Рабочая программа Основы программирования 2023 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

директором МАОУ
СОШ №4

________________________
руководитель ШМО
Терентьева О.М.
Протокол №1
от «4» августа 2023 г.

________________________
Нехай Елена
Александровна
Протокол №82
от «4» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы программирования»
для обучающихся 8 классов

Верхний Тагил 2023

Рабочая программа Основы программирования рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю).
В настоящее время очевидна роль информатики в формировании
современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных
понятий и законов. Информатика имеет очень большое число
междисциплинарных связей. Изучение предмета ведет к пониманию
многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в экономике,
социологии, логистике, лингвистике, биологии, медицине, технике,
планировании, управлении и др.). Современная информатика представляет
собой методическую дисциплину, в которой сформировался язык, общий для
многих научных областей.
В рамках программы, отводимых в базовом курсе информатики на
алгоритмизацию и программирование, овладение основами программирования
на современных алгоритмических языках не представляется возможным. Но
количество ребят, у которых возникает интерес к изучению программирования,
становится всё больше.
Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и
аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за
основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с
максимальным использованием компьютера на занятиях. Кроме того, данный
курс поможет учащимся, выбравшим предмет “Информатика” для сдачи
экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков
программирования.

Программа ориентирована на обучающихся 8 класса. Программа работы рассчитана
на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения
программы – 12 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.
Цель программы:






научить учащихся программировать в среде КуМир (комплект учебных
миров).
формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его
для оформления результатов своей деятельности и решения практических
задач;
подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в
условиях технологически развитого общества;
раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки
информации разной структуры с помощью офисных программ.

Задачи программы:
- показать практическую значимость использования программирования для
наглядного представления решения задач в различных областях
жизнедеятельности человека;
- научить учащихся основам программирования с использованием системы
программирования КуМир;
- научить составлению и оформлению программ в соответствии с
нормативными требованиями языка программирования;
- содействовать развитию общей информационной культуры как одного из
аспектов будущей профессиональной деятельности;
- развивать логическое и аналитическое мышление школьников.
- формирование умений моделирования и применения компьютера в разных
предметных областях;
- формирование умений и навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные образовательные результаты:
1. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
2. готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
3. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
4. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область
информационных процессов в живой природе, обществе, технике как
одну из важнейших областей современной действительности;
5. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
6. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
7. способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
8. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по данному курсу при освоении смежных дисциплин и в
сфере профессиональной деятельности;
о направлениях развития программного обеспечения вычислительной
техники;
знать:
принципы построения алгоритмов;
типы исполнителей, СКИ и базовые конструкции языка КуМир;
основные приемы программирования;
уметь:
составлять простые алгоритмические конструкции;
составлять программы на алгоритмическом языке для формальных
исполнителей.

Содержание курса внеурочной деятельности
Представленная в программе система работы
внедрение новых технологий, нестандартных форм
деятельности, повысить учебную мотивацию
компьютерных и мультимедийных технологий
эффективность работы по воспитанию интереса детей.

позволяет осуществить
работы во внеурочной
детей. Использование
значительно повысит

Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему
открытие целостной картины мира, развитие мотивации к познанию нового.
Программа составлена с учетом интересов учащихся к занятием по
программированию для этого на школьные компьютеры были установлена новая
программа «Кумир». Она построена таким образом, чтобы в процессе
воспитания и привития интереса к компьютерному программированию,
осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную
и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию
умений выражать свои мысли, через создания личных авторских программ,
изменения и внесения личных компонентов в готовую программу. Актуализация
деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
коллективная и творческая работа, работа в парах и «тьютеркое» наставничество.

Календарно - тематическое планирование
№

Дата по
плану

1

1 неделя

2

2 неделя

3

3 неделя

4
5

4 неделя
5 неделя

6

6 неделя

7

7 неделя

8

8 неделя

9

9 неделя

10

10 неделя

11

11 неделя

12

12 неделя

13

13 неделя

14

14 неделя

Дата по
факту

Тема урока
Цели изучения курса «Программирование в среде
КуМир». Техника безопасности и организация рабочего
места. Установка программы «КуМир».
Алгоритм как модель деятельности исполнителей
в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы
записи алгоритмов в среде КуМир.
Программа в среде КуМир. Исполнители в
программе «Кумир»
Исполнитель «Чертёжник», СКИ исполнителя.
Понятие координатной плоскости.
Написания программ для букв «А», «Д», «М», «Ж».
Составления программ рисования фигур, с заданной
координатой одной вершины.
Составления программ рисования фигур, с
заданными координатами точек вершин лежащих на осях
координат.
Составления программ сложных фигур состоящих
из нескольких геометрических фигур по образцу.
Исполнитель «Рисователь», СКИ исполнителя.
Среда обитания исполнителя. Система
координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и
толщина линий. Заливка фигур.
Разработка и исполнение программ создания
различных цветных изображений для исполнителя
Рисователь в среде КуМир.
Штриховка. Разработка и исполнение программ создания
различных изображений с помощью штриховки для
исполнителя Рисователь в среде КуМир. Рекурсия.
Рекурсивные объекты в среде КуМир. Разработка и
исполнение программ создания изображений для
исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием
рекурсивных объектов.
Разработка и исполнение программ создания своих
изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир
Анимация. Разработка и исполнение программ создания
анимационных изображений для
исполнителя Рисователь в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ создания своих
анимационных изображений для исполнителя
Рисователь в среде КуМир.
Разработка и исполнение программ создания
областей, закрашенных точками разного цвета для
исполнителя Рисователь в среде КуМир.
Разработка и исполнение простейших программ в
среде КуМир для исполнителя «Чертёжник».

Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир.
СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в
среде КуМир.
Разработка и исполнение линейных программ для
Робота в среде КуМир.
Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир.
Условный оператор.

15

15 неделя

16

16 неделя

17

17 неделя

18

18 неделя

19

19 неделя

20

20 неделя

21

21 неделя

22

22 неделя

Практическая работа № 5. Разработка и исполнение
разветвляющихся программ с использованием условных
операторов в среде КуМир
Сложные условия в среде КуМир. Логические
отношения и операции. Порядок выполненияопераций.
Разработка и исполнение разветвляющихся
программ с использованием сложных условных
операторов в среде КуМир
Разработка и исполнение разветвляющихся
программ с использованием сложных условных операторов
для исполнителя Робот в среде КуМир
Циклические алгоритмы в среде КуМир.

23

23 неделя

Оператор цикла с условием. Зацикливание программ.

24

24 неделя

25

25 неделя

26

26 неделя

27

27 неделя

28

28 неделя

29

29 неделя

30

30 неделя

31

31 неделя

32

32 неделя

33

33 неделя

Разработка и исполнение разветвляющихся
программ с использованием сложных условных операторов
для исполнителя Робот в среде КуМир
Разработка и исполнение с использованием цикла с
условием в среде КуМир
Разработка и исполнение программ с использованием
оператора цикла с условием для
исполнителя Робот в среде КуМир
Разработка и исполнение программ для
методического пособия Робот в среде КуМир
Разработка и исполнение программ для
методического пособия Робот в среде КуМир
Разработка и исполнение программ для
методического пособия исполнитель
Рисователь в среде КуМир
Разработка и исполнение программ для
методического пособия исполнитель
Рисователь в среде КуМир
Разработка и исполнение программ для
методического пособия исполнитель «Чертёжник» в среде
КуМир.
Разработка и исполнение программ для
методического пособия исполнитель «Чертёжник» в среде
КуМир.
«Проба пера». Сбор и монтирование методического
пособия «Задачник по
программированию в среде Кумир»

34

34 неделя

Защита методического пособия «Задачник»

Материально-техническое и
учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
Перечень материально-технического обеспечения
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в
наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу
и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает:
уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся
представлять результаты своей работы всему классу, эффективность
организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и
созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений
необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень
желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение
к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам,
позволяет вести переписку с другими школами.
Документ-камера позволяют получить и транслировать в режиме реального
времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том
числе и трехмерных. Изображение, полученное с помощью документкамеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора,
передано
через Интернет,
спроецировано
на
экран
посредством мультимедиапроектора.
Устройства вывода звуковой информации
индивидуальной работы со звуковой информацией.

–

наушники

для

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства
аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат;– дают возможность непосредственно включать в учебный
процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с
наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
учащегося.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся
освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления
(обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями
информатики.
Перечень используемых в курсе компьютерных программ
Операционная система Windows 7.
Офисное приложение Microsoft Office 2010.
Система программирования КуМир.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и
вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений.
2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ
алгоритмизации на базе системы КуМир. http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200901701
3. Прищепа Т.А.Преподавание программирования в среде
КуМир http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html
4.Практикумы в КуМир. К.Ю.
Поляков. http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf
Интернет-ресурсы
1. www.festival.-1september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых
уроков»
2. www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
3. www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики.
4. http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на
уроках.
5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/)
6. Сайт НИИСИ РАН https://www.niisi.ru/kumir/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».