РП_инд груп общество _7klass

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

Рассмотрено
На заседании ШМО

УТВЕРЖДЕНО
Директор Нехай Елена
________________________
Александровна
Руководитель ШМО ________________________
Сидорова Светлана
Валентиновна
Приказ №82
Протокол №1
от «4 » августа
2023 .
« 4 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Индивидуально-групповые занятия по обществознанию»
7 класс

г.Верхний Тагил
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса "За страницами учебника обществознания» составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе ПООП ООО,
одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8
апреля 2015г. 1/151 ред. от 04.02.2020), приведенная в соответствии с обновленным ФГОС ООО и ФОП ООО.
Программа предназначена для подготовки учащихся 8 классов к сдаче экзамена в формате ОГЭ (в соответствие с
задачами модернизации содержания образования, современных изменений в текущем законодательстве, а также с
учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы и специфики подготовки
учащихся к ОГЭ). Программа курса опирается на документы определяющего структуру и содержание КИМ
«Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных
учреждений для проведения основного государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных
измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена».
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Программа курса ориентирована на
повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания
2

(«Общество» «Человек», «Социальная сфера», «Экономика», «Духовная сфера»). Программа призвана помочь ученикам
преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса. Решение
экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами
различного типа заданий и уровня сложности. В соответствии с содержанием настоящей Программы, предполагается
совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх
предложенных, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся, по указанным темам.
Также в 8 классе при повторении теоретического материала, будет выявлен круг вопросов, нуждающихся в
дополнительном объяснении. Помимо этого, курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует
подготовке учащихся к продолжению образования.
Цель курса: организовать систематическую качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету,
распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять
решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.
Содержание курса в 7 классе
РАЗДЕЛЫ: Человек и его социальное окружение.
3

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека
(биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как
вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности обучающегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения
(деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное
время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической
деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
4

Политическая жизнь общества. Россия ‒ многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране.
Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале
XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и
международных организаций.
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных
норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на
общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность. Производство ‒ источник экономических благ. Факторы
производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
5

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка).
Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен
валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары
длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по
развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная
молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
6

Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в
Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания.
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и
информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
Требования к результатам освоения курса
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни,
во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
7

в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
8

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
9

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания
образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии
с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении
обществознания:
10

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
11

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
12

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
13

Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
14

Человек и его социальное окружение:
осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека
и её видах, образовании, правах и обязанностях обучающихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия
человека с другими людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных
традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер, особенности
личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ),
деятельность человека, образование и его значение для человека и общества;
приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых
групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов;
проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных, виды
деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах, целей, способов и результатов деятельности,
целей и средств общения;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального
явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения
личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе
обучающихся;
15

определять и аргументировать с использованием обществоведческих знаний и личного социального опыта своё
отношение к людям с ОВЗ, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам
неформального общения подростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей обучающегося, отражающие
особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
читать осмысленно тексты правовой тематики, в том числе извлечения из законодательства Российской
Федерации; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о
правах и обязанностях обучающегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном
окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с
людьми с ОВЗ; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для
выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного
участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём:
16

осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе, процессах и явлениях в
экономической жизни общества, явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти
в Российской Федерации; культуре и духовной жизни, типах общества, глобальных проблемах;
характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в
Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности информационного
общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных
проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы
хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников
экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и
общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных
ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина
внести свой вклад в решение экологической проблемы);
17

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и
природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям
общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности,
направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на
соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность
культуры и традиций народов России.
Социальные ценности и нормы:
осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой
жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие), моральные нормы и их роль в жизни общества;
18

приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора, ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм;
классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
сравнивать отдельные виды социальных норм;
устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
определять и аргументировать с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных
ценностей, к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека;
осмысленно читать тексты, касающиеся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
19

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических
системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли
государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о
влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты
спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных
функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности
производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы
государственного регулирования экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов
экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования
экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на
основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
20












повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в
сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица,
схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской
деятельности, экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития
экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности
(сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические
интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства,
распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);

21

 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании,
системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об
информации как важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и
информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования
на социализацию личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности,
взаимовлияние науки и образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
 овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план,
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;

22

 осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в
Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в
разных источниках информации;
 анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,
науки и образования;
 оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
 использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере
духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
 приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур,
национальных и религиозных ценностей.
УМК
1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В.
Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. - М.:АСТ: Астрель, 2023.
2. О.А. Чернышева. ОГЭ-2024. Обществознание. 9 класс. Тематический тренинг. Легион, 2023 г.
3. Баранов П.А. ОГЭ-2024. Обществознание. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к
основному государственному экзамену . АСТ: 2023
4. О. В. Кишенкова. ОГЭ-2024. Обществознание. Задания, ответы, комментарии. ЭКСМО, 2023.
5. Тематические и диагностические работы СтатГрад 2024.
Сайты для подготовки к ГИА
1. http://www.resolventa.ru/demo/obsh/demogiaobsh.htm
2. http://egeigia.ru
3. http://www.uchportal.ru
4. http://gia-online.ru/
5. http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/GIA.html#demoversii-KIM-2018
6. http://www.ctege.info/oge-po-obschestvoznaniyu-gia/
23

7. http://gia-test.ru/tests/social/
8. http://hbisite.ru/index/kimy_po_obshhestvoznaniju/0-63
9. http://4egena100.ru/gia-9-klass/gia-9-obshestvoznanie.htm
10. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx
Тематическое планирование
Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы жизни общества и изучает его как сложную
динамическую открытую систему, а человека как субъекта общественных отношений. Обществознание призвано
сформировать у обучающегося целостную картину современного общества, представления о различных аспектах
социальной жизни, понимание своего места в российском обществе, а также способствовать освоению типичных
социальных ролей, финансовой грамотности, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения.
Тематическое планирование по обществознанию составлено с учетом рабочей программы воспитания школы.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО через создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся,
и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
24

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
собственное будущее.
Элементы воспитательного компонента будут использоваться на каждом занятии в соответствии с темой и целью урока.

25

Тематическое планирование
Введение

Содержание курса
(ФОП ООО)
РАЗДЕЛЫ 1-3.Человек. Общество.
Социальные нормы
Человек. Биологическое и социальное в
человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности
подросткового возраста. Способности и

Общая характеристика
особенности КИМов по
обществознанию,
спецификой проведения
экзамена, знакомство с
кодификатором,
спецификацией,
демонстрационной версией
ОГЭ.
Кодификатор

Колво
часов

ЦОР

1 час

fipi.ru

1.1. Биологическое и
социальное в человеке.
Черты сходства и различия
человека и животного
1.2. Потребности человека
(биологические,
социальные, духовные).
Способности человека
1.3. Индивид,
индивидуальность, личность. Возрастные периоды
жизни человека и

10
часов

https://edu.skysmart.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://multiurok.ru
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events
Читательская грамотность
(instrao.ru)

26

потребности человека. Особые потребности
людей с ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение.
Право человека на образование. Школьное
образование. Права и обязанности
обучающегося.
Роль деятельности в жизни человека и
общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их
разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности
людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление
взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический
кризис и пути его разрешения. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на

формирование личности.
Отношения между
поколениями. Особенности
подросткового возраста.
Люди с огра- ниченными
возможностями здоровья,
их особые потребности и
социальная позиция
1.4. Цели и мотивы
деятельности. Виды
деятельности (игра, труд,
учение)
1.5. Познание человеком
мира и самого себя как вид
деятельности
1.6.Право человека на
образование. Школьное
образование. Права и
обязанности учащегося
1.7.Общение. Цели и
средства общения.
Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.
Особенности общения в
виртуальном пространстве
1.8. Отношения в малых
группах. Групповые нормы
27

нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы
поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность
и патриотизм. Уважение социального
многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы
и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право,
его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Право
и мораль: общее и различия. Социализация
личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость
здорового образа жизни.

и правила. Лидерство в
группе. Межличностные
отношения (деловые,
личные). Отношения с
друзьями и сверстниками.
Конфликты в
межличностных
отношениях.
2.1. Что такое общество.
Связь общества и природы
2.2.Устройство
общественной жизни.
Основные сферы жизни
общества и их
взаимодействие
2.3.Развитие общества.
Современные формы связи
и коммуникации: как они
изменили мир. Перепективы развития общества
2.4.Информационное
общество. Профессии
настоящего и будущего.
Непрерывное образование и
карьера
2.5. Роль информации и
информационных
технологий в современном
28

РАЗДЕЛ 4. «Социальная сфера»
Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и

мире. Информационная
культура и информационная
безопасность. Правила
безопасного поведения в
Интернете
2.6. Усиление взаимосвязей
стран и народов в условиях
современного общества.
Сущность глобализации.
Причины, проявления и
последствия глобализации,
её противоречия
2.7. Глобальные проблемы и
возможности их решения.
Экологическая ситуация и
способы её улучшения
Контрольная работа по
разделам «Человек» и
«Общество». Проверка
уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение
заданий 1 и 2 частей ОГЭ.
Социальная сфера.
6
5.1. Социальная структура
часов
общества. Многообразие
социальных общностей и
групп
5.2.Этнос и нация. Россия -

https://edu.skysmart.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://multiurok.ru
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events
fipi.ru
29

традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути
их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство.
Социальная политика Российского
государства. Молодёжь — активный
участник общественной жизни.
Волонтёрское движение. Профессии
настоящего и будущего. Непрерывное
образование и карьера. Мода и спорт.
Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном
пространстве. Перспективы развития
общества.

многонациональное
государство. Этносы
и нации в диалоге культур
5.3.Молодёжь - активный
участник общественной
жизни. Современная
молодёжная культура
5.4.Положение человека в
обществе. Социальный
статус человека в обществе.
Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социальная мобильность
5.5.Социальные нормы как
регуляторы общественной
жизни и поведения человека
в обществе. Виды
социальных норм. Традиции
и обычаи. Право и его роль
в жизни общества. Право и
мораль
5.6.Социализация личности
5.7.Важность семьи в жизни
человека, общества и
государства. Отношения в
семье. Функции семьи.
Семейные ценности. Семейные традиции.
30

Семейный досуг. Свободное
время подростка. Основные
роли членов семьи
5.8.Отклоняющееся
поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма
для человека и общества.
Профилактика негативных
отклонении поведения
5.9.Социальные конфликты
и пути их разрешения
5.10. Здоровый образ жизни.
Социальная и личная
значимость здорово- го
образа жизни. Мода и спорт
5.11. Основные направления
и приоритеты социальной
политики российского
государства Контрольная
работа по модульному
блоку «Социальная
сфера». Проверка уровня
знаний и умений по
пройденной теме. Решение
заданий ОГЭ
РАЗДЕЛ 5 «Экономика».
Понятие экономики. Роль экономики в
жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и

Экономика

4.1. Что такое экономика.
Взаимосвязь жизни

8
часов

fipi.ru
https://resh.edu.ru
https://edu.skysmart.ru
31

потребности, ограниченность ресурсов.
Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции. Инфляция, ее
последствия. Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков.
Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен
быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые
системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые
гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и
финансовые активы. Пенсионное

общества и его
экономического развития.
Экономическая жизнь
общества. Потребности и
ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический
выбор. Ресурсы и
возможности экономики
нашей страны
4 2.Экономическая система
и её функции.
Собственность
4.3. Виды экономической
деятельности. Производство
- источник экономических
благ. Факторы
производства. Обмен.
Торговля и её формы
4.4. Трудовая деятельность.
Производительность труда.
Разделение труда.
Заработная плата и стимулирование труда
4.5.Занятость и безработица
4.6. Рыночная экономика.
Конкуренция. Спрос и
предложение
4.7.Рыночное равновесие.

https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events

32

обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.

Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков
4.8. Предприятие в
экономике. Издержки,
выручка и прибыль. Как
повысить эффективность
производства
4.9.Предпринимательство.
Виды и формы
предпринимательской
деятельности
4.10.Деньги и их функции
4.11.Финансовый рынок и
посредники (банки,
страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги
финансовых посредников.
Основные типы финансовых
инструментов: акции и
облигации
4.12.Банковские услуги,
предоставляемые гражданам
(депозит, кредит, платёжная
карта, денежные переводы,
обмен валюты).
Дистанционное банковское
обслуживание
33

4.13.Страховые услуги.
Защита прав потребителя
финансовых услуг
4.14.Экономические
функции домохозяйств.
Потребление домашних
хозяйств. Потребительские
товары и товары
длительного пользования.
Источники доходов и
расходов семьи. Семейный
бюджет. Личный
финансовый план. Способы
и формы сбережений
4.15.Экономические цели и
функции государства
4.16.Налоги. Доходы и
расходы государства. Г осу
дарственный бюджет
4.17.Г осу дарственная
бюджетная и денежнокредитная политика
Российской Федерации. Г
осу дарственная политика
по развитию конкуренции.
Контрольная работа по
разделу «Экономика».
Проверка уровня знаний и
34

умений по пройденной теме.
Решение заданий ОГЭ.
Раздел 6. « Сфера духовной культуры 3.1. Культура, её
6
Культура, ее многообразие и основные формы. многообразие и формы.
часов
Наука в жизни современного общества.
Влияние духовной культуры
Научно-технический прогресс в современном
на формирование личности
обществе. Развитие науки в России. Влияние
3.2. Духовные ценности,
духовной культуры на формирование
традиционные ценности
личности. Современная молодёжная
российского народа.
культура.Образование, его значимость в
Общественные ценности.
условиях информационного общества.
Свобода и ответственность
Система образования в Российской
гражданина. 1
Федерации. Уровни общего образования.
гражданственность и
Государственная итоговая аттестация.
патриотизм. Гуманизм
Самообразование. Религия как форма
3.3. Принципы и нормы
культуры. Мировые религии. Роль религии в
морали. Добро и зло.
жизни общества. Свобода совести. Религии
Нравственные чувства
и религиозные объединения в Российской
человека. Совесть и стыд.
Федерации.
Моральный выбор.
Искусство как элемент духовной
Моральная оценка
культуры общества. Влияние искусства на
поведения людей и
развитие личности.
собственного поведения.
Роль информации и информационных
Влияние моральных норм
технологий в современном мире.
на общество и человека.
Информационная культура и информационная Волонтерское движение
безопасность.
3.4.Наука. Естественные и
социально-гуманитарные
науки. Роль

https://edu.skysmart.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://multiurok.ru
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events

35

Итоговое обобщение.

науки в развитии общества
3.5.Образование.
Личностная и общественная
значимость образования в
современном обществе.
Образование в Российской
Федерации.
Самообразование. Политика
в сфере культуры и образования в Российской
Федерации
3.6. Понятие религии. Роль
религии в жизни человека и
общества. Свобода совести
и свобода вероисповедания.
Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации
3.7.Что такое искусство.
Виды искусств. Роль
искусства в жизни человека
и общества
Изученное в курсе.
2 часа https://edu.skysmart.ru
https://soc-oge.sdamgia.ru/

36

Учебно-тематический план. 8 класс, 33 часа
№
п/п

Форма занятия

Форма контроля

Проверяемые
требования к
результатам освоения
основной
образовательной
программы основного
общего образования в
КИМ.

Наименование тем курса

Всего
часов

1

Введение

1

2.

Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы
общественной жизни, их
взаимосвязь. Решение заданий
на выбор верной позиции из
списка.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задание на выбор
верной позиции из
списка)

освоение и
применение системы
обществоведческих
знаний, а также умение
характеризовать
традиционные
российские духовнонравственные
ценности.

3.

Биологическое и социальное в
человеке

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания на

Освоение и
применение системы

Вводная лекция.
Разбор
демоверсии 2024
г.
Раздел 1-3. «Человек. Общество. Социальные нормы»»- 10 часов

37

Личность. Особенности
подросткового возраста.
Решение заданий на
установление соответствия и
выбор верного суждения,
задание на обращение к
социальным реалиям.

4.

Деятельность человека и ее
основные формы (труд, игра,
учение). Человек и его
ближайшее окружение. Анализ
текста. Составление плана по
предложенной теме.

1

Практическая
работа

установление
соответствия и выбор
верного суждения,
задание на обращение
к социальным
реалиям)

знаний о социальных
свойствах человека,
особенностях его
взаимодействия с
другими людьми; а
также умение
устанавливать и
объяснять взаимосвязи
социальных объектов,
явлений, процессов в
различных сферах
общественной жизни,
их элементов и
основных функций.

Решение заданий части
II (Анализ текста.
Составление плана по
предложенной теме)

овладения смысловым
чтением текстов
обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать,
понимать и
интерпретировать
смысл текстов разных
типов, жанров,
назначений; умения
составлять на их
основе план,
38

5.

6.

Межличностные отношения.
1
Общение
Межличностные конфликты,
их конструктивное разрешение.
Решение заданий на анализ
графиков и диаграмм.

Социальные нормы как
1
регуляторы поведения человека
в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как
усваиваются социальные
нормы. Решение заданий на
установление соответствия и
выбор верного суждения,
задание на обращение к
социальным реалиям.

Практическая
работа

Практическая
работа

Решение заданий части
I (задания с графиками
и диаграммами)

Решение заданий части
I (задания на
установление
соответствия и выбор
верного суждения,
задание на обращение
к социальным
реалиям)

преобразовывать
текстовую
информацию в модели
(таблицу, диаграмму,
схему).
поиск и извлечение
социальной
информации по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников.

умение устанавливать
и объяснять
взаимосвязи
социальных объектов,
явлений, процессов в
различных сферах
общественной жизни,
их элементов и
основных функций.

39

7.

Гражданственность и
патриотизм. Уважение
социального многообразия.
Мораль, ее основные
принципы. Нравственность.
Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и
общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм.
Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность.
Решение заданий на выбор
верной позиции из списка.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задание на выбор
верной позиции из
списка)

умение
классифицировать по
разным признакам (в
том числе
устанавливать
существенный признак
классификации)
социальные объекты,
явления, процессы,
относящиеся к
различным сферам
общественной жизни,
их существенные
признаки, элементы и
основные функции.

8.

Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства. Основные
признаки права. Право и
мораль: общее и различия.
Анализ текста. Составление
плана по предложенной теме.

1

Практическая
работа

овладения смысловым
чтением текстов
обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать,
понимать и
интерпретировать
смысл текстов разных
типов, жанров,
назначений; умения
составлять на их

Решение заданий части
II (Анализ текста.
Составление плана по
предложенной теме)

40

основе план,
преобразовывать
текстовую
информацию в модели
(таблицу, диаграмму,
схему)

9.

Социализация личности.
Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Социальный
контроль. Социальная
значимость здорового образа
жизни. Решение заданий на
установление соответствия и
выбор верного суждения,
задание на обращение к
социальным реалиям.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания на
установление
соответствия и выбор
верного суждения,
задание на обращение
к социальным
реалиям)

освоение и
применение системы
обществоведческих
знаний, а также умение
характеризовать
традиционные
российские духовнонравственные
ценности.

41

1011.

Практикум - решение
заданий по разделам
«Человек. Социальные
нормы».
Практикум - решение
заданий по разделу
«Общество».

2

Решение заданий
ОГЭ. Проверка
уровня знаний и
умений по
пройденной теме.

Решение заданий ОГЭ умение оценивать
(часть I-II) по теме
собственные поступки
и поведение других
людей с точки зрения
их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
умение решать в
рамках изученного
материала
познавательные и
практические задачи.

Раздел 4. «Социальная сфера» - 6 часов
12.

Социальная структура
1
общества. Семья как малая
группа. Отношения между
поколениями. Решение заданий
на поиск и извлечение
социальной информации по
заданной теме из различных
адаптированных источников.

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (поиск и извлечение
социальной
информации по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников)

овладение приёмами
поиска и извлечения
социальной
информации по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников , а также
умение оценивать
собственные поступки
и поведение других
людей с точки зрения
42

13.

Социальная мобильность.

1

Практическая

Решение заданий части

их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
умение анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и
критически оценивать
социальную
информацию, включая
экономикостатистическую,
соотносить её с
собственными
знаниями о моральном
и правовом
регулировании
поведения человека,
личным социальным
опытом; используя
обществоведческие
знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами
умения использовать
полученные знания для
43

Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные
ценности и традиции.
Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Работа с текстом.
Аргументация собственной
позиции.

работа

II (работа с текстом.
Аргументация
позиции)

объяснения (устного
и письменного)
сущности,
взаимосвязей явлений,
процессов социальной
действительности;
умения с опорой на
обществоведческие
знания, факты
общественной жизни
и аргументировать с
точки зрения
социальных ценностей
и норм своё
отношение к явлениям,
процессам социальной
действительности;
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и критически
оценивать социальную
информацию из
адаптированных
источников и
публикаций СМИ,
соотносить её с
44

и лич

собственными
знаниями
о моральном и
правовом
регулировании
поведения человека,
личным
социальным опытом;
используя
обществоведческие
знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами; умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
приобретение опыта
осуществления
совместной
деятельности, включая
взаимодействие с
людьми другой
45

14.

Социальный конфликт и пути
его решения
Межнациональные
отношения. Работа с текстом,
задания на иллюстрирование
примерами предложенных
понятий и явлений.

1

Практическая
работа

культуры,
национальной и
религиозной
принадлежности на
основе национальных
ценностей
современного
российского общества:
демократических
ценностей, идей мира и
взаимопонимания
между народами,
людьми разных
культур; осознание
ценности культуры и
традиции народов
России.
- умения
Решение заданий части
приводить
II (работа с текстом,
примеры (в том
числе
задания на
моделировать
иллюстрирование
ситуации)
примерами
деятельности
предложенных понятий
людей,
и явлений)
социальных
определённого типа в
различных сферах
общественной жизни,
их структурных
46

объе

15.

Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения
между нациями. Россия –
многонациональное
государство. Социальная
политика Российского
государства. Работа с текстом.
Аргументация собственной
позиции.

1

Практическая
работа

Решение заданий части
II (работа с текстом.
Аргументация
позиции)

элементов и
проявлений основных
функций; умения
решать в рамках
изученного материала
познавательные и
практические задачи,
отражающие
выполнение типичных
для
несовершеннолетнего
социальных ролей,
типичные социальные
взаимодействия в
различных сферах
общественной жизни
умения использовать
полученные знания для
объяснения (устного
и письменного)
сущности,
взаимосвязей явлений,
процессов социальной
действительности;
умения с опорой на
обществоведческие
знания, факты
общественной жизни
и аргументировать с
47

и лич

точки зрения
социальных ценностей
и норм своё
отношение к явлениям,
процессам социальной
действительности;
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и критически
оценивать социальную
информацию из
адаптированных
источников и
публикаций СМИ,
соотносить её с
собственными
знаниями
о моральном и
правовом
регулировании
поведения человека,
личным
социальным опытом;
используя
обществоведческие
48

знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами; умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
приобретение опыта
осуществления
совместной
деятельности, включая
взаимодействие с
людьми другой
культуры,
национальной и
религиозной
принадлежности на
основе национальных
ценностей
современного
российского общества:
демократических
ценностей, идей мира и
49

взаимопонимания
между народами,
людьми разных
культур; осознание
ценности культуры и
традиции народов
России.
1617.

2
Практикум - решение
тестовых заданий по разделу
«Социальная сфера».
Практикум по разделу
«Социальная сфера» – анализ
текста.

Проверка уровня
знаний и умений
по пройденной
теме. Решение
заданий ОГЭ.

Решение заданий ОГЭ
(часть I-II) по теме

умения
приводить
примеры (в том
числе
моделировать
ситуации)
деятельности
людей,
социальных
определённого типа в
различных сферах
общественной жизни,
их структурных
элементов и
проявлений основных
функций; умения
решать в рамках
изученного материала
познавательные и
практические задачи,
отражающие
выполнение типичных
-

50

объе

для
несовершеннолетнего
социальных ролей,
типичные социальные
взаимодействия в
различных сферах
общественной жизни
Раздел 5. «Экономика»-8 часов.
18.

Экономика, ее роль в жизни
общества
Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов. Решение заданий на
выбор верной позиции из
списка.

1

Практическая
работа

Решение заданий
части I (задание на
выбор верных позиций
из списка)

19.

Экономические системы и
собственность
Производство,
производительность труда.
Разделение труда и
специализация.
Решение заданий на выделение
общего и различного.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания на
выделение общего и
различного)

освоение и
применение системы
обществоведческих
знаний; а также умение
устанавливать и
объяснять взаимосвязи
социальных объектов,
явлений, процессов в
различных сферах
общественной жизни,
их элементов и
основных функций.
умение
классифицировать по
разным признакам (в
том числе
устанавливать
существенный признак
классификации)
социальные объекты,
51

20.

Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Анализ
текста. Аргументация
собственной позиции.

1

Практическая
работа

явления, процессы,
относящиеся к
различным сферам
общественной жизни,
их существенные
признаки, элементы и
основные функции.
- умения
Решение заданий части
использовать
II (анализ текстаполученные
знания для
аргументация позиции)
объяснения
(устного
и письменного)
сущности,
взаимосвязей явлений,
процессов социальной
действительности;
умения с опорой на
обществоведческие
знания, факты
общественной жизни
и аргументировать с
точки зрения
социальных ценностей
и норм своё
отношение к явлениям,
процессам социальной
действительности
Умение оценивать
52

и лич

21.

Предпринимательство. Малое
предпринимательство и
фермерское хозяйство.
Решение заданий на (анализ
фотоизображения).

1

Практическая
работа

Решение заданий части
I (на установление
соответствия и выбор
верного суждения)

собственные поступки
и поведение других
людей с точки зрения
их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного
поведения (задание,
проверяющее основы
финансовой
грамотности).
овладение приёмами
поиска и извлечения
социальной
информации
(текстовой,
графической,
аудиовизуальной) по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников (в том
числе учебных
53

22.

Деньги. Заработная плата и
стимулирование труда.
Неравенство доходов и
экономические меры
социальной поддержки.
Решение заданий с графиками
и диаграммами, задание на
обращение к социальным
реалиям.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания с графиками
и диаграммами,
задание на обращение
к социальным
реалиям))

материалов) и
публикаций СМИ, а
также умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности.
поиск и извлечение
социальной
информации по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников. Умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
54

23.

Налоги, уплачиваемые
гражданами.
Экономические цели и
функции государства. Работа с
текстом. Аргументация
позиции

1

Практическая
работа

Решение заданий части
II (работа с текстом.
Аргументация
позиции)

осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного
поведения (задание,
проверяющее основы
финансовой
грамотности).
- умения
использовать
полученные
знания для
объяснения
(устного
и письменного)
сущности,
взаимосвязей явлений,
процессов социальной
действительности;
умения с опорой на
обществоведческие
знания, факты
общественной жизни
и аргументировать с
точки зрения
социальных ценностей
и норм своё
отношение к явлениям,
процессам социальной
действительности;
умения
55

и лич

анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и критически
оценивать социальную
информацию из
адаптированных
источников и
публикаций СМИ,
соотносить её с
собственными
знаниями
о моральном и
правовом
регулировании
поведения человека,
личным
социальным опытом;
используя
обществоведческие
знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами; умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
56

моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
приобретение опыта
осуществления
совместной
деятельности, включая
взаимодействие с
людьми другой
культуры,
национальной и
религиозной
принадлежности на
основе национальных
ценностей
современного
российского общества:
демократических
ценностей, идей мира и
взаимопонимания
между народами,
людьми разных
культур; осознание
ценности культуры и
традиции народов
России.
57

2425.

Практикум - решение
тестовых заданий по разделу
«Экономика». Практикум –
анализ текста по разделу
«Экономика».

2

Контрольная
работа

Решение заданий ОГЭ
(часть I-II) по теме

Освоение и
применение системы
знаний , умение
устанавливать и
объяснять взаимосвязи
социальных объектов,
явлений, процессов в
различных сферах
общественной жизни,
их элементов и
основных функций.

Раздел 6. « Сфера духовной
26.

27.

культуры» 6 часов
Культура, ее многообразие и
основные формы.
Решение заданий с
графиками и диаграммами,
задание на обращение к
социальным реалиям.
Наука в жизни современного
общества. Научнотехнический прогресс в
современном обществе.
Развитие науки в России.
Решение заданий на анализ
фотоизображения.

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания с графиками
и диаграммами,
задание на обращение
к социальным
реалиям)

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задание на выбор
верной позиции из
списка)

поиск и извлечение
социальной
информации по
заданной теме из
различных
адаптированных
источников.
овладение
приёмами поиска и
извлечения социальной
информации
(текстовой,
графической,
аудиовизуальной) по
58

заданной теме из
различных
адаптированных
источников (в том
числе учебных
материалов) и
публикаций СМИ, а
также умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
умение анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и
критически оценивать
социальную
информацию, включая
экономикостатистическую, из
адаптированных
источников (в том
59

28.

Образование, его значимость 1
в условиях информационного
общества. Система
образования в Российской
Федерации. Уровни общего
образования.
Государственная итоговая
аттестация.
Самообразование. Решение
заданий на выделение общего
и различного.

Практическая
работа

Решение заданий части
I (задания на
выделение общего и
различного)

числе учебных
материалов) и
публикаций СМИ,
соотносить её с
собственными
знаниями о моральном
и правовом
регулировании
поведения человека,
личным социальным
опытом; используя
обществоведческие
знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами.
умение
классифицировать по
разным признакам (в
том числе
устанавливать
существенный признак
классификации)
социальные объекты,
явления, процессы,
относящиеся к
различным сферам
общественной жизни,
их существенные
60

29.

Религия как форма культуры.
Мировые религии. Роль
религии в жизни общества.
Свобода совести. Решение
заданий на выбор верной
позиции из списка.

30.

Искусство как элемент
1
духовной культуры общества.
Влияние искусства на
развитие личности. Анализ
текста-аргументация
позиции, составление плана

1

Комбинированный Решение заданий части
урок
I (задания на выбор
верной позиции из
списка).

Практическая
работа

Решение заданий части
II (анализ текстааргументация позиции,
составление плана)

признаки, элементы и
основные функции.
освоение и
применение системы
обществоведческих
знаний, а также умение
характеризовать
традиционные
российские духовнонравственные
ценности.
овладения смысловым
чтением текстов
обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать,
понимать и
интерпретировать
смысл текстов разных
типов, жанров,
назначений; умения
составлять на их
основе план,
преобразовывать
текстовую
информацию в модели
(таблицу, диаграмму,
схему). Умения
61

использовать
полученные знания для
объяснения (устного
и письменного)
сущности,
взаимосвязей явлений,
процессов социальной
действительности;
умения с опорой на
обществоведческие
знания, факты
общественной жизни
и аргументировать с
точки зрения
социальных ценностей
и норм своё
отношение к явлениям,
процессам социальной
действительности;
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и критически
оценивать социальную
информацию из
адаптированных
источников и
62

и лич

публикаций СМИ,
соотносить её с
собственными
знаниями
о моральном и
правовом
регулировании
поведения человека,
личным
социальным опытом;
используя
обществоведческие
знания, формулировать
выводы, подкрепляя их
аргументами; умение
оценивать собственные
поступки и поведение
других людей с точки
зрения их соответствия
моральным, правовым
и иным видам
социальных норм,
экономической
рациональности;
приобретение опыта
осуществления
совместной
деятельности, включая
63

31.

Практикум – решение
тестовых заданий по
разделу «Сфера духовной
культуры».

1

Проверка уровня
знаний и умений
по пройденной
теме. Решение
заданий ОГЭ.

Решение заданий ОГЭ
(часть I-II) по теме

взаимодействие с
людьми другой
культуры,
национальной и
религиозной
принадлежности на
основе национальных
ценностей
современного
российского общества:
демократических
ценностей, идей мира и
взаимопонимания
между народами,
людьми разных
культур; осознание
ценности культуры и
традиции народов
России.
овладения смысловым
чтением текстов
обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать,
понимать и
интерпретировать
смысл текстов разных
64

типов, жанров,
назначений; умения
составлять на их
основе план,
преобразовывать
текстовую
информацию в модели
(таблицу, диаграмму,
схему)
Итоговое обобщение - 2 часа
3233.

Практикум. Решение
заданий в формате ОГЭ.

Изученное
в курсе.

Итоговая
контрольная
работа

Решение заданий ОГЭ
(часть I-II) по курсу

65


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».