МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация ГО Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО директором МАОУ СОШ №4 ________________________ руководитель ШМО Шехмометьева Ирина Альбертовна Приказ №1 от «4» августа 2023 г. ________________________ Нехай Елена Александровна Приказ №2 от «4» августа 2023 г. Рабочая программа курса «Решение тестовых задач» 10 класс 2023 г. Планируемые результаты освоения элективного курса «Решение химических задач» 1.1Личностные результаты: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской деятельности; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды 1.2.Метапредметные результаты 1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 1.2.3.Познавательные универсальные учебные действия -искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 1.2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия -осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 1.3.Предметные результаты: - знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении практических и расчетных задач; - знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы. - уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним, выполнять расчёты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул органических соединений; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и представления химической информации в различных формах; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве. 2.Основное содержание учебного курса 10 класс Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций (11 ч) Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции. Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Решение олимпиадных задач школьного и муниципального уровня. Тема 2. Органическая химия ( 23) Химические свойства алканов, алкенов, алкинов спиртов, фенолов, альдегидов. карбоновых кислот, сложных эфиров и углеводов и азотсодеожащих соединений. Расчеты по химическим уравнениям с их участием Генетическая 3.Тематическое планирование. № Тема 1. Тема 2 2.1 2.2 2.3 итого 10 класс Темы Расчеты по химическим формулам и уравнениям Органическая химия Углеводороды Кислородсодержащие углеводороды Азотсодержащие углеводороды . №/ 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во часов 5 Темы занятий 12 5 5 2 17 Кол-во часов Тема 1.Расчеты по химическим формулам и уравнениям 5 Нахождение молекулярной массы веществ. Расчет массовой доли элемента в веществе. Расчетные задачи по уравнению химических реакций (по известной массе и известному объему) Расчеты массовой доли продукта реакции от теоретически возможного. Расчет массы, объема и количества вещества продукта реакции, если одно вещество дано в избытке. Решение задачи муниципального этапа химической олимпиады прошлых лет Тема 2. Органическая химия 1 Углеводороды 5 1 1 1 1 12 Решение тестовых задач по химическим свойствам алканов и 1 нахождение формул Решение тестовых задач по химическим свойствам циклоалканов и 1 нахождение формул Решение тестовых задач по химическим свойствам алкенов и алкинов 1 и нахождение формул 9 10 11 12 Решение расчетных задач на вывод формулы вещества по 1 относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания. . Расчеты по формулам аренов и уравнениям реакций с участием 1 аренов. Кислородсодержащие углеводороды 5 Решение тестовых задач по химическим свойствам спиртов и 1 фенолов 1 Решение тестовых задач по химическим свойствам альдегидов. 14 Решение тестовых задач по химическим свойствам карбоновых 1 кислот 1 Номенклатура, свойства, получение сложных эфиров и жиров. 15 Свойства и получение углеводов. 1 Азотсодержащие углеводороды 2 13 16 17 Решение расчетных задач на вывод формулы вещества на основе 1 общей формулы гомологического ряда органических соединений. 1 Генетическая связь классов органических веществ. Используемая литература: 1.Задачник по химии 10 класс. М «Вентана-Граф».Н.Е Кузнецова, а. Н Левкин 2.Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс.М Прсвещение.Г.И. Штемплер 3.Решение задач по химии 8-11 класс. М. Новая Волна.2012г. 4.Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы.М.Дрофа.М.В.Зуева,Н.Н.Гара.2010 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://college.ru/himiya/ http://www.chemnet.ru http://him.1september.ru http://experiment.edu.ru