1. Пояснительная записка Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5). 3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год. Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 час в неделю) в 10 классе и 17 часа в 11 классе (0,5 час в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка 16 часов в год (0,5 час в неделю) в 10 классе и 16 часа в 11 классе (0,5 час в неделю), что соответствует учебному плану школы. Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений. 2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: 1 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 2 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • основные единицы языка, их признаки; 3 • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; • различать разговорную речь и язык художественной литературы; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога; • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом; • извлекать информацию из различных источников; • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями; • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами; • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами); аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся. Шестой и седьмой год обучения (32 ч) Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка. Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Фразеологизмы русского языка и их источники. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте. Морфологические средства создания образно - поэтического олицетворения. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в тексте художественных произведений. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия). 3. Содержание учебного предмета 10 класс Язык и его функции. Речь. Культура речи. 5 Язык и его функции. Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе». Лексика и лексическая стилистика Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. Состав слова и словообразование. Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари. Грамматика и грамматическая стилистика Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи. Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. Части речи и их происхождение. Имя существительное. Имя существительное и его роль в художественных текстах. Собственные имена существительные в литературе. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. Имя прилагательное Трудности в употреблении имен прилагательных. Употребление имен прилагательных в художественной литературе. 11 класс Имя числительное. Употребление числительных в речи и художественной литературе. 6 Местоимение. Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. Глагол. Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. Причастие. Употребление причастий в речи и в художественной литературе. Деепричастия. Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок») Наречие. Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» Служебные части речи. Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий в художественной литературе. Язык и культура. Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро». . 7 Учебно – тематический план 10-11 классы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема Кол-во часов Язык и его функции. Речь. Культура речи. Лексика и лексическая стилистика. Состав слова и словообразование. Грамматика и грамматическая стилистика. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Служебные части речи. Язык и культура. Итого 2 3 1 3 4 3 1 2 4 2 2 2 2 3 34 8 4. № Календарно-тематический план Дата проведения По плану Фактическая 1. 2. 06.09.23 20.09.23 Тема урока Кол. ч. Язык и речь 10 класс Язык и его функции. 1 Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи. 1 Примечания Лексика и лексическая стилистика. 3. 04.10.23 4. 18.10.23 5. 08.11.23 Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. 1 1 1 Состав слова и словообразование. 6. 22.11.23 Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари Грамматика и грамматическая стилистика. 1 7. 06.12.23 20.12.23 10.01.24 Назначение грамматики. Морфология и стили речи. 1 Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. 1 Части речи и их происхождение. 1 8. 9. Имя существительное. 10. 11. 24.01.24 Имя существительное и его роль в художественных текстах. 07.02.24 Собственные имена существительные в литературе. 1 9 12 21.02.23 13 06.03.24 20.03.24 14 Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. Тестирование по теме «Имя существительное» 1 1 Работа над ошибками Имя прилагательное 15 16 17 03.04.24 24.04.24 08.05.24, 22.05.24 Трудности в употреблении имен прилагательных. Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина. 1 1 Повторение 1 11 ласс Имя числительное. 18 02.09.23 Употребление числительных в речи и художественной 1 литературе. Местоимение. 19 16.09.23 30.09.23 Разряды местоимений. 1 Местоимения в художественной литературе. 1 20 Глагол. 21 22 14.10.23 11.11.23 23 25.11.23 24 09.12.23 25 23.12.23 26 13.01.24 Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. 1 Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – 1 синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в 1 художественной литературе. Олицетворения. Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную 1 тему. Причастие. Употребление причастий в речи и в художественной 1 литературе. Р.р. Сочинение-описание картины с использованием 1 причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) 10 Деепричастия. 27 28 27.01.24 10.02.24 Деепричастие как часть речи. 1 Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.. 1 Наречие. 29 30 31 32 33 34 02.03.23 16.03.24 Правила написания наречий. 1 Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» Служебные части речи. 1 06.04.24 20.04.24 Служебные части речи. 1 Употребление предлогов, частиц и междометий в литературе. Язык и культура. 1 04.05.24 25.05.24 Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». 1 Повторение Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Литература для учителя Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. /Г. Г. Гольцова, И. В. Шамшина, М. А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022 Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018 Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:Дрофа, 2009 Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000 Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы.Ростов-на-Дону: Легион, 2017 Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург:«Литера», 2005 11 Литература для учащихся 1 Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г. 2 Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах И схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г. 3 Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах исхемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г. 4 Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новоезнание, 2002 5 Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000 6 Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. –СПб., 2004 7 Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва.Эксмо. 2010 г. 8 Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г. 9 Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы.Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г. 10 Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006 11 Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр«Академия», 1993 12 Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982 13 Учебные пособия"Школьная риторика"УМК образовательной системы "Школа 2100" Интернет-ресурсы 1.Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru 2 .Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1september.ru 3.Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 4.Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru 5.Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl 6.ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com 7.Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук http://www.ruslang.ru 8.Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru http://www.ruthenia.ru 9.Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru 10.Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru 11.Культура письменной речи http://www.gramma.ru 12.Материалы по теории языка и литературе http://philologos.narod.ru 13.Машинный фонд русского языка http://cfrl.ruslang.ru 14.МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии http://www.medialingua.ru 15.Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://mapryal.russkoeslovo.org 16.Научно-методический журнал «Русский язык в школе» http://www.riash.ru 17.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru 18.Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru 19.Портал «Русское слово» http://www.russkoeslovo.org 12 20.Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru 21.Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) http://www.ropryal.ru 22.Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 23. Русская Ассоциация Чтения http://www.rusreadorg.ru 24.Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка http://fonetica.philol.msu.ru 25.Русский для всех: портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии http://www.russianforall.ru 26.Русский филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru 27.Русский язык в России и за рубежом: Справочно-информационная картографическая система http://ruslang.karelia.ru 28.Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html 29.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 30.Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология http://starling.rinet.ru 31.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 32.Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru 33.Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru 34.Cловари русского языка http://www.speakrus.ru/dict 35.Словопедия: русские толковые словари http://www.slovopedia.com 36.Учебник по орфографии и пунктуации http://www.naexamen.ru/gram 37.Фонд «Русский мир» http://www.russkiymir.ru 38.Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru 39.Электронное периодическое издание «Открытый текст» http://www.opentextnn.ru 40.Язык и книга: Сайт о языкознании, письменности, истории книг и книгопечатания http://slovnik.rusgor.ru 13