РП финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ №4
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директором МАОУ СОШ №4

_____________________

_____________________

Руководитель ШМО

Нехай Елена Александровна

Сидорова Светлана
Валентиновна
Протокол № 1
От «4» августа 2023 г.

Приказ № 82
От «4»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗАЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО

КУРСА

«ФИНАНСОВАЯ

ПРОГРАММЫ

КУЛЬТУРА»

НА

УРОВНЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в
основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса
«Финансовая культура» распределены по годам обучения с учётом входящих
в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения

основной

образовательной

программы,

представленных

в

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки
финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка
Российской

Федерации

по

организации

финансовой

грамотности

в

общеобразовательной школы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы
учебного курса «Финансовая культура» для основного общего образования
(5—9 классы).
Гражданское воспитание:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации

его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;


активное участие в жизни семьи, образовательной организации,

местного сообщества, родного края, страны;


неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;



понимание роли различных социальных институтов в жизни

человека;



представление об основных правах, свободах и обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;


представление о способах противодействия коррупции;



готовность

к

разнообразной

созидательной

деятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;


активное участие в школьном самоуправлении; готовность к

участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:


осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе;


проявление интереса к познанию родного языка, истории,

культуры Российской Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к

науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;


уважение к символам России, государственным праздникам;

историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора;


готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;


активное неприятие асоциальных поступков;



свобода и ответственность личности в условиях индивидуального

и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:



восприимчивость к разным видам искусства, традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;


осознание важности художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения;


понимание ценности отечественного и мирового искусства,

этнических культурных традиций и народного творчества;


стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:


осознание ценности жизни;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на

здоровый образ жизни;


осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;


соблюдение

правил

безопасности,

в

том

числе

навыки

безопасного поведения в интернет - среде;


способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и не осуждая других;


сформированность навыков рефлексии, признание своего права

на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:


установка на активное участие в решении практических задач (в

рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;



интерес

к

практическому

изучению

профессий

и

труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для

успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;


уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:


ориентация на применение знаний из социальных и естественных

наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков

и

оценка

возможных

последствия

своих

действий

для

окружающей среды;


повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального характера экологических проблем и путей их решения;


активное неприятие действий, приносящих вред окружающей

среде;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;


готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической направленности.
Ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством

познания мира;



овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности;


установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и

стремление

совершенствовать

пути

достижения

индивидуального

и

коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию, обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

профессиональной

семью,

деятельности,

группы,
а

также

сформированные
в

рамках

по

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;


способность

обучающихся

взаимодействовать

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;


способность

открытость

опыту

и

действовать
знаниям

в

условиях

других,

повышать

неопределённости,
уровень

своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;


навык

выявления

и

связывания

образов,

способность

формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;


умение

распознавать

характерным признакам, выполнять

конкретные
операции

примеры
в

понятия

по

соответствии

с

определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач

(далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;


умение

анализировать

и

выявлять

взаимосвязи

природы,

общества и экономики;


умение

оценивать

свои

действия

с

учётом

влияния

на

окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;


способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,

оценивать происходящие изменения и их последствия;


воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий

контрмер;


оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые

решения и действия;


формулировать и оценивать риски и последствия, формировать

опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;


быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
действиями

универсальными

учебными

познавательными

Базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки социальных

явлений и процессов;


устанавливать

существенный

признак

классификации

социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;


с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и

противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;


предлагать

противоречий;

критерии

для

выявления

закономерностей

и



выявлять дефицит информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи;


выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и

процессов;


делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:


использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания;


формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным

и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;


формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и

суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;


проводить по самостоятельно составленному плану небольшое

исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;


оценивать на применимость и достоверность информацию,

полученную в ходе исследования;


самостоятельно

результатам

формулировать

проведённого

наблюдения,

обобщения

и

выводы

исследования,

по

владеть

инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при

поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;


находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;


самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации;


оценивать надёжность информации по критериям, предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;


эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;

значение

распознавать
социальных

невербальные
знаков,

знать

средства
и

общения,

распознавать

понимать

предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта;



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:


понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;


принимать цель совместной деятельности, коллективно строить

действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;


уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;

роль

планировать организацию совместной работы, определять свою
(с

учётом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);


выполнять

свою

часть

работы,

достигать

качественного

результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;


оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение

универсальными

действиями
Самоорганизация:

учебными

регулятивными



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных

ситуациях;


ориентироваться в различных подходах принятия решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);


самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его

часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;


составлять

план

действий

(план

реализации

намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте;


делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её

изменения;


учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной

задачи, адаптировать решение к

меняющимся обстоятельствам;


объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;


вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;


оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:


различать, называть и управлять собственными эмоциями и

эмоциями других;



выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого;


регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:


осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать своё право на ошибку и такое же право другого;



принимать себя и других, не осуждая;



открытость себе и другим;



осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному
курсу «Финансовая культура» (5—9 классы):
1)

освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в

цифровом обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях,
семейном и

личном

бюджете;

российской

национальной

валюте,

национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах,
правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной
защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских
вкладах; инфляции и её последствиях; человеческом капитале; роли
наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его
видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения;
цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности
при использовании цифровых финансовых услуг; видах финансового
мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;
2)

умение

характеризовать

традиционные

российские

духовно-

нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и

нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины);
3)

умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)

действий участников финансовых отношений; государственной социальной
помощи российским семьям; использования сбережений, изменения
стоимости

активов;

способов

защиты

персональных

данных,

использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных
финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных услуг;
4)

обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное

поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план,
связанный
достижения

с

конкретными
этих

целей

финансовыми
и

целями,

прогнозировать

сроки

определять

пути

их достижения;

предпринимать меры предосторожности при использовании различных
видов денег и операциях с ними; оценивать полезность приобретаемого
товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного
бюджета; выделять плюсы и минусы использования заёмных средств;
находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и
осознавать

назначение

этой

информации;

предпринимать

меры

предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с
ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых
продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей
финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными
деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.);
5)

умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными

целями и финансовым планированием и инвестированием; формированием
семейного и личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности;
ответственности потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли
финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления

ресурсов и защиты окружающей среды; государственной политикой и
социальными гарантиями;
6)

умение использовать полученные знания для объяснения (устного

и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с
использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения
роли информации и финансовых технологий в современном мире при
использовании финансов; социальной и личной значимости здорового
образа жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного
образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека
общества;

необходимости

правомерного

налогового

и

поведения,

противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта
при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при
вступлении в финансовые отношения;
7)

умение с опорой на финансовые знания, факты общественной

жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам,
процессам социальной действительности, связанным с миром финансов,
ролью государства в поддержке молодежи;
8)

умение решать в рамках изученного материала познавательные и

практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего

социальных

ролей,

типичные

социальные

взаимодействия в сфере финансов;
9)

овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в

том числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст;

10) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
умение

11)

систематизировать,
социальную

анализировать, обобщать,
конкретизировать

информацию,

включая

и

критически

экономико-

оценивать

статистическую,

адаптированных источников (в том числе учебных материалов)

из
и

публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
12) умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью,
для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения
недобросовестных

практик);

осознание

неприемлемости

всех

форм

антиобщественного поведения;
13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение
проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в
том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том
числе электронной) и составления простейших документов (заявления,
обращения, декларации, доверенности, личного финансового

плана,

резюме);
15) приобретение

опыта

осуществления

совместной,

включая

взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности

на

основе

национальных

ценностей

современного

российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
осознание ценности культуры и традиций народов России.

5—6 класс


осваивать

и

применять

знания

о

личном

финансовом

планировании; личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе;
роботизации и финансах; влиянии денег на окружающую среду;


приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и

нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и
доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;


осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;



решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении;

бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление определенной суммы
денег с учетом текущих доходов и расходов;


овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;



оценивать собственные поступки и поведение других людей в

контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в
наличной и безналичной форме;


при

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах
решении

финансовых

задач,

осуществлении

проектной

и

исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями
разных этнических групп.
7 класс


осваивать и применять знания об основных формах труда;

трудовых ресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений;
инфляции,

налогах,

подушке

финансовой

безопасности;

платежных

системах; национальной платежной системе;


прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной

трудовой деятельности, налогов;


характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные

деньги; валюты; российский рубль;

труд

характеризовать финансовые потребности личности; наёмный
и

его

особенности;

предпринимательской

современный

деятельности;

рынок

формы

труда;

особенности

предпринимательства;

ответственность предпринимателей перед обществом;


приводить примеры управления личным временем и финансами;



использовать полученные знания об ошибках начинающего

предпринимателя;


характеризовать жизненные цели, возможности по улучшению

благополучия семьи, имущество и обязательства участников финансовых
отношений в том числе в условиях инфляции;


приводить

конкурентных

примеры

финансовых

альтернативных

предложений,

решений

быстрых

и

платежей

целей,
и

их

особенностей; организаций по защите прав потребителей финансовых услуг;


устанавливать

ответственностью

и

участника

финансовых решений;

объяснять

взаимосвязи

финансовых

отношений

между
и

личной

принятием



определять и аргументировать собственный выбор в условиях

возможных финансовых рисков; осознавать риски, связанные с хранением
сбережений в наличной и безналичной форме; определять

страховой

продукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации;


решать задачи по управлению финансовыми рисками, их

прогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, том числе при
пользовании цифровыми ресурсами; рассчитывать размер финансовой
подушки безопасности;


овладеть

смысловым

чтением

финансовых

документов

о

платежных системах, национальной платежной системе; страховых полисов;
определять ситуации, в которых использование финансовой подушки
безопасности является целесообразным;


искать

и

извлекать

информацию

о

правах

потребителя

финансовых услуг; способах защиты прав потребителя финансовых услуг;


анализировать, обобщать, систематизировать информацию об

ответственности за нарушения прав потребителей финансовых услуг;


оценивать собственные поступки и поведение других людей в

контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;


приобретать опыт использования полученных знаний при защите

прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых
услуг;

при

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах
решении

финансовых

задач,

осуществлении

проектной

и

исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями
разных этнических групп.
8 класс


осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и

применять знания об управлении финансовыми рисками; природе

страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой
сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских организациях;


определять

и

аргументировать

необходимость

получения

кредитов; отличия займа от кредита;


характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии

банков; мобильные приложения банков;

вкладом

устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским
и

системой

платежеспособностью

страхования

населения;

вкладов;

микрозаймами

в

инфляцией

и

микрофинансовых

организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;


приводить примеры условий депозитов; банковских услуг;

банковских операций, в том числе валютных операций;


использовать полученные знания о государственных услугах в

электронном виде; по подготовке к пенсии;


решать задачи на проценты по кредитам,

микрозаймам;

проявлять интерес к существующим в цифровой среде инструментам,
помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами;


овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том

числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять
основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и
периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита
и др.);


искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных

фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;


искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;



анализировать, обобщать, систематизировать информацию по

кредитной истории, видах банковских карт и их функциях;


принимать грамотные решения относительно целесообразности

обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по

займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные,
информированные источники до принятия финансовых решений;

при

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах
решении

финансовых

задач,

осуществлении

проектной

и

исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями
разных этнических групп.
9 класс


осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных

бумагах; активах и пассивах; видах мошенничества; защите от мошенников;
цифровых деньгах; современных финансовых технологиях;


решать

задачи

по

безопасным

способам

инвестирования;

противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья;


анализировать, обобщать, систематизировать информацию о

видах активов и пассивов; роли человеческого капитала в цифровом
обществе; потерях и изменении стоимости активов, о

вынужденных

пассивах;


использовать полученные знания при пользовании онлайн-

кошельками, выбирать товар или услугу в соответствии с реальными
финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; при создании
цифрового профиля; при выборе товаров и услуг; использовании торговых
роботов;


приобретать опыт использования полученных знаний при защите

прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых
услуг; использовать электронные сервисы, предоставляемые государством
для достижения финансовых целей;


искать и извлекать информацию о мобильных приложениях и

интернет- сервисах для финансового планирования; торговых роботах;
цифровой валюте; блокчейне и криптовалютах;


овладеть смысловым чтением финансовых документов;



анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном

интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке
ценных бумаг;


оценивать собственные поступки и поведение других людей в

контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;


определять и аргументировать риски цифровых технологий для

потребителя;


определять

и

аргументировать

опасность

навязывания

финансовых услуг;


объяснять опасность финансового мошенничества для личного и

семейного бюджета;


устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым

мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями и
инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и
сферами инвестирования;


приобретать опыт использования полученных знаний при защите

прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых
услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных
продуктов;

при

приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах
решении

финансовых

исследовательской

задач,

деятельности,

осуществлении

проектной

при взаимодействии

и
с

представителями разных этнических групп.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
5 класс
Проверка

достигаемых

учащимися

результатов

производится

в

следующих формах: текущая диагностика и оценка учителем деятельности
школьников; текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка
учащимися

выполняемых

заданий;

итоговая

оценка

деятельности

и

образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной
образовательной программой освоения курса (отметка).
6-9 класс
Система оценивания результатов по учебному курсу - безотметочная.
Прохождение

программы

учебного

курса

фиксируется

отметкой

«зачет»/«незачет» по итогам года. Итоговая отметка «зачет» за год
выставляется в случае освоения учебного содержания программы курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (32 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел, тема урока
Жизненные цели и финансовый план (5 часов)
Жизненные цели и потребности
Краткосрочные цели
Долгосрочные цели
Финансовые цели
Личный финансовый план
Доходы и их виды (4 часа)
Что такое доходы
Виды доходов
Источники доходов
Практическая работа: «Доходы и их виды»
Расходы и их виды (4 часа)
Что такое расходы
Виды расходов
Источники расходов
Практическая работа: «Расходы и их виды»
Личный и семейный бюджет (8 часов)
Сбережения
Накопления
Личный бюджет
Семейный бюджет

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание финансовой компетенции
Оценивать свои ежемесячныерасходы с
точки зрения их необходимости;
определять приоритетные траты;
участвовать в составлении семейного
бюджета;
выбирать товар
или
услугу в
соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями,
не
выходить за рамки бюджета;
выявлять
наличие
возможностей
сокращения расходов;
следить за своими расходами и
доходами;
составлять личный финансовый план,
связанный
с
конкретными
финансовыми целями;
определять пути достижения этих целей
и прогнозировать сроки их достижения
откладывать деньги на определенные
цели;
использовать
мобильный
банк,
Интернет-банк, электронные деньги и
кошельки для осуществления покупок и
платежей;

Дефицит
Профицит
Финансовая дисциплина
Практическая работа: «Личный и семейный бюджет»
Деньги и их роль (11 часов)
22 Что такое деньги
23 Функции денег
24 Виды денег
25 Обмен
26 Собственность
27 Имущество
28 Что такое инфляция
29 Вид инфляции
30 Причины инфляции
31 Подушка безопасности
32 Подведение итогов курса. Рефлексия
Итого:
18
19
20
21

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

использовать цифровые ресурсы для
сбора информации о доступных
вариантах сделок;
определять приоритетные траты;
участвовать в составлении семейного
бюджета;
считать расходы и доходы (личные и
семейные) в краткосрочном периоде;
выбирать товар
или
услугу
в
соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями,
не
выходить за рамки бюджета;
выявлять
наличие
возможностей
сокращения расходов.

6 класс (32 часа)
№
1
2
3
4
5
6

Раздел, тема занятия
Деньги и их роль в семье (10 часов)
Что такое деньги
Функции денег
Виды денег
Обмен
Собственность
Имущество

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

Содержание финансовой компетенции
Определять приоритетные траты;
участвовать в составлении семейного
бюджета;
считать расходы и доходы (личные и
семейные) в краткосрочном периоде;
выбирать товар
или
услугу
в

Что такое инфляция
1
Вид инфляции
1
Причины инфляции
1
Подушка безопасности
1
Финансовые решения и способы ихпринятия. Налоговое поведение
(5 часов)
11 Виды финансовых решений
1
12 Характеристики налогового поведения
1
13 Финансовое обеспечение и поддержка
1
14 Природа экономии. Анализ предложений
1
15 Инструменты экономии
1
Способы правильного потребления иличная ответственность (3 часа)
16 Ответственное потребление
1
17 Имущество и обязательства
1
18 Конкурентные финансовые предложения
1
Риски и способы их снижения (6 часов)
19 Природа финансовых рисков
1
20 Виды рисков
1
21 Финансовая неопределенность
1
22 Подходы к управлению финансовыми рисками
1
Прогнозирование, анализ и оценка последствий
23
1
возможных финансовых рисков
24 Учет рисков в финансовом плане
1
Экономическая активность и трудовая деятельность человека (8 часов)
25 Экономическая активность, виды
1
26 Разделение труда и специализация
1
7
8
9
10

соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями,
не
выходить за рамки бюджета;
выявлять
наличие
возможностей
сокращения расходов;
следить за своими расходами и
доходами и при необходимости их
корректировать;
составлять личный финансовый план,
связанный
с
конкретными
финансовыми целями;
определятьпути достижения этих целей
и прогнозировать сроки ихдостижения;
откладывать
деньги
на
определенные цели;
рассчитывать,
сколько
времени
потребуется,
чтобы
накопить
определенную сумму денег с учетом
текущих доходов и расходов;
видеть типичные ошибки при принятии
решения об открытии собственного
бизнеса
любой
ценой,
рискуя
необходимыми для жизни средствами
(имуществом);
обращаться за консультацией по
инвестиционным
и
страховым
продуктам в надежные,

Виды трудовой деятельности
Трудовые ресурсы
Рынок труда
Основной
актив
человека:
жизнь,
30
трудоспособность
31 Наемный труд. Выбор профессии
32 Подведение итогов курса. Рефлексия
Итого:
27
28
29

1
1
1
здоровье,

информированные
источники
принятия финансовых решений.

до

1
1
1
32

7 класс (32 часа)
№

Раздел, тема занятия

Количество
часов

Финансовые потребности и их реализация (2 часа)
1 Финансовые и иные потребности личности
1
2 Управление личным временем и финансами
1
Экономическая активность и трудовая деятельность человека (7 часов)
3
Экономическая активность, виды
1
4
Разделение труда и специализация
1
5
Виды трудовой деятельности
1
6
Трудовые ресурсы
1
7
Рынок труда
1
Основной
актив
человека:
жизнь,
здоровье,
8
1
трудоспособность
9
Наемный труд. Выбор профессии
1
Налоги (3 часа)
10 Что такое налоги
11 Виды налогов
12 Роль налогов в обществе

Содержание финансовой
компетентности
Видеть типичные ошибки припринятии
решения об открытии собственного
бизнеса
любой
ценой,
рискуя
необходимыми для жизни средствами
(имуществом);
обращаться за консультацией по
инвестиционным
и
страховым
продуктам в
надежные,
информированные
источники
до
принятия финансовых решений;
понимать преимущества финансового
планирования и составления бюджета
на основе этих планов;
понимать необходимость
расставления приоритетов в своих
расходах при ограниченностидохода;

13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Деньги в повседневной жизни (5 часов)
Уровень жизни и расходы на него
Зелёные технологии и сферы их применения.
Экологическоеуправление в быту.
Расходы на потребление ресурсов
Преимущества и недостатки зеленых технологий для
семейного бюджета
Применение зеленых технологий в личных целях: деньги,
потребление и защита окружающей среды
Финансовый рынок и его участники (7 часов)
Что такое финансовый рынок, функции финансового
рынка
Участники финансового рынка. Финансовые посредники
Регулирование финансового рынка
Конкуренция
Финансовая услуга, финансовый инструмент
Потребитель финансовых услуг
Права потребителя финансовых услуг
Финансовые организации (5 часов)
Хозяйствующий субъект
Финансоваяорганизация.
Кредитная организация
Некредитная финансовая организация
Лицензирование
Рациональный выбор финансовых услуг (3 часа)

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

знать, что использование кредитных и
финансовых продуктов связано с
финансовымирисками;
уметь осуществлять выбор финансовых
продуктов, связанных с банковскими
вкладами и кредитами с учетом
возможных рисков.

Эмоциональный интеллект при принятии финансовых
решений
31 Финансовые манипуляции
32 Подведение итогов курса. Рефлексия
Итого:
30

1
1
1
32

8 класс (32 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Раздел, тема занятия
Банковские услуги (7 часов)
Банки. Функции банков
Банковские операции, виды платежных средств
Расчётно-кассовые операции
Расчётный счет
Сберегательный, накопительный счет
Банковская ячейка
Операции с драгоценными металлами
Депозит и вклады (4 часа)
Депозит
Банковский вклад
Простые и сложные проценты
Система страхования вкладов
Кредитование (5 часов)
Кредит. Основные принципы кредитования
Виды и условия кредитов

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание финансовой
компетентности
Осуществлять выбор вида вклада,
наиболее
подходящего
для
конкретногослучая;
сравнивать
условия
по
разным
банковским продуктам (по срокам, по
доходности, по валюте, по условиям
пополнения и снятия);
сравнивать целевые и нецелевые
кредиты;
выделять основную информацию в
договоре по заимствованию средств
(размер и периодичность платежей,
общую сумму возврата, полную
стоимость кредита и др.);
оценить наличие финансовой выгоды
отдосрочного погашения кредита;

График платежей
Аннуитентный и дифференцированный платеж
Платежеспособность
Банки и цифровая среда (3 часа)
17 Банковские карты, виды
18 Электронная банковская карта
19 Дистанционное банковское обслуживание
Небанковские организации и их услуги (7 часов)
20 Заём. Отличие займа от кредита
21 Микрофинансовые организации
22 Ломбарды и их деятельность
23 Кредитная история
24 Рынок ценных бумаг
25 Инвестиционные фонды
26 Банкротство
Страховые услуги ( 6 часов)
27 Добровольное и обязательное страхование
28 Виды страхования
29 Риски и личное страхование
Участники рынка страхования и потребители страховых
30
услуг
31 Страхование бизнеса
32 Подведение итогов курса. Рефлексия
Итого:
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

оценивать возможность
и
необходимость личного страхования
при получении кредита;
знать о возможностях снижения рисков,
связанных
со
сберегательными
продуктами;
знать о возможностях снижения рисков,
связанных с заемными средствами;
понимать, в чем смысл страхования, и
какие риски с помощью страхования
можно снизить;
понимать отличия добровольного
страхования
от
страхования
обязательного;
знать различные виды страховых
продуктов (в том числе страхование
имущества, здоровья, жизни);
уметь определять страховой продукт,
который требуется в той или иной
жизненной ситуации;
относиться к страховым продуктам как
ценным и значимым, способствующим
финансовой
стабильности
и
финансовому благополучию.

9 класс (32 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Раздел, тема занятия
Капитал и инвестиции (7 часов)
Роль капитала в современной экономике
Виды капитала
Финансовое инвестирование
Виды инвестирования
Ценные бумаги, акции, облигации
Драгоценные металлы, недвижимость
Инвестиции государства в человека
Деньги и их формы в цифровом обществе (5 часов)
Цифровые финансы в жизни человека
Бесконтактная оплата, платежные системы (МИР и др.)
Особенности работы с финансовой информацией
Персональные данные, биометрия
Безопасность финансовых операций
Кредитование(4 часа)
Кредит. Основные принципы кредитования
Виды и условия кредитов
График платежей
Аннуитентный и дифференцированный платеж
Небанковские организации(3 часа)
Микрофинансовые организации
Ломбарды и их деятельность
Кредитная история

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Содержание финансовой
компетентности
Рассчитывать доходность отдельных
осуществленных операций с
различными инвестиционными
продуктами;
различать обязательное и добровольное
страхование при выборе страхового
продукта;
уметь пользоваться разными видами
денег, в том числе оценивать
достаточность имеющейся суммы для
осуществления запланированных
действий;
предпринимать правомерные действия
при обнаружении фальшивых денег;
использовать наличный расчет,
правильно считать сдачу, заявлять о
получении неправильной сдачи;
использовать безналичный расчет,
уметьобращаться с заявлением о
взимании неправильной суммы со
счета;
проверять чеки и квитанции после
совершения покупок и сохранять их на

Способы защиты от финансового мошенничества (4 часа)
20 Защита прав потребителя финансовых услуг
1
Организации по защите прав потребителей финансовых
21
1
услуг
22 Судебное решение споров
1
Виды ответственности за нарушение прав потребителя
23
1
финансовых услуг
Финансовое мошенничество (9 часов)
24 Виды финансового и имущественного мошенничества
1
25 Кража персональных данных
1
26 Раздолжнители и «черные» кредиторы
1
27 Фальшивые деньги
1
28 Незаконные финансовые операции
1
29 Защита от мошенничества
1
30 Поиск, анализ, сравнение и подтверждение информации
1
31 Работа с документами: прочтение и подписание
1
финансовых документов,хранение документов и
фиксирование договоренностей
32 Подведение итогов курса. Рефлексия
1
Итого:
32

случай, если они понадобятся в
будущем;
различать российскую и иностранную
валюту;
обладать навыками обеспечения своей
финансовой безопасности (в том числе
при пользовании наличными деньгами,
банковскими картами, банкоматами,
обменом валют и др.);
распознавать угрозу мошенничества и
не совершать действий по платежам и
переводам в пользу мошенников;
оценивать достоверность информации
всчетах и платежных документах (в т.
ч. чеках), коммунальных платежах и
т.д.;
читать финансовые договоры и
проверять значение неясных слов или
терминов, прежде чем принимать
решение об их подписании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».