Экономика 10-11 2023-2024 уч год

Экономика.
В результате изучения учебного предмета "Экономика" на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
- Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
- различать свободное и экономическое благо;
- характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
- выявлять факторы производства;
- различать типы экономических систем.
Микроэкономика
- Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
- выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
- различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
- выявлять виды ценных бумаг;
- определять разницу между постоянными и переменными издержками;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
- Приводить примеры влияния государства на экономику;
- выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

- определять назначение различных видов налогов;
- анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
- выявлять сферы применения показателя ВВП;
- приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
- приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
- различать факторы, влияющие на экономический рост;
- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
- различать сферы применения различных форм денег;
- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
- различать виды кредитов и сферу их использования;
- решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
- объяснять причины неравенства доходов;
- различать меры государственной политики по снижению безработицы;
- приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
- Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
- объяснять назначение международной торговли;
- обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
- приводить примеры глобализации мировой экономики;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
- определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
- Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
- находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.
Микроэкономика
- Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
- использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
- проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
- выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
- выявлять предпринимательские способности;
- анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
- Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
- объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
- анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
- определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
- на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
- применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
- оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
- анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
- грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
- использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
- разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
- Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
- применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным
экономическим проблемам;
- использовать экономические понятия в проектной деятельности;
- определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
- приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
- разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;
- анализировать текст экономического содержания по международной экономике.

Содержание курса «Экономика».
10 класс.
Основные концепции экономики.
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы
производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные
преимущества. Типы экономических систем.
Микроэкономика.
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав
потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные
доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный
кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и
рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса.
Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное
предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие,
равновесная цена.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора
производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые
издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные переменные
издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Максимизация прибыли.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса.
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги.
Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Реклама. Бизнесплан.

11 класс.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая
дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика
защиты и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд.
Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на
рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала.
Дисконтирование.

Макроэкономика.
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и
государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная политика
Банка России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных
счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное
предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции.
Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост.
Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические
циклы.
Международная экономика.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.
Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая валютная
система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные экономические
организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной
экономики России.

Календарно-тематическое планирование.10 класс.
№
1

Содержание.

2

Микроэкономика.

Основные концепции экономики.
Предмет и метод экономической науки.
Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость. Кривая
производственных возможностей. Факторы
производства и факторные доходы. Выгоды
обмена. Абсолютные и сравнительные
преимущества. Типы экономических систем.

Рациональный потребитель. Полезность и
потребительский выбор. Защита прав
потребителя. Семейный бюджет. Источники
семейных доходов. Реальные и номинальные

Количество часов.
4

2

доходы семьи. Основные виды расходов семьи.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит.
3

Функционирование рынка. Спрос, величина
спроса, закон спроса, индивидуальный и
рыночный спрос (2). Факторы спроса (4).
Товары Гиффена. Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу (1). Нормальные
блага, товары первой необходимости и товары
роскоши. Заменяющие и дополняющие товары,
перекрестная эластичность спроса (1).
Предложение, величина предложения, закон
предложения, индивидуальное и рыночное
предложение. Факторы предложения.
Эластичность предложения. Рыночное
равновесие, равновесная цена (2.)

6

4

Фирма и ее цели. Организационно-правовые
формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические
и бухгалтерские затраты и прибыль.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и
предельный продукт переменного фактора
производства. Закон убывающей отдачи.
Амортизационные отчисления. Необратимые
издержки. Постоянные и переменные издержки.
Средние и предельные переменные издержки.
Эффект масштаба. Предельные издержки и
предельная выручка фирмы. Максимизация
прибыли..

5

5

Предпринимательство, его виды и мотивы.
Основные источники финансирования бизнеса.

4

Основные принципы менеджмента. Основные
элементы маркетинга. Реклама. Бизнес-план.

6

Ценные бумаги и рынок ценных бумаг.
Финансовые институты. Страховые услуги.
Рыночные структуры. Совершенная
конкуренция. Монополия, виды монополий.
Ценовая дискриминация. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монопсония.
Политика защиты и антимонопольное
законодательство.

4

7

Рынки факторов производства. Производный
спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд.
Предложение труда для отдельной фирмы.
Минимальная оплата труда. Дискриминация на
рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли.
Экономическая рента. Рынок капитала.
Дисконтирование.

3

ИТОГО

32

Календарно-тематическое планирование.11 класс.
№
1

2

Содержание.

Макроэкономика.
Роль государства в рыночной экономике.
Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства
доходов.
Государственный бюджет и государственный
долг. Налоги. Фискальная политика
государства. Монетарная политика Банка
России.

Количество часов.
3

5

3

Особенности макроэкономического анализа.
Представление о системе национальных счетов.
ВВП. Номинальный и реальный ВВП.
Совокупный спрос и совокупное предложение.

4

4

Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной
политики. Банки и банковская система.

4

5

Инфляция и дефляция; виды инфляции.
Причины инфляции. Последствия инфляции.
Безработица. Государственная политика в
области занятости.
Экономический рост. Экстенсивный и
интенсивный рост. Факторы экономического
роста. Экономические циклы.

4

Международная экономика.

2

6
7

8

Международная торговля. Государственная
политика в области международной торговли.
Обменный курс валюты. Валютный рынок.
Международные финансы. Мировая валютная

3
4

система. Международные расчеты. Платежный
баланс.
9
10

Международные экономические организации.
Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.

1

ИТОГО

32

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».