МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области администрации городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Директором МАОУ СОШ №4 ________________________ ________________________ Руководитель ШМО Шехмометьева Ирина Альбертовна протокол №1 от «4» августа 2023 г. Нехай Елена Александровна Приказ № 82 от «4» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Глобальные компетенции. 5 класс. Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности подростков: рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы); понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального и культурного происхождения или пола; предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития. Овладение глобальными компетенциями способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за развитие международного сообщества. Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий; социальноэкономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты, конфликты и права человека (25% заданий). Основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе являются элементы содержания, названные в предметных результатах освоения программы по обществознанию, географии, биологии, истории, иностранному языку, основам духовно-нравственной культуры народов России, а также в метапредметных образовательных результатах. Однако и в других учебных дисциплинах есть материал, который может послужить базой для проверки сформированности глобальных компетенций. Целенаправленное формирование глобальной компетентности в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям: 1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы; 2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы); 3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач; 4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения; 5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов; 6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов; 5 класс. Личностные результаты освоения программы –– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира; –– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия. Метапредметные результаты. –– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; умение распознавать глобальное и локальное; –– формирование аналитического и критического мышления; оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять причины возникновения ситуации. –– критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения –– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; –– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Содержание. 5 класс. Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания лежат в основе глобальных компетенций. Глобальные проблемы современности. Понятие «глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит «мыслить глобально, а действовать локально». Умение мыслить аналитически и критически. Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка). Календарно-тематическое планирование. Разделы и темы. Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания лежат в основе глобальных компетенций. Глобальные проблемы современности. Понятие «глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное». Что значит «мыслить глобально, а действовать локально». Умение мыслить аналитически и критически. Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка). ИТОГО: Количество часов. 1 2 3 11 17