рабочая программа сложные вопросы биологии 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директором МАОУ СОШ №4

________________________

________________________

руководитель ШМО
Нехай Елена Александровна.
Шехмометьева Ирина приказ №82
Альбертовна от «4» августа 2023 г.
Протокол №1
от «4» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сложные вопросы биологии
для обучающихся 10 –11 классов

г. Верхний Тагил 2023

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (общего) образования по
биологии базовый уровень, созданной на Федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования, (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от
23.06.2015 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Общая характеристика курса: данный учебный предмет предназначен для учащихся 10-11-х
классов, изучающих биологию на базовом уровне, но интересующихся биологией, выбравших данный
предмет для прохождения государственной итоговой аттестации и планирующих поступать в
медицинские, сельскохозяйственные, ветеринарные и другие профессиональные учреждения
биологического и экологического профиля. Федеральный базисный учебный план для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения на базовом
уровне учебного предмета «Биология» в 10-11 классах. Данный курс является дополнением программы
учебного предмета «Биология» в 10, 11 классах. Он представляется особенно актуальным, так как при
малом количестве часов (1 час в неделю), отведенных на изучение биологии в инвариантной части
учебного плана, позволяет за счет часов компонента образовательного учреждения укрепить
внутрикурсовые и межпредметные связи (с разделами «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
«Животные», «Человек и его здоровье», учебными предметами «Химия», «Физика», «Естествознание»),
актуализировать знания учащихся о живых организмах, полученные в предыдущие годы, и помогает
обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы, более качественно
подготовить учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации и обучению в
образовательных учреждениях профессионального образования соответствующей направленности.
Содержание курса определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)
общего образования. Цель курса – углубить, расширить и систематизировать базовые знания
учащихся о живых организмах, биологических процессах и явлениях. Приоритетом при отборе
содержания курса является необходимость формирования у школьников способов деятельности:
усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение
знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении количественных и
качественных биологических задач. Кроме того, курс направлен на развитие различных общеучебных
умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой
природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные
способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные
связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные
биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и
повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане. учебный предмет относится к компоненту образовательного
учреждения учебного плана школы и является предметным, направлен на углубление, расширение
знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план. Курс рассчитан на 34 часа в течение
учебного года в 10 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного процесса. Методы обучения и контроля, используемые в
данном элективном учебном предмете: уроки-лекции, уроки-семинары, самостоятельная работа
учащихся с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации,
работа с поисковыми системами, выполнение мини-исследований, лабораторных работ. Использование
современных средств обучения способствует привлечению внимания учащихся к использованию
информационных технологий в эксперименте, а также дает возможность проводить известные учебные
работы на качественно новом уровне, соответствующем запросам современных научных исследований.
Это позволяет учащимся расширить возможности биологического эксперимента при изучении
собственного организма, что особенно актуально для достижения современных целей школьного
биологического образования..
Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем, которые не
предлагается в готовом виде, а составляются по ходу совместной деятельности учителя и учеников,
позволит выявить взаимосвязь элементов знаний и более продуктивно организовать их усвоение.
Курс включает в себя традиционные уроки, на которых происходит более детальное
рассмотрение теоретических вопросов, семинарские занятия, на которых проводится детальный разбор
решения задач и последующая тренировка, а также уроки контроля за усвоением знаний.
С целью проверки и оценки результатов обучения по данной программе используются такие
формы контроля как оценка работы учителем, консультантом группы, самооценка, взаимооценка.

Текущий контроль осуществляется через тестирования, контрольные работы, отчеты о лабораторных
работах и мини-исследованиях.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил,
гипотез;
• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов,
одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов,
бактерий);
• сущность биологических процессов и явлений;
• современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции,
биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь :
• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство,
общность
происхождения
живых
организмов, эволюцию растений и животных, используя
биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки;
пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;
•
решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания),
экологии, эволюции;
•
распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их
изображению;
•
выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно);
•
сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани,
органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления
(обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и
хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение;
•
определять принадлежность
биологических
объектов
к
определённой
систематической группе (классификация);
•
анализировать
влияние
факторов
риска на
здоровье
человека;
результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
•
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики
распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи
при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•
проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных
технологий) биологической информации.

Содержание
10 класс
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания»
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия.
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен
веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция
Тема 2. «Клетка как биологическая система»
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа
единства органического мира, доказательство родства живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений,
животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций
неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ),
входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее
целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический
обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции
фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер
реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз.
Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа
роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза
Лабораторные работы: №1 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом», №2
«Митоз в клетках корней лука».
Тема 3. «Организм как биологическая система»
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы,
анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие
полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
организмов. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики.
Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования,
установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.
Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система.
Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление
схем скрещивания.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма
реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины.
Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины,
профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат
клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей

среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Решение
биологических задач.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение
о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых
сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции.
Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.

11 класс
Тема 1. «Система и многообразие органического мира»
Основные
систематические
(таксономические) категории, их соподчинённость.
Многообразие
организмов. Одноклеточные
и
многоклеточные,
автотрофы и
гетеротрофы, аэробы
и анаэробы.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний.
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых
бактериями.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение
растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках)
органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение,
разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и
роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль
растений в природе и жизни человека.
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для
получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их
разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных
типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных
классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у
животных.
Лабораторные работы: №1: «Ткани высших растений»
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (6ч)
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Распознавание (на
рисунках) тканей, органов и систем органов.
Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при травмах.
Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях.. Заболевания органов
дыхания.
Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови. Переливание
крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его
целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная деятельность.
Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы
поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных
заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение
травматизма, приемы оказания первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.

Лабораторные работы: № 2 «Изучение тканей организма человека
Тема 3. «Эволюция живой природы»
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия
видов как основа устойчивости биосферы.
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь
движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая
теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность
организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен).
Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического
прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы
происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека.
Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и
природная среда, адаптации к ней человека
Тема 4.«Экосистемы и присущие им закономерности»
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические.
Антропогенный фактор. Их значение.
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и
динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа
устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах
под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его
функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение
энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

Тематическое планирование 10 класс
№
п/п

Глава

Кол-во
часов

1

Биология как наука. Методы научного
познания
Клетка как биологическая система
Организм как биологическая система

1
22
11

2

итого

34

2

2
3

Практические
и лабораторные
работы

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Глава

Кол-во
часов

1

Система и многообразие органического
мира
Организм человека и его здоровье
Эволюция живой природы
Экосистемы и присущие им
закономерности
итого

14

2
3
4

Практические
и лабораторные
работы
1

11
6
3

1

34

2

Календарно-тематическое планирование
№

Название темы

Формы изучения, способы деятельности

Формы
контроля

10 класс
1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

Тема 1. Биология – наука о жизни (1 ч)
Введение. Биология –
Работа в парах с источниками информации.
наука о жизни. Разделы Фронтальная работа с понятиями. Выполнение
биологии.
упражнений на дополнение схемы и множественный
выбор
Тема 2. «Клетка как биологическая система» (22ч)
Клеточная теория
Работа в парах с источниками информации,
конспектирование. Решение заданий в формате ЕГЭ
Неорганические
Беседа, заполнение таблицы, работа в группах по
вещества в клетке
инструкции
Органические вещества Беседа, заполнение таблицы, работа в группах по
в клетке.
инструкции.
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение задач на
Знакомство с алгоритмом, решение задач по
определение состава
алгоритму в парах
нуклеиновых кислот
Многообразие клеток
Выполнение лабораторной работы №1 «Изучение
живых организмов
клеток растений и животных под микроскопом» и
описание результатов, соблюдение правил ТБ
Эукариотическая
Работа в парах с источниками информации,
клетка. Органоиды
конспектирование. Решение заданий в формате ЕГЭ
цитоплазмы.
Хромосомы, их
Беседа, работа в группах с источниками информации.
строение и функции.
Решение биологических задач.
Соматические и
половые клетки.
Прокариотическая
Беседа, работа в парах с источниками информации
клетка
Метаболизм:
Фронтальная работа с понятиями. Просмотр
энергетический и
презентации.
пластический обмен
Выполнение в парах упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка)

Самопроверка

Устный опрос
Тестирование
Оценка группы
Устный опрос
Оценка группы.
Проверка
тетради
учителем
Отчет
Самопроверка
Устный опрос
Самопроверка
Тестирование
Взаимопроверка

12.

13.
14.

15.

16.

17.

Решение задач на
определение числа
молекул веществ,
участвующих в
катаболизме
Фотосинтез и
хемосинтез
Биосинтез белка и
нуклеиновых кислот

Решение задач на
определение состава
нуклеиновых кислот
Решение задач на
определение длины и
массы гена, массы
белка
Жизненный цикл
клетки

18.

Сходство и отличие
митоза и мейоза

19.

Развитие половых
клеток у растений и
животных.
Решение задач на
определение числа
молекул веществ,
участвующих в
процессе деления
клетки
Сравнительная
характеристика клеток
растений, животных,
бактерий, грибов.
Решение задач по
цитологии на
применение знаний в
новой ситуации
Обобщение по теме

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Изучение алгоритма решения данного типа
биологических задач. Решение задач по алгоритмам
в группах

Оценка
консультантом

Беседа, работа со схемами. Решение заданий в
формате ЕГЭ
Рассказ с элементами беседы, просмотр презентации.
Фронтальная работа. Самостоятельное выполнение
упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Изучение алгоритма решения данного типа
биологических задач. Решение задач по алгоритмам
самостоятельно
Изучение алгоритма решения данного типа
биологических задач. Решение задач по алгоритмам
в парах

Отчет

Составление схемы. Выполнение лабораторной
работы №2 «Митоз в клетках корней лука» и
описание результатов, соблюдение правил ТБ.
Самостоятельное выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка)
Беседа, просмотр презентации. Составление
таблицы. Решение задач на множественный выбор
(с рисунком и без рисунка)
Лекция. Фронтальная работа. Выполнение
упражнений в парах.

Устный опрос
Отчет

Изучение алгоритма решения данного типа
биологических задач. Решение задач по алгоритмам
самостоятельно

Устный опрос
Самопроверка

Проверка
тетради
учителем
Проверка
тетради
учителем

Тестирование
Проверка
тетради
учителем
Проверка
тетради
учителем

Просмотр презентации, фронтальная работа, работа в
парах. Решение заданий в формате ЕГЭ

Тестирование

Изучение алгоритма решения данного типа
биологических задач. Решение задач по алгоритмам
в группах

Проверка
тетради
учителем

Решение заданий в формате ЕГЭ Работа в парах и
самостоятельно.

Проверка
тетради
учителем

Тема 3. «Организм как биологическая система» (11ч)
Разнообразие
Беседа, просмотр презентации, заполнение таблиц,
организмов:
составление схем
одноклеточные и
многоклеточные,
автотрофы и
гетеротрофы
Размножение, способы Беседа, составление схемы, решение заданий в

Проверка
тетради
учителем

схема

26.
27.

28.

размножения
Онтогенез, присущие
ему закономерности
Генетика. Современные
представления о гене и
геноме.
Закономерности
наследственности, их
цитологические основы

формате ЕГЭ,
Конспектирование, просмотр презентации, решение
заданий в формате ЕГЭ
Лекция, конспектирование, работа с понятиями.
Беседа, работа в парах с источниками информации.
Решение биологических задач.

Устный опрос
Тестирование
Биологический
диктант
Проверка
тетради
учителем

Решение генетических Изучение алгоритма решения данного типа
задач.
Составление биологических задач. Решение задач по алгоритмам
схем скрещивания.
в парах и самостоятельно

Проверка
тетради
учителем

31.

Изменчивость
признаков у
организмов

Беседа, заполнение таблицы, работа в парах.

32.

Вредное влияние
мутагенов.
Наследственные
болезни.
Селекция, ее задачи и
практическое значение

Выступление с сообщениями. Заполнение таблицы

Устный опрос
Проверка по
эталону
Взаимооценка
Сообщения
Фронтальная
проверка
таблицы
Проверка по
эталону
Самооценка

29.
30.

33.

34.

Биотехнология,
клеточная и генная
инженерия,
клонирование

Работа в парах с источниками информации,
выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Выступление с сообщениями. Конспектирование

Сообщения

11 класс
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема 1. «Система и многообразие органического мира» (14ч)
Систематика.
Беседа, фронтальная работа, выполнение упражнений
Основные
на установление последовательности в парах
таксономические
категории. Вирусы.
Царство бактерии
Работа с источниками информации, выполнение в
парах упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Царство
растений. Лекция с элементами беседы, конспектирование,
Растительные ткани и выступление сообщениями. Выполнение
органы.
лабораторной работы №1: «Ткани высших растений»
и описание результатов, соблюдение правил ТБ.
Выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Водоросли.
Мхи. Беседа, просмотр презентации, работа с таблицами.
Папоротникообразные. Выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Голосеменные.
Беседа, показ презентации, работа с гербариями.
Покрытосеменные
Выполнение упражнений на множественный выбор и
растения.
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Семейства
Беседа, составление сравнительной таблицы, работа

Устный опрос
Взаимопроверка
Тестирование

Сообщения,
отчет

Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Проверка

Однодольных
растений.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.
18.

19.

с гербариями. Выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка)
Семейства Двудольных Беседа, составление сравнительной таблицы, работа
растений.
с гербариями. Выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка)
Царство
грибы. Беседа, составление сравнительной таблицы, работа
Лишайники.
с гербариями. Выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка)
Одноклеточные
Просмотр презентации, самостоятельное выполнение
упражнений на множественный выбор и
животные. Тип
установление соответствия (с рисунком и без
Кишечнополостные.
рисунка)
Типы Плоские,
Просмотр презентации, выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
Круглые и Кольчатые
черви. Тип Моллюски. соответствия (с рисунком и без рисунка) в парах

таблицы

Тип
Членистоногие
(ракообразные
и
паукообразные,
насекомые)
Тип Хордовые. Класс
Рыбы

Проверка
тетради
учителем

Просмотр презентации, выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка) в парах

Просмотр презентации, выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка) в группах
Тип Хордовые. Класс Просмотр презентации, работа с коллекциями,
Земноводные.
Класс заполнение таблицы
Пресмыкающиеся.
Тип Хордовые. Класс Просмотр презентации, сообщений, выполнение
Птицы.
Класс упражнений на множественный выбор и
Млекопитающие.
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка) в группах
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (11ч.)
Место
человека
в Беседа, выполнение лабораторной работы № 2
органическом
мире. «Изучение тканей организма человека» и описание
Ткани.
результатов, соблюдение правил ТБ. Выполнение
упражнений на утановление соответствия (без
рисунка)
Опорно-двигательная
Беседа, работа с таблицами, выполнение упражнений
система.
на множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка),
установление
последовательности
Кровообращение
и Беседа, фронтальная работа с таблицами,
лимфообращение.
самостоятельная работа,
Пищеварительная
и Беседа, фронтальная работа с таблицами,
дыхательная системы.
самостоятельное выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка),
установление
последовательности
Мочевыделительная
Беседа, работа с таблицами, схемами, выполнение
система. Кожа.
упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без

Устный опрос
Тестирование
Тестирование

Устный опрос
Самопроверка

Проверка
тетради
учителем

Оценка
консультанта
Проверка
таблицы
Оценка
консультанта

Устный опрос
Отчет

Устный опрос
Отчет

Тестирование,
отчет
Устный опрос
Взаимопроверка

Устный опрос
Тестирование

20.

21.

22.

Нервная
система.
Высшая
нервная
деятельность.
Эндокринная система.
Обмен
веществ
и
превращение энергии в
организме
человека.
Витамины
Половая
система.
Репродуктивное
здоровье человека.

рисунка), установление
последовательности
Просмотр презентации, работа с таблицами,
фронтальная работа, выполнение упражнений в
парах
Просмотр презентации, работа с таблицами,
выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности в группах
Просмотр презентации, работа с таблицами,
выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности в группе

Устный опрос
Взаимооценка

23.

Анализаторы.

24.

Соблюдение
санитарногигиенических норм и
правил здорового
образа жизни. Приемы
оказания первой
помощи.
Организм человека как Выполнение упражнений на анализ данных в
биологическая система. табличной или графической форме, множественный
выбор и установление соответствия (с рисунком и
без рисунка), установление последовательности
Тема 3. «Эволюция живой природы» (6 ч)
Теории происхождения Сообщения, работа в парах с различными
жизни
на
Земле. источниками информации
Эволюционная теория
Ч. Дарвина.
Микроэволюция.
Просмотр презентации, сообщение. Выполнение
Видообразование как упражнений на множественный выбор (работа с
результат
текстом)
микроэколюции
Формы естественного
Беседа, работа с таблицами, заполнение таблицы.
Выполнение упражнений на множественный выбор
отбора. Пути
(работа с текстом)
приспособления
организмов к среде
обитания

Самооценка

29.

Макроэволюция.
Направления и
эволюции

Оценка
консультанта

30.

Основные
закономерности
эволюции

25.

26.

27.

28.

Беседа, работа с таблицами, заполнение таблицы,
выполнение упражнений на множественный выбор и
установление соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление последовательности
Повторение алгоритмов, выполнение упражнений на
множественный выбор и установление
соответствия (с рисунком и без рисунка),
установление последовательности

Проверка по
эталону
Самопроверка
Оценка
консультанта

Беседа, работа в группе с разными источниками
пути информации, заполнение таблицы. Выполнение
упражнений на множественный выбор (работа с
текстом) и установление соответствия (без
рисунка)
Работа в группе, выступления от групп,
конспектирование. Выполнение упражнений на
множественный выбор (работа с текстом)

Проверка
таблицы

Проверка по
эталону
Самооценка

Сообщения

Сообщение
Проверка
тетради
учителем
Фронтальная
проверка
таблицы
Самопроверка

Оценка группы
Проверка по
эталону,
самооценивание

31.

32.

33.

34.

Движущие
этапы
человека

силы и Лекция с элементами беседы, просмотр презентации.
эволюции Выполнение упражнений на множественный выбор
(работа с текстом) и установление соответствия
(без рисунка)
Тема 3. «Экосистемы и присущие им закономерности»(3 часов)
Среды
обитания Фронтальная работа с понятиями, выполнение
организмов.
упражнений на множественный выбор (без рисунка)
Экологические
и установление соответствия (без рисунка) в группе
факторы
Законы
организации Выполнение упражнений на множественный выбор
экосистем.
(без рисунка) и установление соответствия (без
Биогеоценоз,
его рисунка) в парах
компоненты
и
структура.
Цепи
питания.
Биосфера – глобальная Просмотр видеофильма. Выполнение упражнений на
экосистема.
множественный выбор (без рисунка) и установление
Современные
соответствия (без рисунка)
экологические
проблемы и пути их
решения

Проверка
тетради
учителем

Оценка
консультанта
Самопроверка

Взаимопроверка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».