Информационная культура10_11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Председатель
________________________ Управляющего совета

УТВЕРЖДЕНО
заместитель
руководителя

Терентьева О.М. ________________________ ________________________
Протокол №1
Ноженькина
Кокорина Н.Г
от «14» августа 2023 г.
Протокол №1
Протокол №12
от «15» августа 2023 г.
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 310800)
учебного курса «Информационная культура»
для обучающихся 10 классов

Верхний Тагил 2023

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Понятие об информации, ее свойствах, роли в информационном обществе. Информационные системы. Что
такое «система». Понятие информационной системы. Классификация ИС. Информационные процессы в
естественных и искусственных системах
Информационные процессы и технологии: сбор, обмен, хранение и обработка информации. Обработка
информации и алгоритмы Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в
компьютере. Организация личной информационной среды.
Общие сведения о языке программирования Python. Структура программы на языке Python. Назначение и
описание разделов программы. Переменные. Типы данных. Выражения. Ввод и вывод данных. Основные
операторы, функции. Составной оператор. Условный оператор. Операторы цикла. Массивы. Объявление
массива. Работа с элементами массива (заполнение и обработка массива). Алгоритмы сортировки.
Операции с файлами. Тестирование и отладка программы.
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из
различных предметных областей Моделирование зависимостей между величинами. Модели
статистического прогнозирования.
Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных
областей). Моделирование корреляционных зависимостей.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели
объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Модели
оптимального планирования.
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы
информационной деятельности человека. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы
общества. Информационная культура. Информационная безопасность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками,
взрослыми, в общественных местах) среде;
2. российская гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества;
3. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4. нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5. сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
6. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
7. осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих, уважительное и заботливое
отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам
8. любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран
9. сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и
национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению
географии;
10. сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей
целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;

11. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к
самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных
планов на протяжении всей жизни;
12. принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа
жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;
13. готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности.
15. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
16. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
1. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
3. умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
5. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения;
6. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
7. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
8. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
9. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
10. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
11. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.
12. Формирование и развитие ИКТ-компетенции.
Регулятивные
1. Формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной
литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных
источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую форму;
2. Освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, формулирование учебного исследования, составление его плана,
фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по
результатам исследования;

3. Овладение ИКТ-компетенциями для получения дополнительной информации при оформлении
результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
4.Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить
цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность
группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
5. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе;
Коммуникативные
1. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои
возможности достижения цели определенной сложности;
2. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;
3. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои
возможности достижения цели определенной сложности;
4. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать
ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать
конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных
способов решения конфликтов;
5. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Познавательные
1. Формирование и развитие посредством информационного знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий
2. Умение создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять
информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости
от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды
чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания
4. Умение самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
5. Умение использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Умение выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
6 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
7. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
8. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения
понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,
устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать
выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные.

Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
• умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и
технической областях;
• умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям
моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
• владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
• приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
• умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать
их результаты;
• умение определять цели системного анализа;
• умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие
и системоразрушающие факторы;
• умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на
воздействие извне;
• умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
• умение измерять количество информации разными методами;
• умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
• умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
• умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
• умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
• умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
• умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в
процессе решения задач;
• умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии. В сфере ценностноориентационной деятельности:
• приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и
ответственностью гражданина;
• развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной
безопасности личности;
• готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов;
готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой
информации;
• умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

• осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их
разрешения;
• приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;
• осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;

• умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
• умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
• умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально- экономическое
развитие общества;
• осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы
личности;
• осознание глобальной опасности технократизма;

• приобретение опыта анализа правовых документов, посвящѐнных защите информационных интересов
личности и общества;

• умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;
• знакомство с методами ведения информационных войн.
В сфере коммуникативной деятельности:
• осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в
организации коммуникативных процессов;

• приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учѐтом
передаваемого содержания;

• умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнѐра по коммуникативной
деятельности;

• использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной
деятельности;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передачи информации по
телекоммуникационным каналам
В сфере трудовой деятельности:
• умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять
основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;

• умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного
технического устройства в зависимости от его основных характеристик;

• умение использовать информационное воздействие как метод управления;
• умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
• использование стереотипов при решении типовых задач;
• умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с
использованием ПК и прикладных программ;

• использование табличных процессоров для исследования моделей;
• получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных
экспериментов.
В сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их
создания;

• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;
• приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
• получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных
средств.
В сфере охраны здоровья:
• понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека,
владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
• соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
• умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на
психику человека.
1. Овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; развитие умений
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

2. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ

представления данных в соответствии с поставленной задачей
3. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Обучающийся получит возможность научиться:
Обращение с устройствами ИКТ
Ученик научится:
Подключать устройства ИКТ к сетям, использовать ИБП;
Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
Соблюдать правила ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Создание письменных сообщений
Ученик научится:
Создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами
текстового редактора;
Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на
иностранном языке
Создание графических объектов
Ученик научится:
Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных
компьютерных инструментов;
Создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
Фиксация изображений и звуков
Ученик научится:
Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с
поставленной целью;
Создавать презентацию на основе цифровых фотографий;
Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения
эксперимента, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится:
Участвовать в обсуждении
Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного
учреждения
Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной
информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Ученик научится:
Использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые системы, строить
запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска
Использовать приѐмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде
учреждения и в образовательном пространстве
Формировать собственное информационное пространство
Моделирование, проектирование и управление
Ученик научится:
Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать
своѐ время с использованием ИКТ;

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Ученик научится:
Вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки
Строить математические модели
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы
Использование программных систем и
сервисов
Алгоритмы и элементы
программирования
Информационно коммуникационные
технологии. Работа в информационном
пространстве
Обобщение и систематизация

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Практические
работы

Всего

6

4

17

8

9

5

2

1

34

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».