рабочая программа по биологии 8-9 фгос

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина Альбертовна
Протокол №1
от «4» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
________________________
Нехай Елена Александровна
Приказ №82
от «4» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (Базовый уровень)
для обучающихся 8-9 класса

го Верхний Тагил
2023-2024

В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении учебных задач.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения,
слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска
на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы)
и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска
на здоровье человека;

 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
8 класс.
Личностные:
Ученик научится:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Ученик получит возможность научиться:
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действия;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Ученик получит возможность научиться:
- критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно
таковое) и корректировать его;
- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией.
Познавательные универсальные действия
Ученик научится:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных
логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Ученик получит возможность научиться:
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Предметные:
Ученик научится:
- Понимать смысл биологических терминов;
- находить сходства и отличия человека и животных;
- определять сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности
организма;
- выявлять особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения.
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение
различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от
состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у
человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье
человека;
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие
систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника,
биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- соблюдению мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных
привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
- оказанию первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных
заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология». 9 класс.
Личностные :
Ученик научится:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
- использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих
проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Ученик получит возможность научиться:
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Ученик получит возможность научиться:
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха.
- оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Предметные :
Ученик научится:
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических
позиций вопросов происхождения жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в
том числе и человека;
-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических
исследований;
-работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
-владеть языком предмета;
-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на
растительном и животном материале;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов;
- рассматривать под микроскопом и описывать биологические объекты.
- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы);
- процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение); - делать
выводы на основе этих сравнений.
- определять принадлежность человека к определенным систематическим группам.
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, воздействие факторов
окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
- проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте учебника, в биологических
словарях и справочниках, а также использовать информационные технологии.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для: -оценки последствий
своей деятельности по отношению к природной среде; -соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии;

-заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; соблюдения норм
здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек;
рациональной организации труда и отдыха.
-владеть языком предмета.
Содержание курса
Биология
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической
и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие
компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного
отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно
использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование),
освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их
строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь,
лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы,
нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной
мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного
мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и
их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с

прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав
крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.
Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль
прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы:
строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена
сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды
кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в
легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и
слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение
в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание
питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в
изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход
за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой
помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост
и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.

Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование.
Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм
труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.
Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические
науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Основные признаки
живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система.
Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма,
ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их
роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.
Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция
функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов.
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма
существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности,
изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений
и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой
природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в
экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема
(биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И.
Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение
охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Содержание предметной программы (биология)
Содержание предметной программы учебного предмета (биология) 8 класс
Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины
мира, в практической деятельности людей.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление
клетки - основа размножения, роста и развития организмов . Гены и хромосомы. Нарушения в
строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы,
системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Значение работ
Р.Коха и Л.Пастера.
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и
сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной
жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области
пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение
постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Артериальное
и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения
здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой
помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро - гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная
система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М.Сеченова И.П.Павлова, А.А.Ухтомского,
П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная
деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения
человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные
привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение
окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и
здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение
температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на
таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка
влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Лабораторные работы:

1.
Изучение микроскопического строения тканей организма человека;
2.
Выявление особенностей строения позвонков;
3.
Выявление статической и динамической работы на утомление мышц (дома);
4.
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия; (дома)
5.
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки;
6.
Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке. Измерение артериального давления;
(дома)
7.
Изучение строения головного мозга;
8.
Изучение строения и работы органа зрения.
Содержание предметной программы учебного предмета (биология) 9 класс
Введение (2 часа)
Живые системы – объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность,
упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение.
Уровни организации живого.
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные
представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Живые системы: клетка, организм (26 часов)
Тема 1.1. Химический состав живого (6 часов)
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, АТФ.

Тема 1.2 Строение и функции клетки – элементарной живой системы (11 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни.
Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство.
Строение клетки. Функции органоидов.
Лабораторная работа № 1. «Сравнение строения растительной и животной клеток»
Лабораторная работа №2 «Изучение тканей растений и животных».
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические
возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.
Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации: модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом;
моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с
помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Тема 1.3. Организм- целостная система (9 часов)
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы – бактериофаги. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной
информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Влияние
факторов окружающей среды на рост и развитие организма.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
РАЗДЕЛ 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (12
часов)
Тема 2.1. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 часов)
Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость.
Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические
эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления.
Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие.
Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости.
Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и
мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.
Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные
показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона.
Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.
Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные
организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Тема 2.2. Генетика и практическая деятельность человека (5 часов)
Генетика и медицина. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и
здравоохранении.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции
животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития
сельского хозяйства Среднего Урала.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и еѐ роль в
микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей
растений и животных.
Лабораторная работа №3 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев растений»

РАЗДЕЛ 3. Надорганизационные системы: популяции, сообщества, экосистемы
(14 часов)
Тема 3.1. Популяции (4 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука.
Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Тема 3.2. Биологические сообщества (4 часа)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей
экосистем.
Лабораторная работа № 4 «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе»(дома)
Тема 3.3. Экосистемы (6 часов)
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.
Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Лабораторная работа №5 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме»
РАЗДЕЛ 4. Эволюция органического мира (14 часов)
Раздел 4.1. Эволюционное учение (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее
относительность.
Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих
изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Раздел 4.2. Возникновение и развитие жизни на Земле(2 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического
мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Раздел 4.3. Происхождение и эволюция человека (5 часов)
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от
животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Различия между
человеком и
человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами.
Основные этапы эволюции человека.
Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения
Лабораторная работа № 6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

(дома)

1. Учебное содержание курса биологии включает
Предмет
Биология. Человек.
Биология. Общие закономерности
Итого

Класс
8
9

Количество часов
68
68
136

2. Лабораторные работы
Курс
«Человек и его здоровье»
«Общие биологические закономерности»

Практические и лабораторные
8
6

Итого

14
Тематическое планирование 8 класс

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Введение. Науки, изучающие организм человека
Происхождение человека
Строение организма
Опорно-двигательная система
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая системы организм
Дыхание
Пищеварение
Обмен веществ и энергии
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Нервная система
Анализаторы. Органы чувств
Высшая нервная деятельность. Поведение.
Психика
Железы внутренней секреции (эндокринная
система)
Индивидуальное развитие организма
Итого

2
3
3
7
5
6
5
6
3
5
5
5
5

14
15

Лабораторные
работы

1
3
1
1

1
1

2
6
68

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 8 КЛАССА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2час в неделю, всего 68 часов)
№
п/п

Раздел, тема

Количес
тво
часов

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся

1

Введение. Науки,
изучающие организм
человека

2

Приводят доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды, необходимости защиты
среды обитания человека.
Выявляют эстетические достоинства человеческого
тела.

2

Происхождение
человека

3

3

Строение организма

3

4

Опорно-двигательная
система

7

5

Внутренняя среда
организма

5

6

Кровеносная и
лимфатическая
системы организма

6

7

Дыхание

5

Объясняют место и роль человека в природе.
Приводят доказательства родства человека с
млекопитающими животными.
Выделяют существенные признаки организма
человека; клеток, тканей, органов и систем органов
человека.
Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают
выводы на основе сравнения.
Различают на таблицах органы и системы органов
человека.
Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых
микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки опорнодвигательной системы человека.
Выявляют влияние физических упражнений на
развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между
строением и функциями клеток, тканей и органов
опорно-двигательной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики травматизма, нарушения осанки и
развития плоскостопия.
На основе наблюдения определяют нарушения осанки
и наличие плоскостопия.
Осваивают приемы оказания первой помощи при
травмах опорно-двигательной системы.
Выделяют существенные признаки процессов
свертывания и переливания крови; иммунитета,
вакцинации и действия лечебных сывороток.
Выявляют взаимосвязь между особенностями строения
клеток крови и их функциями.
Наблюдают и описывают клетки крови на готовых
микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки транспорта веществ
в организме.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Различают на таблицах органы кровеносной и
лимфатической системы.
Осваивают приемы измерения пульса, кровяного
давления, оказания первой помощи при кровотечениях.
Выделяют существенные признаки процессов дыхания
и газообмена.
Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают
выводы на основе сравнения.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с
табакокурением.
Различают на таблицах органы дыхательной системы.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и
ресурсах Интернет информацию об инфекционных
заболеваниях, оформляют её в виде рефератов,
докладов, презентаций.
Осваивают приемы профилактики простудных
заболеваний; оказания первой помощи при отравлении

угарным газом, спасении утопающего.

8

Пищеварение

6

9

Обмен веществ и
энергии

3

10

Покровные органы.
Терморегуляция.
Выделение

5

11

Нервная система

5

12

Анализаторы. Органы
чувств

5

13

Высшая нервная
деятельность
Поведение. Психика
Железы внутренней
секреции
(эндокринная
система)
Индивидуальное
развитие организма

5

14

15

Выделяют существенные признаки процессов питания
и пищеварения.
Различают на таблицах и муляжах органы
пищеварительной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики нарушений работы
пищеварительной системы.
Выделяют существенные признаки обмена веществ и
превращений энергии в организме человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики нарушений обмена веществ в
организме и развития авитаминозов.
Выделяют существенные признаки покровов тела,
терморегуляции, процесса удаления продуктов обмена
из организма.
Различают на таблицах органы мочевыделительной
системы.
Приводят доказательства необходимости закаливания
организма, ухода за кожей, волосами, ногтями,
соблюдения мер профилактики заболеваний
мочевыделительной системы.
Осваивать приемы оказания первой помощи при
тепловом и солнечных ударах, ожогах, обморожениях,
травмах.
Выделяют существенные признаки процесса регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы нервной
системы.
Выделяют существенные признаки строения и
функционирования органов чувств, анализаторов.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики нарушения зрения и слуха.
Выделяют существенные особенности поведения и
психики человека.

2

Выделяют существенные признаки процесса регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы эндокринной
системы.

6

Выделяют существенные признаки воспроизведения и
развития организма человека.
Объясняют механизмы появления наследственных
заболеваний у человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики инфекций, передающихся половым
путем; ВИЧ – инфекций; медико-генетического
консультирования для предупреждения
наследственных заболеваний человека.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и

ресурсах Интернет информацию о СПИДе и ВИЧинфекции, оформляют её в виде рефератов, устных
сообщений, презентаций.
Анализируют и оценивают целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
Итого

68

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ТЕМА

1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Химический состав живого
Строение и функции клетки – элементарной живой системы
Организм – целостная система
Наследственность и изменчивость
Генетика и практическая деятельность человека
Надорганизменные системы: популяции, сообщества,
экосистемы
Биологические сообщества
Экосистемы

9
Эволюция органического мира
10
Возникновение и историческое развитие жизни на Земле
11
Происхождение и эволюция человека
итого

Кол-во
часов

Пра
кти
чес
кие
раб
оты

2
6
11
9
8
4
4

1
1
1

4
6

1
1

7
2
5
68

1

дата

6

УМК по предмету:
Биология. Общие биологические закономерности. 9 класс / Т.М.Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н
Сухорукова
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Драгомилов А.Г.,
Маш Р.Д. – М.: Вентана-Граф, 2019
Биология: 8 класс: методич. пособие. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. – М.: Вентана-Граф, 2010
Мультимедиа-поддержка курса: СD, DVD-диски. Интернет-ресурсы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru
http://college.ru/biologiya/
http://www.eco.nw.ru
http://www.sbio.info
http://www.darwin.museum.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 9 КЛАССА С
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2часа в неделю, всего 68 часов)
№
п/п

Раздел, тема

1

Введение

2

Живые системы:
клетка, организм
Химический состав
живого

Строение и функции
клетки – элементарной
живой системы

Организм- целостная
система

3

Наследственность и
изменчивость –
фундаментальные
свойства организмов
Основные
закономерности
наследственности и
изменчивости
Генетика и
практическая
деятельность
человека

Количес
тво
часов
2

26
6

11

9

12

7

5

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Называть и характеризовать различные научные
области биологии. Характеризовать роль
биологических наук в практической деятельности
людей.
Объяснять назначение методов исследования в
биологии. Характеризовать и сравнивать методы
между собой. Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием
Сравнивают химический состав живых организмов и
тел неживой природы, делают выводы на основе
сравнения.
Классифицируют органические соединения по
группам.
Объясняют роль органических соединений в
жизнедеятельности организмов.
Выделяют существенные признаки строения клетки и
процессов обмена веществ и превращения энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ,
деления клетки.
Выделяют существенные признаки вирусов.
Различают на таблицах основные части и органоиды
клетки.
Выявляют взаимосвязи между строением и функциями
клеток.
Наблюдают и описывают клетки на готовых
микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки процессов роста,
развития, размножения.
Объясняют механизмы мейоза, наследственности и
изменчивости.
Сравнивают митоз и мейоз, изменчивость и
наследственность, половое и бесполое размножение,
женские и мужские половые клетки, рост и развитие
организмов, делают выводы на основе сравнения.
Определять главные задачи современной генетики.
Оценивать склад ученых в развитие генетики как
науки.
Выделять основные методы исследования
наследственности. Определять основные признаки
фенотипа и генотипа.
Выявлять алгоритм решения генетических задач.
Решать генетические задачи.
Проводить биологические исследования и делать
выводы на основе полученных результатов.
Определять главные задачи и направления
современной селекции. Выделять основные методы
селекции. Объяснять значение селекции для развития

4

Надорганизационные
системы: популяции,
сообщества,
экосистемы
Популяции
Биологические
сообщества

Экосистемы
5

Эволюция
органического мира
Эволюционное учение
Возникновение и
развитие жизни на
Земле
Происхождение и
эволюция человека

Итого

14

4

4

6
14
7
2
5

68

биологии. Оценивать достижения и перспективы
развития современной биотехнологии.
Выделяют существенные признаки вида.
Объясняют формирование приспособленности
организмов к среде обитания (на конкретных
примерах) и причины многообразия видов.
Выявляют приспособления у организмов к среде
обитания (на конкретных примерах), изменчивость у
организмов одного вида. Выделяют существенные
признаки экосистемы, процессов потока веществ и
превращений энергии в экосистемах.
Объясняют значение биологического разнообразия для
сохранения экосистемы.
Выявляют типы взаимодействия разных видов в
экосистеме.
Наблюдают и описывают экосистемы своей местности.
Знакомятся с учением об эволюции органического
мира. Ч. Дарвин.
Объяснять сущность основных гипотез о
происхождении жизни. Выделять основные этапы в
процессе возникновения и развития жизни на Земле.
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Выдвигать гипотезы о возможностях последствиях
деятельности человека в экосистемах и биосфере.
Овладевать умением аргументировать свою точку
зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».