МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 Рассмотрено На заседании ШМО УТВЕРЖДЕНО Директор Нехай Елена Александровна ________________________ ________________________ Руководитель ШМО Сидорова Светлана Приказ №82 Валентиновна от «4 » вгуста 2023 . Протокол №1 « 4 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 -6 класса основного общего образования г.Верхний Тагил 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее - ОДНКНР) для 5 -6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 и 6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 33 часа в каждом классе соответственно СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовнонравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история — Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; — иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры; — понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; — обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей — Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; — знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; — понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; — иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура — Иметь представление об артефактах культуры; — иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; — понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; — понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование — Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; — иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; — приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей — Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура — Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; — понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; — знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность — Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; — иметь представление о значении и функциях изучения истории; — осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры — Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; — рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; — обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа — Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие — Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; — называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; — уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России — Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; — уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; — понимать основной смысл семейных праздников: — определять нравственный смысл праздников народов России; — осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России — Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; — понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; — осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; — осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; — устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; — иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России — Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; — обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; — знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России — Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; — уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; — обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; — знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России — Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; — оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом — Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) — Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; — понимать, что такое культурная карта народов России; — описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование Количество часов Дата Виды деятельности Виды, Электронные (цифровые) п/п разделов и тем все контрол практич изуче формы образовательные ресурсы го ьные еские программы ния контрол Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» работы работы 1.1. Зачем изучать 1 0 0 формировать представление об я Устный https://infourok.ru/prezentaciya-poкурс «Основы особенностях курса«Основы опрос; odnknr-vvedenie-5358216.html духовнодуховно-нравственной культуры https://resh.edu.ru/subject/lesson/291 нравственной народов России»; 9/start/ 1.2. Наш дом —1 0 0 слушать и понимать объяснения Устный https://resh.edu.ru/special-course/1/1 культуры слушать и понимать объяснения Россия учителя по теме урока; опрос; https://uchebnik.mos.ru/material_vie народов учителя по теме урока; вести формировать представление о w/atomic_objects/10759242? 1.3. Язык и история 1 0 0 формировать представления ос Устный https://resh.edu.ru/ России»? самостоятельную работу необходимости и menuReferrer=catalogue языке носителе опрос; учебником; как важности межнационального и духовно-нравственных смыслов межрелигиозного культуры; сотрудничества,представление о Устный https://resh.edu.ru/ 1.4. Русский язык —1 0 0 формировать понимать особенности взаимодействия; язык общения и русском языке как языке опрос; коммуникативной роли языка; язык межнационального общения; слушать и анализировать возможностей слушать объяснения учителя,о Устный https://resh.edu.ru/ 1.5. Истоки родной 1 0 0 формировать представление выступления одноклассников, стараясь выделить главное; культуры том, что такое культура, об опрос; отбирать и сравнивать учебный объяснять наблюдаемые общих чертах в культурев материал по нескольким практике изучения языкао Устный https://resh.edu.ru/ разных народов; 1.6. Материальная 1 0 0 формировать представление источникам; явления; и понимать слушать объяснения культура традиционных укладах жизни опрос; учителя по теме народов; урока; разных выполнять и задания на слушать анализировать понимание и одноклассников; разграничение выступления понятий по теме; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; 1.7. Духовная культура формировать представление о Устный https://resh.edu.ru/ духовной культуре разных опрос; народов; понимать взаимосвязь между проявлениями 1.8. Культура и2 0 0 формировать представление о Устный https://resh.edu.ru/ материальной и духовной религия понятии «религия», понимать и опрос; культуры; уметь объяснять, в чём выполнять задания на заключается связь и Устный https://resh.edu.ru/ 1.9. Культура и1 0 0 понимать смысл культуры понятия понимание и разграничение религии; образование «образование», уметь опрос; понятий по теме; слушать объяснять объяснения важностьучителя, и учиться работать с текстом и зри работать с научно-популярной необходимость образования для 1.1 Многообразие 1 0 1 отбирать материал по Практич https://resh.edu.ru/ тельным рядом литературой по теме;источникам, еская общества; 0. культур России нескольким учебника; слушать доклады, объясненияработать учителя,с работа; (практическое готовить отбиратьценности» и сравнивать учебные занятие) блок 2. «Семья и духовно-нравственные научно-популярной Тематический материалы почто теме;такое слушать литературой; 2.1. Семья -1 0 0 понимать, семья, Устный https://resh.edu.ru/ выступления хранитель формировать одноклассников; представление о опрос; духовных взаимосвязях между типом ценностей культуры и особенностями 2.2. Родина 1 0 0 понимать и объяснять, как и Устный https://resh.edu.ru/ семейного уклада у разных начинается с почему история каждой семьи опрос; народов; семьи тесно связана с историей значение что термина 2.3. Традиции 1 0 0 понимать и объяснять, такое Устный https://resh.edu.ru/ страны, народа; «поколение»; семейного традиция, уметь опрос; слушать объяснения учителя, слушать объяснения учителя, воспитания в рассказывать о традициях своей разграничивать понятия по теме, решать проблемные России семьи, семейных систематизировать учебный задачи; традициях своего народа и материал; других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, 1 0 0 2.4. Образ семьи в1 культуре народов России 0 0 2.5. Труд в истории 1 семьи 0 0 знать основные фольклорные Устный https://resh.edu.ru/ сюжеты о семье, семейных опрос; ценностях; знать и понимать моральнонравственное значение Устный https://resh.edu.ru/ понимать, что такое «семейный семьи; труд», сознавать и опрос; работать с научно-популярной характеризовать важного общего литературой, семейного труда для укрепления просматривать и анализировать целостности семьи; учебные слушать учителя, понимать, объяснения почему важнофильмы, изучать Практич https://resh.edu.ru/ систематизировать учебный самостоятельно и хранить историю работать своей семьи,с еская материал; учебником; передавать её следующим работа; 2.6. Семья в1 0 1 современном мире (практическое поколениям; готовить доклад, Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3.1. Личность —1 0 0 знать, что создавать такое гуманизм, занятие) сообщение; семейное Устный https://resh.edu.ru/ общество — понимать, делаетопрос; древо; отбиратьчтои сравнивать культура человека и какие материал человеком из нескольких проявления людей можно источников; 3.2. Духовный мир 1 0 0 понимать и объяснять значение Устный https://resh.edu.ru/ назвать гуманными; человека. слова «человек» в контексте опрос; работать с научно-популярной Человек - творец духовнонравственной литературой, уметь культуры культуры; и объяснять, что такое Контрол https://resh.edu.ru/ 3.3. Личность и1 1 0 понимать разграничивать понятия, слушать объяснения учителя, духовномораль и ьная осваивать смысловое чтение работать с учебником, нравственные нравственность, любовьуметьк работа; (решать текстовые задачи); понимать и разграничивать ценности близким; основные понятия показывать на по теме; примерах Тематический блок 4. «Культурное единство России» важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать 4.1. Историческая 1 память как духовнонравственная ценность 4.2. Литература как 1 язык культуры 0 0 0 0 4.3. Взаимовлияние 1 культур 0 0 4.4. Духовно1 нравственные ценности российского 4.5. Регионы России: 1 народа культурное многообразие 0 0 1 0 4.6. Праздники в2 культуре народов России 0 0 объяснять смысл термина Устный https://resh.edu.ru/ «история», понимать важность опрос; изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как Устный https://resh.edu.ru/ понимать особенности история каждойеёсемьи связанаотс опрос; литературы, отличия историейвидов страны; работать с других художественного учебником, выделять и творчества; определять основныеовыражения понятия, Устный https://resh.edu.ru/ объяснять средства иметь представление значении слушать анализировать духовного мира опрос; терминов и выступления его человека, морали и «взаимодействие культур», одноклассников; нравственности в произведениях «культурный обмен»; литературы; понимать и объяснять важность слушать объяснять объяснения учителя, Устный https://resh.edu.ru/ сохранения культурного уметь значение работать наследия; с художественной основных понятий, опрос; литературой, изучать и слушать объяснения учителя, отражающих духовноанализировать понимать и источники; разграничивать нравственные ценности; понимать принципы Контрол https://resh.edu.ru/ понятия, отбирать сравниватьв осознавать их и изащищать федеративного устройства ьная материал по нескольким качестве базовых России, объяснять понятие работа; источникам; общегражданских ценностей «полиэтничность»; российского общества; слушать понимать ценность объяснения учителя, работать понимать и объяснять, что такоес Устный https://resh.edu.ru/ многообразия культурных учебником (смысловое «народный праздник»;чтение); уметь опрос; укладов народов России; рассказывать о праздничных уметь рассказывать о традициях разных народов и культурном своеобразии своей своей семьи; малой родины; понимать и объяснять слушать и анализировать нравственный смысл народного выступления одноклассников, праздника; работать с источниками; работать с учебником, просматривать и анализировать 4.7. Памятники в1 культуре народов России 0 0 4.8. Музыкальная 1 культура народов России 0 0 4.9. Изобразительное 1 искусство народов России 0 0 4.1 Фольклор и1 0. литература народов России 0 0 4.1 Бытовые 1 1. традиции народов России: пища, одежда, 4.1 Единство страны 1 дом 2. -(практическое залог будущего России занятие) 0 1 0 0 устанавливать связь между Устный https://resh.edu.ru/ историей памятника и опрос; историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать особенности музыки Устный https://resh.edu.ru/ понимать нравственный и как вида искусства; знать и опрос; научный смысл краеведческой называть основные темы работы; музыкального творчества слушать объяснения учителя, народов России, как понимать ис понимать, объяснять работать научно- Устный https://resh.edu.ru/ история народаизобразительного отражается в его опрос; особенности популярной литературой, музыке; искусства как вида просматривать и слушать объяснения учителя, художественного творчества; анализировать учебные фильмы; работать с научно-популярной понимать и обосновывать литературой, просматривать и важность искусства как формы анализировать учебные фильмы; трансляции понимать, что культурных такое Устный https://resh.edu.ru/ ценностей; национальная литература; опрос; знать и называть основные темы объяснять и показывать на искусства народов России; примерах, как произведения слушать объяснения учителя, фольклора отражают историю отбирать и сравнивать учебный Практич https://resh.edu.ru/ работать с научно-популярной народа, его духовно- еская материал по нескольким литературой, просматривать и нравственные ценности; источникам, решать текстовые работа; анализировать учебные материал фильмы; отбирать и сравнивать задачи, слушать и из нескольких понимать и объяснять значение анализировать выступления Устный https://resh.edu.ru/ источников, решатьработать общих элементов и текстовые черт вс опрос; одноклассников, задачи, слушать и культуре разных народов России научно-популярной анализировать выступления для обоснования её культурного, литературой; одноклассников; экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; ОБЩЕЕ 33 2 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольны практичес е работы кие работы 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной 1 культуры народов России»? 0 0 2. Наш дом — Россия 1 0 0 3. Язык и история 1 0 0 4. Русский язык возможностей язык 1 0 0 5. Истоки родной культуры 1 0 0 6. Духовная культура 1 0 0 7. Культура и религия 1 0 0 8. Культура и религия 1 0 0 9. Культура и образование 1 0 0 (практическое 1 0 1 10. Многообразие занятие) — язык культур общения России и 11. Семья — хранитель духовных ценностей 1 0 0 12. Родина начинается с семьи 1 0 0 13. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 14. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 15. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 16. Образ семьи в культуре народов России 1 0 1 17. Труд в истории семьи 1 0 0 18. Семья в современном мире (практическое занятие) 1 0 0 19. Личность — общество —культура 1 0 0 20. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 1 0 духовно- 1 0 0 22. Историческая память как духовно-нравственная 1 ценность 0 0 23. Литература как язык культуры 1 0 0 24. Взаимовлияние культур 1 0 0 25. Духовно-нравственные ценности российского народа 1 1 0 26. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 27. Праздники в культуре народов России 1 0 0 28. Памятники в культуре народов России 1 0 0 29. Музыкальная культура народов России 1 0 0 30. Изобразительное искусство народов России 1 0 0 31. Фольклор и литература народов России 1 0 0 21. Личность и нравственные ценности 32. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, 1 дом (практическое занятие) 0 1 33. Единство страны — залог будущего России 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 2 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс (33 час) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура . Культура как форма социального взаимодействия . Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества . Расстояние и образ жизни людей . Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов . Территория России . Народы, живущие в ней . Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России . Тема 3 . История быта как история культуры . Домашнее хозяйство и его типы . Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов как результат исторического раз-вития народов России . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный . Производительность труда . Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России . Представление об основных этапах в истории образования .Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей . Тема 6 . Права и обязанности человека . Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие . Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) .Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России . Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека . Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение . Общество как регулятор свободы . Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России . Социальное измерение человека . Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности . Религия как источник нравственности и гуманистическогомышления . Нравственный идеал человека в традиционных религиях . Современное общество и религиозный идеал человека .Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом . Гуманитарное знание и его особенности . Культура как само- познание . Этика . Эстетика . Право в контексте духовно-нравственных ценностей . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры . Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным . Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком .Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность . Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг . Героизм как самопожертвование . Героизм на войне . Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь . Тема 17 . Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы Этика предпринимательства . Социальная помощь . Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания .Бедность . Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство .Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений . Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность . Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России . Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества . Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг . Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества . Учёные России . Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин . Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм . Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство . Россия — наша родина . Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином . Российская гражданская идентичность . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела .Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравствен- ность как важнейшие качества человека .Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы . Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности . Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции лично- сти как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом . Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности . Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хра- нимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира . Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного ис- пользования словарей и других поисковых систем . Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № 1 2 Тема Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» Мир культуры: его Культура как форма Понимать специфику структура социального социальных явлений, их взаимодействия. Связь отличия от мира между миром природы . материальной культуры и Уметь объяснять социальной структурой взаимосвязь общества . Расстояние и материальной культуры с образ жизни людей. Научно -духовно-нрав- ственным технический прогресс как состоянием общества . один из источников Слушать объяснения формирования социального учителя, работать с облика общества учебником, анализировать проблемные ситуации Культура России: Территория России. Народы, Понимать и объяснять многообразие живущие в ней . Проблемы важность сохранения регионов культурного взаимодействия исторической памяти в обществе с многообразием разных народов, культур . Сохранение и культурных традиций поддержка принципов разных регионов России. толерантности и уважения ко Характеризовать всем культурам народов духовную культуру России народов России как 3 4 общее достояние нашей Родины . Работать с картой регионов разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя История быта как Домашнее хозяйство и Понимать и история культуры его типы. объяснять Хозяйственная взаимосвязь деятельность народов России хозяйственной в разные исторические деятельности, быта периоды . Многообразие людей с историей культурных укладов как народа, климатом, результат географическими исторического развития условиями его жизни. народов России. Работать с учебником, а также научнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы Прогресс: Производительность труда. Понимать и объяснять, технический и Разделение труда . Обслужи- что такое труд, социальный вающий и производящий разделение труда, какова труд роль труда в истории и .Домашний труд и его современном обществе механизация . Что такое тех- .Работать с нологии и как они влияют на учебником, научнокультуру и ценности обще- популярной ства? литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий 5 Образование культуре на России в Представление об основных Понимать и объяснять родов этапах в истории образования важность образования в . Ценность знания . современном мире и Социальная обусловленность ценность знаний . различных видов образования Понимать, что . образование — важ-ная Важность образования для часть процесса современного мира . формирования ду- ховноОбразование как трансляция нравственных культурных смыслов, как ориентиров чело- века . способ передачи ценностей Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия 6 7 8 Права и обязанности Права и обязанности человека Понимать и человека в культурной традиции объяснять, в чём народов России . заключается смысл Права и свободы человека и понятий «права гражданина, обозначенные в человека», правовая Конституции Российской культура» и др . Федерации Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека . Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Общество и религия: Мир религий в истории . Ре- Понимать и духовно-нравственное лигии народов России сегодобъяснять взаимодействие ня . Государствообразующие и смысл понятий традиционные религии как «религия», «атеизм» и источник духовно- др . нравственных ценностей Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества Слушать объяснения учителя. Современный Современное общество: его Понимать, в чём мир: портрет . Проект: описание заключаются основные самое важное самых важных черт духовно-нравственные (практическое современного общества с ориентиры современного занятие) точки зрения материальной и общества . духовной культуры народов Подготовить проект России (или доклад, сообщение); работать с научно- популярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия 9 Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Каким должен быть Мораль, нравственность, Понимать и объяснять человек? Духовно- этика, этикет в культурах взаимосвязь таких нравственный облик и народов России . Право и понятий, как «свобода», идеал человека равенство в правах . Свобода ответственность, право как цен- ность . Долг как её и долг . ограничение Слушать объяснения . Общество как регулятор учителя, работать с свободы . Свойства и учебником, качества человека, его образ анализировать в культуре народов России, единство че- 10 11 12 ловеческих качеств . проблемные ситуации Единство духовной жизни Взросление человека в Социальное измерение Объяснять важность куль туре народов человека . Детство, взаимодействия России взросление, зрелость, человека и общества, пожилой возраст. Проблема негативные эффекты одиночества . Необсоциальной ходимость развития во изоляции . взаимодействии с другими Слушать объяснения людьми . Самостоятельность учителя, решать как ценность проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт Религия как источник Религия как источник Понимать, нравственности нравственности и какой гуманистического мышления нравственный . Нравственный идеал потенциал несут человека в традиционных традиционные религиях . Современное религии России . общество и религиозный Слушать объяснения идеал человека учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме Наука как источник Гуманитарное знание и его Понимать и знания о человеке и особенности . Культура как объяснять человеческом самопознание . Этика . Эсте- смысл понятия тика . Право в контексте «гуманитарное знание»; духовнонравственных осознавать, что ценно- стей культура помогает человеку понимать самого себя . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой 13 14 Этика и Что такое этика . Добро и его Объяснять понятия нравственность как проявления в реальной жизни «добро» и «зло» с категории духовной . Что значит быть помощью примеров из культуры нравственны. Почему истории икультуры нравственность важна? народов России, соотносить эти понятия с личным опытом . Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Самопознание Автобиография и Уметь соотносить (практическое автопортрет: кто я и что я понятия «мораль», занятие) люблю . Как устроена моя «нравственность» с 15 16 жизнь . Выполнение проекта. самопознанием на доступном для возраста детей уровне . Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников Тематический блок 3. «Человек как член общества» Труд делает человека Что такое труд. Важность Осознавать важность человеком труда и его экономическая труда объяснять его роль стоимость. Безделье, лень, в современном обществе тунеядство . Понимать и осознавать .Трудолюбие, подвиг труда, трудолюбие как ответственность . ответственность перед Общественная оценка труда людьми и самим собой . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Подвиг: как узнать Что такое подвиг . Героизм Понимать и объяснять героя? как самопожертвование . отличие подвига на Героизм на войне . Подвиг в войне и в мирное время . мирное время. Милосердие, Знать и называть имена взаимопомощь героев . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 17 18 Люди в обществе: Человек в социальном Понимать и духовно - измерении. Дружба, объяснять понятия нравственное предательство . Коллектив . «дружба», взаимовлияние Личные границы Этика «предательство», предпринимательства . «честь», Социальная по- мощь «коллективизм», «благотворительность» Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Проблемы Бедность . Инвалидность . Понимать и современного Асоциальная семья . Сирот- объяснять общества как ство . Отражение этих явле- понятия «бед- ность», отражение его ний в культуре общества «инвалидность», духовно-нравственного «сиротство» . самосознания Предлагать пути преодоления про- блем современного 19 20 общества на доступном для понимания детей уровне . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализиро- вать тексты учебника Духовно-нравственные Милосердие . Взаимопомощь .Понимать и объяснять ориентиры социальных Социальное служение . Бла-понятия отношений готворительность . Волонтёр«милосердие» ство . Общественные блага , «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Гуманизм как Гуманизм . Истоки гумани- Понимать и сущностная стического мышления. характеризовать характеристика Философия гуманизма. понятие «гуманизм» духовноПроявления гуманизма в как источник духовнонравственной историко культурном нравственных ценностей культуры народов наследии народов России народов России . России Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе . Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой 21 22 Социальные Социальные профессии: Понимать и объяснять, профессии; их врач, учитель, пожарный, что такое социальные важность для полицейский, профессии и почему сохранения духовносоциальный работник выбирать их нужно нравственного об- лика . Духовно-нравособенно ответственно. общества ственные качества, Работать с научнонеобходимые популярной представителям этих литературой, готовить профессий рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников Выдающиеся Меценаты, философы, Приводить примеры благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 23 24 25 религиозные лидеры, врачи, выдающихся учёные, педагоги . Важность благотворителей в меценатства для духовно- истории и в нрав- ственного развития современной России . личности самого мецената и Работать с научнообщества в целом популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Выдающиеся учёные Учёные России . Почему Понимать и объяснять, России . Наука как важно помнить историю что такое наука; источник социального науки. Вклад науки в приводить имена и духовного благополучие страны. выдающихся учёных прогресса общества Важность морали и России . нравственности в науке, в Работать с научнодеятельности учёных популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Моя профессия Труд как самореализация, Обосновывать, какие (практическое как вклад в общество. духовно-нравственные занятие) Рассказ о своей будущей качества нужны профессии для выбранной профессии .Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Гражданин Родина и гражданство, их Характеризовать взаимосвязь . Что делает понятия «Родина», человека гражданином . «гражданство»; Нравственные качества понимать духовно гражданина нравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника 26 27 28 Патриотизм Патриотизм . Толерантность . Приводить примеры Уважение к другим народам патриотизма вистории и и их истории . Важность в современном обществе патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Защита Родины: Война и мир . Роль знания в Характеризовать подвиг или долг? защите Родины . Долг граж- важность сохранения данина перед обществом . Во-мира и согласия . енные подвиги . Честь . До- Приводить примеры блесть военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы Государство . Государство как объединяю- Объяснять понятие Россия — наша щее начало . Социальная сто- «государство» . Уметь родина рона права и государства . выделять и Что такое закон . Что такое характеризовать Родина? Что такое основные особенности государство? Необходимость Российского гсударства быть с опорой на духовногражданином . Российская нравственные ценности . гражданская идентичность Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научнопопулярной литературой 29 30 31 32 Гражданская идентичность (практическое занятие) Какими качествами должен Обосновать важность обладать человек как духовно-нравственных гражданин качеств гражданина . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Моя школа и мой Портрет школы или Характеризовать класс классачерез добрые дела понятие «доброедело» в (практическое контексте оценки занятие) собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Человек: какой он? Человек. Его образы в Сформулировать свой (практическое культуре идеал человека, назвать занятие) . Духовность и качества, ему присущие нравственность как . Работать с важнейшие качества человека источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Человек и культура Итоговый проект: «Что Показать взаимосвязь (проект) значит быть человеком?» человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства . Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект Календарно-тематическое планирование по основам духовно – нравственной культуры народов России в 6 классе (33ч) № Дата по Дата Тема урока урока КТП фактичес кого проведен ия урока Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура 2 Культура России: многообразие регионов 3 История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный Какой бывает труд 4 5 6 Образование в культуре народов России 7 Права и обязанности человека 8 Общество 9 10 и религия: духовно- нравственное взаимодействие Религии народов России Современный мир: самое важное. Практическая работа «Портрет современного общества» Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 11 Каким должен быть человек? 12 Духовно- нравственный облик и идеал человека 13 Взросление человека в культуре России Религия как источник нравственности 14 Примечание народов 15 Наука как источник знания о человеке и человеческом 16 Этика и нравственность как категории духовной культуры 17 Самопознание. Практическая работа «Кто я и что я люблю» Тематический блок 3. «Человек как член общества» 18 Труд делает человека человеком 19 Общественная оценка труда. 20 Подвиг: как узнать героя? 21 Люди 22 23 24 в обществе: духовнонравственное взаимовлияние. Духовно-нравственные ориентир ы социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры на- родов России Социальные профессии. 25 Благотворительность нравственный долг 26 Выдающиеся благотворители истории Выдающиеся учёные России 27 28 как в Моя профессия. Практическая работа « Когда я вырасту, я стану..» Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 29 Что делает человека гражданином 30 Нравственные качества гражданина 31 Россия – наша родина 32 Гражданская 33 идентичност ь. Практическая работа «Каким качествами должен обладать человек как гражданин» Итоговый повторительно – обобщающий урок по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовнонравственной культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 6 класс : методические рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/special-course/1 https://videouroki.net/video/2-kultura-i-religiya.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-religiovedeniyu-na-temu-semya-hranitelduhovnyh-cennostej-5-klass-5644281.html https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5-klass/spisok-urokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9263032?menuReferrer=catal ogue https://www.culture.ru/museums/persons https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6-klass/obshchestvo-kakmnogoznachnaia-sistema-383889/sfery-zhizni-obshchestva-376560/re-b7e249158cee-426c-96f3-8006344964c0 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Ноутбук. 2. Плакат с государственной символикой «Гимн РФ». 3. Плакат с государственной символикой «Флаг РФ». 4. Плакат с государственной символикой «Герб РФ». 5. DVD-диск ООО «Видеостудия «Кварт». Этикет. Трактат для подростков, желающих стать культурными людьми. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ компьютер интерактивная доск проектор