МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области администрация го Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАССМОТРЕНО на заседании ШМО руководитель ШМО Сидорова Светлана Валентиновна приказ № 1 от «4» август 2023 г. УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ №4 Нехай Елена Александровна приказ № 82 от «4» август 2023 г. Редактировать Программа внеурочного курса «Проектно-исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся 9 классов.Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации. Этот курс позволит учащимся получить навыки проектной деятельности, освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. Курс направлен на развитие навыков планирования своей деятельности, самостоятельного оценивания эффективности и результативности работы, использования собственных умений для решения практических задач и достижения желаемого результата. В основу легла авторская программа и учебной пособие: Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. – (Внеурочная деятельность). Содержание программы дает возможность учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме. Цель курса : оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов. Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика). Задачи: - расширение знаний о технологии проектной деятельности; - развитие навыков проектно-исследовательской деятельности; - формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками; - формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся; В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит: - усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях; - овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; - формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, п убличных выступлений; - формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса; - возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе. При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает: - определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; - выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования; - оформление конечных результатов; - анализ полученных данных; - подведение итогов; - корректировка; - получение выводов. . Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 16 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Планируемые результаты изучения курса Личностными результатами являются: - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; - проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода; Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются: - способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать итоги ее решения; - способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни. - способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу. Содержание курса 1. Введение. (1 ч.) Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания Проектная деятельность как особый вид познавательной деятельности. 2. Исследование и проектирование. (2 ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Исследование и проектирование. Сходство и различия. 3. Проблема. . Гипотеза. Актуальность работы (2 ч.) Проблема и проблемный вопрос.. Практическая работа: Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом. Зачем нужна гипотеза и как ее формулируют. Отличия утверждения от гипотезы. Аргументация своего интереса к выполняемой работе. 4.Цель работы. Задачи работы (2 ч.) Понятие цели в разных сферах деятельности. Важность определения цели. Практическая работа: Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели. Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и от методов. Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами. 5.Объект и предмет работы. (2ч.) Необходимость выделения объекта в исследовательских и проектных работах. Определения объекта и предмета в исследовательской работе, их отличия. Практическая работа: Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе. 5. Источники информации. Ссылки и правила цитирования. (2 ч.) Основные источники информации, степень их достоверности. Первичные и вторичные источники информации. Википедия. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Практическая работа: Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. 6. Работа над основной частью исследования: 2 часа .составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. Отличие темы от проблемы. Соответствие темы критериям научного исследования. Практическая работа: подбор методов , используемых в проектной деятельности . . . Корректировка плана в ходе выполнения работы. Сложности, возникающие при достижении цели. Анализ реализации плана работы. 10. Результаты и их обработка. (1 ч.) Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов. Практическая работа: Фиксация результатов экспериментов (наблюдений). 11. Анализ и обсуждение результатов. (1 ч.) Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, влияющих на результаты исследований. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. 12. Подготовка отчета о работе. Подготовка материала для доклада. Публичное выступление 1 ч. Жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации. Типичные ошибки. Практическая работа: 1 ч Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста. Как знаменитые люди готовились к выступлениям.. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления.. Как заканчивать выступление. Проектная деятельность» 9 класс 0, 5 часа в неделю (16 часов в год) № п/п Кол-во часов Тема Введение (2 часа) 1 1 Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. 2 Реферат как научная работа (2 часа) 3-4 2 Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. 5-6 2 Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. Способы получения и переработки информации (2 часа) 7 1 Виды источников информации. 8 1 Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. Проект (10 часов) 9 1 Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом 10 1 Виды проектов 11 1 Методы проектной деятельности. Выбор метода. 12 1 Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы 13 1 Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности 14 1 Формы продуктов проектной деятельности 15 1 Результаты и их обработка. 16 1 Подготовка материала для доклада Учебно-методическое обеспечение: 1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007. 2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.