
Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии
с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Формирование списка используемой литературы
и других информационных источников.
Определение последовательности выполнения
действий, составление инструкции из 6–7 шагов
(на основе предложенного набора действий,
включающего избыточные шаги).
Комплексный анализ текста
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
2
1
3
1
в тексте)
сопоставлять разные точки зрения
и разные источники информации по
заданной теме; выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов
и мыслей
Составлять монологическое
высказывание на вопрос
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки
полученной информации и её
осмысления
преобразовывать текст, используя
новые формы представления
информации: диаграммы, таблицы,
схемы, переходить от одного
представления данных к другому
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со знаниями из других
источников
выделять не только главную, но
и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность
изложения идей текста
«Учимся работать с текстом» задание в
раб.тетради -
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
Тема
Раздел
Колич.часов Виды деятельности
1
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов.
1
1
2
Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль).
Языковые особенности разных стилей речи.
1
1
1
1
4
5
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея
Смысловые части текста, микротемы, абзац, план
текста
1
1
1
1
6
Виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбор вида чтения в соответствии
с целью чтения
1
1
7
Подробный и сжатый пересказ (устный
и письменный).
2
1
3
7А
7Б
ориентироваться в содержании текста 03.09.2025
и понимать его целостный смысл,
определять тип текста, определять
назначение разных видов текстов
выявлять имплицитную информацию 17.09.2025
текста на основе сопоставления
иллюстративного материала
с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых 01.10.2025
средств и структуры текста
05.09.2025
15.10.2025
определять признаки текста, тему,
основную мысль, идею текста,
05.11.2025
авторскую позицию, структурировать
текст, используя списки, оглавление,
разные виды планов, различать темы
и подтемы специального текста
19.11.2025
находить в тексте требуемую
информацию (пробегать текст
глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными
или синонимическими, находить
необходимую единицу информации
в тексте
интерпретировать текст, выполнять 03.12.2025
смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей
17.10.2025
19.09.2025
03.10.2025
07.11.2025
21.11.2025
05.12.2025
8
Приемы сжатия текста
2
1
9
Вопросы по содержанию текста.
2
1
10
Аргументы, подтверждающие вывод.
2
1
11
Формулирование вопросов по содержанию текста.
2
1
12
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста.
3
1
1314
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация.
3
2
1516
Комплексный анализ текста
3
2
решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического
понимания текста
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
информации и её осмысления
Формулировать вопросы по
содержанию текста.
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями
из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений
о мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения
на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать
недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации
и находить пути восполнения этих
решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического
понимания текста
17.12.2025
19.12.2025
14.01.2026
16.01.2026
28.01.2026
30.01.2026
11.02.2026
13.02.2026
25.02.2026
27.02.2026
11.03.2026
25.03.2026
13.03.2026
27.03.2026
06.05.2026
20.05.2026
08.05.2026
22.05.2026
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
Тема
Раздел
Колич.часов Виды деятельности
1
Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений. Типология текстов.
1
1
2
Рассуждение-размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждение-доказательство.
Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности
разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.
Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном и неявном
видах.
Смысловые части текста, микротемы, план текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Разные способы представления информации:
1
словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы.
Источники информации: справочники, словари,
1
энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими
источниками информации. Сопоставление
информации, полученной из нескольких источников.
Подробный сжатый устный пересказ
2
1
3
4
5
6
7
8
9
1
1
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл,
определять тип текста, определять
назначение разных видов текстов
откликаться на форму текста:
оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения
определять признаки текста, тему,
основную мысль, идею текста,
авторскую позицию, структурировать
текст, используя списки, оглавление,
разные виды планов, различать темы
и подтемы специального текста
использовать полученный опыт
Проведено
Дата
проведения факт
10
Подробный сжатый письменный пересказ
2
1
11
Приемы сжатия текста.
2
1
12
Формулирование тезисов и выводов, основанных на 2
содержании текста.
1
13
Аргументы, подтверждающие вывод.
2
1
14
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую.
2
1
восприятия информационных
объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте),
ориентироваться в содержании текста
и понимать его целостный смысл
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом,
объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы
и т. д.;
находить в тексте требуемую
информацию (пробегать текст
глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или
синонимическими, находить
необходимую единицу информации
в тексте
Применять различные источники
информации: справочники, словари,
энциклопедии, Интернет
интерпретировать текст, выполнять
смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей
решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического
15
Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации.
2
1
16
Составление на основании исходного текста
2
(художественного) монологического высказывания
(устного и письменного) в соответствии с заданным
типом и стилем речи.
Составление на основании исходного текста
2
(публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного)
в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения.
2
1
19
Выбор типа и стиля речи собственного
монологического высказывания с учетом
поставленной задачи.
2
1
20
Формулирование тезисов с опорой на прочитанный
текст.
2
1
17
18
1
1
понимания текста
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
формулировать тезис, выражающий
общий смысл текста; подбирать
аргументы, формулировать выводы,
формировать на основе текста
систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом,
объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы
и т. д
сопоставлять основные текстовые
и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом,
объяснять назначение рисунка,
пояснять схемы, таблицы, диаграммы
и т. д
составлять на основании текста
монологическое высказывание,
понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им,
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки
Формулирование аргументов с опорой на
прочитанный текст.
Формулирование выводов с опорой на
прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на
основе прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования
Создание собственных письменных аннотаций
к тексту, отзывы о прочитанном.
2
1
2
1
2
1
2526
Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свернутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста).
2
2
2728
Создание письменного текста в соответствии
с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
2
2
29
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста.
3
1
30
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация.
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
3
1
3
1
21
22
23
24
31
полученной информации и её
осмысления
Формулировать вопросы по
содержанию текста.
решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического
понимания текста
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную
в данный момент информацию
структурировать текст, используя
списки, оглавление, разные виды
планов, формировать список
используемой литературы и других
информационных источников
составлять инструкции, алгоритмы,
решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического
понимания текста
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями
из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений
о мире; находить доводы в защиту
своей точки зрения
на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать
недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации
32
Соотнесение позиции автора текста
с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
3
1
33
В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявление достоверной
(противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации.
Критическое отношение к информации.
3
1
34
3
1
и находить пути восполнения этих
пробелов
выделять не только главную,
но избыточную информацию и
недостающую; прогнозировать
последовательность изложения идей
текста
использовать полученный опыт
восприятия информационных
объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).
Тематическое планирование 9 классы
№
Тема
п/п
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
2
Работа с текстом: оценка информации
3
ИТОГО
9 класс
5
7
5
17 часов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поурочное планирование 9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение- доказательство.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Подробный и сжатый пересказ(письменный).
Сопоставление и обобщение. Содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании исходного текста(художественного стиля) монологического высказывания
(устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического
высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения.
Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.
Формулирование тезисов с опорой на прочитанный текст.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Колво
часо
в
1
1
1
9А
9Б
03.09.2025
17.09.2025
01.10.2025
01.09.2025
15.09.2025
29.09.2025
1
1
1
1
1
1
1
15.10.2025
05.11.2025
19.11.2025
03.12.2025
17.12.2025
14.01.2026
28.01.2026
13.10.2025
03.11.2025
17.11.2025
01.12.2025
15.12.2025
12.01.2026
26.01.2026
1
11.02.2026
09.02.2026
1
1
1
1
25.02.2026
11.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
23.02.2026
09.03.2026
23.03.2026
06.04.2026.
16
17
Выражение собственного мнения о прочитанном,
его
аргументация. Формулирование собственных
аргументов с опорой на жизненный опыт.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
1
22.04.2026
20.04.2026
1
06.05.2026
04.05.2026