родная литература_8-9_кл на 0,5

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;
 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную
в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
 аргументировать свою точку зрения;
 задавать вопросы.

 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения
ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность
следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 владеть различными видами пересказа,
 пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
 видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
 пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
 учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:



характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
 характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
 формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
 воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
 характеризовать нравственную позицию героев;
 формулировать художественную идею произведения;
 формулировать вопросы для размышления;
 участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
 давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
 создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
 сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,
аргументировано оценивать их;
 выразительно читать произведения лирики;
 вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты
в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание программыкаждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историкокультурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурноисторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Своеобразие родной литературы.
Родная литература как национально-культурная ценность народа
Родная литература как способ познания жизни.
 Устное народное творчество.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле
в сказках о животных и бытовых сказках
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогорбогатырь»

Фольклорные традиции в русской литературе.
Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во
Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис
Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»
Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова
(поэма «Кому на Руси жить хорошо».Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи,
загадки).
 Древнерусская литература.
Афанасий НикитинИз «Хождения за три моря».
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской
литературе.
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать
со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
 Русская литература XVIII в
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Карамзин Н.М. Повесть
«Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П.
Сумарокова.
 Русская литература XIX в.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в
жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление
героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе
Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе,
деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание
факта неповторимости каждого человека.
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей.

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном
содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них
реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка" Рождественские рассказы. Мотив "божественного
дитя".
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о
героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение
«День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в
творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа

 Русская литература XX в.

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина
человеческих чувств и способы их выражения в литературе..
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная
проблематика рассказаВыразительные средства создания образов. Воспитание
чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения,
расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе.
Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с
родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов.
«Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А.
Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский
«Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное
состояние лирического героя.
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира
в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и
внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и
детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке,
о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека
человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой
Отечественной войны.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия
понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 8-9 классах и
рассчитана на 34 часов.
Класс

Количество часов в неделю

8
9
Итого

0,5
0,5
1

Количество
часов в год
16
16
32

План-график учебных часов 8-9 классы
Четверть

Кол-во
недель

Кол-во часов

I
II
III
IV
год

8
7
10
6
32

4
3
6
3
16

Кол-во часов
отведённых на
контр/раб

Календарно- тематическое планирование
Календарно- тематическое планирование
8 класс
№

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5

Введение.
Из устного народного творчества
Древнерусская литература
Литература XVIII века
Литература XIX века

Кол-во
часов
1
2
1
1
2

6
7

Поэзия 19 века.
Литература XX века

1
1

Резерв

8

Проза о Великой Отечественной войне

4

9

Современная литература.
Проза о подростках и для подростков последних десятилетий
Всего

3
16

Календарно- тематическое планирование
9 класс
№

Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
1

1

Древнерусская
литература

2

Из литературы XVIII века

2

3

Из литературы XIX

2

4

Из литературы XX века
Всего

9
16

Календарно- тематическое планирование
Календарно- тематическое планирование
8 класс
№

Наименование
разделов, тем

1

Введение.

2

Из устного народного
творчества

Тема
Колво
часов
1
1

1

Значение художественного произведения
в культурном наследии страны
Фольклорные традиции в русской
литературе. Народные песни в
произведениях русской литературы. Роль
народных песен ("Как во городе было во
Казани" и "Не шуми, мати зеленая
дубравушка" и другие) в произведениях
Пушкина: «Борис Годунов»,
«Дубровский», «Капитанская дочка»,
«Бахчисарайский фонтан»
Народные песни как средство раскрытия
идейного содержания произведений
Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на
Руси жить хорошо».Фольклор в поэме –
это пословицы, сказочные персонажи,
загадки).
ры.

Дата
8А

Дата
8Б

09.09.23

11.09.23

23.09.23

25.09.23

07.10.23

09.10.23

3

Древнерусская
литература

1

4

Литература XVIII века

1

5

Литература XIX века

1

6

1

7

Поэзия 19 века.

1

8

Литература XX века

1

9

Проза о Великой
Отечественной войне

2

2

10

Современная
литература.
Проза о подростках и
для подростков
последних
десятилетий

3

Всего

16

А.Никитин. «Хождение за три моря» памятник литературы в форме путевых
записей, сделанных купцом из Твери
Афанасием Никитиным во время его
путешествия в индийское государство
Бахмани в1468 гг.
Карамзин Н.М. Повесть
«Евгений и Юлия» как оригинальная
«русская истинная повесть». Система
образов
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема
«человек и судьба» в идейном
содержании произведения. Система
образов-персонажей, сочетание в них
реального и символического планов,
значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка"
Рождественские рассказы. Мотив
"божественного дитя".
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь
Михайло Репнин". Исторический рассказ
о героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические
произведения, их своеобразие и виды
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое
произведение писателя. Сатирические и
юмористические рассказы писателя.
Тонкий юмор и грустный смех
писателя.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки»
(главы). -Изображение жизни мальчишек
во время
Великой Отечественной войны, история
о трудностях, опасностях и
приключениях, о дружбе, смелости и
стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная
книга».
(По выбору). –Героизм жителей
осажденного фашистами Ленинграда,
переживших тяжелейшие блокадные дни.
Нравственная проблематика,
гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице.
"Голос"- повесть о том, как побороть
страхи. Жизнь современных подростков в
жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова»
(фрагменты)-повесть о мальчишках,
которые едва ли не большую часть
своей жизни проводят в больнице, но это
не мешает им играть, фантазировать,
придумывать воображаемые миры

21.10.23

23.10.23

18.11.23

13.11.23

02.12.23

27.11.23

16.12.23

11.12.23

30.12.23

25.12.23

20.01.24

22.01.24

03.02.24
17.02.24

05.02.24
19.02.24

02.03.24
23.03.24

04.03.24
18.03.24

13.04.24
27.04.24
18.05.24

15.04.24
13.05.24
20.05.24

Календарно- тематическое планирование
9 класс
№

Наименование
разделов, тем

1

Тема
Колво
часов
1

Древнерусская
литература
Из литературы XVIII
века

2
3

4

1
Из литературы XIX

5

6

1

1

1

Из литературы XX
века

1

7

1

8

1

9

1

Дата
9а,9б

Особенности развития древнерусской
литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской
земли..
«История государства Российского»
(фрагмент). «Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М.Карамзина.

09.09.23
14.09.23

Русские баснописцы 18 века. Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А.
П. Сумарокова.
Образ родной природы в стихах поэтов
XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение «День
ли царит, тишина ли ночная…».
Поэтические традиции XIX века в
творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя
рассказа
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные
аллеи». «Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья автора о человеке,
о природе, о проблемах современного
общества и о судьбе России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека
человеком. Тема благодарности
воспитавшим нас людям, памяти о них.

07.10.23
12.10.23

23.09.23
28.09.23

21.10.23
26.10.23

18.11.23
16.11.23

02.12.23
30.11.23
16.12.23
08.12.23
30.12.23
22.12.23

20.01.24
18.01.24

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

Всего

Психологизм рассказа Юрия Казакова
«Запах хлеба». К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к
матери. Смысл названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно
человеку для счастья.

03.02.24
01.02.24

Глубина философского обобщения в
рассказе А. Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки»
Е. Габова. Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема
отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности,
непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя

02.03.24
29.02.24

17.02.24
15.02.24

23.03.24
14.03.24
13.04.24
04.04.24

27.04.24
18.04.24
18.05.24
02.05.24,
23.05.24

17

Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред.
П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.
(Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл.
ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет
«Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник
образования России. 2020 №14. С. 55-63.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный
русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский
Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская
литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены
тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает
классику и современную литературу для детей и подростков, а также
коллекцию диафильмов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».