РП Функциональная грамотность ВУД 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
МКУ администрация по го Верхний Тагил
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
руководитель ШМО: Баженова Л.М.
Протокол №1 от 04.08.2023г.

Директором МАОУ СОШ № 4
Нехай Елена Александровна
Приказ № 82 от 04.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

уровень начального общего образования

го Верхний Тагил 2023

Курс внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1 и 4 классе начальной школы (во 2-3 классе через
классно-урочную деятельность) и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю: в 1-ом и 4ом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА (1 класс)
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знании: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Функциональная

грамотность»

предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34
часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии - по формированию
математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность
(занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.

-

№
1
2
3
4
5
Итого
№
1
2
3
4
5
6
Итого

Тематическое планирование 1 класс
Тематический блок
Вводное занятие
«Читательская грамотность»
«Естественнонаучная грамотность»
«Математическая грамотность»
«Финансовая грамотность»
Тематическое планирование 4 класс
Тематический блок
Вводное занятие
«Читательская грамотность»
«Естественнонаучная грамотность»
«Математическая грамотность»
«Финансовая грамотность»
Рефлексия

часы
1
8
8
8
8
33
часы
1
8
8
8
8
34

Формы организации занятии: фронтальная форма обучения, групповая работа,
индивидуальная работа, парная форма, самостоятельная работа, практическая.
Примерный перечень основных видов и форм деятельности
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с пособием.
Работа с научно-популярной литературой.
Работа со схемами, таблицами и др.
Игра, турнир, практическое занятие, исследование
Экскурсия и др.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение: за демонстрациями учителя, в природе, в практической деятельности, в
бытовых условиях и т.п.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ таблиц.
Анализ проблемных ситуаций, разыгрывание ситуаций и др.
Иные виды деятельности
Беседа, дискуссия, круглый стол
Анализ текста
Работа с таблицей, графиком, диаграммой и т.п.
тематические прогулки
участие в марафонах, конкурсах, олимпиадах и т.п., связанных с функциональной
грамотностью
практическое занятие
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Институт стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/

ЦОК (Фоксфорд, Я-класс, Учи.ру… )https://educont.ru/
Просвещение https://media.prosv.ru/
Министерство Просвещения https://edsoo.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Яндекс Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
ФИПИ https://fipi.ru/
Грамотей http://gramoteu.ru/
Сириус https://siriusolymp.ru/
Образовательная онлайн – платформа https://cerm.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».