матграм 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация Городского округа Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директор МАОУ СОШ
№4

________________________
руководитель ШМО
Терентьева О.М.
Протокол №1 от «04»
августа 2023 г.

________________________
Е. А. Нехай
Приказ №82 от «04»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
для обучающихся 5-9 классов

г. Верхний Тагил 2023

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса «Основы математической грамотности».
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного
курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности
школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической
информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может
быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт,
таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации
материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
умение находить и отбирать информацию;
производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Задачи курса:
1) образовательные:
 расширение представления об особенностях математических законов и формах их
применения на практике;
 развитие целостного взгляда на математику, как предмет связующий различные предметные
области;
 приобретение и расширения научных знаний о природе математики, её компонентах, основах
и направлениях её применения в реальной жизни;
2) воспитательные:
 формирование ценностного, уважительного и бережного отношения к природному и
культурному наследию России;
 расширение представлений о семейных ценностях, культурных и исторических традициях
народов России, формирование ценностного к ним отношения;
 воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания;
3) развивающие:
 формирование и дальнейшее развитие навыков работы с источниками информации (картинки,
графики, планы, снимки и т. д.)
 расширение кругозора;
 развитие памяти, внимательности;
 развитие навыков самостоятельной проектной, исследовательской и познавательной
деятельности.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Основы математической грамотности» будет реализован посредством внеурочной
деятельности.
Учебный курс «Основы математической грамотности» в 5 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч),
в 6 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 7 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 8
классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 9 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), из расчёта
0,5 часа в неделю на каждый год обучения.
Сроки реализации программы: 5 лет.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Решение практико – ориентированных задач будет способствовать развитии математической
грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии. В настоящее время существует
объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики.
Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и
уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня
компетентности:

Первый уровень - воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений,
характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в
знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических
объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и
технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами,
непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для
решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится
на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все
же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание
задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные
методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации
решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации,
описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать,
глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в
ней проблемы.
Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются
определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария,
интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка
алгоритма действий.
Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти
закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы математической грамотности»
1 . Метапредметные и предметные
5 класс
Уровень узнавания и
находит и извлекает
понимания
математическую
информацию в различном
контексте
6 класс

Уровень понимания и
применения

7 класс

Уровень анализа и синтеза

8 класс

9 класс

применяет математические
знания для решения разного
рода проблем

формулирует
математическую проблему
на основе анализа ситуации
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного
содержания интерпретирует
и оценивает математические
данные в
контексте лично значимой
ситуации
Уровень оценки (рефлексии) интерпретирует и оценивает
в рамках метапредметного
математические результаты
содержания
в контексте национальной
или
глобальной ситуации

2. Личностные - объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни);
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым
общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
На первом уровне учащийся имеет представление:
 о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
 о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и
недостатках;
 о конфликтах и способах их разрешения;
 об основных моделях коммуникативного поведения;
 о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и
др.;
На втором уровне
 соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы
поведения;
 умеет анализировать поступки свои и других людей ;
 способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
 владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в
разных жизненных ситуациях;
 адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и
т.д.
Содержание учебного курса « Основы математической грамотности »
5 КЛАСС
- Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
- Сюжетные задачи, решаемые с конца.
- Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
- Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
- Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на
разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
- Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.
- Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
6 КЛАСС
- Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
- Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
- Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа.
- Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
- Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
- Графы и их применение в решении задач.
- Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на
клетчатой бумаге, конструирование.
- Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
- вычисление вероятности.
7 КЛАСС
- Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
- Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического содержания.
- Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
- Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

- Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы.
- Решение геометрических задач исследовательского характера.
8 КЛАСС
- Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
- Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
- Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
- Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника, относительное расположение, равенство.
- Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
- Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
- Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
- Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
9 КЛАСС
-Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
-Задачи с лишними данными.
-Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел,
изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
-Решение стереометрических задач.
- Вероятностные, статистические явления и зависимости. тестирование.
Тематическое планирование курса «Основы математической грамотности»
5 КЛАСС
№

Тема учебного занятия

1

Применение чисел и действий над ними.
Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о мудрецах», o лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические
фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и составление
модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных
частиц до Вселенной) длительность процессов
окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Тестирование
Всего: 17

2
3
4
5

6

7
8

Количество часов
теория
практика
1
1
2
2
1

2

1

2

1

2

3

2
14

6 класс
№

Тема учебного занятия

1

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение
пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение
на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.

2

3

4
5
6

Количество часов
теория
практика
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

8

9

Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
Тестирование
Всего: 17

1

1

1

1

7

2
10

7 класс
№

Тема учебного занятия

1

Арифметические и алгебраические выражения: свойства
операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью
линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практического содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющее основание
многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной
форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского
характера.
Тестирование
Всего: 17

2
3
4

5
6
7

8
9

Количество часов
теория
практика
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

7

2
10

8 класс
№

Тема учебного занятия

1

Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические
методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, (соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение
фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Тестирование
Всего: 17

2
3
4

5
6
7
8
9

Количество часов
теория
практика
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1
9

9 класс
№

Тема учебного занятия

1

Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.
Задачи с лишними данными.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел, изяществом

2
3

Количество часов
теория
практика
1
2
1
1

2
2

4
5
6

вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности
результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Тестирование
Всего: 17

1
1
5

2
2
2
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».