Прогр Чит грам 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрации городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Директором МАОУ СОШ №4

________________________

________________________

Руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина
Альбертовна
протокол №1
от «4» августа 2023 г.

Нехай Елена Александровна
Приказ № 82
от «4» августа 2023г.

Рабочая программа
«Читательская грамотность» 7 класс.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими
функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные
действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные,
интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при
условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется
возможность для приобретения опыта достижения цели.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности необходимо применять
специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные
технологии.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
Учащиеся научатся:
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного
результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной
позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты.
Учащиеся научатся:
Находить и извлекать информацию.
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и
т.д.)
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,
отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы,
характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно
целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
Использовать информацию из текста.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор
телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который
обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Содержание.

Понятия «функциональная грамотность» и «читательская грамотность». Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать; уровень образованности, который характеризуется способностью
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе
преимущественно прикладных знаний.
Читательская грамотность - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми
видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной.

Общие особенности текстов: их связность и последовательность; их реалистичность,
фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) и вымышленность,
художественность (художественные и др. тексты); их сплошной и несплошной характер. Сплошные
и несплошные тексты. Сплошными текстами являются: 1) описание (художественное и техническое); 2)
повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия,
толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5)
инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошные тексты, кроме вербальных
фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6)
формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления. Составные тексты, которые включают в себя

несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
В составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки
зрения их авторов.
Аспекты чтения социальные, учебные, личные:
чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс),
художественную литературу, биографии и др.);
чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях
общественного значения и др.;
чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители;
расписание движения транспорта; афиши и т.п. ;
чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Текст повествование, описание, размышление. Повествование: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка. Описание: предмет описания, его части, свойства каждой части. Рассуждение: проблема,
доказательство, тезисы, аргументы, выводы.
Формат заданий по читательской грамотности: задания с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым
ответом.Виды деятельности читательской грамотности.
Работа с текстом: поиск информации и извлечение информации из текста. Текст, его основные
признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Работа с текстом: Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста. Оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации
в тексте, недостающая или избыточная информация. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Календарно-тематическое планирование.

Разделы и темы

Количество часов

Понятия «функциональная грамотность» и
«читательская грамотность».
Общие особенности текстов. Типы текстов.
Сплошные и несплошные тексты.
Аспекты чтения социальные, учебные, личные.
Текст повествование, описание, размышление.

1

Формат заданий по читательской грамотности:
задания с выбором ответа, с кратким и с
развёрнутым ответом.

1

Виды деятельности читательской грамотности:
поиск информации и извлечение информации из
текста; интеграция и интерпретация текста;
осмыслением и оценка текста.

1

Работа с текстом: поиск информации
и извлечение информации из текста. Заголовок

2

2
4

текста. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Существенные признаки объектов, описанных
в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде
рисунка, символа, таблицы, схемы.

Работа
с текстом:
Читательские
действия,
связанные с интеграцией и интерпретацией
текста.
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие
вывод.
Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста
в таблицу.
Преобразование
информации,
полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст.
Работа с текстом: Читательские действия,
связанные с осмыслением и оценкой текста.
Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста, места и роли иллюстраций
в тексте. Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация. Достоверность
и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация.
Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.

3

ИТОГО

17

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».