МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Администрация Городского округа Верхний Тагил МАОУ СОШ № 4 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО директор МАОУ СОШ №4 ________________________ руководитель ШМО Терентьева О.М. Протокол №1 от «04» августа 2023 г. ________________________ Е. А. Нехай Приказ №82 от «04» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 5-9 классов г. Верхний Тагил 2023 Пояснительная записка. Общая характеристика учебного курса «Основы математической грамотности». В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно. Задачи курса: 1) образовательные: расширение представления об особенностях математических законов и формах их применения на практике; развитие целостного взгляда на математику, как предмет связующий различные предметные области; приобретение и расширения научных знаний о природе математики, её компонентах, основах и направлениях её применения в реальной жизни; 2) воспитательные: формирование ценностного, уважительного и бережного отношения к природному и культурному наследию России; расширение представлений о семейных ценностях, культурных и исторических традициях народов России, формирование ценностного к ним отношения; воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания; 3) развивающие: формирование и дальнейшее развитие навыков работы с источниками информации (картинки, графики, планы, снимки и т. д.) расширение кругозора; развитие памяти, внимательности; развитие навыков самостоятельной проектной, исследовательской и познавательной деятельности. Место курса в учебном плане Учебный курс «Основы математической грамотности» будет реализован посредством внеурочной деятельности. Учебный курс «Основы математической грамотности» в 5 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 6 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 7 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 8 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), в 9 классе рассчитан на 1 год обучения (17 ч), из расчёта 0,5 часа в неделю на каждый год обучения. Сроки реализации программы: 5 лет. Ценностные ориентиры содержания учебного курса Решение практико – ориентированных задач будет способствовать развитии математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии. В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся: Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три уровня компетентности: Первый уровень - воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы математической грамотности» 1 . Метапредметные и предметные 5 класс Уровень узнавания и находит и извлекает понимания математическую информацию в различном контексте 6 класс Уровень понимания и применения 7 класс Уровень анализа и синтеза 8 класс 9 класс применяет математические знания для решения разного рода проблем формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации Уровень оценки (рефлексии) интерпретирует и оценивает в рамках метапредметного математические результаты содержания в контексте национальной или глобальной ситуации 2. Личностные - объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Воспитательные результаты внеурочной деятельности Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни); Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом); На первом уровне учащийся имеет представление: о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения; об основных моделях коммуникативного поведения; о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; На втором уровне соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения; умеет анализировать поступки свои и других людей ; способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д. Содержание учебного курса « Основы математической грамотности » 5 КЛАСС - Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. - Сюжетные задачи, решаемые с конца. - Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. - Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. - Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. - Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. - Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 6 КЛАСС - Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. - Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. - Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. - Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). - Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. - Графы и их применение в решении задач. - Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. - Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, - вычисление вероятности. 7 КЛАСС - Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. - Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. - Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. - Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. - Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. - Решение геометрических задач исследовательского характера. 8 КЛАСС - Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. - Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. - Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. - Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. - Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. - Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. - Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. - Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. 9 КЛАСС -Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. -Задачи с лишними данными. -Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. -Решение стереометрических задач. - Вероятностные, статистические явления и зависимости. тестирование. Тематическое планирование курса «Основы математической грамотности» 5 КЛАСС № Тема учебного занятия 1 Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Тестирование Всего: 17 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов теория практика 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 3 2 14 6 класс № Тема учебного занятия 1 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. 2 3 4 5 6 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 9 Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Тестирование Всего: 17 1 1 1 1 7 2 10 7 класс № Тема учебного занятия 1 Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Тестирование Всего: 17 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 2 10 8 класс № Тема учебного занятия 1 Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, (соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Тестирование Всего: 17 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 9 9 класс № Тема учебного занятия 1 Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом 2 3 Количество часов теория практика 1 2 1 1 2 2 4 5 6 вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Тестирование Всего: 17 1 1 5 2 2 2 12