Прогр Чит грам 8-9 класс

Программа Читательская грамотность 8-9 класс.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и
визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с
визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:






описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).

К несплошным текста можно отнести:








формы (анкеты и др.);
информационные листы (расписание и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
таблицы;
списки;
карты.

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план,
тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода
решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с
текстом (автором) задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания.
Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту
предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как
художественного содержания, так и научно-публицистического.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 17 учебных часов в год (0.5 час в неделю).

Результаты освоения курса
Ожидаемые результаты.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащиеся научатся:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Учащиеся получат возможность научиться: выявлять информацию текста на основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации
Учащиеся научатся:
- откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а
в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Учащиеся получат возможность научиться:
-критически относиться к информации;
-находить способы проверки противоречивой информации;
-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащиеся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста,
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста,
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста,
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт,
- объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте,
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.,
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте),
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов,
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию,
- различать темы и подтемы текста,
- выделять не только главную и избыточную информацию,

- прогнозировать последовательность изложения идей текста,
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме,
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей,
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции,
Содержание курса.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух
и понимание различных видов сообщений. Изобразительно-выразительные средства.
Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская
позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный
и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации,
полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию.

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий.
1. Находить и извлекать информацию
1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста,
гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации,
расположенных в одном фрагменте текста
1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в
разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность
событий и т.п.)
2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)
2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе
контекста
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент,
тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное
намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов,
иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность
использованных автором приемов
3.3 Понимать назначение структурной единицы текста
3.4 Оценивать полноту, достоверность информации
3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких
текстах
3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу,
обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи
(планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых
знаний
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 14 стр. из 18
Читательская грамотность
4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с

привлечением фоновых знаний
4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации
собственную гипотезу
4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на
основе информации текста
4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же
классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из
одной предметной области в другую)
4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Календарно-тематическое планирование.

Разделы и темы

Количество часов

Понятия «функциональная грамотность» и
«читательская грамотность».

1

Работа с текстом: поиск информации
и понимание прочитанного» Восприятие на
слух и понимание различных видов
сообщений. Изобразительновыразительные средства. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная
мысль текста, идея. Авторская позиция.
Заголовок текста. Задание «Внутренний
враг: что такое самосаботаж». (Сборник
задач по формированию читательской
грамотности 8-11 класс, Москва
«Просвещение», 2020)
Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли
в тексте. Способы связи предложений
в тексте. Средства связи предложений
в тексте. Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста.
Упорядочивание информации по
заданному основанию. Задания
«Устройство для чтения мыслей» (Сборник
задач по формированию читательской
грамотности 5-8 класс, Москва
«Просвещение», 2020)
Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные
способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа,
таблицы, схемы. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью

2

2

4

чтения. Источники информации:
справочники, словари. Использование
формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации. Задания «История одной
клавиатуры» (Сборник задач по
формированию читательской грамотности
8-11 класс, Москва «Просвещение», 2020)
и «Необыкновенные языки» (Сборник
задач по формированию читательской
грамотности 5-8 класс, Москва
«Просвещение», 2020).
Работа с текстом: преобразование
и интерпретация информации» Подробный
и сжатый пересказ. Вопросы по
содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие
вывод. Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста
в таблицу. Задание «Законы делового
письма» (Сборник задач по формированию
читательской грамотности 5-8 класс,
Москва «Просвещение», 2020)

2

Преобразование информации, полученной
из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой
на прочитанный текст. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию). Задание
«Будущее – сегодня: как учатся машины?»
(Сборник задач по формированию
читательской грамотности 8-11 класс,
Москва «Просвещение», 2020)
Раздел «Работа с текстом: оценка
информации» Оценка содержания,
языковых особенностей и структуры
текста, места и роли иллюстраций в тексте.
Выражение собственного мнения
о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. «Задания «Мифы
в современной культуре: негативная и
позитивная роли» (Сборник задач по
формированию читательской грамотности
8-11 класс, Москва «Просвещение», 2020)

2

2

Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию. Задание
«Материалы с «эффектом лотоса»
(Сборник задач по формированию
читательской грамотности 5-8 класс,
Москва «Просвещение», 2020).

2

ИТОГО

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».