РЗ общество

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Решение проблемно-познавательных,
практических задач по обществознанию» предназначена для учащихся 10-11 классов,
мотивированных на сдачу экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ. В последнее время
для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие
дисциплины, в том числе и обществознание. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный, и
для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по
данному предмету.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
овладеть

ключевыми

компетенциями,

познавательными

средствами

и

информационно-коммуникативными

контрольно-измерительных

материалов

ЕГЭ

по

обществознанию в рамках изучаемых тем в средней школе. Ученики смогут осмыслить
стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными
заданиями.
Программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012г.№413» демонстрационного варианта контрольных
измерительных

материаловединого

государственного

экзамена

2017года

по

обществознанию;
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г.
«Об утверждении

Порядка

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по образовательным программам среднего общего образования»;
Методические

документы,

рекомендуемые

при

организации

и проведении

государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования в 2023 году (направлены письмом Рособрнадзора № 04−31
от 01.02.2023 г.);
Кодификатор

проверяемых

требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для
проведения единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ;
В рамках курса уделяется большое внимание практическим занятиям, примерно
70% учебного времени, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий,
заданий с полным развернутым ответом, составлению развёрнутого плана.
Цель курса:
 способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в
современном обществе, и успешной социализации личности подрастающего
поколения;
 целенаправленная и качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации–
ЕГЭ.
Задачи курса:
 повышение

предметной

компетентности

учеников;

развитие

у

учащихся

устойчивого интереса к предмету; краткое изложение и повторение курса
обществознания;
 формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
 формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
 воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
 знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов
по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
 формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом;
 психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой)аттестации.
Формы организации учебных занятий
Основная форма организации учебных занятий — комбинированный урок.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики изучаемых

объектов и определения используемых терминов. После изучения теоретического
материала выполняются практические задания для его закрепления.
В

ходе

обучения

школьникам

могут

периодически

предлагаться

непродолжительные, рассчитанные на 5—10 минут, тематические тестовые работы для
проверки уровня освоения отдельных тем.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами
и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом,
синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля
является тренировочный экзамен.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю; 32 часа в 10 классе, 32 часа в 11
классе.
Основное содержание программы курса
Раздел 1. Вводное занятие. Особенности задач по обществознанию
Раздел 2. Работа с заданиями разного уровня сложности
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
Человек и общество
Экономика
Социальные отношения
Политика
Право
Решение заданий с выбором ответа, направленные на установление соответствия
между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя
лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с
помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в
социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий,
соответствующих предлагаемому контексту.
Решение заданий с кратким ответом, направленные на определение существенных
признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с
точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику
социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление

поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах как схемы,
диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и
различия. Задания на понимание и применение теоретических понятий в заданном
контексте.
Задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров
социальной жизни.
Задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе
статистической и графической.
Раздел 3. Работа с заданиями высокого уровня сложности – 48 часов
Решение заданий с развернутым ответом, направленные на выявление умения
находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся
в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе
изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации
текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а
также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом
отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение
иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук.
Задания-задачи, требующие анализа представленной информации, в том числе
статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов,
формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических
суждений, объяснений, выводов.
Задания, требующие составления сложного плана, позволяющего раскрыть по
существу заданную тему по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм
выполнения задания по составлению развернутого ответа.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения программы курса внеурочной деятельности учащиеся узнают
об алгоритмах решения разного вида задач и заданий по обществознанию
научатся:

 анализировать

и

классифицировать

социальную

информацию,

представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма,
аудиовизуальный ряд);
 переводить ее из одной знаковой системы в другую;
 участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
 формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
 осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по
социальной проблематике;
 применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих

актуальные

проблемы жизни человека и общества;
 организовывать и планировать свою деятельность;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
получат возможность использовать приобретенные знания и умения для:
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
принятия собственных решений;
 критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации;
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации;
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
изучения

в

учреждениях среднего

и

высшего

профессионального

образования;
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали

и права.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Система оценивания результатов по учебному курсу - безотметочная. Прохождение
программы учебного курса фиксируется отметкой «зачет»/«незачет» по итогам года.
Итоговая отметка «зачет» за год выставляется в случае освоения учебного содержания
программы курса.
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
текущая

диагностика

и

оценка

учителем

деятельности

школьников;

текущий

рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его
индивидуальной образовательной программой освоения курса (отметка).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№
Дата
урока
проведения
Содержание (тема урока)
Раздел 1. Виды и особенности решения задач по обществознанию
– 1 час
Вводное занятие. Разбор кодификатора 2023
1
Раздел 2. Работа с заданиями разного уровня сложности – 10 часов
Решение заданий по теме «Человек и общество»
2-3

4-5

Решение заданий по теме «Экономическая сфера
жизни общества»

Решение заданий по теме «Социальная сфера жизни
общества»
6-7

8-9

Решение заданий по теме «Духовная сфера жизни
общества»

Решение заданий по теме «Политико-правовая сфера
10-11 жизни общества»
Раздел 3. Работа с заданиями высокого уровня сложности – 20 часов
Работа с алгоритмом решения заданий 17–20,
которые объединены в составное задание с
12-19 фрагментом научно-популярного текста или
нормативного правового акта

20-21

22-23

24-25
26-27
28-29
30-31
32

Работа с алгоритмом решения задания 21,
предполагающее анализ рисунка (графического
изображения, иллюстрирующего изменение
спроса/предложения)
Работа с алгоритмом решения задания 22, требующего
анализа представленной информации, в том числе
статистической и графической, объяснения связи
социальных объектов, процессов, формулирования и
аргументации самостоятельных оценочных,
прогностических и иных суждений, объяснений,
выводов
Работа с алгоритмом решения задания 23,
проверяющего знание и понимание ценностей,
закреплённых Конституцией Российской Федерации
Работа с алгоритмом решения задания 24,
требующего составления плана развёрнутого ответа
по конкретной теме обществоведческого курса
Работа с алгоритмом решения задания 25, вопросы и
требования которого конкретизируют отдельные
аспекты заданной темы
Решение демонстрационных вариантов
Итоговое занятие по курсу

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 11класс
№
Дата
урока
проведения
Содержание (тема урока)
Раздел 1. Виды и особенности решения задач по обществознанию
– 1 час
Вводное занятие. Разбор кодификатора 2024
1
Раздел 2. Работа с заданиями разного уровня
сложности – 18 часов
КИМы по обществознанию 2024 г. нововведения и
2-3 особенности. Анализ ошибок, наиболее часто
встречающихся при сдаче ЕГЭ прошлых лет
4-5
6-7
8-9

Анализ экзаменов прошлых лет
Работа с базовым понятийным аппаратом курса
«Обществознание», разбор задания №1
Особенности выполнения заданий на выбор верных
суждений

Разбор заданий на выбор верных суждений (№2, №5,
10-11 №10, №14)
Особенности выполнения заданий на установление
12-13 соответствия
Разбор заданий на выбор верных суждений (№3, №6,
14-15 №13, №15)
Разбор заданий, направленных на проверку уровня
16-17 финансовой грамотности обучающегося (№5, №7)
Алгоритм работы с заданием, направленным на
18-19 анализ графического изображения/диаграммы (№9)

Раздел 3. Работа с заданиями высокого уровня сложности – 12 часов
20-21

Структура и специфика заданий на анализ документа

В чем заключается интерпретация и анализ текста?
22-23 Выполнения заданий на интерпретацию и анализ
текста.
Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым
24 ответом
25

Разбор задания №21

Решение тренировочного экзамена (демоверсия26-27 2024). Часть 1
Решение тренировочного экзамена (демоверсия28-29 2024). Часть 2
Решение тренировочного экзамена (демоверсия30-31 2024). Часть 2
32

Итоговое занятие по курсу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».