РП обществознание 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО Сидорова Светлана Валентиновна
протокол № 1
от «4 » августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ № 4
Нехай Елена Александровна
приказ № 82
от «4» августа 2023 г.
Редактировать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2010177)

учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов

г. Верхний Тагил 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также
с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования
реализует принцип преемственности примерных рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:











воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны
в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания,
политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, адекватной современному уровню научных
знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной
деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях
общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа
и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические
знания, факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы
и обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве
социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты межличностного и других видов
социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского
общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими
специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:









определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями учебного
предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и
прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
обеспечение развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования (выявление
проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности и при выборе профессии;
включение в содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе, об основах конституционного строя
Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях
развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от содержания
предшествующего уровня заключается в:







изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;
расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и возможностей
их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество
учебного времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет
2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 11 класс

Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки.
Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его
достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины
экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата
и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и
проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая
система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли.

Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма
правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты
политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система в
Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый
уровень) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части:

Гражданского воспитания:








сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

Патриотического воспитания:




сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:







осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
Эстетического воспитания:




эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;




убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:




сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:







готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.
Экологического воспитания:







сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:





сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;



мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне)
у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:








самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:









самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:














развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:








владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:



осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;





распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:








понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:









самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность
за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль:





давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;



принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:






принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 класс
1) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, в том числе достижений российской науки и искусства, направлений научно-технологического развития Российской
Федерации, при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия: общество и его типы,
социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность, социализация, истина,
мышление, духовная культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы;
образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая система, экономический рост, экономический цикл,
ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы
государственного регулирования экономики, международное разделение труда; определять различные смыслы многозначных понятий, в том
числе: общество, личность, свобода, культура, экономика, собственность;
2. характеризовать причины и последствия преобразований в экономической сферах жизни российского общества; возрастания роли

науки в современном обществе; инфляции, безработицы; функции образования, науки, религии как социальных институтов; морали;
искусства; экономические функции государства; Центрального банка Российской Федерации; налоговой системы Российской Федерации;
предпринимательства; отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах,
диаграммах, графиках.
3. Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь
общества», для анализа социальной информации о многообразии путей и форм общественного развития, российском обществе, об угрозах и
вызовах развития в XXI в., о развитии духовной культуры, о проблемах и современных тенденциях, направлениях и механизмах
экономического развития, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения,
мнения при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
4.Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на полученные знания об обществе, о его духовной
культуре и экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и творческой активности, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты.
5) Использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции, осознания значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов «Человек в обществе», «Духовная культура»,
«Экономическая жизнь общества».
6. Формулировать, основываясь на социальных ценностях и приобретенных знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об
экономической жизни общества, собственные суждения и аргументы по проблемам влияния социокультурных факторов на формирование
личности; противоречивых последствий глобализации; соотношения свободы и необходимости в деятельности человека; значения культурных
ценностей и норм в жизни общества, в духовном развитии личности; роли государства в экономике; путей достижения экономического роста;
взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; конкретизировать теоретические положения, использовании мер
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выборе способов рационального
экономического поведения людей, особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта.
7. ) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе
находить, анализировать и использовать информацию для принятия ответственных решений по достижению финансовых целей и управлению
личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и
правил личной финансовой безопасности.
8. Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая нормы морали и права, экономической
рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.

9. Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия:
политическая власть, политический институт, политические отношения, политическая система, государство, национальная безопасность,
политическая культура, политическая элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник права, система права, норма
права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт,
законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской Федерации, налог;

10.определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть, социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие
социальные явления и процессы, в том числе: социальные общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные нормы;
социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в современном мире; формы государства; политические
партии; виды политического лидерства, избирательных и партийных систем, политических идеологий.
Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи при
описании социальной структуры, формы государства, политической культуры личности и ее политического поведения, системы права,
нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали; государства и права;
действия правовых регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании общественных
отношений в Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения социального неравенства; социальных конфликтов;
отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права; социального контроля; государства, субъектов и органов
государственной власти в Российской Федерации; политических партий; средств массовой информации в политической жизни общества;
правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,
графиках.
11) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни общества, включая универсальные методы науки,
а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический, сравнительно-правовой метод,
политическое прогнозирование.
12. конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
социальных конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке социально незащищенных слоев

общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе Российской
Федерации на современном этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской Федерации; государственной службе
и статусе государственного служащего; основах конституционного строя Российской Федерации
13. Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, зафиксированных в законодательстве Российской
Федерации; находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том числе в цифровой
среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности.
Раздел 1. Экономическая жизнь общества
3.1 Экономика — основа жизнедеятельности общества

6

3.2 Рыночные отношения в экономике

6

3.3 Экономическая деятельность

2

3.4 Экономика предприятия

4

3.5 Финансовый рынок и финансовые институты

3

3.6 Экономика и государство

3

3.7 Мировая экономика

2

3.8 Повторительно-обобщающий урок по разделу
«Экономическая жизнь общества»
Итого по разделу
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности

2
28
6

введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение

введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение
введите
значение

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]

введите
значение
0

введите
значение
0

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418]]

Контрольные
работы

Практические
работы

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

Раздел 2. Политическая сфера
2.1 Политическая власть и политические отношения

2

введите
значение

введите
значение

2.2 Политическая система. Государство — основной институт

3

введите
значение

введите
значение

4

введите
значение

введите
значение

2

введите
значение

введите
значение

2.5 Политический процесс и его участники

3

введите
значение

введите
значение

2.6 Избирательная система

2

введите
значение

введите
значение

политической системы
2.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в
Российской Федерации
2.4 Политическая культура общества и личности.Политическая идеология

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

Контрольные
работы

Практические
работы

2.7 Политические элиты и политическое лидерство

2

введите
значение

введите
значение

2.8 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политическая сфера»

2

введите
значение

введите
значение

20
Итого по разделу
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
3.1 Система права. Правовые отношения. Правонарушения
4
введите

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

значение

введите
значение

введите
значение

введите
значение

6

введите
значение

введите
значение

8

введите
значение

введите
значение

4

введите
значение

введите
значение

2

введите
значение

введите
значение

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

введите
значение

введите
значение

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

3.2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина 4

в Российской Федерации
3.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых
правоотношений
3.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных,
административных, уголовных правовых отношений, экологическое
законодательство
3.5 Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского,
административного, уголовного процессов
3.6 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации»
Итого по разделу
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62]]

28
6
65 0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».