МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области администрации городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Директором МАОУ СОШ №4 ________________________ ________________________ Руководитель ШМО Шехмометьева Ирина Альбертовна протокол №1 от «4» августа 2023 г. Нехай Елена Александровна Приказ № 82 от «4» августа 2023г. Рабочая программа «Читательская грамотность» 7 класс. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Планируемые результаты освоения программы. Личностные результаты. Учащиеся научатся: осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты. Учащиеся научатся: Находить и извлекать информацию. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Находить и извлекать одну или несколько единиц информации. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. Определять наличие/отсутствие информации. Интегрировать и интерпретировать информацию. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы, характеры героев Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) Осмысливать и оценивать содержание и форму текста Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов Понимать назначение структурной единицы текста Оценивать полноту, достоверность информации Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте Использовать информацию из текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью Содержание. Понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать; уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Читательская грамотность - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной. Общие особенности текстов: их связность и последовательность; их реалистичность, фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) и вымышленность, художественность (художественные и др. тексты); их сплошной и несплошной характер. Сплошные и несплошные тексты. Сплошными текстами являются: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления. Составные тексты, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. В составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Аспекты чтения социальные, учебные, личные: чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.); чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.; чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши и т.п. ; чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты. Текст повествование, описание, размышление. Повествование: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Описание: предмет описания, его части, свойства каждой части. Рассуждение: проблема, доказательство, тезисы, аргументы, выводы. Формат заданий по читательской грамотности: задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом.Виды деятельности читательской грамотности. Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Календарно-тематическое планирование. Разделы и темы Количество часов Понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность». Общие особенности текстов. Типы текстов. Сплошные и несплошные тексты. Аспекты чтения социальные, учебные, личные. Текст повествование, описание, размышление. 1 Формат заданий по читательской грамотности: задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом. 1 Виды деятельности читательской грамотности: поиск информации и извлечение информации из текста; интеграция и интерпретация текста; осмыслением и оценка текста. 1 Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Заголовок 2 2 4 текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 3 ИТОГО 17 3