Многообразие растений

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
администрация го Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 4
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
Шехмометьева Ирина Альбертовна
Протокол №1
от «4» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №4
________________________
Нехай Елена Александровна
Приказ №82
от «4» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Многообразие растений» (Базовый уровень)
для обучающихся 7 класс

го Верхний Тагил
2023-2024

Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, программы основного общего образования по биологии.
Цели курса
• получение знаний о живой природе, осознание жизни как наивысшей ценности, воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к
природной среде;
• дать представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации;
• овладение умениям и применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы:
•работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и
окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственном организму, здоровью других людей;
•познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
Задачи курса:
• формирование целостной научной картины мира;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
• приобщить к терминологическому языку и сформировать первые пространственные представления
об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты.
Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному
получению знаний.
В результате освоения данного курса учащиеся должны будут овладевать универсальными
учебными действиями:
-работать с различными источниками информации,
- выделять главное
- составлять конспект,
-таблицу, схему,
-сравнивать, анализировать,
-обобщать, -применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам
текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и
практических работ.

Планируемые результаты:
Изучение курса биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
воспитание российской гражданской идентичности :патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровье- сберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и
образу жизни других народов;
толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях
и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения
семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования,
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметными результатами освоения элективного курса по биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной
организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе,
родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки;
наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных
экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
1.

Систематические группы растений

Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного
мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны (категории)
систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития
систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные
зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных
водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность.
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и
жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно
увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён.
Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его
переработки в хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая
характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами.
Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в
образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их
разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на
примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и
жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их
господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.
Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору
учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень,
если они являются наиболее распространёнными в данном регионе). Характерные признаки семейств
класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или
Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или
Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные
представители семейств, их использование человеком.
Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые),
Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые)
на гербарных и натуральных образцах.
Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений
или определительных карточек.
2.

Развитие растительного мира на Земле

Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных
остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые
наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных
систематических групп. Вымершие растения.

3.

Растения в природных сообществах

Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет,
температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное
воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи
растений между собой и с другими организмами.
Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения.
Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного
сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон
Земли. Флора.
4.

Растения и человек

Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных
растений. Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодовоягодные, полевые. Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы,
ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана растительного мира. Восстановление
численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная
книга России. Меры сохранения растительного мира.
5.

Грибы. Лишайники. Бактерии

Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение.
Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение
шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание
шляпочных грибов (шампиньоны).
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни
человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие).
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья,
фитофтора, трутовик и другие). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение
лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка.
Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в
природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).

7 КЛАСС
Наименование разделов и тем
программы

№ п/п

Всего
часов

1

Систематические группы растений

19

2

Развитие растительного мира на
Земле

2

3

Растения в природных сообществах

3

4

Растения и человек

3

5

Грибы. Лишайники. Бактерии

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416720

34

7 КЛАСС
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Ботаника – наука о растениях
Классификация растений
Систематика и многообразие водорослей
Значение водорослей в природе и жизни человека
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое.
Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление.
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения».
Многообразие мхов.
Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники
Лист, стебель, сосуды и корень, их значение в наземных условиях.
Значение папоротникообразных в природе и жизни человека
Происхождение и особенности организации голосеменных.
Многообразие голосеменных. Хвойные растения своей местности.
Жизненные формы покрытосеменных растений
Систематика отдела Покрытосеменные.
Характеристика семейства класса двудольных Капустных
(крестоцветных), Розоцветных.
Характеристика семейства класса двудольных Пасленовых,
Бобовых
Характеристика семейства класса двудольных Сложноцветные
Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и
лилейных.
Наиболее распространённые растения нашей местности

дата

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
34

Этапы развития наземных растений основных систематических групп
Фитоценозы - растительные сообщества.
Растительные сообщества, их структура
Многообразие фитоценозов. Биоценозы.
Значение растений в жизни планеты и человека
Эстетическое значение растений в жизни человека
Методы и средства охраны природы.
Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий.
Болезнетворные бактерии
Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов.
Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение,
развитие.
Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами
Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
Обобщение и повторение
34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК
(учебно-методических комплексов) по биологии 7 класс.
Основная учебно-методическая литература: Биология: 7-й класс: базовый уровень: учебник, 7
класс/ Пасечник В. В., Суматохин С. В
http://bio.1september.ru
http://college.ru/biologiya/https://infourok.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-biologiya-klass
http://files.school-collection.edu.ru
http://www.eco.nw.ru
http://www.sbio.info
http://www.darwin.museum.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».