РП родной язык 10-11

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 час в неделю) в 10 классе и 17 часа в 11 классе (0,5 час в
неделю).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует
Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка 16 часов в год (0,5 час в неделю) в 10
классе и 16 часа в 11 классе (0,5 час в неделю), что соответствует учебному плану школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как
духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение
словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического
кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира
произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических,
коммуникативных навыков и умений.
2.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
1

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
2

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка
в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета
и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• основные единицы языка, их признаки;
3

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь:
•
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
•
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
•
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
•
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
•
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
•
извлекать информацию из различных источников;
•
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с
непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
•
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор
знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
•
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя
главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
•
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни
человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
•
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
•
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса,
контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю
себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития
речевой способности обучающихся.
Шестой и седьмой год обучения (32 ч)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Основные пути обогащения словарного состава языка.
Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.
Фразеологизмы русского языка и их источники.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте.
Морфологические средства создания образно - поэтического олицетворения.
Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.
Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях.
Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в тексте художественных
произведений.
Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке.
Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.
Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия).

3.
Содержание учебного предмета
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи.
5

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование.
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное.
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Имя числительное.
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
6

Местоимение.
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в
художественной литературе. Олицетворения.
Причастие.
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия.
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие.
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи.
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура.
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
.

7

Учебно – тематический план
10-11 классы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема

Кол-во
часов

Язык и его функции. Речь. Культура речи.
Лексика и лексическая стилистика.
Состав слова и словообразование.
Грамматика и грамматическая стилистика.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Служебные части речи.
Язык и культура.
Итого

2
3
1
3
4
3
1
2
4
2
2
2
2
3
34

8

4.
№

Календарно-тематический план

Дата проведения
По плану
Фактическая

1.
2.

06.09.23
20.09.23

Тема урока

Кол.
ч.

Язык и речь
10 класс
Язык и его функции.

1

Писатели о языке и речи. Речь. Культура речи.

1

Примечания

Лексика и лексическая стилистика.
3.

04.10.23

4.

18.10.23

5.

08.11.23

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского
языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и
поэтов, в фольклоре.
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и
литературе.

1
1
1

Состав слова и словообразование.
6.

22.11.23

Словообразование и стилистика. Этимология.
Этимологические словари
Грамматика и грамматическая стилистика.

1

7.

06.12.23
20.12.23
10.01.24

Назначение грамматики. Морфология и стили речи.

1

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

1

Части речи и их происхождение.

1

8.
9.

Имя существительное.
10.
11.

24.01.24

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

07.02.24

Собственные имена существительные в литературе.

1

9

12

21.02.23

13

06.03.24
20.03.24

14

Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Тестирование по теме «Имя существительное»

1
1

Работа над ошибками
Имя прилагательное

15
16
17

03.04.24

24.04.24
08.05.24,
22.05.24

Трудности в употреблении имен прилагательных.
Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

1
1

Повторение

1
11 ласс Имя числительное.

18

02.09.23

Употребление числительных в речи и художественной 1
литературе.
Местоимение.

19

16.09.23
30.09.23

Разряды местоимений.

1

Местоимения в художественной литературе.

1

20

Глагол.
21
22

14.10.23
11.11.23

23

25.11.23

24

09.12.23

25

23.12.23

26

13.01.24

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

1

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – 1
синонимы, антонимы, омонимы).
Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в 1
художественной литературе. Олицетворения.
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную 1
тему.
Причастие.
Употребление причастий в речи и в художественной 1
литературе.
Р.р. Сочинение-описание картины с использованием 1
причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)
10

Деепричастия.
27
28

27.01.24
10.02.24

Деепричастие как часть речи.

1

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе..

1

Наречие.
29
30

31
32

33
34

02.03.23
16.03.24

Правила написания наречий.

1

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди –
огни!»
Служебные части речи.

1

06.04.24
20.04.24

Служебные части речи.

1

Употребление предлогов, частиц и междометий в
литературе.
Язык и культура.

1

04.05.24
25.05.24

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

1

Повторение

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение.
Литература для учителя
Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. /Г. Г.
Гольцова, И. В. Шамшина, М. А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022

Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:Дрофа, 2009
Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000
Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы.Ростов-на-Дону: Легион, 2017
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург:«Литера», 2005
11

Литература для учащихся
1 Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2 Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах И схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
3 Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах исхемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4 Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новоезнание, 2002
5 Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000
6 Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. –СПб., 2004
7 Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва.Эксмо. 2010 г.
8 Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9 Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы.Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор».
2010 г.
10 Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006
11 Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр«Академия», 1993
12 Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982
13 Учебные пособия"Школьная риторика"УМК образовательной системы "Школа 2100"
Интернет-ресурсы
1.Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
2 .Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1september.ru
3.Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
4.Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru
5.Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl
6.ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com
7.Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук http://www.ruslang.ru
8.Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru http://www.ruthenia.ru
9.Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru
10.Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru
11.Культура письменной речи http://www.gramma.ru
12.Материалы по теории языка и литературе http://philologos.narod.ru
13.Машинный фонд русского языка http://cfrl.ruslang.ru
14.МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии http://www.medialingua.ru
15.Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://mapryal.russkoeslovo.org
16.Научно-методический журнал «Русский язык в школе» http://www.riash.ru
17.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
18.Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru
19.Портал «Русское слово» http://www.russkoeslovo.org

12

20.Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru
21.Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) http://www.ropryal.ru
22.Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
23. Русская Ассоциация Чтения http://www.rusreadorg.ru
24.Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка http://fonetica.philol.msu.ru
25.Русский для всех: портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии http://www.russianforall.ru
26.Русский филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
27.Русский язык в России и за рубежом: Справочно-информационная картографическая система http://ruslang.karelia.ru
28.Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
29.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
30.Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология http://starling.rinet.ru
31.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
32.Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru
33.Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru
34.Cловари русского языка http://www.speakrus.ru/dict
35.Словопедия: русские толковые словари http://www.slovopedia.com
36.Учебник по орфографии и пунктуации http://www.naexamen.ru/gram
37.Фонд «Русский мир» http://www.russkiymir.ru
38.Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru
39.Электронное периодическое издание «Открытый текст» http://www.opentextnn.ru
40.Язык и книга: Сайт о языкознании, письменности, истории книг и книгопечатания http://slovnik.rusgor.ru

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».