РП профориентация ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ №4
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директором МАОУ СОШ №4

________________________

________________________

Руководитель ШМО

Нехай Елена Александровна

Сидорова Светлана
Валентиновна
Протокол № 1
От «4» августа 2023 г.

Рабочая программа по курсу
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Приказ № 82
От «4»августа 2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ
(КЛАССЫ ОВЗ)
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации

его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с
которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «Профориентация»;


готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на

основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к

науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора;


готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;


осознание важности свободы и необходимости брать на себя

ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:


осознание

важности

художественной

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;


стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе

прикладного;


стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную

среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности,
которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой

профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;


ответственное отношение к своему здоровью и установка на

здоровый образ жизни;


способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным

необходимостью

профессионального

самоопределения,

осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;


умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение

управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии
внутренних ресурсов;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на

ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках

семьи,

технологической

образовательной

организации,

и

направленности,

социальной

города,

края)

способность

инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;


интерес к практическому изучению профессий и труда различного

рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса
«Профориентация»;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для

успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной

траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:


повышение уровня экологической культуры, осознание глобального

характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;


активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,

в том числе осознание потенциального ущерба природе, который
сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в

деятельности,

связанной

с

освоением

курса

«Профориентация», на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;


овладение языковой и читательской культурой как средством

познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;


овладение основными навыками исследовательской деятельности в

процессе

изучения

собственного

мира

опыта,

совершенствовать

профессий,

наблюдений,

пути

достижения

установка

на

осмысление

поступков

и

стремление

цели

индивидуального

и

коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:


освоение

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональному признаку;


способность действовать в условиях неопределённости, повышать

уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;


навык выявления и связывания образов, способность осознавать

дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, в том числе профессиональное;


умение оперировать терминами и представлениями в области

концепции устойчивого развития;


умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и

экономики;


умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую

среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных

последствий;


способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В

сфере

овладения

универсальными

учебными

познавательными

действиями:


выявлять дефицит информации о той или иной профессии,

необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для
решения возникшей проблемы;


использовать вопросы как инструмент для познания будущей

профессии;


аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать

на

применимость

и

достоверность

информации,

полученной в ходе работы с интернет-источниками;


самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведённого обсуждения в группе или в паре;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;


выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на

ту или иную специальность в новых условиях;


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и

отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие

одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;


самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации, предназначенную для остальных участников курса

«Профориентация».
В

сфере овладения универсальными учебными коммуникативными

действиями:


воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и

условиями

общения

в

рамках

занятий,

включённых

в

курс

«Профориентация»;


выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства

общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;


понимать

намерения

других

участников

занятий

курса

«Профориентация», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично представлять результаты работы, проделанной в рамках

выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;


понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать
цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;


уметь

обобщать

«Профориентация»,

мнения

проявлять

нескольких
готовность

участников

руководить,

курса

выполнять

поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата

по своему направлению и координировать свои действия с действиями

других участников курса «Профориентация».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:


выявлять

проблемы,

возникающие

в

ходе

выбора

будущей

принятия

решений

профессии;


ориентироваться

в

различных

подходах

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);


делать выбор и брать на себя ответственность за решения,

принимаемые в процессе профессионального самоопределения;


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе

будущей профессии;


объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения
курса по профориентации, уметь находить позитивное в любой ситуации;


уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых

обстоятельств,

изменившихся

ситуаций,

установленных

ошибок,

возникших трудностей;


различать, называть и управлять собственными эмоциями;



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

освоения

Программы

основного

общего

образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:


формирование умений речевого взаимодействия (в том числе

общения при помощи современных средств устной и письменной речи):
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений

и

личных

впечатлений,

чтения

учебно-научной,

художественной и научно популярной литературы: монолог-описание;

монолог-рассуждение; монолог-повествование;


участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен

мнениями, запрос информации, сообщение информации;


обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной

групповой деятельности;


извлечение информации из различных источников, её осмысление и

оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;


создание письменных текстов различных стилей с соблюдением

норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли;
цельность и относительная законченность; последовательность изложения
(развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи);
правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи
предложений в тексте; логичность.
Литература:


овладение умением использовать словари и справочники, в том

числе информационно-справочные

системы

в

электронной

форме,

подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете
для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.
Иностранный язык:


овладение основными видами речевой деятельности в рамках

знакомства со спецификой современных профессий;


приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать

правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни
и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и
справочники, в том числе информационно-справочные системы в
электронной форме.
Информатика:


овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,

обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их
использование для решения учебных и практических задач;


умение оперировать единицами измерения информационного объёма

и скорости передачи данных;


сформированность

мотивации

к

продолжению

изучения

информатики как профильного предмета на уровне среднего общего
образования.
География:

освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;


умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,

социальными и экономическими явлениями и процессами;


умение

существенных

использовать
признаков

географические
разнообразных

знания

явлений

для
и

описания

процессов

в

повседневной жизни;


сформированность мотивации к продолжению изучения географии

как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:


умение использовать знания о физических явлениях в повседневной

жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;


понимание необходимости применения достижений физики и

технологий для рационального природопользования;


расширенные

представления

о

сферах

профессиональной

деятельности, связанных с физикой и современными технологиями,
основанными

на

достижениях

физической

науки,

позволяющие

рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей

будущей профессиональной деятельности;


сформированность мотивации к продолжению изучения физики как

профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:


освоение и применение системы знаний о социальных свойствах

человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической
сфере (в области макро- и микроэкономики);


умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)

деятельности

людей,

социальных

объектов,

явлений,

процессов

определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;


умение классифицировать по разным признакам (в том числе

устанавливать
объекты,

существенный

явления,

процессы,

признак

классификации)

относящиеся

к

социальные

различным

сферам

общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции;


овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации

(текстовой, графической, аудиовизуальной)

по заданной теме

из

различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;


приобретение опыта использования полученных знаний, включая

основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение
проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя
(в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских

обязанностей;

для

анализа

потребления

домашнего

хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
для опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
Биология:


владение

навыками

работы

с

информацией

биологического

содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического
анализа информации и оценки её достоверности;


умение интегрировать биологические знания со знаниями других

учебных предметов;


интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как

профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:


сформированность системы знаний о различных художественных

материалах

в

изобразительном

искусстве;

о

различных

способах

живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:

сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного

понимания значимости безопасного поведения;


овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и

чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ
(КЛАССЫ ОВЗ)
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального
развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и
экономикой

страны.

экономического

Познавательные

развития,

цифры

профессиональных

и

факты

об

отраслях

навыков

и

качеств,

востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и
достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и
строительство; информационные технологии; промышленность и добыча
полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и
образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля;
предпринимательство и финансы.
Тема 2. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет
рекомендовать

профиль

обучения

и

направления

развития.

Методика

предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в

форме кейсов, время прохождения – около 15 минут.
По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Тема 3. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки
и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году
педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:


Знакомство с профессией и профессиональной областью.



Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.



Практическое выполнение задания.



Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

цифрового артефакта).
Тема 4. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями

страны

в

сфере

промышленности

и

производственных

технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития промышленности,

направленное на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
промышленности и смежных отраслей.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по
аддитивным технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:


Знакомство с профессией и профессиональной областью.

‒

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.


Практическое выполнение задания.



Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

цифрового артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)
(1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на

платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в
рамках которой, обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
– Знакомство с профессией и профессиональной областью.


Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.



Практическое выполнение задания.



Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

цифрового артефакта).
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на
выбор: медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к
выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация
перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические
достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора
экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не
только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд:
российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В
рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на

выбор:

медицина, реабилитация, генетика.
Тема 8. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение,
транспорт, строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной
и

инжиниринговой

деятельности.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на

решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и
смежных отраслей.
Тема 9. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по
кибербезопасности, юрист и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная
безопасности,

в

проба

рамках

по

которой

профессии

в

обучающимся

сфере

управления

необходимо

и

пройти

последовательность этапов:


Знакомство с профессией и профессиональной областью.



Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.



Практическое выполнение задания.



Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

цифрового артефакта).
Тема 10. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах

развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества
и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 11. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения

обучающихся.

Знакомство

с

ключевыми

отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:


Знакомство с профессией и профессиональной областью.



Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.




Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение

цифрового артефакта).
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и
гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области социально-экономического развития. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о

профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных
отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной
экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.
Тема 14. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей
труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе
жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и
искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4
серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1

серия:

начальник

конструкторского

отдела

компании

«ОДК-

Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар
ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной
части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот –
Российские

авиалинии»,

полицейский-кинолог

Отдельного

батальона

патрульно-постовой службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки

автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного
бюро

Маликова»,

нейробиолог,

начальник

лаборатории

нейронаук

Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ
«Курчатовский институт»).
4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор,
руководитель

Курчатовского

комплекса

синхротронно-нейтринных

исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 15. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
2) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных
сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства,
наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению
5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной
медицины, реабилитолог.
6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы,
основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании
«Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки
изделий

машиностроительного

завода

«Тонар»,

травматолог-ортопед,

клинический ординатор.
Тема 16. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1
час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного
опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями
экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся

личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших
шагов

в

области

профессионального

самоопределения.

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
7-9 класс
Система оценивания результатов по учебному курсу - безотметочная.
Прохождение программы учебного курса фиксируется отметкой «зачет»/«незачет»
по итогам года. Итоговая отметка «зачет» за год выставляется в случае освоения
учебного

содержания

программы

курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ (КЛАССЫ ОВЗ)
№
п/п

Раздел, тема занятия

1.

Тема 1. Вводный урок
«Моя Россия – мои
горизонты» (обзор
отраслей
экономического
развития РФ – счастье
в труде)

2.

Тема 2.
Профориентационная
диагностика № 1 «Мой
профиль»и разбор
результатов

Форма
проведения
занятия
Профориентационное занятие

Диагностика

Количество

Основные виды деятельностиобучающихся

часов

1

Актуализация процессов профессионального самоопределения на основе
знакомства с познавательными фактами о достижениях из различных
отраслей экономического развитиястраны. Формирование представлений
о современных универсальных компетенциях, предъявляемых к
специалистам из различных отраслей. Повышение познавательного
интереса и компетентности обучающихся в построении своей карьерной
траектории развития.
Просмотр видеороликов, дискуссии, обсуждения, игры и практические
задания назанятие.
В рамках самостоятельной работы рекомендуется провести анализ
полученногоопыта: работа с памятками и материалами занятий,
знакомство с онлайн-инструментом
«Примерочная профессий»https://bvbinfo.ru/suits.

1

Для обучающихся, не принимающих участие впроекте «Билет в будущее»,
доступна профориентационная диагностика «Мой профиль».
Профориентационная диагностика проводитсяна персональном
компьютере (телефоне) с устойчивым доступом в Интернет.
После прохождения диагностики рекомендуется провести разбор
полученныхрезультатов методики, обратив внимание на:
– Шкальный профиль профессиональных интересов: высокие
результаты (яркие интересы) и низкие результаты (отсутствиеинтереса
к данной сфере).
– Рекомендованные профильные классы.
– Словесные описания интересовобучающегося.
– Рекомендованное дополнительноеобразование на основе
интересов обучающегося.
Результаты:
– понимание обучающимся своихпрофессиональных
интересов;
– понимание обучающимся рекомендованных ему профилей обучения

идополнительного образования.
Обучающимся также доступны для самостоятельного прохождения
следующиедиагностические методики:
– «Включенность в выбор профессии» – диагностика направлена на
оценку готовностиребенка к выбору профессии и позволяет определить,
насколько ребенок погружен в вопросы выбора, готов ли он совершать
для этого необходимые шаги, и как представляет свои возможности.
Диагностика занимает около 7 минут.

3.

Тема 3.
Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в сфере
науки и образования»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе проекта
«Билет в будущее» по
профессии учителя,
приуроченная к Году
педагога и наставника)

Моделирующая
онлайн-проба

1

Первая часть занятия построена на просмотретематических
видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и
дискуссий.
Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной
областью –наука и образование. Обучающемуся предоставляется
информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а
также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу
(моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно
выполняя задания обучающийся знакомится с профессией,
функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной
профессиональной деятельности данного специалиста. При
прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может
использовать дополнительные информационные материалы, которые
находятся в разделе «Справочник» онлайн-пробы. После прохождения
всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы,
которые помогают определиться,понравилась ли данная профессия.
Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам
(вопросам).
Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным
компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3
обучающихся за каждым компьютером.
Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через
демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией
повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего
задания.

4.

Тема 4.
Профориентационное
Профориентационное
занятие
занятие «Россия
промышленная: узнаю
достижения страны в
сферепромышленности и
производства»(тяжелая
промышленность,
добыча и переработка
сырья)

1

Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере
промышленности с использованием элементов форсайт-сессии:
– обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов);
– спорить о будущем (мозговой штурм);
– очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты
и др.).
В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту
будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и
профессиональных качеств, необходимых знаний и др.

5.

Тема 5.
Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в сфере
промышленности»
(моделирующая онлайнпроба на платформе
проекта «Билет в
будущее» по профессиям
на выбор: металлург,
специалист по
аддитивным
технологиям и др.)

1

Первая часть занятия построена на просмотретематических
видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и
дискуссий.
Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной
областью всфере промышленности. Обучающемуся предоставляется
информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а
также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу
(моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно
выполняя задания обучающийся знакомится с профессией,
функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной
профессиональной деятельности данного специалиста. При
прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать
дополнительные информационные материалы, которые находятся в
разделе «Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий
онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают
определиться, понравилась ли данная профессия.
Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам
(вопросам).
Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным
компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3
обучающихся за каждым компьютером.

Моделирующая
онлайн-проба

6.

Тема 6.
Профориентационное
Профориентационное
занятие
занятие «Пробую
профессию в области
цифровых технологий»
(моделирующая онлайнпроба наплатформе
проекта «Билет в
будущее» по профессиям
на выбор: программист,
робототехник и др.)

1

7.

Тема 7.
Профориентационное
Профориентационное
занятие
занятие «Россия в деле»
(часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация,
генетика)

1

Первая часть занятия построена на просмотретематических
видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и
дискуссий.
Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной
областью в сфере цифровых технологий. Обучающемусяпредоставляется
информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а
также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу
(моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно
выполняя задания обучающийся знакомится с профессией,
функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной
профессиональной деятельности данного специалиста. При
прохождении заданий
онлайн-пробы обучающийся можетиспользовать дополнительные
информационные материалы, которые находятся в разделе
«Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий онлайнпробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают
определиться, понравилась ли данная профессия.
Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам
(вопросам).
Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным
компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3
обучающихся за каждым компьютером.
Просмотр видеосюжетов, обсуждение в формате дискуссий, оценки
познавательного интереса и формирования ценности труда к
профессиям в предложенных сферах экономического развития (на
выбор): Медицина: Медицина очень интенсивно развивается.
Произошли взрывы знаний, просто выдающиеся открытия сделаны.
Появились возможности выращивать новыеклетки, новые ткани, новые
органы, это начальный этап этой науки, которая называется
регенеративная медицина.
Реабилитация: Развитие и созданиеотечественного
оборудования для реабилитации и физиотерапии.
Генетика: Прогресс человечества связывают сиспользованием
генетических организмов.
Сегодня российские ученые научились конструировать живые объекты.
Генетическиетехнологии проникли во все сферы экономики. И это не
опасно для человека!

8.

Тема 8.
Профориентационное
занятие «Россия
инженерная: узнаю
достижения страны в
области инженерного
дела» (машиностроение,
транспорт,
строительство)

9.

Тема 9.
Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в сфере
управления и
безопасности»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе проекта
«Билет в будущее» по
профессиям на выбор:
специалистпо
кибербезопасности,
юрист и др.)

Профориентационное
занятие

1

Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере
инженерного дела с использованием элементов форсайт-сессии:
– обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов);
– спорить о будущем (мозговой штурм);
– очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты
и др.).
В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту
будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и
профессиональных качеств, необходимых знаний и др.

Моделирующая
онлайн-проба

1

Первая часть занятия построена на просмотретематических
видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и
дискуссий.
Вторая часть занятия – знакомство с профессией и профессиональной
областью всфере управления и безопасности.
Обучающемуся предоставляется информация о профессии, цели и задачи
задания (онлайн- пробы), а также предоставляется возможностьпройти
онлайн-пробу (моделирующая профессиональная проба), в рамках
которой поэтапно выполняя задания обучающийся знакомится с
профессией, функциональными обязанностями и особенностями
ежедневной профессиональной деятельности данного специалиста. При
прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать
дополнительные информационные материалы, которые
находятся в разделе «Справочник» онлайн-пробы. После прохождения
всех заданий онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы,
которые помогают определиться,понравилась ли данная профессия.
Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам
(вопросам).
Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным
компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3
обучающихся за каждым компьютером.
Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через
демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией
повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего
задания.

10. Тема 10.

Профориентационное
занятие

1

Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере
агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с
использованием элементов форсайт-сессии:
– обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов);
– спорить о будущем (мозговой штурм);
– очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты
и др.).
В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту
будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и
профессиональных качеств, необходимых знаний и др.

11. Тема 11.

Моделирующая
онлайн-проба

1

Первая часть занятия построена на просмотретематических
видеороликов, интерактивном взаимодействии – игр, обсуждений и
дискуссий.
Вторая часть занятия - знакомство с профессией и профессиональной
областью всфере медицины. Обучающемуся предоставляется
информация о профессии, цели и задачи задания (онлайн-пробы), а
также предоставляется возможность пройти онлайн-пробу
(моделирующая профессиональная проба), в рамках которой поэтапно
выполняя задания обучающийся знакомится с профессией,
функциональнымиобязанностями и особенностями ежедневной
профессиональной деятельности данного специалиста. При
прохождении заданий онлайн-пробы обучающийся может использовать
дополнительные информационные материалы, которые находятся в
разделе «Справочник» онлайн- пробы. После прохождения всех заданий
онлайн-пробы обучающийся отвечает на вопросы, которые помогают
определиться,понравилась ли данная профессия.
Третья часть занятия – рефлексия в классе позаданным параметрам
(вопросам).
Рекомендовано прохождение онлайн-пробы заперсональным
компьютером с доступом в Интернет как индивидуально, так и по 2-3
обучающихся за каждым компьютером.
Допускается проведение онлайн-пробы совместно с учителем через
демонстрацию экрана (при наличии 1 компьютера), с рекомендацией
повторить прохождение пробысамостоятельно в качестве домашнего
задания.

Профориентационное
занятие «Россия
плодородная: узнаю о
достижениях
агропромышленного
комплексастраны»
(агропромышленный
комплекс)

Профориентационное
занятие «Пробую
профессию в области
медицины»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе проекта
«Билет в будущее» по
профессиям на выбор:
врач телемедицины,
биотехнолог и др.)

12. Тема 12.

Профориентационное
занятие

1

Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в сфере
социального развития, туризма и гостеприимства с использованием
элементов форсайт-сессии:
– обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов);
– спорить о будущем (мозговой штурм);
– очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты
и др.).
В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту
будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и
профессиональных качеств, необходимых знаний и др.

13. Тема 13.

Профориентационное
занятие

1

Просмотр и обсуждение видео-интервью с экспертами в области
творческой индустрии сиспользованием элементов форсайт-сессии:
– обдумывание будущего (исследование ипрогноз на основе видеоинтервью и дополнительных материалов);
– спорить о будущем (мозговой штурм);
– очерчивать будущее (формированиепрофориентационной карты
и др.).
В рамках профориентационного занятия обучающиеся формируют «карту
будущего» сучетом трендов, технологий, профессий, личностных и
профессиональных качеств, необходимых знаний и др.

14. Тема 14.

Профориентационное
занятие

Профориентационное
занятие «Россия
добрая: узнаю о
профессиях на благо
общества» (сфера
социального развития,
туризма и
гостеприимства)

Профориентационное
занятие «Россия
креативная: узнаю
творческие
профессии» (сфера
культуры и искусства)

Профориентационный
сериал проекта «Билет
в будущее»(часть 1)

Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев,
обмен мнением,марафон профориентационных вопросов:
«Какая история вам была наиболее близка?»,
«Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные
предметы необходимы для данной специальности? И др.В рамках занятия
рекомендовано к просмотруи обсуждению 1-4 серии (на выбор),
посвященные следующим профессиям: начальник конструкторского
отдела компании
«ОДК-Авиадвигатели», владелец семейнойфермы «Российские
альпаки», шеф-повар
ресторана «Peshi», мастер-пожарный специализированной пожарноспасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот
авиакомпании «Аэрофлот – Российскиеавиалинии», полицейский-кинолог
Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на
метрополитене, инженер-технолог отдела анализа эффективности и

сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель
«Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории
нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных
технологий (НИЦ «Курчатовский институт»), мастер участка компании
«ОДК- Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского
комплекса синхротронно- нейтринных исследований (НИЦ
«Курчатовский институт»).

15. Тема 15.

Профориентационное
занятие

1

16. Тема 16.

Профориентационное
занятие

1

Профориентационный
сериал проекта «Билет
в будущее»(часть 2)

Профориентационное
занятие «Моё будущее
– Моя страна»

Просмотр профориентационного сериала, обсуждение историй героев,
обмен мнением,марафон профориентационных вопросов:
«Какая история вам была наиболее близка?»,
«Какие качества необходимы для этой профессии?», «Какие школьные
предметы необходимы для данной специальности? И др.В рамках занятия
рекомендовано к просмотруи обсуждению 5-8 серии (на выбор),
посвященные следующим профессиям: сварщик, методист в Музее
оптики, врач ЛФК
и спортивной медицины, реабилитолог, врач-педиатр Псковской областной
инфекционной больницы, основательница концепт-стора
«Палаты», основатель дома-музея «Этнодом»,сыровар на семейном
предприятии, оператор ЧПУ в «Лобаев Армс», учитель физики,
замдиректора школы «Экотех +», краевед, технолог, начальник бюро
окончательной сборки изделий машиностроительного завода
«Тонар», травматолог-ортопед, клиническийординатор.
Занятие завершающего цикла по профориентационной деятельности.
Анализ иосознание полученного опыт, обсуждение ключевых форматов
работы (просмотр видеосюжетов, игры, задания, онлайн-пробы,
диагностика и др.). Оценка индивидуальных достижений и
проектирование карьерных траекторий развития: построение
профессиональных планов, шагов для реализации, оценка готовности к
избраннойдеятельности и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».