Прогр Глоб комп 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрации городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Директором МАОУ СОШ №4

________________________

________________________

Руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина
Альбертовна
протокол №1
от «4» августа 2023 г.

Нехай Елена Александровна
Приказ № 82
от «4» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Глобальные компетенции.

5 класс.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и
ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые
принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не
имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих
поколений. Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через
знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и
отношения.
В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности
подростков:






рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения
(например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы);
понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
религиозного, социального и культурного происхождения или пола;
предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и
развития.

Овладение глобальными компетенциями способствует гармоничной жизни в многокультурном
сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся
рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать
ответственность за развитие международного сообщества.
Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие
ситуативные контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий; социальноэкономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5%
заданий); общественные институты, конфликты и права человека (25% заданий).
Основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном
процессе являются элементы содержания, названные в предметных результатах освоения
программы по обществознанию, географии, биологии, истории, иностранному языку, основам
духовно-нравственной культуры народов России, а также в метапредметных образовательных
результатах. Однако и в других учебных дисциплинах есть материал, который может послужить
базой для проверки сформированности глобальных компетенций.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности в отечественном образовательном
учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы;
2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в
каждом классе основной школы);
3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач;
4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного
усложнения;
5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников,
накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества
вопросов;
6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов;

5 класс.
Личностные результаты освоения программы
–– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия
мира;
–– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности
культурного многообразия.
Метапредметные результаты.
–– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все
стороны жизни человека и общества; умение распознавать глобальное и локальное;
–– формирование аналитического и критического мышления; оценивать информацию,
формулировать аргументы, объяснять причины возникновения ситуации.
–– критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального
характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения
–– осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
–– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на
основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Содержание.
5 класс.
Что такое «глобальные компетенции» и что значит быть «глобально компетентным». Какие знания
лежат в основе глобальных компетенций. Глобальные проблемы современности. Понятие
«глобальные проблемы». Взаимосвязи глобальных проблем. Понятия «глобальное» и «локальное».
Что значит «мыслить глобально, а действовать локально». Умение мыслить аналитически и
критически. Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность.
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации индивида / в воспитании и образовании ребенка).

Календарно-тематическое планирование.
Разделы и темы.
Что такое «глобальные компетенции» и что
значит быть «глобально компетентным». Какие
знания лежат в основе глобальных
компетенций.
Глобальные проблемы современности.
Понятие «глобальные проблемы». Взаимосвязи
глобальных проблем. Понятия «глобальное» и
«локальное». Что значит «мыслить глобально,
а действовать локально».
Умение мыслить аналитически и критически.
Ситуации и познавательные задания,
развивающие глобальную компетентность.
Человек и природа (аспекты: охрана природы,
ответственное отношение к живой природе).
Здоровье как ценность.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие
культур и идентификация с определенной
культурой).
Права человека как ценность.
Семья (аспект: роль семьи в социализации
индивида / в воспитании и образовании
ребенка).

ИТОГО:

Количество часов.
1

2

3
11

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».