11 биологи база 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина Альбертовна
Протокол №1
от «4» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
________________________
Нехай Елена Александровна
Приказ №82
от «4» августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
по биологии

для обучающихся 7 -9 класса

го Верхний Тагил
2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса
среднего общего образования
Цели и задачи:
Курс биологии в средней школе направлен на формировании у обучающихся
знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и
эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях,
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит
концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах
формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и
заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то,
что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в
материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой
природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие
формированию естественно-научной картины мира.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и
углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Целью базового курса является:
 социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или
общность-носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
 ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов,
результатов и достижений современной биологической науки;
 развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных
интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу
научного познания;
 овладение учебно-познавательными и ценностно - смысловыми компетентностями
для формирования познавательной и нравственной культуры, научного
мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и
элементарными методами биологических исследований;
 формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой
природе и человеку.
Задачи:
 освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о
методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии,
экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм,
популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и
современных исследованиях в биологической науке;
 овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения

экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
 воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения
мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых
разработана рабочая программа:




Федеральный компонент государственного стандарта по биологии, утвержден
приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение,
2018
учебного плана МАОУ СОШ №4 го Верхний Тагил на 2023/2024 уч. год

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по
биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М.
Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки
выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в
10 классе – 34 час (1 час в неделю), в 11 классе – 34 час (1 час в неделю).
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе
составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой
природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены
содержательные линии курса: биология как наука; методы научного познания; клетка;
организм; вид; экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция,
взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного
предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь
с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего
среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре
биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и
принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции
обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные
особенности учащихся.
Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных
учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также
приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической
географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и
неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение
организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии
пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и
углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на
формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для
продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе,
проведения и оформления биологических исследований.
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа-1 час в неделю.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с
примерной и авторской программой.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
Планируемый уровень подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен:
знать /понимать:
• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания;
• выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе
сравнения;
• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения,
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание учебного предмета
11 класс 1 час в неделю
Раздел 1. Эволюция (22 ч)
Глава 1. Свидетельства эволюции (4 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства
эволюции.
Морфологические
и
эмбриологические
свидетельства
эволюции.
Палеонтологические и биогеографические свидетельства.

Глава 2. Факторы эволюции (9 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость – исходный материал для
эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы
естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора.
Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.
Знать: причины эволюции видов, представления о становлении и развитии
эволюционного учения, его предпосылках; приводить определения основных
эволюционных понятий; устанавливать взаимосвязь движущих сил эволюции; путей и
направлений эволюции; влияние элементарных факторов эволюции на генофонд
популяции; формирование приспособленности к среде обитания.
Уметь: определять движущие силы эволюции; представление о микро- и макроэволюции,
сравнивать формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы
видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции и делать
выводы на основе сравнения.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни.
Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое.
Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.
Знать: мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на
земле; иметь представления об истории развития взглядов на проблему о возникновении
жизни на земле и о современных гипотезах
Уметь: анализировать и оценить различные гипотезы сущности жизни, происхождения и
развития жизни на Земле
Глава 4. Происхождение человека (5 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые
представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека.
Эволюция современного человека.
Знать: происхождения человека; основные положения теории антропогенеза; стадии
эволюции человека и факторы антропогенеза; определять место человека в системе
органического мира; этапы и движущие силы антропогенеза; иметь представление о
человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный.
Уметь: делать выводы о происхождении человеческих рас; устанавливать сходство и
различия человека и животных; анализировать и оценивать различные гипотезы
происхождения человека, объяснять единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере
разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и
многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и
животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе;
эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды;
движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей
(ископаемых растений и животных).

Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных
образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов,
наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Раздел 2. Экосистемы (12 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (7 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и
межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика.
Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Знать: формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере влияние мутагенов на организм человека;
абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в
экосистеме, сукцессию экосистем и ее причины.
Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; использовать знания
для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде
Глава 6. Биосфера (3 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.
Биосфера и человек.
Знать: структуру и границы биосферы, гипотезы о происхождении жизни, основы учения
Вернадского о биосфере, функции живого вещества, знать и понимать глобальные
проблемы биосферы, роль человека в эволюции биосферы; круговорот веществ и
превращения энергии в биосфере.
Уметь: работать с источниками информации, приводить примеры; объяснять взаимосвязи
организмов и окружающей среды.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Знать: эволюцию биосферы; современные экологические проблемы и возможные пути
преодоления экологического кризиса.
Уметь: работать с источниками информации, приводить примеры; объяснять взаимосвязи
организмов и окружающей среды; объяснять необходимость сохранения многообразия
видов.
Демонстрации:
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние
на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз;
ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы;
агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные
экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта
«Заповедники и заказники России».
Лабораторные работы
1. Морфологические особенности растений различных видов
2. Изменчивость организмов
3. Приспособленность организмов к среде обитания
Практические работы
1. Оценка влияния температуры воздуха на человека
2. Аквариум, как модель биосистемы
3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем

Тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

Практические
и
лабораторные
работы

1

Свидетельства эволюции

4

2

Факторы эволюции

9

3

Возникновение и развитие жизни
на Земле

4

4

Происхождение человека

5

5

Организмы и окружающая среда

7

2

6

Биосфера

3

1

7

Биологические основы охраны
природы

2

Итого

34

Контрольные
работы

3
1

1
6

2

Поурочно-тематическое планирование 11 класс
№
Тема
урока

Колво
часов

Из них

Содержание урока
контроль

практика

Планируемые результаты обучения

Раздел 1. Эволюция (22 ч)
Глава 1. Свидетельства эволюции (4 ч)

1

Возникновение и
1
развитие эволюционной
биологии

Биологическая эволюция;
изменяемость видов
(трансформизм); эволюционные
взгляды Ламарка; эволюционная
теория Дарвина; борьба за
существование; естественный
отбор; синтетическая теория
эволюции

Характеризовать содержание эволюционной
теории Дарвина; объяснять вклад
эволюционной теории в формирование
современной естественно-научной картины
мира; работать с разными источниками
биологической информации: находить
биологическую информацию в тексте
учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках,
Интернете, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую

2

Молекулярные
свидетельства
эволюции

Биохимическое единство живых
организмов; молекулярногенетическая летопись эволюции;
филогенетическое древо

Уметь объяснять, почему идентичность
способов хранения, передачи и реализации
наследственной информации
свидетельствует о единстве происхождения
всего живого.
Приводить доказательства эволюции
органического мира, используя данные
молекулярной биологии и генетики;
овладевать составляющими учебноисследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, давать
определения понятиям, классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи

1

3

Морфологические и
эмбриологические
свидетельства
эволюции

1

Иерархический принцип
систематики живых организмов;
степень родства организмов;
гомологичные органы; генырегуляторы развития; рудименты,
атавизмы; закон зародышевого
сходства

Использовать данные сравнительной
анатомии и эмбриологии для доказательства
единства живой природы и эволюции
органического мира; овладевать
составляющими учебно-исследовательской
и проектной деятельности, включая умения
ставить вопросы, давать определения
понятиям, делать выводы и заключения,
объяснять, доказывать; развивать
готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения

4

Палеонтологические и
1
биогеографические
свидетельства эволюции

Палеонтология,
палеонтологическая летопись,
переходные формы,
эволюционные ряды,
биогеография, эндемичные виды,
особи-основатели

Объяснять, каким образом географические
закономерности распределения живых
организмов, геологические и
палеонтологические данные
свидетельствуют об эволюции
органического мира; адекватно
использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения

Глава 2. Факторы эволюции (9 ч)
5
Популяционная
1
структура вида

Вид; ареал; критерии вида:
морфологический, экологогеографический, цитогенетический
(кариотипический), молекулярногенетический, репродуктивный,
кариотип, виды-двойники;
репродуктивная изоляция;
популяция — элементарная
единица вида и эволюции;
генофонд

Лабораторная
работа № 1
«Морфологич
еские
особенности
растений
различных
видов»

Выделять существенные признаки вида;
характеризовать популяцию как
элементарную единицу эволюции;
описывать особей вида по
морфологическому критерию; работать с
разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую

Лабораторна
я работа № 2
«Изменчивос
ть
организмов»

Обосновывать роль рецессивных генных
мутаций в эволюционном процессе; выявлять
изменчивость организмов; работать с
разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую

6

Наследственная
изменчивость —
исходный материал для
эволюции

1

Наследственная изменчивость;
мутации; нейтральные, вредные и
полезные мутации; роль
доминантных и рецессивных
мутаций в эволюции

7

Направленные и
случайные изменения
генофондов в ряду
поколений

1

Приспособленность, направленные
изменения частот аллелей,
эффективность естественного
отбора, дрейф генов, эффект
основателя, эффект бутылочного
горлышка

Объяснять направленное действие
естественного отбора на генофонд
популяции и значение случайных
изменений генофонда для
эволюционного процесса; работать с
разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую

8

Формы естественного
отбора

1

Движущий отбор;
стабилизирующий отбор;
дизруптивный отбор; половой
отбор, гипотеза «хороших генов»,
гипотеза «привлекательных
сыновей»

Выделять существенные признаки
движущего, стабилизирующего,
дизруптивного и полового отбора; работать
с разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую

9

Возникновение
1
адаптаций в результате
естественного отбора

Идиоадаптации, ароморфозы,
покровительственная окраска и
форма тела, предостерегающая
окраска, мимикрия, механизм
формирования адаптаций,
биологический прогресс, общая
дегенерация

10

Видообразование

1

Видообразование, изоляция как
фактор эволюции, географическое
(аллопатрическое) и экологическое
(симпатрическое) видообразование

11

Прямые наблюдения
процесса эволюции

1

Лекарственная устойчивость,
вавиловская мимикрия

Лабораторная
работа № 3
«Приспособле
нность
организмов к
среде
обитания»

Объяснять механизм формирования
адаптаций; выявлять приспособленность
организмов к среде обитания; владеть
основными методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и
экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений
Выделять существенные признаки
географического и экологического
видообразования; объяснять роль изоляции
в эволюционном процессе; овладевать
составляющими учебно-исследовательской
и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи
Приводить примеры прямых наблюдений
эволюционного процесса; овладевать
составляющими учебно-исследовательской
и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи

12

Макроэволюция

1

13

Обобщение по теме

9

Выделять существенные признаки
макроэволюции; объяснять механизм
формирования гомологичных и
аналогичных органов; овладевать
составляющими учебно-исследовательской
и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Микроэволюция, макроэволюция,
дивергенция, конвергенция,
параллелизм, аналогичные органы,
вымирание

1

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
14

Современные
представления о
возникновении жизни

1

Абиогенез, биогенез, абиогенный
синтез органических веществ,
гипотеза Опарина, пробионты,
способ питания первых живых
организмов Земли, невозможность
самозарождения жизни на Земле в
современных условиях

Объяснять вклад исследований Л. Пастера и
А. И. Опарина в формирование
современной естественно-научной картины
мира; адекватно использовать речевые
средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки
зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию

15

Развития жизни в
криптозое и палеозое

1

Геохронология, эоны, эра,
глобальные катастрофы,
криптозой, фанерозой, архей,
протерозой, палеозой, мезозой,
кайнозой

Характеризовать условия и события
эволюции жизни на Земле в архейскую,
протерозойскую, палеозойскую,
мезозойскую, кайнозойскую эры;
анализировать и систематизировать
информацию о развитии жизни в разные
геологические эпохи, представлять
информацию в виде сообщений и
презентаций

16

Развития жизни в
мезозое и кайнозое

1

Геохронология, эоны, эра,
глобальные катастрофы,
криптозой, фанерозой, архей,
протерозой, палеозой, мезозой,
кайнозой

17

Многообразие
органического мира

1

Систематика, бинарная
номенклатура вида, естественная
система живого, систематические
единицы и их соподчинение

Характеризовать условия и события
эволюции жизни на Земле в архейскую,
протерозойскую, палеозойскую,
мезозойскую, кайнозойскую эры;
анализировать и систематизировать
информацию о развитии жизни в разные
геологические эпохи, представлять
Выделять
существенные
признаки
информацию
в виде сообщений
и
естественной
классификации
живого;
презентаций
характеризовать систематические единицы
и их соподчинение; работать с разными
источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в
тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и
справочниках, Интернете, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую

Глава 4. Происхождение человека (5 ч)
18

Положение человека в
системе живого мира.
Предки человека

1

Систематическое положение
человека; доказательства родства
человека и животных:
сравнительно-анатомические,
цитогенетические, данные
молекулярной биологии и
биологии развития; отличительные
особенности человека:
прямохождение, членораздельная
речь, трудовая деятельность

Обосновывать положение человека в
системе живой природы; характеризовать
отличительные особенности человека;
адекватно использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию

19

Первые представители
рода Homo

1

Антропогенез; предки человека:
дриопитеки, австралопитеки;
первые представители рода Homo:
человек умелый, человек
прямоходящий, человек
работающий; неандертальский
человек; человек разумный;
кроманьонцы; моноцентризм,
полицентризм

Аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению проблемы
происхождения человека; находить
информацию о происхождении человека в
разных источниках и оценивать её,
представлять информацию в виде
сообщений и презентаций

20

Появление человека
разумного

1

Антропогенез; предки человека:
дриопитеки, австралопитеки;
первые представители рода Homo:
человек умелый, человек
прямоходящий, человек
работающий; неандертальский
человек; человек разумный;
кроманьонцы; моноцентризм,
полицентризм

Аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению проблемы
происхождения человека; находить
информацию о происхождении человека в
разных источниках и оценивать её,
представлять информацию в виде
сообщений и презентаций

21

Факторы эволюции
человека

1

Антропосоциогенез,
биологические и социальные
факторы эволюции человека

Объяснять роль биологических и
социальных факторов в эволюции человека;
овладевать составляющими учебноисследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи

22

Эволюция
1
современного человека

Аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению проблемы
происхождения человека; овладевать
составляющими учебно-исследовательской
и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Соотношение биологических и
социальных факторов в эволюции
человека, культурная информация,
система наследования культурной
информации, человеческие расы

Раздел 2. Экосистемы (12 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (7 ч)
23

Взаимоотношения
организма и среды

1

Экологические факторы;
толерантность, закон
толерантности; лимитирующий
фактор; приспособленность
организмов; биологические ритмы

24

Популяция в
экосистеме

1

Популяция; структура популяции:
половая, возрастная,
пространственная, временная;
динамика популяций,
популяционные волны;
внутривидовые отношения:
конкуренция, альтруизм

Практическа
я работа № 1
«Оценка
влияния
температуры
воздуха на
человека»

Объяснять влияние экологических
факторов на организмы; приводить
доказательства взаимосвязей организмов и
окружающей среды; выявлять
приспособления у организмов к влиянию
различных экологических факторов в ходе
практической работы
Характеризовать структуру и динамику
популяций, внутривидовые отношения;
адекватно использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию; сотрудничать со
сверстниками и взрослыми в учебноисследовательской и проектной
деятельности

25

Экологическая ниша и
межвидовые
отношения

1

Ареал вида; экологическая ниша,
реализованная ниша,
потенциальная ниша; межвидовые
отношения: фитофагия,
хищничество, паразитизм,
конкуренция, симбиоз, мутуализм,
комменсализм; закон
конкурентного исключения

Характеризовать различные виды
межвидовых отношений; работать с
разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую; адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать
разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию

26

Сообщества и
экосистемы

1

Сообщество; экосистема;
доминантные виды;
характеристики сообщества:
видовое богатство, численность,
биомасса, продукция;
продуценты, консументы,
редуценты; трофические сети;
экологические пирамиды:
пирамида численности, пирамида
биомассы, пирамида продукции;
закон пирамиды энергий

Выделять существенные признаки
сообщества и экосистемы; описывать
трофические связи внутри природных
сообществ; работать с разными
источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в
тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и
справочниках, Интернете, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
овладевать составляющими учебноисследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, давать
определения понятиям

27

Экосистема: устройство 1
и динамика

28

Биоценоз и биогеоценоз 1

29

Влияние человека на
экосистемы

Консорция, флуктуации;
сукцессии, первичные и
вторичные сукцессии;
устойчивость экосистем

Практическа
я работа № 2
«Аквариум
как модель
экосистемы»

Биоценоз, биогеоценоз, биотоп,
элементарная природная
экосистема

1

Агроэкосистемы, основные типы
измененных и нарушенных
человеком экосистем,
восстановительная сукцессия,
деградация экосистемы

1

Биосфера, границы биосферы,
биомасса биосферы, биомы, связи
между биомами

Тематическ
ий
контроль
по теме
«Организм
ыи
окружающ
ая среда»

Выделять существенные признаки
экосистем, характеризовать структуру и
динамику экосистем; изучать модели
экосистем; объяснять механизмы
устойчивости экосистем; владеть
основными методами научного познания,
используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и
экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений
Выявлять смысловые различия между
понятиями «экосистема», «биоценоз»,
«биогеоценоз»; адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать
разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию
Характеризовать взаимосвязь человека и
экосистемы; объяснять причины низкой
устойчивости агроэкосистем; работать с
разными источниками биологической
информации: находить биологическую
информацию в тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, Интернете,
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую

Глава 6. Биосфера (3 ч)
30

Биосфера и биомы

Характеризовать содержание учения
Вернадского о биосфере, его вклад в
развитие биологической науки; адекватно
использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию

31

Живое вещество и
биогеохимические
круговороты в
биосфере

1

32

Биосфера и человек

1

Живое вещество биосферы;
функции живого вещества:
энергетическая,
концентрационная,
деструктивная, средообразующая,
транспортная; биогеохимические
круговороты; парниковый эффект
Законы Коммонера, проблема
продовольствия, изменения
численности населения,
концепция устойчивого развития

Выделять существенные признаки процесса
круговорота веществ и превращений
энергии в биосфере; приводить
доказательства единства живой и неживой
природы с использованием знаний о
круговороте веществ

Практическая
работа № 3
«Сравнительн
ая
характеристи
ка природных
и
нарушенных
экосистем»

Анализировать и оценивать глобальные
экологические проблемы и пути их
решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению экологических
проблем; обосновывать правила поведения
в природной среде

Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 ч)
33

Охрана видов,
1
популяций и экосистем.

Биологическое разнообразие,
Красные книги, реинтродукция,
заповедники, национальные парки,
биосферные резерваты,
инсуляризация,

Аргументировать необходимость
сохранения биологического разнообразия
на различных уровнях; анализировать
информацию об охраняемых видах
животных и растений, работать с разными
источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в
тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и
справочниках, Интернете, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую

34

Биологический
мониторинг

1

Биологический мониторинг,
биоиндикация

1

Анализировать информацию об охраняемых
видах животных и растений, определять
качество воды водоёма, используя методы
биоиндикации; работать с разными
источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в
тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и
справочниках, Интернете, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Учебник: Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. – М.:
Просвещение, 2019 (ФГОС)
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные
программы и т.п.)
1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.
Интернет – ресурсы для учителя:
MULTIMEDIA – поддержка предмета: 1 С образование. Биология 10-11 кл.
1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
2. Биология.ру http://www.biology.ru/
3. Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
4. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября»,
открытый педагогический форум.
6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/pasechnik/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».