рп Сложные вопросы химии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО

Директором МАОУ СОШ №4

Руководитель
Шехмометьева
Ирина Альбертовна
Приказ №1
от «4» августа 2023 г.

Нехай Елена Александровна
Приказ №2
от «4» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Сложные вопросы химии»
для обучающихся 11 класса

го Верхний Тагил
2023-2024

Пояснительная записка
Необходимость разработки учебного курса для учащихся 11-го класса «Сложные
вопросы химии» обусловлена тем, что в содержании курса химии в 10-11-х классах
представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие
самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее
усвоение. Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с
изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и
последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся
получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для
существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для
конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии и для
общего развития учеников.
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы химии» разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413);
 Примерной основной образовательной программой среднего общего образования
(в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);
 Приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. №1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012г. N413»;
 Приказом Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 г № 254«О Федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»;
 Примерной программой по химии 10-11классы. – Примерные программы по
учебным предметам. Химия 10-11 классы. М: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго
поколения);
 Примерным тематическим планированием. Химия. 10-11 классы. - Примерные
программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. М: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения);

•

Цель курса:
расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по

решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и
самостоятельности.
Задачи курса:

•
•

углубление и расширение знаний по химии
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при
решении задач и упражнений;

•

исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы
решения комбинированных задач;
•
формировать целостное представление о применении математического аппарата
при решении химических задач;

•
•

развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной
работы;

•

развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной
школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной
программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса
необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками,
алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач
важнейшие физические и химические законы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение
семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же
решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и
закрепления изученного
материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений,
отражающих генетическую связь между классами
неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием
способов их решения.
Элективный курс «Сложные вопросы химии» предназначен для учащихся 11-го класса и
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников

Раздел 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ХИМИИ»
Достижение обучающимися личностных результатов:
1. В ценностно-ориентационной сфере
- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
2. В трудовой сфере
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3. В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения элективного курса программы являются:
1. Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение,
измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания
(системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
2. Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных
интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3. Учащиеся получат возможность научиться: умению генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
4. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
5. Использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения программы по элективному курсу являются:
 умение описывать и различать изученные классы органических и неорганических
соединений, химические реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных, а
также на основе знаний о механизмах химических реакций;
 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
– анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием
веществ;
– разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого
единства;
– строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

Данная программа сопровождается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11 класс. Учебник. Углубленный уровень». – М.:
Дрофа.2015 и последующие годы.
3. Пособие по химии для подготовки к ЕГЭ / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. –
М.: Дрофа.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. , Введенская А.Г. «Книга для учителя. 11 класс (I и II ч)
5. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия материалы для подготовки к единому
государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы. Дрофа. Москва. 2015 4
6. Кузьменко Н. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.
Издательство Московского университета. 2015
7. С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева. Химия Современное учебное пособие для школьников
и абитуриентов. Москва Илекса. 2013 8.А.Е.Кузьменко,В.В.Еремин,В.А.Попков. Начала
химии,2009 г.
9.http://ru. wikipedia.org.wiki/Химическая номенклатура; http://www.xumuk.ru/
encyclopedia/2/2957.html.
10 . http://www.xumuk.ru/ encyclopedia/2/4145.html.
11. http://myrt.ru/inter/993-kreking-pererabotka-nefti.html

Календарно-тематическое планирование 11класс
№ Наименование темы
п/п
Тема 1. Химический элемент (3)

Элемент содержания

1

Строение атома. Изотопы.

2

Основные понятия и законы химии

3

Расчёты с применением уравнения
Менделеева – Клайперона
Особенности размещения электронов
по орбиталям в атомах малых и
больших периодов

Решение задач

Структура периодической системы
химических элементов Д. И.
Менделеева.
Валентность и степень окисления

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение
строения атома по их координатам. Выполнение заданий

4

5

6

7

Основные виды химической связи,
механизмы их образования

Ядро и электронная оболочка. Электроны и протоны.
Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Решение задач
Решение задач с применением закона сохранения массы вещества, закона постоянства состава,
закона сохранения энергии .

Физический смысл квантовых чисел (главное, орбитальное, магнитное спиновое квантовые
числа). Понятие атомной орбитали. Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип
минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Выполнение заданий

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Причина высшей
валентности атомов, валентность элементов при образовании химической связи по
донорно-акцепторному механизму, графические схемы строения внешних электронных
слоев атомов химических элементов в возбужденном и невозбуждённом состоянии.
Выполнение заданий
Вид химической связи в простых и сложных веществах, схемы образования веществ с
различными видами связи, механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи,
особенности водородной связи
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая
связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорноакцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу
перекрывания электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности (одинарная, двойная,
тройная, полуторная). Полярность связи и полярность молекулы.

Типы кристаллических решеток и
свойства веществ
Характеристики химической связи.

Кристаллические решетки для веществ с этой связью: атомная и молекулярная.

11

Дисперсные системы.

Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов
систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсная система с жидкой средой:
взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля.
Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы.

12

Задачи с использованием разных
способов выражения концентрации
растворов.
Расчёты, связанные с
приготовлением растворов. Правило
смешения растворов, («правило
креста»).
Кристаллогидраты

Решение задач

Классификация химических реакций
в органической и неорганической
химии.

Понятие о химической реакции, её отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации и
изомеризации. Реакции, идущие с изменением состава вещества: по числу и характеру
реагирующих и образующихся веществ (разложения, замещения, обмена, соединения); по
изменению степеней окисления (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (экзо- и
эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и
необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по
механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию
(фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Выполнение

8
9

10

13

14
15

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Водородная
связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее
значение. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного
вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе. Выполнение тестовых заданий
Основные характеристики химической связи (Насыщаемость, поляризуемость,
направленность). Выполнение заданий
Пространственное строение молекул sp3 - гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза. sp2 - гибридизация у соединений бора,
алкенов, аренов, диенов, графита. sp - гибридизация у соединений бериллия, алкинов,
неорганических и органических
карбина. Геометрия молекул названных веществ.
веществ.
Выполнение заданий

Решение задач

Решение задач

заданий
16

Скорость химических реакций.
Факторы, влияющие на скорость
реакций.

17

Химическое равновесие.

18

Производство серной кислоты
контактным способом.

19

Окислительно-восстановительные
реакции(ОВР).

20

Электролитическая диссоциация.
(Э.Д.)

21

Водородный показатель.

22

Гидролиз.

23

Металлы.

Понятие о скорости. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы,
влияющие на скорость реакций: природа реагирующих веществ, катализаторы, температура,
концентрация. Катализ гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с
неорганическими катализаторами. Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность
соприкосновения реагирующих веществ.
Выполнение заданий.
Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность равновесия.
Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление,
температура.
Принцип Ле Шателье. Выполнение заданий.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Принципы химического производства
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Основные понятия
ОВР. Методы составления уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций.
Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии.
Выполнение заданий.
Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации с различным видом
связи. Свойства катионов и анионов. Кислоты, соли, основания в свете Э.Д. Степень Э.Д.и её
зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации.
Ступенчатая диссоциация. Свойства растворов электролитов. Выполнение заданий
Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды, Водородный
показатель - рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для
химических и биологических процессов.
Понятие гидролиза. Гидролиз органических и неорганических веществ (галогеналканов,
сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз солей - три случая.
Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое значение гидролиза.
Выполнение заданий
Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые веществаметаллы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие
физические свойства металлов и восстановительные свойства их: взаимодействие с
неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами,
растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом,

24

Коррозия металлов

25

Расчёты по теме «Электролиз»

26

Неметаллы.

27

28
29

кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих
соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни
организмов.
Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты
металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. металлургия и ее виды: пиро- и
гидро- электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его
значение.
Выполнение заданий

Положение неметаллов в периодической системе, строение их атомов.
Электроотрицательность.
Инертные газы. Неметаллы - простые вещества.
Атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов.
Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее
электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами.
Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными
веществамиокислителями (азотной и серной кислотами и др.). Водородные соединения
неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих
соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств
в периодах и группах Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты.
Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и
группах.
Кислоты органические и
Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
неорганические.
Кислоты в свете протолитической теории.
Сопряженные кислотно-основные пары.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот:
взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и
амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.
Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств
уксусной и муравьиной кислот.
Выполнение заданий
Амфотерные органические и
Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и
неорганические соединения.
гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами
Понятие о комплексных соединениях Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера.

Номенклатура данных соединений. Примеры соединений. Амфотерность аминокислот:
взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование
полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона)
Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.
Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния),
переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической
химии (соединения двухатомного углерода). Единство мира веществ. Выполнение заданий
Выполнение заданий

30

Генетическая связь между классами
органических и неорганических
соединений.

31

Цепочки превращений, отражающие
генетическую связь между классами
неорганических и органических
веществ.
Химия и экология.
Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения.
Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения.
Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь
Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми.
Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых и
человека
гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища.
Химия и генетика человека.
Выступления учащихся
Решение расчетных задач
Решение задач

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».