РП право (10-11)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Право. Основы правовой культуры» к
учебникам доктора юридических наук и доктора
педагогических наук Е.А. Певцовой «Право. Основы
правовой культуры» составлена в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом среднего общего образования, При- мерной
основной образовательной программой среднего общего
образования и рассчитана на обучение праву школьников
10–11
классов
общеобразовательных
организаций
Российской Федерации как на базовом, так и на
углублённом уровне.
Программа
предусматривает
использование
в
образовательном
процессе
учебно-методического
комплекса (УМК) «Право. Основы правовой культуры».
Входящие в состав комплекса учебники имеют гриф
«Рекомендовано Министерством просвещения Российской
Федерации» и включены в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при
реализации программ общего образования.
УМК по праву для 10–11 классов включает в себя
следующие учебники:
Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры:
учебник для 10 класса общеобразовательных организаций.
Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское
слово — учеб- ник», 2019 (ФП № 1.3.3.7.3.1).
Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры:
учебник для 11 класса общеобразовательных организаций.
Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское
слово — учеб- ник», 2019 (ФП № 1.3.3.7.3.2).

Цели и характеристика курса
«Право. Основы правовой культуры»
В Федеральном государственном образовательном
стандарте
среднего
общего
образования
имеется
обязательная предметная область «Общественные науки»,
1

включающая предмет «Право», изучение которого может
проходить как на базовом, так и на углублённом уровне.
Целеполагание курса определило его название —
«Право. Основы правовой культуры», формирование
правовой культуры и правового сознания обучающихся,
стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и
профессии.
Правовая культура вооружает людей знаниями и умени
ями освоения правовой действительности. Современному
школьнику необходим правовой опыт поведения в
различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый
под влиянием системной правовоспитательной работы.
Данная
программа
ориентирована
на
реализацию
современной системы правового обучения и воспитания
подростков, в рамках которой возможно решение целого
комплекса общественных проблем.
Изучение курса направлено на достижение следующих
целей:
— формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убеждённости
в необходимости соблюдения норм права, на осознание
себя
полноправным
членом
общества,
имеющим
гарантированные законом права и свободы; содействие
развитию профессиональных склонностей;
— воспитание гражданской ответственности и чувства
собственного
достоинства,
дисциплинированности,
уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
— освоение системы знаний о праве как науке, о
принципах, нормах и институтах права, необходимых для
ориентации в российском и мировом нормативно-правовом
материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной
юридической деятельности и основными юридическими
профессиями;
— овладение умениями, необходимыми для применения
приобретённых знаний для решения практических задач в
социально-правовой сфере, продолжения обучения в
2

системе профессионального образования;
— формирование
способности
и
готовности
к
сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом, в том числе к
оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия
закону,
к
самостоятельному
принятию
решений,
правомерной реализации гражданской позиции и несению
ответственности.
Ведущей задачей курса является формирование правовой
компетентности
современного
подростка,
предполагающей не только правовую грамотность, но и
правовую активность, умение быстро находить правильное
решение возникающих проблем, ориентироваться в
правовом
пространстве.
Правовая
компетенция,
формируемая
в
процессе
правовой
подготовки
обучающихся,
представляет
собой
комплексную
характеристику, интегрирующую не только знания,
ценностные установки, навыки правового поведения
учащихся, но и приобретение опыта деятельности,
необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе
социальной практики, в рамках выполнения различных
социальных ролей.
Особенностями курса являются:
— практико-ориентированный подход в изложении
содержания;
— преемственность и последовательность в изучении
правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность
и непрерывность правового информирования (при этом
теоретико- правовые вопросы рассматриваются в качестве
важной основы для познания отраслевого законодательства
и выработки умений находить правовую информацию);
— опора
на
социальный
опыт
обучающихся,
участвующих в различных правоотношениях;
— формирование
активной
гражданской
позиции
личности, в том числе посредством участия в проектной
деятельности;
— формирование уважения к правам человека и нормам
международного права;
— обеспечение
необходимого
уровня
правовой
3

компетенции школьника для защиты своих прав;
— решение вопросов профессиональной ориентации и
самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.
Курс направлен на повышение правовой грамотности
обучающихся, формирование высокого уровня их правовой
воспитанности, чувства ответственности и социальной
активности.
Освоение
вариантов
правомерного
поведения
осуществляется
с
использованием
активных
форм
обучения, стимулирующих познавательную деятельность
школьника, который выступает в роли самостоятельного
субъекта образовательного процесса. В рамках курса
предполагается
использование
различных
видов
индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение
деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр,
работа с источниками, участие в творческих проектах,
мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную
мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать,
поддержать устойчивый интерес школьника к праву.
Особую значимость имеет системная работа с правовой
информацией.
Изучение курса предполагает использование ресурсов
Интернета, публикаций в средствах массовой информации,
обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных
ситуаций,
метод
проектов,
портфолио
ученика,
разноуровневое
обучение,
индивидуальный
и
дифференцированный
подход
к
обучению, а также
возможности рефлексии, которые используются во всех
перечисленных технологиях.
Организационные
модули
курса
представлены
адаптивными
вариантами
организации
учебновоспитательного процесса, механизмами оптимального
осуществления
функций
планирования,
мотивации
учащихся, организации процесса их правовой подготовки
и контроля знаний и умений. Особое внимание уделено
средствам организации внеклассной и внеурочной работы,
в том числе проведению олимпиад и конкурсов, написанию
эссе. Методика работы направлена на развитие навыков
критического
анализа
различных
текстов,
ведения
4

дискуссий по важным общественным проблемам.
Курс
«Право.
Основы
правовой
культуры»
ориентирован
на
формирование
у
школьников
собственных представлений и установок, основанных на
современных правовых ценностях общества, необходимых
для защиты прав, свобод и законных интересов личности и
правомерной реализации своей граждан ской позиции.
Данный курс можно изучать как самостоятельный
учебный
предмет
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования
на углублённом или базовом уровне, а также использовать
при изучении правовых вопросов интегрированно в рамках
образовательного предмета «Обществознание» на базовом
уровне.

5

Требования к результатам обученияи
освоения содержания курса
«Право. Основы правовой культуры»
Личностные результаты
 Воспитание российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
 формирование гражданской позиции как активного и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития правовой науки и
практики, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания
в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей
жизни;

сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем;
 сформированность экологического мышления,
понимания влияния социально-экономических процессов
на со- стояние природной и социальной среды;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
 Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
 владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 готовность и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
 умение
использовать
средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и

этических норм, норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных
социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие
стратегию
поведения
с
учётом
гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами — умение ясно, логично
и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметные результаты
На базовом уровне
 Сформированность представлений о понятии государства,
его функциях, механизме и формах;
 владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
 владение знаниями о правонарушениях и юридической
ответственности;
 сформированность представлений о Конституции РФ
как основном законе государства, владение знаниями об
основах правового статуса личности в Российской
Федерации;
 сформированность общих представлений о разных видах
судопроизводства, правилах применения права,
разрешения конфликтов правовыми способами;
 сформированность основ правового мышления;
 сформированность знаний об основах административного,
гражданского, трудового, уголовного права;
 понимание юридической деятельности; ознакомление со
спецификой основных юридических профессий;
 сформированность умений применять правовые знания
для оценивания конкретных правовых норм с точки
зрения их соответствия законодательству Российской
Федерации;
 сформированность навыков самостоятельного поиска

правовой информации, умений использовать результаты
в конкретных жизненных ситуациях.

Место курса «Право. Основы правовой культуры» в
учебном плане
Программа правового обучения школьников в соответствии
с нормативными документами рассчитана на базовом уровне
на 70 учебных часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах. При
этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного
времени для реализации авторских подходов, использования
разнообразных
форм организации
учебного процесса,
внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ
Базовый уровень (64 ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
И ОБЩЕСТВА
Значение правовых знаний и умений для человека. Система
юридических наук. Основные виды юридических профессий.
Информация и право. Право и основные теории его
понимания. Признаки и функции права. Нормы права.
Система регулирования общественных отношений. Механизм
правового регулирования.
Понятия.
Юриспруденция.
Правовая
информация.
Официальная
правовая
информация.
Информация
индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая
информация.
Правопонимание.
Естественное
право.
Позитивное право. Основная норма. Право. Метод правового
регулирования. Социальные нормы. Моральные нормы.
Обычаи.
Религиозные
нормы.
Групповые
нормы.
Корпоративные нормы. Санкции. Правовое регулирование.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ
Понятие и система права. Правовые нормы и их
характеристики. Классификация норм права, структура
правовой нормы. Институты права. Отрасли права.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный
процесс.
Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых
актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
44

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза.
Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут.
Отрасль
права. Частное
право.
Публичное
право.
Материальное право. Процессуальное право. Законодательная
инициатива.
Закон.
Подзаконный
акт.
Локальный
нормативный
акт.
Кодификация.
Инкорпорация.
Консолидация. Учёт.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Юридические факты как основание правоотношений. Виды
и структура правоотношений. Поведение людей в мире права.
Правомерное поведение. Правонарушение. Правопорядок с
позиции
юридической
науки.
Функции
юридической
ответственности. Принципы юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Правовое сознание и его структура. Общественная
опасность коррупции для граждан, общества и государства.
Антикоррупционные меры.
Понятия.
Правоотношение.
Правоспособность.
Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право.
Юридическая обязанность. Правонарушение. Правопорядок.
Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовое
сознание. Корруп ционные правонарушения.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Понятие государства. Признаки государства. Сущность
государства.
Функции
государства.
Виды
функций
государства. Форма государства и её элементы. Монархия как
форма
правления.
Республика
как
форма
власти.
Государственное
устройство.
Политический
режим.
Государственный механизм и его структура. Государственный
орган и его признаки. Глава государства. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Принципы
местного самоуправления.
Конституционное право Российской Федерации и его
источники. Конституция Российской Федерации — основной
закон государства. Структура Конституции Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя
России.
Эволюция понятия «гражданство». Принципы гражданства.
Порядок
приобретения
и
прекращения
российского
45

гражданства. Правовой статус человека в демократическом
правовом государстве. Классификация прав человека.
Личные права. Политические права и свободы. Социальные,
экономические и культурные права. Права ребёнка.
Обязанности граждан. Избирательное право и избирательный
процесс. Избирательные системы и их виды. Референдум.
Выборы Президента Российской Федерации.
Понятия. Государство. Глава государства. Сущность
государства. Политическая система общества. Глобальные
проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма
государства. Форма правления. Монархия. Республика.
Парламентарная республика. Президентская республика.
Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное
государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм
государства. Орган государства. Правовой иммунитет.
Парламент.
Правительство.
Конституция.
Гражданское
общество. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин.
Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой
статус.
Права и
свободы
человека.
Налог.
Сбор.
Альтернативная гражданская служба. Избирательная система.
Активное избирательное право. Пассивное избирательное
право. Ценз. Референдум.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
Защита прав человека в государстве. Судебная система.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный
суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции.
Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах
общей юрисдикции. Гражданское процессуальное право.
Принципы гражданского процесса. Участники и стадии
гражданского процесса. Арбитражные суды и арбитражное
судопроизводство. Правоохранительные органы Российской
Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и
её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности
Российской
Федерации.
Особенности
деятельности
правоохранительных органов: Федеральная служба охраны,
Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная
служба судебных приставов, Федеральная служба войск
национальной гвардии, Министерство РФ по делам
гражданской
обороны,
чрезвычайным
ситуациям
и
46

ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная
налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция.
Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление.
Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о
преступлении. Контрразведывательная деятельность.

11 КЛАСС
Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские
правоотношения. Источники гражданского права. Виды
субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо
как субъект права. Юридические лица как субъекты права.
Виды и формы сделок. Обязательственное право. Понятие
договора и его содержание. Виды договоров. Порядок
заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные
виды обязательств. Понятие права собственности. Основания
возникновения
права
собственности.
Понятие
права
интеллектуальной собственности. Авторское право. Защита
права собственности. Защита чести, достоинства и деловой
репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности.
Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право.
Организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные
общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное
предприятие.
Правовое
регулирование
защиты
предпринимательской деятельности и прав предпринимателей.
Права потребителей. Защита прав потребителей. Понятие и
сущность наследования. Правила наследования на основании
завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация.
Физическое
лицо.
Гражданская
правоспособность.
Гражданская
дееспособность.
Полная
дееспособность.
Юридическое
лицо.
Договорное
право.
Договор.
Имущественные права. Право собственности. Вещное право.
Интеллектуальная
собственность.
Общая
долевая
собственность.
Общая
совместная
собственность.
Виндикационный
иск.
Добросовестный
приобретатель.
Негаторный иск. Иск о признании права собственности.
47

Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь.
Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность.
Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность.
Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт.
Предпринимательское
право.
Предпринимательская
деятельность.
Коммерческая
организация.
Полное
товарищество.
Товарищество
на
вере.
Общество
с
ограниченной ответственностью. Акционерное общество.
Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное
предприятие. Потребитель. Гарантийный срок хранения.
Гарантийный срок эксплуатации. Наследование. Наследник.
Наследодатель. Завещание. Время открытия наследства. Место
открытия наследства.
Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Семейное право. Источники семейного права. Порядок
заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и
личные неимущественные права супругов. Законный режим
имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений.
Алиментные обязательства.
Понятия. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети,
оставшиеся без попечения родителей.
Тема 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права
на жильё.
Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация.
Тема 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Понятие трудового права. Принципы и источники
трудового права. Занятость и безработица. Занятость и
трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и
работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на
работу. Порядок и условия расторжения трудового договора.
Расторжение
трудового
договора
по
инициативе
работодателя. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры
и дисциплинарная ответственность. Правовое регулирование
труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации,
предусмотренные
трудовым
законодательством
для
48

несовершеннолетних. Охранатруда.
Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник.
Работодатель. Безработный. Трудовой договор. Правила
внутреннего
трудового
распорядка.
Индивидуальный
трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Рабочее время.
Время отдыха. Льгота. Иждивенцы. Заработная плата.
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Административное право. Источники административного
права.
Понятие
административного
правонарушения.
Административная
ответственность.
Меры
административного наказания. Производство по делам об
административных правонарушениях.
Понятия.
Административное
правонарушение.
Административная
ответственность.
Административное
задержание.
Доставление.
Ходатайство.
Отвод.
Доказательства.
Тема 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права.
Действие
уголовного
закона.
Понятие
преступления.
Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и
наказание. Принципы уголовной ответственности. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс.
Особенности
уголовного
процесса
по
делам
несовершеннолетних. Защита от преступления. Пр ава
обвиняемого,
потерпевшего,
свидетеля.
Уголовное
судопроизводство.
Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Состав
преступления. Объект преступления. Субъект преступления.
Объективная сторона преступления. Субъективная сторона
преступления. Мотив преступления. Цель преступления.
Уголовная
ответственность.
Уголовное
наказание.
Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право.
Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с
повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель.
Привод.
Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ
49

СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Пенсионная система и страхование. Экологическое право.
Экологические
правонарушения
и
юридическая
ответственность. Правовое регулирование отношений в
области образования. Принципы государственной политики в
области образования. Права и обязанности субъектов
образовательных правоотношений.
Налоговое право. Виды налогов. Права и обязанности
налогоплательщика. Виды налоговых правонарушений.
Понятия.
Пенсия.
Государственные
пособия.
Экологическое
право.
Природоохранные
нормы.
Природоресурсные нормы. Экологические правонарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Налог. Налоговое право.
Налоговое правонарушение.
Недоимка. Пеня.
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Понятие международного права. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правозащитные организации и развитие системы прав
человека. Организация Объединённых Наций. Европейский
суд по правам человека. Международная защита прав детей.
Международные
споры
и
международно-правовая
ответственность. Международное гуманитарное право и
права человека. Принципы и источники международного
гуманитарного права. Правовое регулирование поведения
участников международных вооружённых конфликтов.
Понятия. Декларация. Пакт. Международно-правовая
ответственность. Репрессалии. Реторсии. Международное
гуманитарное
право.
Капитуляция.
Комбатанты.
Некомбатанты.

50

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (64 ч)
10 КЛАСС (32 ч)
Колво
часов

Название
темы

1

Роль права
в жизни
человека
и общества

4

Понимать значение правовых знаний и умений для человека;
уважительно относиться к праву и иным социальным регуляторам
поведения и выбирать необходимую модель правомерного поведения
в конкретной ситуации; характеризовать систему юридических наук,
основные виды юридических профессий. Давать определения праву
и характе ризовать основные теории его понимания. Уметь отстаивать
собственную точку зрения о поведении личности. Уметь вычленять
структуру нормы права, понимать механизм правового регулирования

2

Теоретичес
кие основы
права как
системы

6

Уметь давать определение системе права и понимать взаимосвязь его
структурных компонентов; уметь анализировать правовые нормы с
позиции их классификации; уметь различать институты права,
отрасли права; уметь определять методы правового регулирования
конкретных отношений.
Владеть знаниями особенностей законодательного процесса в Росс ии;
владеть навыками социально-активного правомерного поведения.
Уметь «прочитать» с опорой на правовые знания нормативный
правовой акт. Понимать сущность действия норм права во времени,
в пространстве и по кругу лиц. Владеть информацией о систематизации
нормативных правовых актов

51

№
п/п

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Окончание табл.
№
п/п

Название
темы

3

Правоот
ношения
и правовая
культура

Колво
часов
4

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

52

Уметь определять структуру правоотношения, характеризовать его
элементы. Уметь решать правовые задачи по определению объёма
прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительно
относиться к правам и обязанностям участников правоотношений.
Владеть навыками правомерного поведения в обществе, им еть
высокий уровень правовой информированности, уважительного
отношения к праву и быть мотивированным на правомерное
поведение в любых жизненных ситуациях. Понимать основные
принципы юридической ответственности. Распознавать функции
юридической ответственности, использовать принципы юридической
ответственности
в
решении
правовых
вопросов.
Знать
обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уметь
характеризовать правовое сознание, антикоррупционное поведение
Промежуточный контроль (1 ч)

4

Государст
во и право

10

Уметь характеризовать сущность государства, определять его функции
и признаки. Уметь характеризовать форму государства и её элементы;
различать монархию как форму правления и республику; определять
государственное устройство и политический режим. Владеть
информацией
о
главе
государства,
уметь
характеризовать
законодательную,

исполнительную и судебную власть. Знать систему органов местного
самоуправления.
Характеризовать источники конституционного права России. Уметь
использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы; уважительно относиться к Основному закону государства; знать
порядок приобретения и прекращения российского гражданства,
принципы гражданства, правовой статус человека в демократическом
правовом государстве; уметь защищать свои личные права,
политические права и свободы, социальные, экономические и
культурные права. Уметь исполнять обязанности граждан.
Знать правила участия в референдуме, выборах Президента РФ
53

5

Правосудие
и
правоохран
ительные
органы

6

Уметь осуществлять защиту прав человека в государстве; обращаться
в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей
юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих прав и законных
интересов. Знать порядок осуществления правосудия в судах общей
юрисдикции, принципы, участников и стадии гражданского процесса.
Уважительно относиться к системе правоохранительных органов
Российской Федерации
Итоговый контроль (1 ч)

11 КЛАСС (32 ч)
Название
темы

Колво
часов

1

Гражданское
право

8

2

Семейное
право

3

54

№
п/п

Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Уметь отличить гражданские правоотношения от иных отношений;
характеризовать источники гражданского права; характеризовать
физическое лицо как субъект права; уметь отличать юридические
лица как субъекты права: хозяйственные товарищества;
хозяйственные общества; производственный кооператив (артель);
унитарное предприятие. Уметь заключать договор, владея
знаниями о порядке заключения, изменения и расторжения
договоров. Уметь характеризовать отдельные виды обязательств.
Уметь использовать в реальной жизни право собственности. Уметь
защитить интеллектуальную собственность и авторское право.
Уметь осуществить защиту чести, достоинства и деловой
репутации.
Уметь защитить права потребителей. Уметь использовать правила
наследования на основании завещания. Знать формы завещания
и наследование по закону
Знать источники семейного права, порядок заключения и
расторжение брака. Уметь защитить имущественные и личные
неимущественные права супругов. Уметь объяснять законный и
договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в
составлении брачных контрактов. Уметь предотвратить, а при
необходимости решить конфликты родителей детей; знать
порядок выплаты

алиментов в семейных отношениях. Уметь защитить интересы
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Жилищное
право

1

Уметь реализовать права на жильё, обеспечить защиту жилищных
прав

4

Трудовое
право

3

Знать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране.
Уметь успешно определиться в будущей профессиональной
деятельности, обладая компетентностью при поиске работы. Уметь
соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей.
Уметь защитить свои трудовые права, знать порядок и условия
расторжения трудового договора. Уметь использовать льготы,
гарантии
и
компенсации,
предусмотренные
трудовым
законодательством для несовершеннолетних

55

3

Промежуточный контроль (1 ч)
5

Администрат
ивное право и
администрат
ивный
процесс

2

6

Уголовное
право и
уголовный
процесс

6

Уметь отличить административные отношения от иных
правоотношений. Знать источники административного права,
сущность
административной
ответственности
и
меры
административного наказания. Быть сведущим в правилах по
порядку
производства
по
делам об
административных
правонарушениях
Знать принципы уголовного права и действие уголовного закона,
состав преступления и основные виды преступлений, меры
уголовной ответственности и наказания. Уметь участвовать в
уголовном процессе со стороны защиты и со стороны обвинения.
Уметь характеризовать особенности уголовного процесса по делам
несовершен-

Окончание табл.
№
п/п

Название
темы

Колво
часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося
нолетних. Владеть навыками защиты от преступления. Уметь
реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля

7

Правовое
регулирован
ие в
различных
сферах
общественно
й жизни

4

8

Международн
ое право

3

Знать пенсионную систему и страхование в России. Уметь
защитить свои права на экологию, предотвратить экологические
правонарушения. Знать принципы налогового права, субъекты и
объекты налоговых правонарушений, виды налогов, права и
обязанности налогоплательщика. Уметь различать налоговые
правонарушения разных видов. Осознавать ответственность за
неуплату налогов.
Уметь реализовать своё право на образование, защитить свои права
в области образования
Уметь характеризовать международную защиту прав человека в
условиях мирного и военного времени. Уметь разбираться в
деятельности правозащитных организаций. Уметь обратиться в
Европейский суд по правам человека. Знать принципы и особенности
международной защиты прав детей. Осознавать международноправовую ответственность, уважительно относиться к правам людей
всего мира. Знать основные
правила
международного
гуманитарного права и прав человека
Промежуточный контроль (1 ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ.
29.07.2002. № 30. Ст. 3012.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
№ 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31.
Ст. 3823.
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006
№ 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 23.07.2008. № 23.
Ст. 2381.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть пер вая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ.
05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ.
29.01.1996. № 5. Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001
№ 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49.
Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ.
25.12.2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ.
18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

57

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004
№ 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 06.12.2011. № 1
(Ч. 1). Ст. 14.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001
№ 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44.
Ст. 4147.
Кодекс административного судопроизводства Российской
Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) //
СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006
№ 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 11.12.2006. № 50.
Ст. 5278.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995
№ 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001
№ 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1
(Ч. 1). Ст. 3.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 13.01.1997.
№ 2. Ст. 198.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ.
24.12.2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
№ 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25.
Ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004
№ 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014
№ 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской
Федерации» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 550.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014
№ 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» //
СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 551.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от
11.10.2018) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.07.2016. № 27.Ч. 1. Ст. 4159.
58

Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от
29.05.2019) «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.
24.02.2014. № 8. Ст. 740.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от
11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от
26.07.2019) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ
РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от
25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от
18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» //
СЗ РФ. 21.12.1998. № 51. Ст. 6270.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от
18.07.2019) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от
01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ.
20.06.1994. № 8. Ст. 801.
Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от
01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.
10.12.2012. № 50. Ч. 4. Ст. 6952.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от
26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39. 18.02.1992.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от
29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от
27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ
РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3030.
Федеральный закон «Об
информации,
информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006
№ 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31
(Ч. 1). Ст. 3448.
59

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от
26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ.
28.06.1999. № 26. Ст. 3177.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от
27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Россий ской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
«Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2.
Ст. 133.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ
РФ. 31.12.2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении
срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 1.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1.
Ст. 2.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном
Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 548.
Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008
№ 724 (ред. от 23.11.2016) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ.
19.05.2008. № 20. Ст. 2290.
Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011
№ 38 (ред. от 02.09.2019) «Вопросы деятельности Следствен ного комитета» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // СЗ РФ. 24.01.2011. № 4.
Ст. 572.
Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2011
№ 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных
конституционных законов и федеральных законов» // СЗ РФ.
14.02.2011. № 7. Ст. 939.

60

Рекомендуемая литература
10 класс
Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственноправовой терминологический словарь. М., 2015.
Белик В.Н. Конституционные права личности и их защита: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.,
2017.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права / http://civil.consultant.ru/reprint/books/352/15.html
Вилкова Т.Ю., Насонов С.А., Хохряков М.А. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и практикум для
вузов. М., 2019.
Гражданский процесс. Практикум: учебное пособие для
академического бакалавриата / под ред. М.Ю. Лебедева. М.,
2019.
Ерёменко В.И. Суд по интеллектуальным правам — первый
специализированный суд в российской судебной системе // Государство и право. 2012. № 9.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы
современности. М., 2019.
Источники российского права: вопросы теории и истории:
учебное пособие / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2011.
Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории.
М., 2011.
Кобликов А.С. Избранное: юридическая этика. Военные
суды России. М., 2011.
Ковлер А.И. Европейская интеграция: федералистский проект (историко-правовой очерк). М., 2016.
Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс
(учебное пособие) / отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М.,
2016.
Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / под ред. В.Г. Зорькина. М., 2009.
Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М., 2014.
Крашенинников П.В. Зарождение права. М., 2016.
Крусс В.И. Злоупотребление правом: учебное пособие. М.,
2010.
61

Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.
Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2013.
Маршалок Н.В., Ульянова И.Л. Латинские термины в современном международном праве: латинско-русский, руссколатинский словарь. М., 2015.
Михайлов А.М. Сравнительное правоведение: догма романо-германского права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Михайлов А.М. Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Нечкин А.В. Конституционное право зарубежных стран:
учебное пособие для бакалавриата и специалитета. М., 2019.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян,
А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред.
С.А. Авакьян. М., 2014.
Османов Т.С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации международных соглашений:
справочно-методическое пособие. М., 2011.
Певцова Е.А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений // Народное образование. 2018.
№ 10 (1471). С. 15–20.
Певцова Е.А. Пределы правового регулирования образовательных отношений в национальной правовой системе // Вестник Московского государственного областного университета.
Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 74–82.
Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Правовое просвещение в России: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2019.
Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Профессиональное поведение
юристов в электронном государстве в случаях несовершенства законодательства // Журнал российского права. 2018.
№ 6 (258). С. 40–49.
Попаденко Е.В., Красильникова Е.В. Суд присяжных: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры.
М., 2019.
Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011.
Поляков С.Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации. М., 2011.
62

Поляков С.Б. Юридическая ответственность государства.
М., 2013.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2013.
Суровень Д.А. История государства и права зарубежных
стран. Древний мир: учебник и практикум для бакалавриата
и магистратуры. М., 2019.
Хвостов В.М. Система римского права. М., 2019.
Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2013.
Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.
Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М., 2012.
11 класс
Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические
подходы. М., 2013.
Алексеев С.С. Тайна и сила права. М., 2013.
Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М.,
2012.
Алиев В.М., Гладких В.И., Степанов-Егиянц В.Г. Преступления против личности: учебное пособие для бакалавриата,
специалитета и магистратуры. М., 2019.
Альбов А.П., Николюкин С.В. Наследственное право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017.
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А, Селиванова К.А. Земельное право России: учебник для академического
бакалавриата / под ред. А.П. Анисимова. М., 2019.
Афанасьев И.В. Сервитут в гражданском праве: монография. М., 2019.
Белов В.А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практическое пособие. М., 2019.
Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019.
Буянова М.О. Теория спортивного права: монография. М.,
2019.
Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. М.,
2010.
Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом
в профессиональной юридической деятельности. М., 2013.
63

Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография. М., 2018.
Дуюнов В.К., Хлебушкин А.Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика. М., 2013.
Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2013.
Завадская Л.Н. Гражданский процесс в схемах с комментариями. М., 2018.
Защита прав потребителей финансовых услуг: моногра фия / отв. ред. Ю.Б. Фогельсон. М., 2011.
Информационное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под ред. М.А. Федотова. М., 2019.
Иванова Е.В. Предпринимательское право: учебник для
академического бакалавриата. М., 2019.
Иоффе О.С. Основные проблемы гражданского права. М.,
2013.
Карташкин В.А. Права человека: международная защита
в условиях глобализации: монография. М., 2013.
Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с ком ментариями. М., 2007.
Конкурентное право в таблицах и схемах: учебное посо бие / В.А. Вайпан, М.А. Егорова, А.В. Игошин и др.; отв. ред.
М.А. Егорова. М., 2018.
Копылов А.В. Дарение на случай смерти: гражданскоправовое. М.: Статут, 2019.
Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. М., 2012.
Крашенинников П.В. Авторские и смежные с ними права.
Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса
РФ. М., 2012.
Крашенинников П.В. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование. Постатейный комментарий глав 39,49–52 Гражданского кодекса
РФ. М., 2012.
Кузнецова О.В. Возмещение морального вреда: практическое пособие. М., 2009.
Курс уголовного процесса / под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. М., 2017.
64

Кусков А.С., Иванов И.С. Потребительское право. Практикум:
учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Либанова С.Э. Гражданско-правовая ответственность: взыскание убытков: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Макарова О.А., Попондопуло В.Ф. Корпоративное право:
учебник и практикум для вузов. М., 2019.
Максимов В.А. Римское право: учебное пособие. М., 2019.
Мамут Л.С. Правовое общение: очерк теории. М., 2013.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник
для вузов. М., 2019.
Меркурьев В.В. Уголовное право: гражданская самозащита:
учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.
Миронова С.Н. Использование возможностей сети Интернет
при разрешении гражданско-правовых споров. М., 2010.
Несостоятельность (банкротство): учебный курс: в 2 т.
Т. 1. / под ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелиной. М., 2019.
Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Рожкова. М., 2019.
Певцова Е.А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку //
Народное образование. 2008. № 2.
Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в России // История государства и права. 2007.
№ 20.
Певцова Е.А. Права детей и молодёжи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых
лиц. Ярославль; М., 2013.
Певцова Е.А. Правовая защита молодёжи при трудоустройстве. М., 2013.
Певцова Е.А. Правовая защита от негативной информации // Народное образование. 2008. № 6 (1379).
Певцова Е.А. Правовая культура в трудовой деятельности.
М., 2017.
Певцова Е.А. Правовое регулирование образовательного
процесса // Народное образование. 2007. № 5.
Певцова Е.А. Правовые и педагогические основы работы
тьютора: монография. Ярославль; М., 2012.
Певцова Е.А. Применение норм образовательного права в России и за рубежом // Право и образование. 2017. № 9.
С. 4–17.
65

Певцова Е.А. Профессиональное самоопределение. М.,
2011.
Пиликин Г.Г. Становление финансового права России (теория и практика особой формы публичного права): монография / под общ. ред. проф. С.В. Запольского. М., 2017.
Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные
типы. М., 2019.
Право Европейского союза: в 2 ч. Ч. 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой. М., 2019.
Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: учебник / под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новосёловой. М., 2017.
Правосудие в современном мире / под ред. Т.Я. Хабриевой,
В.М. Лебедева. М., 2013.
Предпринимательское право: практический курс / отв. ред.
Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2011.
Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации:
учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.,
2019.
Савельев Д В. Соучастие в преступлении. Преступная группа: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.
Свит Ю.П. Жилищное право: учебник и практикум для
академического бакалавриата. М., 2019.
Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова.
М., 2016.
Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2019.
Смирнов С.А. Наследственная трансмиссия в гражданском
праве: генезис и развитие: монография. М., 2019.
Собольников В.В. Юридическая психология: учебник для
бакалавриата и специалитета. М., 2019.
Спасович В.Д. Судебные речи. М., 2019.
Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве:
учебное пособие. М., 2015.
Талынев В.Е. Профессиональная этика и служебный этикет
в полиции России: учебное пособие для вузов. М., 2019.
Тарланов З.К. Юридическая лингвистика: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.,
2019.
66

Тихомиров М.Ю. Трудовые договоры, служебные контракты: комментарии и образцы документов. М., 2018.
Уголовное право России. Особенная часть: в 2 т. Т. 2: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под
ред. О.С. Капинус. М., 2019.
Фомичёва Р.В. Меры по обеспечению исполнения решений
в арбитражном процессе: учебное пособие для бакалавриата,
специалитета и магистратуры. М., 2019.
Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. М., 2019.
Шульга И.В. Правовые позиции Верховного Суда РФ: монография. М., 2019.
Шульга А.А. Социально-правовая защита детей: учебное пособие для академического бакалавриата. М., 2019.
Эксархопуло А.А. Макаренко И.А., Зайнуллин Р.И. Криминалистика: история и перспективы развития: монография. М.,
2019.
Юридическое сопровождение предпринимательской деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2019.
Ялбулганов А.А. Предмет и система финансового права: монография. М., 2015.

Ресурсы Интернета по праву
http:// www.pravo.gov.ru— Официальный интернет-портал
правовой информации.
http://www.consultant.ru — Правовая система Консультант
Плюс.
http://www.constitution.ru — Конституция Российской Федерации.
http:// www.law.edu.ru — Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.
http://детям.президент.рф— Президент России гражданам
школьного возраста.
http://www.council.gov.ru — Совет Федерации Федерального Собрания.
http://www.duma.gov.ru — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
http://www.ksrf.ru — Конституционный Суд Российской
Федерации.
67

http://www.vsrf.ru — Верховный Суд Российской Федерации.
http:// www.genproc.gov.ru — Генеральная прокуратура
Российской Федерации.
http://www.sledcom.ru — Следственный комитет Российской Федерации.
http://www.pfrf.ru — Пенсионный фонд Российской Федерации.
http://www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата.
http://www.deti.gov.ru — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
http://www.ombudsmanrf.org — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
http://www.mnr.gov.ru — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
http:// www.rostrud.ru — Федеральная служба по труду
и занятости Российской Федерации.
http://www.rosregistr.ru — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
http://www.potrebitel.net — Союз потребителей ЕАЭС.
http://www.rospotrebnadzor.ru — Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
http:// www.рспп.рф — Российский союз промышленников
и предпринимателей.
http://www.un.org/ru — Организация Объединённых Наций.
http://www.//ru.unesco.org— Организация Объединённых
Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО).
http://www.coe.int/ru/ — Информационный офис Совета
Европы в Российской Федерации.
http://civil.consultant.ru/ — Классика Российского права.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».