внеурочка ПРИС 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО Сидорова Светлана Валентиновна
приказ № 1
от «4» август 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
Нехай Елена Александровна
приказ № 82
от «4» август 2023 г.
Редактировать

Программа внеурочного курса «Проектно-исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся 9 классов.Приобщение учащихся к
основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие
познавательной активности и профессиональной ориентации.
Этот курс позволит учащимся получить навыки проектной деятельности, освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и
обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. Курс направлен на развитие навыков
планирования своей деятельности, самостоятельного оценивания эффективности и результативности работы, использования собственных умений для
решения практических задач и достижения желаемого результата.
В основу легла авторская программа и учебной пособие: Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. – (Внеурочная деятельность).
Содержание программы дает возможность учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.
Цель курса : оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных
научно-практических конференциях и защите проектов.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение
принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка
реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это
означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной
деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии
способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения
субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Задачи:
- расширение знаний о технологии проектной деятельности;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной
деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит:
- усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор
учащихся в предметных областях;
- овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации,
контролю и самооценке;
- формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, п убличных
выступлений;
- формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
- возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов.
.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения.
Время, отведенное на обучение, составляет 16 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся ;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников
на основе системного деятельностного подхода;
Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются:
- способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в
готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять
последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой
способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать
итоги ее решения;
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме
непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого
человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями,
нормами общественной жизни.
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое
высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.
Содержание курса
1. Введение. (1 ч.) Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания
Проектная деятельность как особый вид познавательной деятельности.
2. Исследование и проектирование. (2 ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов:
практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта.
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Исследование и проектирование. Сходство и различия.
3. Проблема. . Гипотеза. Актуальность работы (2 ч.)
Проблема и проблемный вопрос..
Практическая работа:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом. Зачем
нужна гипотеза и как ее формулируют. Отличия утверждения от гипотезы. Аргументация своего интереса к выполняемой работе.
4.Цель работы. Задачи работы (2 ч.)

Понятие цели в разных сферах деятельности. Важность определения цели.
Практическая работа:
Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели.
Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и от методов.
Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами.
5.Объект и предмет работы. (2ч.)
Необходимость выделения объекта в исследовательских и проектных работах. Определения объекта и предмета в исследовательской работе, их отличия.
Практическая работа:
Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе.
5. Источники информации. Ссылки и правила цитирования. (2 ч.)
Основные источники информации, степень их достоверности. Первичные и вторичные источники информации. Википедия. Виды источников информации.
Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные,
аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов..
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа:
Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Работа над основной частью исследования: 2 часа .составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического
материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ,
выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Отличие темы от проблемы. Соответствие темы критериям научного исследования.
Практическая работа: подбор методов , используемых в проектной деятельности
.
.
.
Корректировка плана в ходе выполнения работы.
Сложности, возникающие при достижении цели. Анализ реализации плана работы.
10. Результаты и их обработка. (1 ч.)
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов.
Практическая работа:
Фиксация результатов экспериментов (наблюдений).
11. Анализ и обсуждение результатов. (1 ч.)
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, влияющих на результаты исследований.
Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы.
12. Подготовка отчета о работе. Подготовка материала для доклада. Публичное выступление 1 ч.

Жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации. Типичные ошибки.
Практическая работа: 1 ч
Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста.
Как знаменитые люди готовились к выступлениям.. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего
выступления.. Как заканчивать выступление.

Проектная деятельность»
9 класс 0, 5 часа в неделю (16 часов в год)

№ п/п Кол-во
часов

Тема
Введение (2 часа)

1

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.
Особенности научного познания.

2

Реферат как научная работа (2 часа)
3-4

2

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.

5-6

2

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема,
предмет и объект.
Способы получения и переработки информации (2 часа)

7

1

Виды источников информации.

8

1

Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.
Проект (10 часов)

9

1

Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над проектом

10

1

Виды проектов

11

1

Методы проектной деятельности. Выбор метода.

12

1

Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Планирование
эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы

13

1

Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности

14

1

Формы продуктов проектной деятельности

15

1

Результаты и их обработка.

16

1

Подготовка материала для доклада

Учебно-методическое обеспечение:
1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.:
«Просвещение», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».