РП Мир вокруг нас (техн)

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Мир вокруг нас» на уровне
среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций
по
финансовой
грамотности,
одобренной
межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Рабочая программа курса «Мир вокруг нас» основана на
преемственности с программой для уровня основного общего образования.
Лежащие в её основе положения предполагают формирование устойчивых
личных установок в рамках финансовой культуры старших подростков.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает
ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов,
лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений
ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников.
Программа по финансовой культуре предполагает использование
образовательной технологии, в основе которой лежит системнодеятельностный
подход,
а
также
применение
информационнокоммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для
обеспечения практико-ориентированного и функционального использования
знаний о финансах в повседневной жизни старшими подростками.
Содержание программы основывается на возрастных особенностях
обучающихся и предусматривает комплексное освоение компонентов
финансовой культуры.
В этой связи отбор содержания определяется следующими факторами,
влияющими на финансовое поведение молодёжи во время обучения на уровне
среднего общего образования: запрос на выбор профессии и
профессиональное образование; завершающий этап социализации в школе,
который связан с повышением социального статуса на данном уровне общего
образования; расширение взаимодействия с государственными органами и
предоставляемыми услугами; усложнением потребностей, связанных с
участием в финансовых отношениях; повышением роли цифровых технологий
в том числе в предоставлении финансовых услуг молодёжи и необходимостью
обеспечения безопасности в финансовой сфере. Значительное место в

2

содержании учебного курса отводится исследованию возможностей
использования инвестиций и изучению темы о деятельности фондового рынка,
инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования
денежных средств, обеспечения безопасности и защиты от рисков.
Задачами реализации учебного курса «Мир вокруг нас» являются:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли
государства в экономическом развитии и проведении денежно-кредитной и
фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых
технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании
цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодёжи;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —
в старшем подростковом возрасте, становление её финансовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к отношениям внутри финансовой системы, определения
позиций себя как инвестора; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений
и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой
трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к
применению страховых услуг;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите персональных данных при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах,
инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс «Мир вокруг нас» позволяет реализовать межпредметные связи с
учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика»,
«География».

3

Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса
«Мир вокруг нас», — 64 ч (один час в неделю в каждом классе): 10 класс
— 32 ч, 11 класс — 32 ч.

4

Планируемые результаты освоения программы учебного
«Мир вокруг нас» на уровне среднего общего образования

курса

Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);

5

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.

6

Личностные результаты
окружающими людьми:

в

сфере

отношений

обучающихся

с

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

к

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

7

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

8

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);

9

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
 Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной
платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете;
инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого
развития
экономики
и
других
сфер
жизнедеятельности;
налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом
капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды
кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его
механизмах;
ценных
бумагах;
видах
предпринимательской
деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений;
 характеризовать финансовые потребности личности, связанные с
уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный
труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и
рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства
молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и
инвестированием;
способами
и
сферами
инвестирования;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной
трудовой деятельности;
 использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора;
сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и
облигациях;
 искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях;
работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой
информации при работе с цифровыми устройствами; определять
отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных
продуктов;
 анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном
интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на
рынке ценных бумаг;
 приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных
бумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых
консультантов; мошенничества;

10

 устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым
мошенничеством и потерями личных финансовых средств;
сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами
страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать
изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности;
 использовать полученные знания об ошибках начинающего
предпринимателя; сберегательных сертификатах;
 определять и аргументировать опасность навязывания финансовых
услуг;
 решать задачи по противодействию мошенничеству, основам
финансового здоровья;
 овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
 искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;
защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных
продуктов;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте
знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;
 приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых
услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных
продуктов;
 приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении
финансовых
задач,
осуществлении
проектной
и
исследовательской
деятельности,
при
взаимодействии
с
представителями разных этнических групп.

11

Содержание учебного курса «Мир вокруг нас»10класс
Раздел 1. Государство и финансовая система
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные
финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия.
Финансовая политика государства. Национальная платежная система.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство.
Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета.
Государственный долг. Инициативное бюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка.
Риски и ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел 2. Государство и человек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц.
Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в
электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные
пособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье.
Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и
потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Риски
цифровых технологий для потребителя.

11 класс
Раздел 1. Инвестиции, инвесторы, риски
Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования
финансового рынка в период кризиса. Риски и возможности во время
финансового кризиса.
Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные
фонды, сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования.
Определение суммы, горизонта инвестирования и уровня допустимого риска.
Управление инвестиционным портфелем. Выбор стратегии инвестиций.
Инвестиции и операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки.
Арбитраж. Хеджирование. Диверсификация. Эффективное использование
активов и пассивов. Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к
управлению финансовыми рисками. Финансовая дисциплина.

12

Раздел 2. Профессия и финансовое благополучие человека
Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора компании
или смены рабочего места. Формирование фундамента для будущего,
экономия за счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение, штрафы,
изъятия, биржа труда, пособие по безработице. Требования официального
трудоустройства. Риски семьи. Комплексное финансовое обслуживание.
Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка наёмного работника.

13

Тематическое планирование
10 класс (32 ч)
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

1.4

Раздел, тема урока
Государство и финансовая система (14 ч)
Понятие «финансовая система» (2 часа)

Содержание программы

Элементы финансовой
компетентности

Роль государства в экономике. Понимать роль Банка
Экономические цели и функции России в регулировании
государства в финансовой сфере современного денежного
обращения и уровня
Компоненты финансовой системы (2 часа)
Основные
финансово- инфляции;
экономические институты, их знать, что инфляция влияет
роль, функции и полномочия. на сбережения;
Финансовая
политика понимать, почему важно
государства. Финансовый рынок. знать об уровне инфляции,
Национальная платежная система а также о процентных
при
выборе
Государственный бюджет и интересы граждан (4 Бюджет.
Виды
бюджета. ставках
сберегательного продукта;
часа)
Бюджетное
устройство.
знать, что гражданин имеет
Бюджетный процесс.
право
на
получение
Платежный баланс. Доходы и качественных услуг (как
расходы
государственного потребитель, собственник,
бюджета. Государственный долг. налогоплательщик,
Инициативное бюджетирование
инвестор и др.);
Инфляция и её последствия (2 часа)
Инфляция
и
покупательная понимать, что существуют
способность.
Последствия финансовые
услуги,
инфляции

14

№
п/п
1.5

1.6

2.
2.1

2.2

2.3

Раздел, тема урока

Содержание программы

устойчивого Факторы устойчивого развития.
Влияние устойчивого развития на
личные финансы
Международная финансовая система (2 часа)
Основы глобального финансового
рынка. Международные расчеты.
Риски и ограничения глобальной
финансовой системы
Человек и государство (16 ч)
Налоговая система России (4 часа)
Сущность
налогообложения.
Функции налогов. Налоговая
система. Налоги и их виды.
Налоговые системы разных эпох
Права и обязанности налогоплательщика (2 часа) Учет налогоплательщиков. Виды
налогов физических лиц.
Налоговая декларация.
Налоговые вычеты.
Налогообложение самозанятых и
предпринимателей
Пенсионная система России (2 часа)
Пенсия. Пенсионная система.
Персонифицированный
учет
пенсионных прав граждан. Виды
пенсий. Государственная пенсия.
Обязательное
пенсионное
страхование.
Добровольное
пенсионное
обеспечение.
Корпоративная пенсия. Система
Государственная
развития (2 часа)

политика

Элементы финансовой
компетентности
которые не регулируются
российским
законодательством
о
правах
потребителя
(например,
пенсионные,
налоговые,
инвестиционные).
Понимать,
что
правительственные
решения, в том числе
решения о налогах и
льготах, могут влиять на
личные
и
семейные
расходы и сбережения;
понимать,
что
такое
налоги, зачем они нужны и
каковы
направления
использования налоговых
поступлений
в
государственный бюджет;
знать основные объекты
налогообложения
физических
лиц
и
соответствующие
им
налоги;

15

№
п/п

Раздел, тема урока

2.4

Пенсионное планирование (2 часа)

2.5

Социальная политика государства (2 часа)

2.6

Финансовые экосистемы (2 часа)

2.7

Электронное государство для граждан (2 часа)

Содержание программы
гарантирования
пенсионного
обеспечения
Пенсионное
планирование.
Баланс доходов и потребления на
этапах жизненного цикла
Субъекты и объекты социальной
защиты.
Виды
социальных
пособий и выплат. Социальные
льготы.
Государственные
программы поддержки
Финансовые
платформы
и
экосистемы.
Электронная
коммерция,
информационные
технологии и образ жизни.
Цифровые финансовые сервисы.
Риски цифровых технологий для
потребителя
Виды
электронных
государственных услуг. Оплата
штрафов,
налогов,
ЖКХ,
госпошлин,
исполнительных
требований. Способы оплаты
электронных
государственных
услуг.
Риски
оформления
электронных
государственных
услуг

Элементы финансовой
компетентности
понимать достоинства и
недостатки
пропорциональной
и
прогрессивной
систем
налогообложения;
знать
об
основных
социальных
выплатах,
предоставляемых
государством;
находить информацию об
основных видах пенсий и
пособий,
которые
обеспечиваются
государством;
находить информацию о
практиках инициативного
бюджетирования, в том
числе школьного;
проявлять ответственность
и
своевременно
осуществлять
уплату
налогов;
быть
готовым
осуществлять
взаимодействие
с
государством
для
получения полагающихся
выплат и пособий;

16

№
п/п

Раздел, тема урока

3.

Практикумы, проектная деятельность (1 час)

4.

Итоговое повторение (1 час)

Элементы финансовой
компетентности
проявлять
интерес
к
возможности участия в
проектах инициативного
бюджетирования;
быть готовым развивать
навыки
проектной
деятельности для целей
школьного инициативного
бюджетирования;
иметь представление о
порталах,
предоставляющих
государственные услуги;
знать
об
алгоритмах
пользования сайтами и
личными кабинетами ФНС
России, ПФР, госуслуг и
др.

Содержание программы

Практические
задания
содержанию раздела

по

17

11 класс (32 ч)
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

Раздел, тема урока
Инвестиции, инвесторы, риски (22 ч)
Финансовый рынок (2 часа)

Содержание программы

Финансовый капитал. Виды
финансового
рынка.
Регулирование
и
инфраструктура
финансового
рынка
Портрет инвестора в современном мире (2
Виды инвесторов и типы их
часа)
поведения.
Финансовая
дисциплина. Квалификация
инвесторов
Сделки с инвестиционными активами (4 часа) Эмиссия ценных бумаг. Виды
сделок с ценными бумагами:
акция, облигация, пай фонда.
Особенности
операций
с
производными
финансовыми
инструментами:
фьючерс,
форвардный контракт, своп,
опцион. Сделки с ценными
бумагами на биржевом и
внебиржевом рынке. Формы
расчетов по сделкам с ценными
бумагами.
Вложения в инвестиционные и
акционерные фонды. Венчурное
инвестирование.

Элементы финансовой
компетентности
Понимать,
что
такое
инвестирование;
знать, что такое ценные
бумаги, какими они бывают;
понимать, что инвестиции
могут принести как доход, так
и убытки;
знать,
что
разные
инвестиционные
продукты
имеют различный уровень
риска потери вложенных денег
и доходности;
знать
основное
правило
инвестирования: чем выше
ожидаемая доходность, тем
выше риск;
уметь
рассчитывать
доходность
отдельных
осуществленных операций с
различными
инвестиционными
продуктами;
выявлять
риски,
сопутствующие

18

№
п/п

1.4

Раздел, тема урока

Первоначальные навыки инвестирования (4
часа)

Содержание программы
Сделки
с
иностранными
ценными
бумагами
и
депозитарными расписками.
Сделки с валютой. Виды
биржевых
товаров
и
инвестирование в них.
Особенности инвестирования в
драгоценные
металлы,
недвижимость и предметы
искусства
Выбор цели инвестирования.
Определение суммы, горизонта
инвестирования
и
уровня
допустимого
риска.
Выбор
инвестиционной
стратегии:
пассивное,
активное
инвестирование. Определение
торговой
стратегии.
Доверительное
управление.
Брокерский
счет.
Индивидуальный
инвестиционный счет. Выбор
активов.
Особенности
налогообложения
сделок.
Типичные ошибки начинающих
инвесторов.
Влияние

Элементы финансовой
компетентности
инвестированию денег на
рынке ценных бумаг;
проявлять
критическое
отношение
к
рекламе
инвестиционных продуктов;
проявлять ответственность в
решениях,
связанных
с
приобретением
инвестиционных продуктов;
знать, что реалистичность
предлагаемой
доходности
инвестиционных продуктов;
определять
отличия
мошеннических
предложений от подлинных
инвестиционных продуктов;
понимать принцип действия
инвестиционного
калькулятора;
понимать
возможности
управления
инвестиционными
продуктами
с
помощью
онлайн-сервисов;

19

№
п/п

Раздел, тема урока

1.5

Финансовые технологии для инвестиций (4
часа)

1.6

Управление инвестиционным портфелем и
рисками (4 часа)

Элементы финансовой
компетентности
психологических факторов на пользоваться
различными
решения инвесторов
онлайн
сервисами
при
Инвестиции и операции в знакомстве с управлением
цифровой среде. Торговые и инвестициями.
аналитические
системы.
Торговые системы и интернеттрейдинг. Торговые роботы и
алгоритмический
трейдинг.
Риски цифровых технологий в
инвестировании.
Инвестиционный
портфель.
Управление
инвестиционным
портфелем.
Выбор
инвестиционной
стратегии.
Анализ
финансовой
и
нефинансовой
информации.
Фундаментальный
и
технический
анализ.
Хеджирование.
Диверсификация. Подходы к
управлению
рисками
инвестиционного
портфеля.
Кредитный риск. Процентный
риск. Валютный риск. Рыночный
риск. Прогнозирование, анализ и
Содержание программы

20

№
п/п

1.7

2.
2.1

Раздел, тема урока

Содержание программы

оценка последствий возможных
финансовых рисков
История финансовых кризисов (2 часа)
История финансовых кризисов.
Особенности
регулирования
финансового рынка в период
кризиса.
Меры
поддержки
финансового сектора в период
кризиса. Виды и география
финансовых кризисов. Виды
санкций и их влияние на
финансовый рынок. Эмбарго.
Риски и возможности во время
финансового кризиса. Модели
поведения инвестора во время
финансового кризиса
Профессия и финансовое благополучие человека (8 ч)
Выбор профессии (2 часа)
Факторы выбора профессии.
Возможности и риски при
выборе региона или страны
работодателя.
Уровень качества жизни и
доходов в разных регионах.
Финансовые аспекты выбора
работодателя или его смены.
Формирование индивидуального
карьерного трека. Влияние

Элементы финансовой
компетентности

Понимать, что экономическая
ситуация в стране влияет на
личное благосостояние и
благосостояние семьи;
уметь различать зарплату до и
после уплаты налога на
доходы физических лиц;
быть готовым обсуждать со
взрослыми
стоимость
приобретаемых товаров и

21

№
п/п

Раздел, тема урока

2.2

Ценности и трудовая деятельность (2 часа)

2.3

Профессиональная мобильность (2 часа)

2.4

Финансовые отношения с работодателем (2
часа)

Элементы финансовой
компетентности
условия
образования
на
доходы. услуг,
трудоустройства
и
другие
Инвестиции в профессию
вопросы,
связанные
с
финансами
понимать
влияние
образования на последующую
карьеру и доходы.
Содержание программы

Ценности
организации.
Разнообразие
и
инклюзия.
Гендерное равенство. Баланс
финансового благополучия и
работы
Профессиональная мобильность.
Риски здоровья. Требование
официального трудоустройства.
Риски семьи
Финансовые условия трудового
договора. Заработная плата.
Виды
материальной
и
нематериальной
мотивации
работника.
Биржа
труда.
Пособие по безработице.
Эффективный контракт

22

№
п/п
3.

Практикум, проектная деятельность (1 ч)

4.

Итоговое повторение (1 ч)

Раздел, тема урока

Элементы финансовой
компетентности

Содержание программы
Практические
задания
содержанию раздела

по


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».