МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Администрация го Верхний Тагил МАОУ СОШ №4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО директором МАОУ СОШ №4 ________________________ ________________________ Руководитель ШМО Нехай Елена Александровна Сидорова Светлана Валентиновна Протокол № 1 От «4» августа 2023 г. Рабочая программа по курсу «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Приказ № 82 От «4»августа 2023 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ (КЛАССЫ ОВЗ) Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, технологической образовательной организации, и направленности, социальной города, края) способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профориентация», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения собственного мира опыта, совершенствовать профессий, наблюдений, пути достижения установка на осмысление поступков и стремление цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников курса «Профориентация». В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»; выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать «Профориентация», мнения проявлять нескольких готовность участников руководить, курса выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса «Профориентация». В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей принятия решений профессии; ориентироваться в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников. Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность. Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий; приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме. Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; умение существенных использовать признаков географические разнообразных знания явлений для и описания процессов в повседневной жизни; сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать объекты, существенный явления, процессы, признак классификации) относящиеся к социальные различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. Биология: владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта. Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ (КЛАССЫ ОВЗ) Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. экономического Познавательные развития, цифры профессиональных и факты об отраслях навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. Тема 2. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль». Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Тема 3. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 4. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой, обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: – Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 7. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час) Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика. Тема 8. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей. Тема 9. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная безопасности, в проба рамках по которой профессии в обучающимся сфере управления необходимо и пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 10. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Тема 11. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с профессией и профессиональной областью. Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. Практическое выполнение задания. Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 12. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. Тема 13. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Тема 14. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК- Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi». 2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене. 3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»). 4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Тема 15. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог. 6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +». 8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор. Тема 16. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час) Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 7-9 класс Система оценивания результатов по учебному курсу - безотметочная. Прохождение программы учебного курса фиксируется отметкой «зачет»/«незачет» по итогам года. Итоговая отметка «зачет» за год выставляется в случае освоения учебного содержания программы курса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ (КЛАССЫ ОВЗ) № п/п Раздел, тема занятия 1. Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) 2. Тема 2. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль»и разбор результатов Форма проведения занятия Профориентационное занятие Диагностика Количество Основные виды деятельностиобучающихся часов 1 Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных отраслей экономического развитиястраны. Формирование представлений о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к специалистам из различных отраслей. Повышение познавательного интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной траектории развития. Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические задания назанятие. В рамках самостоятельной работы рекомендуется провести анализ полученногоопыта: работа с памятками и материалами занятий, знакомство с онлайн-инструментом «Примерочная профессий»https://bvbinfo.ru/suits. 1 Для обучающихся, не принимающих участие впроекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика «Мой профиль». Профориентационная диагностика проводитсяна персональном компьютере (телефоне) с устойчивым доступом в Интернет. После прохождения диагностики рекомендуется провести разбор полученныхрезультатов методики, обратив внимание на: – Шкальный профиль профессиональных интересов: высокие результаты (яркие интересы) и низкие результаты (отсутствиеинтереса к данной сфере). – Рекомендованные профильные классы. – Словесные описания интересовобучающегося. – Рекомендованное дополнительноеобразование на основе интересов обучающегося. Результаты: – понимание обучающимся своихпрофессиональных интересов; – понимание обучающимся рекомендованных ему профилей обучения идополнительного образования. Обучающимся также доступны для самостоятельного прохождения следующиедиагностические методики: – «Включенность в выбор профессии» – диагностика направлена на оценку готовностиребенка к выбору профессии и позволяет определить, насколько ребенок погружен в вопросы выбора, готов ли он совершать для этого необходимые шаги, и как представляет свои возможности. Диагностика занимает около 7 минут. 3. Тема 3. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) Моделирующая онлайн-проба 1 Первая часть занятия построена на просмотретематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью –наука и образование. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн-пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться,понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего задания. 4. Тема 4. Профориентационное Профориентационное занятие занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сферепромышленности и производства»(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) 1 Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере промышленности с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. 5. Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) 1 Первая часть занятия построена на просмотретематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью всфере промышленности. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Моделирующая онлайн-проба 6. Тема 6. Профориентационное Профориентационное занятие занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайнпроба наплатформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) 1 7. Тема 7. Профориентационное Профориентационное занятие занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) 1 Первая часть занятия построена на просмотретематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью в сфере цифровых технологий. Обучающемусяпредоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся можетиспользовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий онлайнпробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться, понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий, оценки познавательного интереса и формирования ценности труда к профессиям в предложенных сферах экономического развития (на выбор): Медицина: Медицина очень интенсивно развивается. Произошли взрывы знаний, просто выдающиеся открытия сделаны. Появились возможности выращивать новыеклетки, новые ткани, новые органы, это начальный этап этой науки, которая называется регенеративная медицина. Реабилитация: Развитие и созданиеотечественного оборудования для реабилитации и физиотерапии. Генетика: Прогресс человечества связывают сиспользованием генетических организмов. Сегодня российские ученые научились конструировать живые объекты. Генетическиетехнологии проникли во все сферы экономики. И это не опасно для человека! 8. Тема 8. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) 9. Тема 9. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалистпо кибербезопасности, юрист и др.) Профориентационное занятие 1 Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере инженерного дела с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. Моделирующая онлайн-проба 1 Первая часть занятия построена на просмотретематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной областью всфере управления и безопасности. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн- пробы), а также предоставляется возможностьпройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональными обязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн-пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться,понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего задания. 10. Тема 10. Профориентационное занятие 1 Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. 11. Тема 11. Моделирующая онлайн-проба 1 Первая часть занятия построена на просмотретематических видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и дискуссий. Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной областью всфере медицины. Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с профессией, функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать дополнительные информационные материалы, которые находятся в разделе «Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают определиться,понравилась ли данная профессия. Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам (вопросам). Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3 обучающихся за каждым компьютером. Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего задания. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплексастраны» (агропромышленный комплекс) Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) 12. Тема 12. Профориентационное занятие 1 Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере социального развития, туризма и гостеприимства с использованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. 13. Тема 13. Профориентационное занятие 1 Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в области творческой индустрии сиспользованием элементов форсайт-сессии: – обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов); – спорить о будущем (мозговой штурм); – очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты и др.). В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и профессиональных качеств, необходимых знаний и др. 14. Тема 14. Профориентационное занятие Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»(часть 1) Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением,марафон профориентационных вопросов: «Какая история вам была наиболее близка?», «Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные предметы необходимы для данной специальности? И др.В рамках занятия рекомендовано к просмотруи обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейнойфермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi», мастер-пожарный специализированной пожарноспасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российскиеавиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене, инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»), мастер участка компании «ОДК- Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно- нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). 15. Тема 15. Профориентационное занятие 1 16. Тема 16. Профориентационное занятие 1 Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»(часть 2) Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев, обмен мнением,марафон профориентационных вопросов: «Какая история вам была наиболее близка?», «Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные предметы необходимы для данной специальности? И др.В рамках занятия рекомендовано к просмотруи обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог, врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом»,сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +», краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клиническийординатор. Занятие завершающего цикла по профориентационной деятельности. Анализ иосознание полученного опыт, обсуждение ключевых форматов работы (просмотр видеосюжетов, игры, задания, онлайн-пробы, диагностика и др.). Оценка индивидуальных достижений и проектирование карьерных траекторий развития: построение профессиональных планов, шагов для реализации, оценка готовности к избраннойдеятельности и др.